Пост. Шарх Булуг Аль Марам. Вопросы 1877-1881.
https://youtu.be/uuJroq4jX_E
Рассматриваемые вопросы в уроке:
· 1877 Что должны делать пожилые люди, не способные держать уразу.
· 1878 Если согласиться с решением о кормлении бедняка пожилыми людьми, то какой объем кормления.
· 1879 Если пожилой человек беден и не способен кормить бедняка, спадает ли с него эта обязанность.
· 1880 Если неспособный держать уразу все-таки продержал ее, должен ли он еще и кормить бедняка.
· 1881 Если состояние старика улучшилось, обязан ли он возмещать пропущенные ранее дни рамадана.
Хадис 656. Передают, что Ибн ‘Аббас, да будет всевышний Аллах доволен им и его отцом, рассказывал, что старому человеку было позволено не соблюдать пост и не возмещать его, но было велено накормить по одному бедняку за каждый пропущенный день.Этот хадис передали ад-Даракутни и аль-Хаким, и оба назвали его достоверным.
Говорит шейх Мухаммад ибн Хизам этот хадис является достоверным приводит его Ад-Даракъутни, а также аль Хаким. оба они приводят его по дороге Мухаммада ибн Абдуля ар-Ракъаши, говорят рассказал нам Угъейб от Халида аль Хаза от Икримы от ибн Аббаса и иснад этого сообщения является достоверным, все его передатчики являются передатчиками двух сборников, то есть Бухари и Муслима. Отсюда, что ты понимаешь из этого хадиса ибн Аббаса о том, что пожилой человек, который не способен держать уразу или ему тяжело держать уразу, здесь пришло то, что он может разговляться и за этот свой день разговения он должен накормить одного бедняка, и потом если его состояние улучшится он не должен этот день возмещать так приходит в этих словах от ибн Аббаса.
А тем, которые способны поститься с трудом, следует во искупление накормить бедняка
–Муаз (да будет доволен им Аллах) сказал: «В начале тот, кто желал постился,
а кто не хотел не постился и кормил за каждый пропущенный день бедняка».
Также передаёт аль-Бухари от Саламы ибн аль-Акуа’а о том, что он сказал:
«Когда был ниспослан аят: ﴿وَعَلَى الَّذِينَ يُطِيقُونَهُ فِدْيَةٌ طَعَامُ مِسْكِينٍ﴾
А тем, которые способны поститься с трудом,
Следует во искупление накормить бедняка
– тот, кто не желал поститься кормил бедняка (фидья),
пока не был ниспослан аят после него, который аннулировал предыдущий».
Ас-Судди передаёт от Абдуллы, что он сказал по поводу слова Аллаха:
﴿وَعَلَى الَّذِينَ يُطِيقُونَهُ فِدْيَةٌ طَعَامُ مِسْكِينٍ﴾ А тем, которые способны поститься с трудом,
следует во искупление накормить бедняка –т.е. находили пост затруднительным. Ранее тот, кто желал, постился, а тот, кто затруднялся поститься кормил бедняка.
﴿فَمَن تَطَوَّعَ خَيْرًا﴾ А если кто добровольно совершает доброе дело
– . тот кто накормит ещё одного бедняка:
﴿فَهُوَ خَيْرٌ لَّهُ وَأَن تَصُومُواْ خَيْرٌ لَّكُمْ﴾ То тем лучше для него. Но вам лучше поститься
– так они и делали, пока действие этого аята не было аннулировано аятом:
﴿فَمَن شَهِدَ مِنكُمُ الشَّهْرَ فَلْيَصُمْهُ﴾ из вас, кого застанет этот месяц, должен поститься. (2:185)
Аль-Бухари передаёт, что Ата слышал, как ибн Аббас читал:
﴿وَعَلَى الَّذِينَ يُطِيقُونَهُ فِدْيَةٌ طَعَامُ مِسْكِينٍ﴾
А тем, которые способны поститься с трудом,
Следует во искупление накормить бедняка
–затем ибн Аббас сказал: «Действие этого аята не аннулировано,
здесь речь идёт о дряхлом старце или старушке, которые не могут поститься,
и вместо этого должны кормить по бедняку (фидья) за день поста».
