БИЛЕТ № 1 (Мировоззрение, Познание)
Мировоззрение (структура, классификация)
Мировоззрение – это обобщенная и целостная картина мира, совокупность представлений об окружающей человека действительности, о самом человеке, формах его отношения и взаимосвязи с этой действительностью.
Типы мировоззренческих систем:
-Космоцентризм, древней демократической философии
-Теоцентризм, философии и культуры средних веков.
-Антропоцентризм, эпохи Возрождения XIV-XVI I веков.
Структура:
1) Знания - задают обобщенную модель мира и места в нем человека.
-Природные
-Социальные компоненты
-Методологическая
Гносеология - раздел философского знания, изучающий процесс познания. Основной компонент в структуре мировоззрения
2)Ценности(аксиология) - категория, указывающая на личностное, социальное или общечеловеческое значение определённых явлений действительности. Выполняют нормативно-регулирующие функции. Свои основные функции ценности реализуют в форме политических, религиозных, правовых, моральных, эстетических взглядов и убеждений.
-предметная ценность
-субъективная ценность
4) Убеждения - те знания, в кот чел верит, принимает как регулятивы своей деятельности.
Праксиология-раздел фил. знания, изучающий поведение людей, их деятельность.
5)Чувства, эмоции - определяют личностно-субъективный фон восприятия человеком окружающей действительности и своего места в социальном и природном мире.
- Мироощущение - эмоционально – психологическая сторона (первичный образ мира, Основанный на чувственном восприятии, чувства, настроения);
-Мировосприятие - опыт формирования познавательных образов мира с использованием наглядных представлений (складывается из 1, позволяет видеть мир в единстве, даёт + или- хар-ку мира.);
-Миропонимание - познавательно - интеллектуальная сторона (подключение рациональных способов восприятия)
Классификации:
1) По субъекту:
-личностная форма,
-мировоззрение класса,
-социальной группы,
-общества
-эпохи.
2) По полноте:
-Нетеоретическое – обыденность вера в богов, мифы
-Философско-теоретическое
-Научное мировоззрение
3) По генезису:
А) Мифологическое
Мифология – это исторически первый, возникший на ранних этапах развития общества и культуры тип мировоззрения.
Б) Религиозное -исторически зарождается в недрах мифологического сознания. Бог трактуется как Абсолют, который бесконечно выше естественного космоса и человека в иерархии форм бытия. Личного и глубоко интимного соединение с Богом.
В) Философское -представления о мире и человеке обосновываются рациональными средствами с использованием теоретических понятий, логических и гносеологических критериев. Свободный поиск истины.
Переход к более сложным формам цивилизационных отношений, изменения в структуре материального и духовного производства обусловили необходимость формирования философско-теоретического мировоззрения.
Познание (разновидности знания, суб/обект познания)
Гносеология - раздел философского знания, изучающий закономерности познавательного процесса
Познание – это форма духовно-творческой деятельности человека, направленная на получение и развитие достоверных знаний о действительности.
Знание – проверенный общественно-исторической практикой и логикой результат познания, выраженный в виде представлений, понятий, законов, теорий и в других знаковых формах.
ФОРМЫ ПОЗНАНИЯ
1) Ощущение – это субъективный образ отдельных сторон и свойств предметов, непосредственно воздействующих на органы чувств познающего субъекта.
2) Восприятие – это целостный образ предмета, непосредственно данный субъекту в акте чувственного познания и представляющий собой синтез различных ощущений.
3) Представление– это обобщенный чувственно-наглядный образ предмета, не воспринимаемый в данный момент времени и удерживаемый в сознании субъекта благодаря механизму памяти.
Три разновидности знания:
а) информация об объективном мире природы и общества;
б) знание о внутреннем, духовно-психическом мире человека
в) знание о целях и идеально-теоретических программах преобразования природного и социокультурного мира.
На природу познания 3 точки зрения:
а) Гностицизм -исходят из тезиса о принципиальной познаваемости мира и считают, что в наших знаниях адекватно отражаются объекты исследуемой реальности.
б) Агностицизм- философское учение, частично или полностью отрицающее познаваемость мира. мир объектов принципиально непознаваем и человеку доступно лишь субъективно опосредованное знание. Одним из наиболее известных представителей агностицизма являлся И. Кант, утверждавший, что мир объектов есть непознаваемые «вещи-в-себе».
