Иммануил Кант разработал последовательную философскую систему, в которой попытался дать ответы на кардинальные вопросы человеческого бытия: "Что я могу знать?", "Что я должен делать?", "На что я могу надеяться?". По его мнению, всякое знание начинается с опыта, но им не ограничивается. Некоторые же знания порождаются самой познавательной способностью человека и являются доопытными, априорными. Такое понимание философии И. Кант связывал с преодолением ряда трудностей, обусловленных ограниченностью теоретического познания. Эта ограниченность есть следствие того, что мир поделен на доступные знанию "явления" (феномены) и непознаваемые "вещи в себе" (ноумены). Противоречивость познания в самой сущности мышления, в его невозможности охватить мир в целом без опоры на чувственное созерцание.
Тем не менее, наличие трудностей не есть свидетельство невозможности познания в философии вообще – оно возможно, но с точки зрения И. Канта, как критика достоверности познания, установления его границ.
При этом новая философия не должна останавливаться на критике теоретического ("чистого") разума. Не менее важной задачей для неё должна стать критика практического разума (морали, нравственности, поведения).
Для И. Канта поведение человека должно основываться на трех житейских правилах:
- Поступай согласно нормам, которые могут стать всеобщим законом;
- В своих поступках исходи из того, что человек является высшей ценностью; его нельзя использовать как средство;
- Все поступки должны быть ориентированы на общее благо.
Философия И. Фихте во многом связана с учением о деятельности, рассматриваемой как самостоятельное начало, имеющее изначально первичный характер. Единственной субстанцией при этом является субъект, Я, чистая деятельность. А высшим принципом деятельности являются нравственный закон. В своем учении о познании, Фихте один из первых среди философов предпринимает попытку изучения проблемы бессознательного.
В творчестве Ф. Шеллинга особое место занимает проблема свободы и философия искусства. Одной из основных гносеологических проблем для Шеллинга является проблема противоречия между теоретическим (бессознательным, в его понимании) и практическим (сознательным).
Проблема самоутверждения свободы у Шеллинга решается на пути отделения ее от универсального начала (Бога), которое само является началом и источником зла. Разрешение этого противоречия Шеллинг видит в высшем виде творчества – в искусстве.
Для Г. Гегеля (философа всех времен и народов) духовная культура человечества предстает в ее закономерном развитии как постепенное выявление творческих сил "мирового разума". Духовное развитие индивида воспроизводит стадии самопознания "мирового духа", начиная с момента наименования чувственно-данных "вещей" и заканчивая "абсолютным знанием" – знанием форм и законов, которые управляют изнутри всем процессом духовного развития. У Гегеля процесс познания превращен в самопознание абсолютного разума (идеи), который постигает свое собственное содержание. Именно поэтому развитие действительности у него предстает как диалектически-противоречивый процесс, в котором диалектика понятий определяет диалектику вещей.
Величайшей заслугой Гегеля является новое понимание логики, теории познания учение о мире, о категориях философии, которые сконцентрированы в трех книгах Гегеля под общим названием "Наука логики".
Последним представителем немецкой классической философии был Людвиг Фейербах (1804-1872), который стремился к обновлению философии, Фейербах – материалист. С его точки зрения, природа – источник всего сущего, в том числе, и знания. Человек – часть природы, психофизиологическое существо, для которого социальная среда не имеет такого уж большого значения.
В своей философии он критикует религиозное сознание, считая, что оно базируется на вере в сверхъестественное и есть совокупность фантастических образов. Однако, критикуя своего бывшего учителя Гегеля за его объективный идеализм, хотя и это сомнительно, Фейербах выбросил и то ценное, что было у Гегеля – его диалектику. Свою религию он назвал "философией любви", которая должна вместо любви к Богу проповедовать любовь к человеку.
Другой вариант ответа на 10 билет:
Немецкая классическая философия
· Теория познания Канта
· Философия гегеля
· Философия Фейербаха
Немецкая классическая философия (конец 18- начало 19 вв.)
Немецкая классическая философия была подготовлена рядом факторов:
1.Влиянием французской буржуазной революции.
2.Влиянием промышленной революции в Англии.
3.Достижение естественных наук.
Германия конца 18 века – это раздробленное феодальное государство, в нем господствовали идеалистические воззрения. Немецкая буржуазия только складывалась, как класс и была политически бесправна. Социально – экономическое и политическое положение Германии конца 18 века наложила отпечаток на немецкую философию того времени. Ей свойственен двойственный компромиссный порой противоречивый характер.