Также передаёт Саид ибн Джубайр от ибн Аббаса и других праведных предков, кто комментировал аят. В другом повествовании ибн Аббас всё же считает, что аят был аннулирован в общем, но он отстался действительным для стариков и немощных,
которые не могут поститься, и за это они должны выплачивать фидья (эквивалент стоимости еды одного человека). Т.е. аят на самом деле был отменён аятом:
﴿فَمَن شَهِدَ مِنكُمُ الشَّهْرَ فَلْيَصُمْهُ﴾из вас, кого застанет этот месяц, должен поститься. (2:185)
﴿وَعَلَى الَّذِينَ يُطِيقُونَهُ﴾ А тем, которые способны поститься с трудом
– испытывают трудности при посте. Это мнение ибн Масуда
и других праведных предков. Этого же мнения придерживался аль-Бухари,
который передал от Анаса, что тот сказал: «Если старец не мог держать пост многие годы, то ему следует кормить по одному бедняку год или два года хлебом и мясом».
Также Абу Яля аль-Маусули приводит в своём «аль-Маснаде» повествование от Айуба ибн Аби Тамима о том, что Анас ибн Малик так ослабел, что стал неспособным поститься. Он приготовил котёл сарида (похлёбка с кусками хлеба и мяса)пригласил тридцать бедняков и накормил их.Это же правило применимо к беременным и кормящим женщинам, которые боятся за своё здоровье и здоровье зародышей и детей. Однако в этом вопросе есть разногласие среди учёных. Так некоторые считают, что они должны выплачивать фидья и восполнять пост позже. Другие считают, что им следует лишь выплачивать фидья, но восполнять пост не обязательно. Третьи считают, что они могут не поститься, и им не обязательно выплачивать фидья и восполнять пост.
Эти вопросы мы рассмотрели в отдельной книге о посте.
…………………………………………………………………………..
Слова абдуРрахмаана Ас Саади из тафсира к аяту 184 суры Бакара: «Затем Всевышний Аллах позволил вместо соблюдения поста накормить за каждый пропущенный день одного бедняка. Это предписание оставалось в силе короткое время, когда Всевышний Аллах только ниспослал повеление соблюдать пост. Пост был настолько непривычен для мусульман, что категорическое повеление поститься могло стать обременительным для многих людей, и поэтому премудрый Господь пожелал постепенно подготовить Своих рабов к более тяжелому предписанию и позволил им самостоятельно делать выбор между соблюдением поста и кормлением бедняка, но подчеркнул, что для них будет лучше поститься. Впоследствии Аллах повелел соблюдать пост в обязательном порядке каждому, кто способен поститься, и позволил разговляться и возмещать пропущенный пост каждому, кто испытывает временные трудности.
Существует мнение, что этот аят распространяется только на пожилых старцев и других людей, которые не способны перенести тяготы поста. Такие люди обязаны во искупление пропущенного поста накормить одного бедняка за каждый пропущенный день. Это мнение также является достоверным.».
_____________________-
Кто прав Аллаху алим. Но мне (Арслану) лично видеться что мнение ибн Аббаса более близкое к истине, так как он сподвижник во вторых из его слов понимается что это не его иджтихад, также то что Руслан перевел из слов Мухаммада ибн Хизама там не упомянуто мнение сподвижников противоречащее мнению ибн Аббаса, и также есть поступок Анаса ибн Малика, и просто взять и откинут тут слова ибн Аббаса не получится. Поэтому этот вопрос нуждается в более подробном разборе. А мусульманам советую взять слова ибн Аббаса и кормить бедняка за каждый пропущенный день, что касается слов ибн Хазма что на имущество не накладывается ни чего кроме того чем обязал Аллах эти слова правильные, однако ибн Аббас прекрасней всех ученых после него знал это, так как он был знатоком Корана, но не смотря на это обязал мусульман которые из-за старости не могут держать пост, кормить бедняка, причем сказал, что это установлено что указывает на то, что это не его иджтихад, а постановление шариата, а Аллаху ведомо лучше. И на это мнение большинство ученых так что сердца могут быть спокойны. Хоть и большинство не является доводом однако у этого большинства есть крепкая основа понимание сподвижников. А раз мы говорим, что надо следовать Корану и Сунне в понимание сподвижников то вот оно и понимание сподвижников. [Конец примечания].