в) Скептицизм -философская концепция, выражающая сомнение в возможности познания человеком объективной действительности.
Категории познания.
Субъект познания – индивид, соц. группа, человеч. общ-во.
Четыре гносеологические программы(субъекты)
1.Наивно-реалистическая - естественно природный человек, биологический индивид, познавательные способности которого являются результатом естественной эволюции природы
2.Гносеологиская программа - совокупность познавательных способностей, в основе которых лежат формы чувственного опыта (ощущения, восприятия, представления).
3.Трансцендентальнойгносеологии - мир вещей и объекты познания существуют как результат активного их конструирования в творческой деятельности субъекта.
4. Социокультурная программа представлена в двух ее основных версиях: Маркс, Гегель.
Объект познания – то на что направлена познавательная деятельность субъекта, что противостоит ему как непознанное и непонятное.
Важнейшие программы постклассической гносеологии:
1) экзистенциально-феноменологическую
2) биопсихологическую
3) аналитическую
4) герменевтическую и др.
Каждая из этих программ по-своему интерпретирует природу и сущность познавательного отношения человека к миру, специфически рассматривает задачи и цели познания, обосновывает такие модели сознания, которые не сводятся к их рационально-теоретическим или эмпирико-сенсуалистическим проекциям.
БИЛЕТ 2 (предмет/функции филососфии, истина)
БИЛЕТ 3 (первичность мира / познавательный процесс )
Материализм и идеализм, их сущность и значение.
Что является первичным?
Монизм- философское учение, утверждающее, что в основе мира лежит одно первоначало - материальное или идеальное
Материализм - одно из главных философских направлений, которое решает основной вопрос философии в пользу первичности материи.
Материя - это бесконечное множество всех существующих в мире объектов и систем. (материя первична, а сознание вторично)
3 стадии:
1) Наивный (Греция, Китай)
2) Метафизический (Новое время) (механистический)
3) Диалектический
Идеализм– направление в философии, исходящее из первичности духа, мышления, сознания (идеальное первично, а материальное вторично).
объективным (творящей силой является нечто, лежащее вне этого мира)
субъективным (творец мира - разум человека).
Дуализм -признаёт 2 первоначала мира (Аристотель, Декарт)
Познаваем ли мир?
1) Гностицизм (Оптимизм) - признание познаваемости мира
2) Агностицизм - отрицание познаваемости мира.
3) Скептицизм - не отрицает напрямую, но ставит под сомнение возможность принципиальной познаваемости мира
Философия древнего Китая.
Периоды китайской философии:
1) Пред философский (10-8 в. до н.э.).
-литературные памятники (книга перемен, книга песен, книга истории)
- культа предков
- жертвоприношение духам природы и предкам
- мифологическая форма мышления – господствующая
- кровнородственная община, осознается ее ценность
- поклонение небу
- человеке - большая семья
2) Натурфилософский (8-6 вв. до н.э.)
Натурфилософия – ранняя стадия развития философских знаний, характеризуется формированием первоначальных реалистических воззрений на природу (что есть мир?)
- идея перемен
- Инь и Ян – противоположные начала
- первоэлементы (воду, огонь, металл, землю, дерево)
- учение о даах
3) Золотой век китайской философии (6-3 вв. до н.э.).
- появление частной собственности
- социальная борьба между царствами
- расцвет культуры и философии
- формирование даосизма, конфуцианства
Для всех трех периодов древнекитайской философии характерно:
- специфика китайского письма (афористический стиль, образность, метафоры)
- приверженность традиций.
- светский рационализм.
- Небо - надличностный принцип мирового порядка, всеобщей необходимости, судьбы.
- холизм –целое больше суммы частей.
- интуитивность - метод познания.
- включенность человека в систему этических отношений.
IV) Легисты
- если будут хорошие законы, то и дурак быть правителем
- равные возможности для возвышения каждого человека
- выдвижение талантливых людей
- главная задача власти – забота о поддержании землевладений, создание сильной армии
Основные отличия китайской философии:
- морально-этическая направленность
- ориентация на внутреннюю активность человека
- активность человека во вне
Философия древней Индии.
Философия возникает в 5-6 веках в трех регионах: Индия, Китай, Античность.