Яркие представители немецкой классической философии – И.Кант, Гегель, Фихте, Фейербах.
И.КАНТ (1724-1804), главное произведение – «Критика чистого разума».
1.ОНТОЛОГИЯ. С одной стороны для Канта присуще естественное объяснение происхождения вселенной, из хауса. Солнечная система – говорил Кант, - произошла из первоначальной туманности. Существует множество миров, они находятся в постоянном процессе возникновения и уничтожения.
С другой стороны, Кант утверждал, что конечной первопричиной мира является Бог. Любое существо, в конечном счете, создано Богом.
2.ГНОСЕОЛОГИЯ. С одной стороны, Кант признавал, объективное существование вещей, называл их «вещь в себе».
С другой стороны, Кант утверждал, что познать эту «вещь в себе» невозможно.
Кант – агностик, он говорил, что ощущения зависит от органов чувств, они субъективны и ничего общего с предметами не имеют.
Но откуда берутся наши знания о предмете? На этот вопрос, Кант отвечал, наши знания априори (с греч. пер.- до опыта) .Знания в готовом виде находятся в другие субъекта, но априорные знания не являются врожденными. Априорные пространства, время, причинность. Кант утверждал, что рассудок не черпает свои знания из природы, а предписывает их ей. Знание возникает из чувственности и рассудка, в последствии разум лишь определяет границы познания.
Итак, основной чертой философии Канта является компромисс, между идеализмом и материализмом. Понимая это, Кант писал: «Я должен был ограничить область знания, чтобы оставить место вере».
ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ. Заслуга Канта в т.познания заключается в том, что он установил недостаточность аналитического метода познания и поставил вопрос о роли синтеза. В научном исследовании заслугой Канта являются и черты диалектики, присущие его т.познания.
Теория познания: чувства – наши ощущения
рассудок – возникают понятия
разум – высшая ступень познания .
ЭТИКА КАНТА. Кант разработал всеобщий закон нравственности, так называемый категорический императив (обязательное поведение), суть его сводится к следующему: каждый человек независимо от его положения в обществе должен поступать так, чтобы его поступок могли бы совершить и все другие.
Противоречивый характер философии Канта вызвал критику справа и слева (у материалистов и идеалистов). Идеалисты увидели черты материализма, т.к он видел «вещь в себе», а материалисты считали, что Кант – субъективный идеалист.
ГЕГЕЛЬ (1770-1831),главным произведением «Наукология».
ОНТОЛОГИЯ. Гегель яркий представитель объективного идеализма. с т. зрения Гегеля абсолютная идея – бог творит окружающий нас мир.
ГНОСЕОЛОГИЯ с т.зрения Гегеля:
1.мимр познаваем, наши мысли о мире адекватны самому миру.
2.Гегель выступил против априори Канта
Главной заслугой философии Гегеля является разработка диалектического метода познания:
1.Гегель противопоставил диалектику, как метод познания метафизики.
2.с позиции объективного идеализма он обосновал законы и категории диалектики.
3.Гегель разработал 3 диалектических принципа:
А) принцип отрицания – отрицания;
Б) принцип единства и борьбы противоположностей. противоречие, как источник развития;
В) принцип перехода количества в качество.
В этих принципах в идеалистической форме Гегель закрыл законы диалектики:
закон отрицания – отрицания, закон единства и борьбы противоположностей, закон перехода количественных изменений в качество.
4.Гегель разработал основные категории диалектики – количества, качества, мера, скачок, сжатие, отрицание и др.
Вывод:
1.рациональная философия Гегеля заключалась в разработке диалектики, диалектического метода познания;
2.Гегель отрицатель объективного идеализма.
ФЕЙЕРБАХ (1804-1872), главное произведение «сущность христианства».
ОНТОЛОГИЯ. Материалист. Фейербах утверждал, что человек есть продукт природы; он подверг критике философию Гегеля.
ГНОСЕОЛОГИЯ.
1.С т.зрения Фейербаха мир познаваем. Человек познает его с помощью органов чувств, которых вполне достаточно, чтобы получить правильное представление о мире.
2.Фейербах не скрывал чувств. сторону познания от рациональной.
МЕТОД ПОЗНАНИЯ:
1.Диалектический метод познания (разработал Фейербах), Фейербах был материалистом и он отвергал абсолютную идею.
2.Метафизика (был разработан в эпоху нового времени)материализм.
Вывод:
1.немецкая классическая философия наложила отпечаток на весь последующий ход развития философской жизни.
2.немецкая классическая философия являлась одним из теоретических источников марксизма.