Если неспособный держать уразу все-таки продержал ее, должен ли он еще и кормить бедняка.
https://youtu.be/YiNZh1fGHz0
Следующий вопрос: Если человек, которому сложно держать уразу, все-таки продержал, должен ли он кормить бедняка взамен этого дня. Например, старику сложно держать уразу, но он все-таки продержал уразу, должен ли он кормить бедняка. Говорит ан Навави: «Ученые единогласны в том, что человек все-таки продержал уразу. То он не обязан никого кормить, и это касается как мужчин и женщин, т.е. обоих пожилых людей и это единогласное мнение в этом вопросе». То есть те, кто обязывает старика кормить бедняка, если он не держал уразу, зачем они его этому обязывают. Взамен того, что он разговляется в этот день, раз разговляется, то будь добр накормит бедняка, так они говорят. Говорят, а если он не разговлялся, то спадает с него ответственность кормить бедняка, и это единогласно среди обладателей знания.
Пост. Шарх Булуг Аль Марам. Вопросы 1877-1881.
https://youtu.be/uuJroq4jX_E
Рассматриваемые вопросы в уроке:
· 1877 Что должны делать пожилые люди, не способные держать уразу.
· 1878 Если согласиться с решением о кормлении бедняка пожилыми людьми, то какой объем кормления.
· 1879 Если пожилой человек беден и не способен кормить бедняка, спадает ли с него эта обязанность.
· 1880 Если неспособный держать уразу все-таки продержал ее, должен ли он еще и кормить бедняка.
· 1881 Если состояние старика улучшилось, обязан ли он возмещать пропущенные ранее дни рамадана.
Хадис 656. Передают, что Ибн ‘Аббас, да будет всевышний Аллах доволен им и его отцом, рассказывал, что старому человеку было позволено не соблюдать пост и не возмещать его, но было велено накормить по одному бедняку за каждый пропущенный день.Этот хадис передали ад-Даракутни и аль-Хаким, и оба назвали его достоверным.
Говорит шейх Мухаммад ибн Хизам этот хадис является достоверным приводит его Ад-Даракъутни, а также аль Хаким. оба они приводят его по дороге Мухаммада ибн Абдуля ар-Ракъаши, говорят рассказал нам Угъейб от Халида аль Хаза от Икримы от ибн Аббаса и иснад этого сообщения является достоверным, все его передатчики являются передатчиками двух сборников, то есть Бухари и Муслима. Отсюда, что ты понимаешь из этого хадиса ибн Аббаса о том, что пожилой человек, который не способен держать уразу или ему тяжело держать уразу, здесь пришло то, что он может разговляться и за этот свой день разговения он должен накормить одного бедняка, и потом если его состояние улучшится он не должен этот день возмещать так приходит в этих словах от ибн Аббаса.
Что должны делать пожилые люди, не способные держать уразу
https://youtu.be/cYTKRpevnW8
Пожилой человек и пожилая женщина, которые не способны держать уразу, как они должны поступать, могут ли они разговляться и при этом кого-нибудь накормить или же они могут разговляться и при этом не обязаны никого кормить, вот этот вопрос, который рассматривается здесь. При этом под понятием не способны держать уразу имеется ввиду не способны абсолютно или способны, но если они продержат уразу это принесет вред их организму, то есть бывают люди способные держать уразу, но после это бывают дурные последствия в их организме, как например сахарный диабет и тому подобные болезни. Так вот относительно таких пожилых людей, как они должны поступать. Во-первых, сразу несколько ученых передали единогласное мнение, что старик и пожилая женщина могут разговляться в месяц Рамадан и то, что они не должны возмещать этот день после месяца Рамадан. Почему не должны возмещать? Потому что с истечением месяца Рамадан их старость никуда не уйдет. Старость отличается от болезни тем, что если человек болел и разговелся в месяц Рамадан, то после Рамадана он выздоровеет (ин шаа Аллах) и продержит этот день или за этот день заново. А что касается старика и пожилой женщины, то они не держат уразу от того, что описывается старостью и эта старость никуда не девается после месяца Рамадан, более того добавляется старости, поэтому они не должны возмещать этот день. Единогласное мнение об этом передали множество ученых, как например ибн Мунзир, а также ибн Бар, а также аль Куртуби и ан Навави. Что касается остального, то ученые разногласили. Если они разговелись, то обязаны ли они накормить бедняка за этот день или нет?