Причины возникновения:
Экономические:
1) развитие производственных сил (растут навыки, производительность труда)
2) разделение труда
3) специализация труда
4) переход от бронзы к железу
5) развитие товарно-денежных отношений (обмен)
Социальные:
1) возникновение частной собственности
2) ослабление родоплеменных связей
3) возникновение первых государств
Духовные:
1) возникновение умственного труда как специфического рода деятельности
2) критика мифологического и религиозного мировоззрения
3) потребность в научных знаниях
Веды
Состоят из:
1) Самхиты – самые древние
2) Брахманы
3) Араньяки
4) Упанишады – философская часть Вед; (букв. – «сидеть у ног учителя»)
Образование первых философских школ относится к VI – II вв. до н. э.
Школы древнеиндийской Ф.
Ортодоксальные (астика) -признают Веды.
- Веданта
- Йога
- Миманса
- Вайшешика
- приверженность традиций
- освоение Вед
- осмысление Вед
- интуитивного достижения истины посредством медитации и интуиции.
- связь с религией
Категории:
Брахман– безличное духовное начало всего мира.
Атаман – телесное (личностное) начало всего мира
Сансара – круговорот перерождений личности и души
Карма – карма говорит о причинно-следственных связях между поведением и хорошим перевоплощением.
В структуре человека выделяют 5 слоев:
1) телесный (т.е. биологический)
2) жизненный
3) умственный (сознание, ум, психологическая деятельность, хар-ся чувственностью)
4) развернутое сознание (может функционировать без контакта с объектом)
5) свернутое сознание (он нашел гармонию себя с миром)
Неортодоксальные (настика) - отрицают авторитет Вед.
- буддизм
- джайнизм
- локаята
Особенности неортодоксальных школ:
4 истины буддизма
1) жизнь наполнена страданиями
2) существует причина возникновения страданий
3) имеется возможность прекращения страданий
4) человек должен достичь нирваны
Для этого необходимо соблюдать следующие правила:
1) правильное поведение, образ жизни
2) правильная речь, направление мыслей
Что приносит буддизм:
1) Нет Брахмана как духовной субстанции
2) Нет бессмертной души
3) Действия людей взаимосвязаны
4) Существует путь, ведущий к достижению покоя (Нирвана)
Специфические черты древнеиндийской философии:
1) морально-этический характер
2) основные проблемы это: проблемы человека, его психики, сознания, познания
3) развитие способностей совершенствования
4) она носит безличностный характер (нет личного авторства произведений)
До сократовский
В Ионии сложилась первая философская школа (Милетская школа),
Появляются первые натурфилософские концепции
Учения о стихиях
Фалес - воду.
Анаксимандр - беспредельное (“апейрон”)
Анаксимен - воздух.
Пифагора - «все есть число»
Гераклит – огонь, «все течет», «все правится судьбой или необходимостью»
Элинический период
1) Цель философии – не поиск истины, а обеспечение спокойного и безмятежного состояния духа (избавлением от страха перед смертью, предполагает ограничение потребностей, умеренность в наслаждениях, самоустранение от общественной жизни и государственных дел)
2) Окружающие человека вещи совершенно непознаваемы.
3) Отрицали объективное существование добра, зла и рационального обоснования моральных норм.
4) Киники (лат. – cynic) - человек обязан жить в обществе не по его законам, а по своим собственным – «без общины, без дома, без отечества» (Диоген).
5) Стоики - всепроникающий Логос составляет сущность каждой вещи, определяет путь развития природы и судьбу человека. Человеку необходимо следовать судьбе, чтобы стать независимым от внешних обстоятельств (автаркия). Стоическая философия оказала сильное влияние на христианское мировоззрение и религиозную этику.
Римский период
Космополитизм и религиозный мистицизм философских учений римского эллинизма. Индивидуализм философского мышления, его нравственно-практическая направленность свойственны и римскому периоду в развитии античной философии. Римский стоицизм представлен творчеством Сенеки, Эпиктета, Марка Аврелия и характеризуется усилением религиозно-мистических тенденций. Природа считалась пронизанной божественным началом – Логосом. Бога как абсолютная Личность. Обожествляемый космос отождествлялся с универсальным государством, в котором человек является космополитом (гражданином неба), поскольку его родина – не конкретное земное государство, а небесный Космополис.
Неопифагорейцев и неоплатоники.
1) Разработали детальное учение о происхождении и устройстве космоса. (в основании космоса находится сверхсущее Единое – непознаваемый и неописуемый духовный Абсолют, который отождествляется с Благом и уподобляется Солнцу и свету.
2) Цель философии - мистическое постижение Единого, осуществляемого на основе нравственного очищения человека.
