Лекции.ИНФО


Социальное и культурное. Типы культурных изменений и их корреляция с основными типами социальности.



Корреляция – это статическая взаимосвязь двух или нескольких величин Социальное - совокупность свойств и особенностей отношений данного об-ва, конкретных условиях места и времени и проявляющаяся в их отношениях друг к другу, к своему положению в об-ве, к явлениям и процессам в обществ. жизни.

Социальное - это рез-т совместной деятельности различн. индивидов. Социальное как явление или процесс возникает тогда, когда поведение даже одного индивида оказывается под влиянием др. индивида. Социальное возникает во взаимодействии людей, детерминируется различиями их места и роли в конкретных обществ. структурах, что проявляется, в свою очередь, в различи. отношениях индивидов и групп индивидов к явлениям и процессам обществ. жизни. Содержательными элементами С. являются понятия равенства, справедливости, свободы.

Культурное - исторически определённый уровень развития общества и человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях. Понятие К. употребляется для характеристики материального и духовного уровня развития определённых исторических эпох. В более узком смысле термин "К." относят только к сфере духовной жизни людей.

ТИПЫ КУЛЬТУРНЫХ ИЗМЕНЕНИЙ

1. Фазовый (этапный) тип культурной динамики во многом совпадает с «исторической периодизацией». Каждому этапу соответствует тип социальных отношений: а) доиндустриальное общество (межличностный тип отношений); б) индустриальное общество (товарно-денежные отношения); в) постиндустриальное общество (действуют факторы, формирующие массовое общество).

2. Смена духовных стилей, художественных жанров, ориентаций и мод; смена центров активной культурной деятельности. Это сфера истории искусства, культуры, литературы, оды и т.д.). ( романского, готического, ренессанса, барокко, рококо, неоклассицизм, романтизм, реализм, модернизм, импрессионизм, постимпрессионизм, сюрреализм, авангардизм и т. д.)

3. Изменения, ведущие к обогащению культуры или отношений между разными ее элементами, формирование новых жанров и видов искусства в результате творческого процесса или внешних влияний.

4. Культурный застой: консервация общей системы ценностей; отторжение нововведений и заимствований, что приводит к длительной стагнации (стагнация-неподвижность) общества в целом. Не следует путать устойчивость обычаев, норм и стилей с застоем, так как она подразумевает сохранение самобытности данного общества.

5. Изменения, ведущие к упрощению культурной жизни, что и определяется как упадок и деградация культуры. Упадок имеет место в том случае, когда ослабевает духовная значимость тех или иных направлений и жанров, а в обществе получают признание другие варианты художественного осмысления мира. (проявляется в структурах преступного мира, в образе жизни и организации вооруженных отрядов и банд, в местах лишения свободы и т.д) В Новое время кризис обычно возникает в ходе ускоренной модернизации общества.

6. Трансформация культуры - интенсивный процесс обновления в обществе. Новые элементы вводятся через переосмысление исторического наследия, придание нового смысла традициям через заимствование извне. Однако заимствованные элементы подвергаются качественному изменению, в результате чего происходит синтез.

 

 

.Культурное наследие и культурная революция.

 

Культу́рное насле́дие — часть материальной и духовной культуры, созданная прошлыми поколениями, выдержавшая испытание временем и передающаяся поколениям как нечто ценное и почитаемое.

Объект культурного наследия — место, сооружение (творение), комплекс (ансамбль), их части, связанные с ними территории или водные объекты, другие естественные или созданные человеком объекты независимо от состояния сохранности, которые донесли до нашего времени ценность с антропологической, археологической, эстетичной, этнографической, исторической, научной или художественной точки зрения и сохранили свою подлинность;

Достопримечательность — объект культурного наследия национального или местного значения, который занесен к Государственному реестру неподвижных достопримечательностей России;

Историческое населенное место — населенное место, которое сохранило полностью или частично исторический ареал и занесено к Списку исторических населенных мест России. В 2010 году Министерство культуры РФ опубликовало приказ, в котором утверждён список поселений, получивших статус «исторические», в списке 41 населённый пункт.