Первое мнение в этом вопросе то, что они обязаны накормить за этот день одного бедняка, то есть старик одного бедняка кормит и бабушка тоже одного бедняка кормит и это мнение большинства ученых, из них имам аш Шафии а так же Ахмад, Исхак, абу Ханифа и что касается сподвижников, то этого мнения придерживается Анас ибн Малик, а так же ибн Аббас, а также ибну Ссаид, а также абу Хурейра и все асары от них достоверны о том, что действительно придерживались этого мнения. Что касается асара от Анас ибн Малика, то его привел имам аль Бухари в своем достовернм сборнике в подвешенном виде до хадиса 4505 так и привел его в полноценном виде аль Байхакъи с достоверным иснадом, а так же Ибн Хумайд как об этом указано в книге фатхуль бари . Что касается асара от ибн Аббаса приводит его АбдуРразакъ а так же Ат Табари с достоверными иснадами от ибн Аббаса. Что касается асара от Къайса ибну Ссаиба, то его приводит аль Байхакъи с хорошим иснадом. Что касается асара Абу Хурейры то его так же приводят аль Байхакъи с иснадом достоверным. Что касается Къайса ибну Сайба и Абу Хурайры, то они дали фетву по этому поводу, что касается Анас ибн Малика, то это взято из его действия, то есть он так поступал, когда был пожилым не держал уразу и за этот день кормил одного бедняка, то есть это первое мнение в вопросе. Что касается табиинов то это, мнение Икримы, Саид ибну Мусейиба, Ата ибн Аби Рабаха , Катады, Саида ибну Джубейра и других. Какие доводы они привели за это свое мнение, первое чтение ибну Аббаса которое отличается от чтения известного всем, то есть как мы читаем: «А те которые способны держать уразу, но ее не держат, то они должны взамен этого накормить одного бедняка», так было в начале ислама . В начале ислама держать уразу в месяц рамадан было не обязательно. Если он хотел разговеться он мог разговеться, но за это должен был накормить одного бедняка. При этом нет разницы может он держать уразу или нет. Человек может держать уразу, но не хочет. Если не хочет может не держать и накормить за это бедняка это было в начале ислама. Так вот ибну Аббас читал этот аят по другому он читал его: «А что касается тех которые могут держат уразу с трудом, то они могут разговеться и при этом выплатить еду одному бедняку».Поэтому сказали, чтобы объединить эти два чтения, чтение известные всем и чтение ибн Аббаса нужно понимать известный всем аят, что под словом, те которые способны держать уразу с трудом могут разговеться и что за этот день должны накормить бедняка. Отсюда что получилось. Сказали старик и старуха из тех которые держат уразу с трудом, поэтому они могут разговеться и должны накормить одного бедняка в замен этого дня.
Говорит, что бы 2 чтения этого аята не противоречили друг другу в смысле нужно понимать известный аят то, как его преподносил ибн Аббас. Второй довод в этом вопросе были слова Всевышнего, известное чтение теперь:«А те, которые способны держать уразу могут разговеться так, но в замен этого должны накормить одного бедняка»
[Примечание редактора стенограммы]: Разбор этого аята есть вдругой лекции Руслана «Насих Мансух» послушаете здесь ее: https://youtu.be/RdzPCTlHeHE [Конец примечания].
Сказал ибн Усеймин, как берется из этого аята, что если человек разговеться, то он должен накормить бедняка. То, что Всевышний Аллах установил кормление в противовес уразе того, кто ее способен держать. Если ты способен держать уразу, но не держишь, то тогда будь добр накорми бедняка. Так было в начале ислама, т.е. пусть никто не подумает, что сегодня такое можно делать, если не хочешь держать уразу, то не держишь и кормишь одного бедняка, такое сегодня не пойдет. А если он не способен держать уразу. Шейх Усеймин говорит соответственно остается то, что узаконено в противовес, т.е. остается это фидь, т.е. если ты не способен держать уразу ,то хорошо не держи, но накорми бедняка. И это понимание этого аята говорит о глубоком понимании этого аята ибн Аббаса. Очевидно, что не приходит в этом аяте про пожилых людей, но ибн Аббас вывел из этого аята это постановление но на самом деле нужно указать на то, что вероятно что ибн Аббас вынес такое постановление и придерживался его такого мнения не из за того, что он увидел этот довод в этом аяте, но из-за его чтение… он читал этот аят так и соответственно из этого же своего чтения вывел постановление что пожилые люди держат уразу с трудом и поэтому они могут разговеться и накормить бедняка. К нам дальше придут ответы и разъяснения