3) Неоплатонизм одно из популярнейших учений философии средних век
Монотеизм
2) креационизм(творчество)
Идея откровения
4) провиденциализм (предустановленности)
5) эсхатологизм -Люди – только актеры драмы, задуманной Богом.
6) Принцип оппозиции души и тела составлял фундамент христианской антропологии, согласно которой человек сотворен по образу и подобию Бога.
Важнейшей задачей философского мышления в эту эпоху было соблюдение соответствий между философскими построениями и догматами христианского вероучения.
Философия эпохи Возрождения
Эпоха Ренессанса (XIV – XVI вв.) Происходит возврат к ценностям Античной философии. Средневековье отрицается.
Предпосылки:
1) возникают первые мануфактуры
2) время геогр. Открытий
3) бурный рост городов
4) необходимость обмена, торговли
5) изменение идеологии
6) растет критика религиозных идей, идет запрос на науку, искусство
Периоды:
1) Гуманистический (13-14 вв) (Данте, Петрарка, Монтени.)
Человека гуманисты рассматривали как высшую ценность, критерий развития общества и культуры. Они отстаивали блага земной жизни и необходимость реализации его творческого назначения.
Идеи:
1) гуманизма (человек – высшая ценность)
2) антропоцентризма (человек – центр Вселенной)
3) равенства
4) индивидуализма
2) Неоплатонический (Никола Кузанский (1401-1464), Мирандола.)
А) возрождение античной идеи тождества микро- и макрокосмоса;
Б) идея познания (как устроено наше познание) «Об ученом незнании»
Пантеизм – философское учение, признающее существование Бога во всей природе.
3) Натурфилософский (Кеплер, Бруно, Коперника, Леонардо да Винчи)
Устройство Вселенной, как устройство человеческого организма.
Доминирование качественной и органицистская модели природы.
Леонардо да Винчи - наличие в природе естественной необходимости, гениально предвосхитил связь эксперимента с математическим анализом.
Н. Коперник - идея гелиоцентризма, радикально подрывавшая религиозную космологию и учение о творении.
Дж. Бруно концепция бесконечности миров во Вселенной, в каждом из которых есть свое Солнце
И. Кеплер установил математически точную зависимость между временем обращения планет вокруг Солнца и их расстоянием от него. Тем самым единство планетной системы стало ассоциироваться с математической гармонией чисел, а сам космос был представлен как сложнейший часовой механизм, который доступен научному познанию.
Установки:
1) Новая трактовка природы.
- идея бесконечности природы
- множественность миров
- однородность этих миров (единство, связь)
- формирование гелиоцентрической модели мира
2) Внимание к политической философии.
3) Человек - творец своей судьбы.
4) Общество - союз свободных и равных творческих личностей.
Микола Маккиавели (1469-1527)
Ученик, разделявший политику и мораль, проповедующий: В политике все средства хороши.
Классовый подход
доказывает, что классы существуют не вечно, а появляются в течение времени из-за: - разделения труда, увеличения производительности, - это приводит к появлению избыточного продукта, концентрации богатства и появлению частной собственности, и появлению классов, отношение господства и порабощения. Классовая структура общества исчезнет с исчезновением классов, но социальная структура будет характерна и для бесклассового общества.
Пути образования классов: - выделение внутри общины экстплуататорской верхушки, состоявшей первоначально из родовой знати - образование в рабов захваченных пленников, - обращение в рабов своих соплеменников (разорившихся и увязших в долгах и др.) Маркс анализирует понятие классовой борьбы и его экономические основы.
Существование классов связано с определенными историческими фазами развития производства.
Формы борьбы: - экономическая борьба (за условия труда, оплату – профсоюзы), - политическая борьба (за власть, приводит к образованию политических партий, «класс для себя»), - идеологическая борьба (за поддержку сторонников). Это все по Марксу должно привести к диктатуре пролетариата, которая в свою очередь приведет к бесклассовому обществу = социальное общество.
Класс (по Марксу) – это большая группа людей, различных по:
1). Месту в исторически определенной системе общественного производства.
2). отношению к ср-вам производства.
3). роли в организации труда.
4). способам и размерам получаемых богатств.
По Ленину главное – отношение к средствам производства (владею – господствующий класс, не владею – подчиненный класс). От этого зависит 3 и 4. А 1 указывает где в истории искать этот класс.