Мероприятия по сохранению культурного наследия:

Консервация — мероприятия, которые позволяют защитить объекты культурного наследия от последующих разрушений и обеспечивают сохранение их подлинности с минимальным вмешательством в их существующий вид;

Реабилитация (ревалоризация) — мероприятия по возобновлению культурных и функциональных свойств объектов культурного наследия, приведения их, в состояние, пригодное для использования;

Реставрация — меры по укреплению (консервирования) физического состояния, раскрытия наиболее характерных признаков, возобновления потерянных или поврежденных элементов объектов культурного наследия, с обеспечением сохранения их подлинности;

Музеефикация — мероприятия по приведению объектов культурного наследия в состояние, пригодное для экскурсионного посещения.

Классификация объектов культурного наследия Типы объектов культурного наследия Сооружения (творения) — произведения архитектуры и инженерного искусства вместе с естественными или созданными человеком элементами, произведения монументальной скульптуры и монументальной живописи, археологические объекты, пещеры, с имеющимися свидетельствами жизнедеятельности человека, здания или помещения в них, что сохранились свидетельства о примечательных исторических событиях, жизнях и деятельности известных лиц;

Комплексы (ансамбли) — топографически определенная совокупность отдельных или соединенных между собой сооружений разного назначения, которые отмечаются своей архитектурой и органической связью с ландшафтом;

Выдающиеся места — топографическое определенные зоны или ландшафты, естественные, естественно антропогенные творения, которые донесли до нашего времени ценность с антропологической, археологической, эстетичной, этнографической, исторической Виды объектов культурного наследия

Археологические — городища, курганы, остатки древних поселений, стоянок, укреплений, военных лагерей, производств, ирригационных сооружений, путей, могильщики, культовые места и сооружения, мегалиты, наскельные изображения, участки исторического культурного слоя, поля давних битв, остатки жизнедеятельности первобытых и древних людей;

Исторические — дома, сооружения, их комплексы (ансамбли), отдельные захоронения и некрополи, выдающиеся места, связанные с важными историческими событиями, с жизнью и деятельностью известных лиц, культурой и бытом народов;

Монументального искусства — произведения изобразительного искусства, как самостоятельные (отдельные), так и те, которые связаны с архитектурными, археологическими или другими достопримечательностями или с образуемыми ими комплексами (ансамблями);

Архитектуры и градостроительства — исторические центры, улицы, кварталы, площади, архитектурные ансамбли, остатки давнего планирования и застройки, отдельные архитектурные сооружения, а также связанные с ними произведения монументального, декоративного и изобразительного искусства;

Садово-паркового искусства — Категории объектов культурного сочетания паркового строительства с естественными или созданными человеком ландшафтами; Ландшафтные — естественные территории, которые имеют историческую ценность. См. также Памятник природы. наследия (Всемирное наследие См. Всемирное наследие ЮНЕСКО, Государственного (федерального) значения, Регионального значения, Местного значения)

КУЛЬТУРНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ — Коренные изменения в духовной жизни общества, преобразование и смена базовых ценностей господствующего уклада и образа жизни, сопровождающие (или предваряющие) переворот в социально-экономической и политической сферах. В отличие от эволюционных изменений, сохраняющих преемственность культурного развития, культурная революция предполагает радикальную трансформацию самого “ядра” или “кода” культуры данного социума или цивилизации, переустройство ее содержания, ценностей, форм и функций.

 

 

Основания типологизации культуры. Типы культуры

Типология культуры по уровням:

а) обыденный (культура повседневности), реализуется как частный и публичный виды культуры; является результатом процесса социализации, не имеет закрепления в институтах культуры;

б) специализированный – высший уровень существования культуры, институализированный. К уровням существования культуры относят также элитарную и массовую.

Элитарная культура – культура, развивающая и совершенствующая высокохудожественные достижения культуры прошлого и настоящего. Создаётся творческой интеллигенцией, ориентирована на креативные способности личности. Включает литературу, музыку, изящные искусства.