по этому вопросу. Говорит … потому что человек который прочитает этот аят. В этом аяте нет ничего про тех которые не способны держать уразу, наоборот там идет речь о тех, кто способны держать уразу, это то как ибн Аббас вывел из этого аята это постановление. Поэтому говорят тот который не способен держать уразу такой не способностью которой уже к нему не вернется то есть никогда не станет способным то есть старый человек, его старость никуда не уйдет не заменится молодостью, а раз он не способен продержать уразу и эта не способность не уйдет от него, то он может разговеться и за каждый день накормить одного бедняка. Говорит шейх Мухаммад ибн Хизам, что шейх ибн Усеймин имеет в ввиду что внешний смысл этого аята указывает на то , что если человек может держать уразу, то он был не обязан это делать, но мог выбрать либо держать уразу, либо не держать, но в замен этого накормить бедняка и дело действительно так и обстояло в начале ислама, потому что пришло в книгах Бухари и Муслима со слов Саляма ибн Аква который сказал когда были ниспосланы слова Всевышнего: «а те которые способны держать уразу, могут ее не держать но в замен этого должен накормить бедняка».Кто хотел разговлялся и кормил бедняка, а кто хотел держал уразу и бедняка не кормил. Пока не был ниспослан следующий аят, который отменил постановление этого аята говорит шейх Мухаммад ибн Хизам. Здесь Саляма ибн Аква говорит слова Всевышнего, если кто-то из вас застиг этот месяц, пусть постится в нем это то, что пришло в начале ислама Всевышний Аллах узаконил уразу в месяц Рамазан. Но если кто-то не хочет держать уразу то пусть разговляется и кормит одного бедняка но потом это постановление аннулировано было аятом: «если кто то из вас застиг этот месяц пусть постится в нем», все пришел приказ об уразе и то, что нельзя этого приказа ослушиваться и нельзя кормить бедняка, если ты способен держать уразу и никому нельзя разговляться, как это пришло явно в риваяте от имама Муслима и мнение о том, что этот аят отменен, так же пришло от ибн Умара, как на это указывается в Бухари.
Значит, подведем итог первый довод этой стороны на чем заключается? Во-первых, мнение какое «что человек пожилой мужчина или женщина разговляется и уразу не держат, потому что не способны держать уразу, но вместо этого должны накормить бедняка», не просто разговеться но накормить при этом бедняка. Какой довод на это привели? Привели чтение ибн Аббаса, когда он читал этот аят «те которые способны держать уразу с трудом», то есть почему они привели этот аят, как довод исходя из того, что если мы скажем, что он не аннулирован. Если мы укажем, что этот аят не аннулирован, то из него выходит, что тот кто способен держать уразу, но с трудом может разговеться, но если он разговляется он должен накормить бедняка, но этот смысл не заложен в том чтении который читаем все мы. Приверженцы этого мнения сказали хоть этот смысл не заложен мы должны понимать его, что берется из чтения ибн Аббаса, для того что бы два чтения не противоречат друг другу. Получается смысл этого аята, что тому кому держать уразу трудно пусть разговляется и накормят вместо этого одного бедняка. Ответ на этот довод что этот аят отменен и его постановления отменено. Второе взяли из известного чтения довод. Каким образом? Сказали Всевышний Аллах установил две вещи либо ураза, либо кормить бедняка. Если человек не способен держать уразу соответственно должен накормить бедняка. Ответ на это какой? Такой же, что этот аят отменен и то, что пришло другое постановление. Третий довод то, что так действовали некоторые сподвижники, а конкретно Анас ибн Малик, Абу Хурейра, Къайс ибну Саиб, и сказал ибн Хазм не известно чтобы какой-нибудь сподвижник противоречил им в этом, то есть принято у ученых, что если какой-нибудь из сподвижников говорил это или делал, и это дело было распространено и никто при этом не противоречил никому из сподвижников, то это мнение является доводом. Поэтому сказали, что если сподвижники так поступали, то есть разговлялись в старости и кормили за это бедняка, значит так и нужно поступать и это является обязательным. Говорит это мнение из более поздних ученых также выбрал ибн Къудама, также ан Навави, шейх Ислам ибн Теймия, Ибн Каййм, ибн Касир, а также шейх Альбани, шейх Ибн Баз и шейх Усеймин и шейх Мукбиль. То есть все эти ученые выбрали это мнение, что пожилые старик или старуха разговляются и не держат уразу, при этом кормят одного бедняка.