Плюсы данного подхода:
1). возникновение классов рассматривается исходя из экономических объективных условий.
2). этот подход обладает большой степенью эвристичности т.е. позволяет объяснить историю, хорошо работает при объяснении соц-фил процессов. 3). объясняются истоки и причины классовой борьбы.
Минусы данного подхода:
1). Хорошо работает в ретроспективу, плохо – в перспективу.
2). Страдает своей макросхемой (большим охватом людей).
3). Не выделяет большие группы населения (молодежь…)
4). Не замечает все возрастающей роли интеллигенции или работников умственного труда.
Промежуточные формы: сословие, каста. Каста – группа людей, связанных общностью происхождения, профессии. Переход между кастами невозможен или очень труден (Индия). Сословие (феодальный способ пр-ва) – группа людей, правовой и имущественный статус которых закреплен в законе (дворяне, мещане, духовенство…)
БИЛЕТ 15 (Материя / соц.структура общ. (стратификационный подход))
15. Динамика представлений о материи в философии и науке. Структурная организация материального мира.
Материя(лат. materia – вещество) – философская категория, которая в материалистической традиции обозначает субстанцию, обладающую статусом первоначала (объективной реальности) по отношению к сознанию (субъективной реальности). Данное понятие включает в себя два основных смысла:
1) категориальный,выражающийнаиболее глубокую сущность мира (его объективное бытие),
2) некатегориальный, в пределах которого материя отождествляется со всем Универсумом.
Три основных этапов развития, трактовка материи как:
1) вещи,2)свойства (атрибута),3) отношения.
1) был связан с поиском некоторой конкретной, но всеобщей вещи, составляющей первооснову всех существующих явлений.Вначале это были стихии в виде воды, огня, воздуха, земли (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен), затем – атомы (Левкипп, Демокрит). Материя интерпретировалась как «первичный субстраткаждой вещи» (Аристотель).
2) (Новое время) понятие материи стало обозначать всеобщие атрибуты вещей – наличие у них массы, протяженности, непроницаемости и т. п.
3) (XX в.) это понятие стали определять на основе субъект-объектного отношения.
В результате материя понимается как философская категория, которая обозначает лишь единственное всеобщее свойство вещей и явлений – их объективную реальность, т.е. свойство существовать вне и независимо от человеческого сознания. Материальность стала преимущественным аспектом в понимании бытия вообще и общественного бытия в частности.
Структурная организации материального бытия.
Любое материальное явление – система определенных элементов, организованных в единое целое устойчивыми связями. В результате все явления можно сгруппировать в некоторые классы сущего (физической, химической, биологической, социальной реальностей), определить их структурные уровни в системной организации Универсума.
В неживой природетакой ряд выстраивается следующим образом: физический вакуум (как особое состояние материи), элементарные частицы – атомы – молекулы – макротела (в различных агрегатных состояниях – твердые, жидкие, газообразные) – планеты – звезды – галактики – Метагалактика («Мир естествоиспытателя»).
В живой природе:протоплазма(живые молекулы)–клетка–организм (особь) – вид (популяция) – биоценоз – биогеоценоз (эквивалент понятию экосистемы).
В рамках биосферы формируется и специфический тип материальной системы – человеческое общество, в котором выделяют особые подсистемы: семья – классы – нации и др.
Материя обладает следующими свойствами: конечностью и бесконечностью, прерывностью и непрерывностью, системностью, массой и энергией и т. д. Но важнейшими свойствами являются:
¨ пространство;
¨ время;
¨ движение как способ существования материи.
Закон отрицания отрицания.
Развитие - такое изменение предмета, когда последующая стадия процесса не просто включает в себя в преобразованном виде какие-то стороны, элементы предшествующих стадий, а имеет возможность сохранить положительное содержание данных стадий. Отрицание – такая связь старого и нового в процессе развития, когда новое возникает на базе старого под влиянием свойственных ему внутренних противоречий, преодолевает его и при этом сохраняет в той или иной степени, некоторые положительные черты, присущие старому.
Изменения, происходящие с явлениями, носят как прогрессивный, так и регрессивный характер. Прогрессивное развитие того или иного явления зачастую бывает связанно с регрессом некоторых, составляющих его элементов (пр. переход от рабовладения к феодализму – прогресс, но в области духовной культуры наблюдался известный регресс, связанный с господством церкви). Регрессивные изменения могут выступать и как определенный этап развития. Живые организмы возникают, совершенствуются, а затем постепенно стареют и гибнут.