Массовая культура – характерна для XX века, ориентирована на производство и потребление культурных ценностей в условиях индустриального общества. Характерные черты: стандартизация, нивелирование творческих индивидуальностей, доступность, развлекательный характер, приоритет «профанной» среды. Важную роль в существовании массовой культуры играют средства массовой информации и коммуникации, процесс урбанизации, рыночная экономика. Спутником массовой культуры является кич - специфическое явление, характеризующее упрощённые и безвкусные стереотипы культурных феноменов, лишённых эстетической и художественной ценности. Этнонациональные типы культуры выделяют по принципу принадлежности к определённой социально-этнической области. Наряду с этнической (первичный исторический тип) культурой выделяют национальные, региональные, субрегиональные и локальные культуры.

Региональный тип характеризует социокультурные процессы определённой территориальной целостности; субрегиональный – культуру этнических и социальных групп; локальные культуры, свойственные определённым узким этническим, территориально обособленным общностям. В современных условиях этнонациональные типы культур взаимодействуют между собой

Исторические типы культур выделяются по следующим основаниям:

1) по способам и видам отбора, воспроизводства и распространения культурных инноваций. Концепция универсальной эволюции (Л. Морган, Г.Спенсер) и неоэволюционизм (Л.Уайт, А.Бастиан) понимают социокультурную динамику по аналогии с эволюционным процессом. (Типы культуры здесь – дикость, варварство, цивилизация).

2) формационная типология культур через соотношение культур социально-экономическими структурами (К.Маркс).

3) циклические концепции истории культуры, в которых цивилизация предстаёт как определённый уровень (О.Шпенглер) или тип культуры (А.Тойнби).

4) типология культуры по методу идеальных типов (М.Вебер). Идеальный тип позволяет объединить феномены культуры на основе количественных методов изучения по различным основаниям: ценностным, психологическим, культурно-хозяйственным, религиозным и т.д.

5) концепция культурных «суперсистем» (П.Сорокин). «Чувственный», «идеациональный», «идеалистический» и «эклектический» типы культур.

6) типология культуры по коммуникационным основаниям. Ю.М.Лотман выделял «дописьменный», «письменный», «книжный», «экранный» типы культуры и тип «новейших информационных технологий». Выделение типов культуры позволяет выявить как уникальные, специфические черты и свойства культуры, так и её культурные, антропологические и общие основания.

 









Читайте также:

  1. II. СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО И КООРДИНАЦИЯ ДЕЙСТВИЙ СТОРОН КОЛЛЕКТИВНОГО ДОГОВОРА
  2. III. По способу работы со своими проблемами среди клиентов можно выделить следующие типы
  3. III. ТИПЫ МЕЖЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ: ВЧУВСТВОВАНИЕ, ПЕРЕНОС И ТЕЛЕ
  4. АКТИВНОСТИ- СОПРОТИВЛЕНИЯ И ТИПЫ ИХ СОЧЕТАНИЙ.
  5. АКТИВНОСТИ- СОПРОТИВЛЕНИЯ И ТИПЫ ИХ СОЧЕТАНИЙ.
  6. АКТИВНОСТИ- СОПРОТИВЛЕНИЯ И ТИПЫ ИХ СОЧЕТАНИЙ.
  7. АКТИВНОСТИ- СОПРОТИВЛЕНИЯ И ТИПЫ ИХ СОЧЕТАНИЙ.
  8. АФФЕКТИВНЫЕ РАССТРОЙСТВА. КЛИНИЧЕСКИЕ ПРОЯВЛЕНИЯ, ТИПЫ ТЕЧЕНИЯ. СОМАТОВЕГЕТАТИВНЫЕ ЭКВИВАЛЕНТЫ ДЕПРЕСИИ. ПРИНЦИПЫ ТЕРАПИИ ПАЦИЕНТОВ С АФФЕКТИВНЫМИ РАССТРОЙСТВАМИ.
  9. В полупроводниках с различными типами электропроводности
  10. В связи с этим основными проблемами, связанными с реализацией модели 4С, являются следующие.
  11. Великий креатор создает работы, ломающие стереотипы и изменяющие взгляд людей на ту или иную проблему.
  12. Виды перевязочного материала. Правила бинтования. Типы повязок.


Последнее изменение этой страницы: 2016-05-29; Просмотров: 34;


lektsia.info 2017 год. Все права принадлежат их авторам! Главная