Второе мнение в этом вопросе то, что они разговляются и никого не обязаны кормить, просто не держат уразу. Почему? Потому что не способны держать уразу и Аллах не накладывает на души то, чего она не способна перенести и это мнение имама Малика Суфьян ас Саури, Абу Саура, из табиинов это мнение аль Къасима ибн Мухаммада, Салима ибн АбдиЛляха (сын АбдуЛлаха ибн Умара), Макхуль аш Шами(Димашки) также Рабиъа ибн Абду Ррахман(шейх имама Малика) так же Саид ибн Абдуль Азиз и это одно из двух мнений имама Аш Шафии, который выбрал ибн Мунзир, а также ибн Абдуль Барр, также это мнение ибн Хазма и других.
Сказал Ибн Хазм сказал в своей книге «аль мухалля»: Пожилой человек мужчина или женщина, которые не способны держать уразу, то они не обязаны держать уразу. Потому что «Всевышний Аллах не накладывает на душу людей ничего кроме того на что она способна». А раз они не обязаны держать уразу, то и возмещать этот день, то есть кормить бедняка за этот день они тоже не обязаны, потому что Всевышний Аллах нигде не приказал пожилым людям, если они разговляются при этом кормить бедняка. Где у вас есть довод из Корана, те аяты которые не являются аннулированными довод у вас где на это. А так же в хадисах от посланника Аллаха такого приказа не пришло, а имущество человека является запретным, кроме как если на это пришел контекст или единогласное мнение. То есть ибн Хазм говорит «как вы можете заставлять этих стариков выплачивать деньги, то есть покупать на эти деньги еду и ходить кого-то кормить, когда у вас нет на это прямого довода ни из Корана, ни из сунны, ни из единогласного мнения. Потому что вы заставляете человека выводить свое имущество, а выведение имущества чужого человека запрещено, кроме как с контекстом, если на это есть довод. Где у вас довод на то, что ты обязываешь его тратить свое имущество, нельзя заставлять человека тратить имущество, кроме как с доводом».
Сказал ибн абдуль Барр: «что касается разума, то разум так же нам подсказывает то, что пожилые люди, если не разговляются, то не обязаны кормить бедняка. Потому что Всевышний Аллах вообще изначально не накладывает обязанности уразы на тех, которые не способны ее держать, то есть в начале ислама было, если ты можешь держать, но не хочешь за это ты накорми бедняка, то есть кормление бедняка ставят в противовес чего-то. В противовес того, что ты способен, но не держишь, но раз ты не держишь, тогда хотя бы накорми бедняка. А что касается пожилых людей, то они вообще не способны уразу держать, то есть нельзя сказать, что если ты не держишь уразу, тогда накорми бедняка, потому что у этого старика вообще изначально выбора нет держать уразу или не держать, он ее не может держать соответственно почему ты заставляешь совершать его какие-то искупительные действия за то, чего он не способен, то есть шариат изначально не накладывает на тебя того, чего ты не способен. Говорит потому что Всевышний Аллах не обязывает какой-либо обязанностью, кроме как тех которые способны для выполнения этой обязанности и говорит тот, который способен держать уразу подобен тому, который не способен совершать намаз стоя, или как слепой который не способен куда-то смотреть или что-то видеть. Всевышний Аллах не заставляет его смотреть или видеть, если он не способен этого делать. Что касается кормление бедняка, то это не является обязательным, то есть это не пришло в Коране и нет довода на это. И не пришло так же этого приказа в сунне так, что бы этот приказ был бы однозначным и нет единогласного мнения в этом вопросе у сподвижников, а также нет и от тех, которые пришли после сподвижников единогласного мнения в этом вопросе. Обязанности не накладываются на человека, кроме как с этих источников, из Корана и сунны, и из единогласного мнения ученых, а иначе человек ничего не обязан, пока не придет довод на то, что он что-то обязан.
Что касается доводов большинства ученых, то какой ответ дали приверженцы 2-ого мнения, т.е. как мы сказали приверженцы 1-ого мнения сказали о том, что старики должны накормить бедняка взамен своего разговения, привели определенные доводы. Приверженцы 2-ого мнения говорят, что старик ничего не обязан, не держит уразу и никого не кормит. Хорошо, как вы тогда отвечаете на доводы большинства ученых? Сказали, что касается чтение ибн Аббаса, то оно противоречит известному чтению.