Сущность закона.
Закон отрицания отрицания показывает связь старого и нового в процессе развития, которая состоит в том, что новое качество отбрасывает старое и вместе с тем включает в себя, в преобразованном виде, некоторые черты, стороны старого. Данный закон носит противоречивый характер, показывает направленность развития предмета (явления).
Структура сознания.
1) Надсознательное или «Сверх-Я», кот. яв-ся как бы высшим в человеке. Это внутренне усвоенные индивидом социально значимые нормы и заповеди, табу и т.д.
2) Сознательное, т.е. та часть психической деятельности индивида, кот. непосредственно открыта для него и в общем вполне контролируется им.Ему принадлежит решающая роль в отражении как явлений внешнего мира. Так и внутреннего состояния человека, и регуляции на этой основе его поведения.
3) Подсознательное, т.е. тот слой псих.деят. кот в данный момент не может появиться в поле сознания индивида (забытые переживания, тревоги).
4) Бессознантельное -особый пласт психики, включающий такие феномены, структуры и механизмы, которые никогда не появляются в поле сознания - ни в поле субъекта, ни спонтанно.Среди них есть неявные знания, а также такие импульсы или переживания, которые систематически подавляются, угнетаются сознанием и всем образом жизни. (Фрейд считал бессознантельное-центральным компонентом чел. психики.)
Функции:
Отражательная - способность материальных явлений, предметов, систем воспроизводить в своих свойствах особенности других явлений, предметов, систем в процессе взаимодействия с последними.
Однако человеческое сознание активно отражает внешний мир, т.к. имеет избирательный и опережающий характер. Информационная - предполагается активное использование результатов внешних воздействий.
Коммуникативная - установлении связей с миром.
Моделирующая - предварительное мысленное построение разумно мотивированных действий и предвидение их последствий.
Преобразовательная - активной конструктивно-творческой переделке внешнего мира.
Почему?
Трудовая концепция- Льюас Морган, Энгельс.
1) преемственность высокоорганизованных животных и человека
2) в качестве факторов эволюции-изменения условий и среды обитания
3) эти изменения ведут в гоминидной триаде -прямохождение, изменение руки и увеличение объема головного мозга. →начало антросоциогенеза. Труд (целенаправленная деятельность человека по преобразованию природной действительности с использованием орудий труда) становится сущностной характеристикой человека.
Недостатки марксистской концепции (Мэмфорд):
1. переоценка роли орудий труда
2. орудия труда могут изготавливаться и животными, животные иногда могут построить такое, что для человека немыслимо.
Игровая концепция-. Й. Хейзинга. Игра- форма своеобразной творческой активности. Игра, освобождая от гнета повседневности, одновременно подчиняет человека своей стихии, где обязательными признаками игры являются наличие у нее своего временного ритма, закрепленного в особых правилах, и пространства, в пределах которого эти правила действуют с непреложностью закона. Подобно тому, как в индивидуальном развитии ребенок приобщается к миру взрослых через игру, а не труд, точно также, играя, человечество вступило в свою историю.
Психоаналитическая концепции З. Фрейда- возникновение культуры и человека обусловлено появлением культа, краеугольные основания которого составляют тотем и табу. Появление их стало следствием разыгравшейся в первобытной орде «эдиповой» драмы, связанной с восстанием сыновей против отца. Одновременно происходит табуирование сферы сексуальных отношений, явившихся видимой причиной сыновнего бунта. Тем самым религия и мораль, укорененные в разрушительности страха и стыда, начинают определять направленность последующего развития человека и культуры.
Животный мир→биологические инстинкты, рефлексы→норма, ценности
Семиотическая модель- культуру как особая знаково-символическую реальность, сердцевину которой составляет язык. Язык, традиционно рассматриваемый как средство общения и коммуникации, в рамках семиотической модели превращается в подлинного демиурга культуры и человека.
Синтетическая модель -рациональные моменты из каждой концепции. Указывает на:
1.эволюционность
2.преемтсвенность
3. формирование социальности
Особенности развития человека:
1. прямая походка, освобождение передних конечностей
2. взгляд вперёд -видеть в трёх направлениях
3. большой мозг и развитая нервная система
4. длительная зависимость детей от родителей
5. устойчивость сексуальных влечений формы семьи
БИЛЕТ № 1 (Мировоззрение, Познание)