Сказал ибн Абдуль Барр: чтение слова «йютъиикъуунахьу», (то есть мы все люди так сейчас читаем этот аят, по другому читал только ибн Аббас). Это чтение известное является достоверным и любой человек может сказать что эти слова («йютъиикъуунахьу»,) произнес Всевышний Аллах, что касается чтения ибн Аббаса то оно противоречит известному чтению по этому его в довод не берем. И об этом чтении ибн Аббаса в своих книгах говорили многие из обладателей знания из них Ат табари в своем тафсире, также Абу Убайд Касим ибн Салям в своей книге «ан насих валь мансух», также ибн Араби аль малики в своей книге «ахкаму Къуран», также ибн Джаузи в своей книге «ан насих валь мансух», а также ибн Туркумани в своей книге «…Ан Наки», ибн Хазм в книег «Мухаля», Аль Джасас в своей книге «Ахкамуль Къуран» а также другие. Все они говорили об этом чтении ибн Аббаса и их мнения что слова «`Аляя ллязиина йютъиикъуунахьу» - Слова Всевышнего Аллаха:«Те, которые способны держать уразу». Имеется ввиду способны держать, но с трудом, такое понимание этого аята является неправильным. Потому что Всевышний не сказал: «Те, которые способны держать уразу с трудом», а сказал «те, которые способны держать уразу». И к тому же это подтверждается хадисом Салима ибн Аква, который мы приводили выше в Бухаре и Муслиме. Потому что внешний смысл этого аята, как говорится в этом хадисе Саляма ибн Аква то, что было разрешено разговляться и взамен кормить бедняка любому человеку, без разницы трудно держать ему уразу или легко держать уразу. Хочешь- держишь, не хочешь- не держишь, не хочешь держать, тогда накорми бедняка. К тому же наши разговоры относительно человека, который вообще не способен держать уразу, а не относительно человека, который держит уразу с трудом. Поэтому ибн Мунзир заявил о том, что правильное мнение относительно этого аята, что он аннулирован, и что этот аят вообще не включает в себя пожилых людей. В него пожилые люди изначально не включаются. Сказал ибн АбдульБарр, т.е. продолжаются его слова, говорит: «А если бы этот аят касался старика, который не способен держать уразу, Всевышний Аллах не сказал бы: «…но держать уразу лучше для вас». Т.е. пришло в аяте: «те которые способны держать уразу, если не хотят, пусть накормят бедняка, но держать уразу лучше для вас». Так сказал Аллах. Отсюда говорит мы понимаем, что этот аят не касается людей, которые не способны держать уразу, потому что человеку, который не способен держать уразу не говорят «но продержать уразу лучше для тебя». Как ты ему такое скажешь, если он изначально не может держать уразу.
На 2-й довод какой ответ, что касается слов Усеймина, что из этого аята берется что старик должен накормить бедняка – это сомнительно, потому что Аллах обязал кормить бедняка того, кто разговляется вместе с тем, что он способен держать уразу. И наоборот понимается из этого аята, что тот, который не способен держать уразу, не должен ни держать уразу, ни кормить бедняка. И поддерживается это словами Всевышнего: «Всевышний Аллах не накладывает на душу кроме того, на что она способна».
А раз Аллах отменил аят этот и аннулировал его и приказал тому, кто способен держать уразу, держать ее, где у нас говорит довод на то, что человек, который не способен держать уразу, что он должен приносить какие-то возмещение. Ведь сама ураза не обязательно на нем. И это логика сильная. То есть человек, который изначально не способен делать дело, почему он должен за него оправдываться и делать за него возместительные действия? Т.е. он изначально не виноват, не способен держать, пожилой человек, 80-90 лет. А что касается того, что это делали некоторые сподвижники, как Анас ибн Малик и другие, которые разговлялись в старости и кормили за это бедняка. Говорит а что касается того, что пришло у сподвижников, то приверженцы 2-ого мнения ответили тем, что довод состоит в их единогласном мнении¸ а не в том иджтихаде, что делали некоторые сподвижники и в этом вопросе нет единогласного мнения. Или возможно, говорит, что они кормили бедняка, как то, что это желательное действие, т.е. мы говорим, что мнение большинства ученых в этом вопросе, что бедняка накормить нужно. Т.е. мы скажем, что старик может разговляться, но лучше если он накормит бедняка. Возможно, что эти сподвижники, которые кормили бедняка, так и поступали, т.е. боялись попасть в грех, поэтому на всякий случай кормили бедняка, как желательность, а не как обязательность. Т.е. язык действий не берет за то, что это является обязательным, кроме действий ибн Аббаса, слова ибн Аббаса указывает на то, что он это считал обязательным, потому что он это приказывал людям, т.е. приказывал старикам, пожилым людям кормить бедняка. Поэтому из слов ибн Аббаса берется, что это обязательно, а из слов или действий других сподвижников, этого не берется.
Говорит и это 2е мнение, как нам показалось является более крепким и более достоверным. Примечание: кто имеется ввиду под фразой «не способен держать уразу». Имеется ввиду тот, кто вообще абсолютно не способен держать уразу или способен держать уразу, но с такой сложностью, которая приводит его к вредным последствиям, т.е. если он разок продержит, то будет вред его организму, здоровью. Значит более менее правильное мнение в этом вопросе то, что пожилой человек, мужчина или женщина, разговляется в месяц рамадан, не держит уразу, из-за того, что не способен его держать, то он не обязан никого кормить. Но если он за каждый день 1-ого бедняка накормит, то будет хорошо, таким образом выйдет из разногласия.
[Примечание редактора стенограммы]: Приведу слова ученых которые говорили что надо кормить за пропущенный день бедняка:
Аллах сказал: “О те, которые уверовали! Вам предписан пост, подобно тому, как он был предписан вашим предшественникам, быть может, вы устрашитесь.
Поститься следует считанное количество дней. А если кто из вас болен или находится в пути, то пусть постится столько же дней в другое время. А тем, которые способны поститься с трудом, следует во искупление накормить бедняка. А если кто добровольно совершает доброе дело, то тем лучше для него. Но вам лучше поститься, если бы вы только знали!” (Корова, 2: 183-184)
Аль-Бухари (4505) передал от Ибн Аббаса, что тот сказал: Это не было аннулировано. Это относится к старым мужчинам и женщинам, которые не в состоянии поститься, таким образом, они должны накормить бедного человека за каждый пропущенный день.
Ибн Мас’уд говорил: “Самый лучший толкователь Корана – это Ибн ‘Аббас!” ат-Табари 1/89. Иснад достоверный.
Ибн ‘Аббас в отношении толкования аята: «А тем, которые способны поститься с трудом, следует во искупление накормить бедняка»(аль-Бакъара 2: 184), сказал, что он отменен велением поститься, а затем добавил: “Установлено для старого мужчины и женщины, которые не способны соблюдать пост*, а также для беременной и кормящей, которые опасаются (за детей) кормление одного бедняка за каждый пропущенный день”. аль-Байхакъи 4/230, Ибн аль-Джаруд 381. Достоверность подтвердили имам ан-Науауи, шейх Ахмад Шакир и шейх аль-Альбани.
*Это также относится и к больным, которые не надеются на выздоровление. Имам Ибн Къудама сказал: “Больной, который не надеется на выздоровление, не постится и кормит за каждый день бедняка, и в этом он приравнивается к старому человеку”. См. “аль-Мугъни” 4/396.
Ибн ‘Аббас также говорил: “Если беременная опасается за себя, а кормящая грудью боится за своего ребенка, то они оставляют пост в месяце Рамадан и кормят за каждый пропущенный день бедняка, и они не должны возмещать свой пост”. ат-Табари 2758 и др. Достоверность иснада подтвердили хафиз Ибн ‘Абдуль-Барр в “аль-Истизкар” 3/364, Ибн Хаджар в “аль-Маталибуль-‘алия” 1/258 и шейх аль-Альбани в “Ируауль-гъалиль” 4/19.
Также сообщается, что Ибн ‘Аббас сказал беременной женщине: “Ты из числа тех, которые могут поститься с трудом, поэтому на тебе кормление бедняка, а не возмещение”. аль-Баззар 1/365. Имам ад-Даракъутни и хафиз Ибн Хаджар подтвердили достоверность.
В приведенных словах Ибн ‘Аббаса: «установлено», содержится указание на то, что это не его личное мнение или понимание Корана, а что это он знал из Сунны пророка (мир ему и благословение Аллаха), поскольку сподвижники в религии ничего не устанавливали. См. “Ируауль-гъалиль” 4/38.
То, что кто-либо из сподвижников толкует аят и говорит о причине его ниспослания и его отмене, также указывает на то, что это является установлением шариата, а не его личным мнением, и в науке хадисоведения этот принцип хорошо известен. См. “Тадриб ар-рауи” 1/192, «‘Улюмуль-хадис» 1/24.