Место: Заповедник «Аркаим»
Время: лето 2010 и 2011 гг.
13.08.2011. Из разговора с девушкой, продающей сувениры в лавке:
− Говоришь, работу пишешь по «нашим клиентам»? Да, их тут куча! Странные такие, заходят и сразу же говорят «Дайте мне что-либо от бесплодия!», или «А от болей в спине у Вас что?». Как в аптеке… Или ещё «А чтобы деньги водились, что купить надо?»…
− Мы в прошлом году как-то загорали с подругой под Шаманкой, легли на камень «валетом», греемся… Смотрим, за нами группка тётушек наблюдает. Как мы встали, собрались уходить – тётушки сразу же на этот камень легли, как и мы. А дня через 2 услышала разговор, что камень этот чудотворный, болезни исцеляет, но ложиться на него надо именно вдвоём, «валетом»….
− Стоянка НЛО говорят там, за Шаманкой… что они про неё только не рассказывают…
15.07.2010. Услышан монолог женщины перед лекцией В.П. Путенихина:
«…видела в первый день одного больного мужчину просто заносили на гору, а во 2-ой день он уже сам поднимался на костылях на Шаманиху…. В ночь летнего солнцестояния все гуляли, сидели, лежали на г. Шаманиха. Почти всю ночь были сполохи, какие обычно у нас бывают в августе. У меня был медный оберег, он потемнел, окислился. Я поразилась, после купания в речке он покрылся белым порошком и очистился…»
На той же лекции, рассказывает В.П. Путенихин:
«У меня был приятель Артур, он подрабатывал на Аркаиме, продавал сувениры и прочее. Когда я спросил, что он тут делает, Артур сказал, что ему не хватает 5 000 рублей, чтобы уехать домой, к маме. Тогда я решил помочь ему, рассказал, как правильно писать записку с желанием, куда её нужно положить. Через 3 дня, ко мне подбежал счастливый Артур, который тряс перед моим лицом деньгами и запиской «Моему другу Артуру, для исполнения его желаний». Это Аркаим помог ему и оставил «визитку»…
А как правильно писать записки и формулировать желания вы можете узнать на семинаре, который будет проходить на рассвете, на Горе Любви. [стоимость семинара 3 500 руб. - В.С.].
16.08.2011 Сегодня я работала смотрителем в экспозиции музея. Около 15:00 ко мне подошли 2 молодые женщины и попросили с балкона показать им достопримечательности, которые они могут посетить. После того, как я рассказала им о них, девушки спросили «А энергией у вас, где заряжаются?».
14.08.2011 Из разговора с космоэнергетами:
«…у этого места очень сильная энергетика, но идет ли она из Космоса или из земли - там есть разлом - я пока не понял… особенно сильная энергетика на горе Шаманке, подниматься в нее было действительно трудно, как будто гора не хотела принимать незнакомого человека… А за горой определённо раньше было кладбище, на котором, кстати, были человеческие жертвоприношения… Там вихри нехорошие… и ты, кстати, зря археологией занимаешься (в разговоре с ними я представилась, как археолог, приехавшая на «разведку» по аркаимской долине), ОНИ твою энергию забирают…не надо могилы тревожить…»
[1]Балагушкин Е.Г. Нетрадиционные религии в современной России, М.1999; Дворкин А.Л. Сектоведение //http://lib.eparhia-saratov.ru/books/05d/dvorkin/sects/contents.html; Филатов С. Современная Россия и секты // Иностранная лит-ра. 1996. № 8 и пр.
[2] Кисленко А.М. Что такое Аркаим? // Аркаим. По страницам древней истории Южного Урала. Челябинск, 2000. С. 22.
[3] Балагушкин Е.Г. Нетрадиционные религии в современной России. М., 1999.
[4] Дворкин А.Л. Сектоведение // URL: http://lib.eparhia saratov.ru/books/05d/dvorkin/sects/contents.html от 09.10.2010
[5] Кантеров И.Я. Новые религиозные движения в США и России: сравнительный анализ // Религиоведение. 2001. № 1.
[6] Таевский Д.А. Синкретические религии и секты Словарь – справочник. М., 2000
[7] Филатов С.Б. Современная Россия и секты //URL: http://www.aquarun.ru/psih/ks/ks19.html от 14.02.2011
[8] Зданович Г.Б. Аркаим - Страна городов: пространство и образы (Аркаим: горизонты исследований. Челябинск, 2007.
[9] Зданович Г.Б., Батанина И.М. Археологический атлас Челябинской области: Степь-лесостепь. Кизильский район. Челябинск, 2003.
[10] Кисленко А.М. Что такое Аркаим? // Аркаим. По страницам древней истории Южного Урала. Челябинск, 2000. С. 22
[11] Зданович Д.Г. Аркаим: древность, модерн, постмодерн. // Аркаим 1987-1997 библиографический указатель. Челябинск, 1999. С. 59
[12] Петров Ф.Н. Степная тревога: смысловое поле Аркаима. Челябинск, 2004.
[13] Белолипецкая Н.А. Аркаим: возврат к языческому осмыслению степи // Степи и лесостепи Зауралья : материалы к исследованиям. Челябинск, 2006; Белолипецкая Н.А. «Эзотерика» Аркаима // Археология в современной культуре России (региональные аспекты). Челябинск, 2008.
[14] Угаев М.А. Виртуальный мир неоязычников // Степи и лесостепи Зауралья : материалы к исследованиям. Челябинск, 2006. С. 177 – 190
[15] Куприянова Е.В. Аркаим: размышления о путях познания // Аркаим: между прошлым и будущим. Челябинск, 2011. С. 168 – 174
[16] Школа развивающих энергий КОСМОЗНАК http://cosmocenter.ru от 20.09.2011; Центр космоэнергетики и Рейки ИСИДА http://www.cosmoisida.ru/chto-takoe-kosmoenergetika.html от 15.09.2011; Школа космоэнергетики В.А. Петрова http://www.cosmoaum.ru/ от 26.08.2011г; Международная академия космоэнергетики Марата Софина http://maratsofin.ru/public/article.php от 1.10.2011; Эзотерика. Спираль золотого сечения и мер-ка-ба http://sverhrazum.org/6/39 от 20.08.2011; Школа космоэнергетики «Синтез» http://cosmosintez.ru/biblioteka/statji/chto-takoe-kosmoenergetika-i-kosmicheskie-energii.html от 1.12.2011; Портал людей знания http://www.vottovaara.ru/2010/help/help9.php от 26.11.2011; Самопознание.ру http://perm.samopoznanie.ru/school/maratsofin/ от 1.12.2011; Эзотерика http://www.ezoterika66.ru/index.php&page=scat&pid=13997 от 1.12.2011; Космоэнергетика/репетитор http://kosmoenergetika.repetitor.info/ от 1.12.2011; Здоровье и Сила Аркаима http://www.zdorovie-sila-arkaima.ru/seminar_arkaim.php от 18.08.2011
[17] Блаватская Е.П. Тайная Доктрина http://www.koob.ru от 19.09.2011; Агни Йога – исследователям. Часть I – М., 1996; Андреев Д.Г. Роза Мира http://www.koob.ru от 16.09.2011
[18] Феномен нетрадиционной религиозности // URL: http://uchebos.ru/index.php от 22.02.2012
[19] Розет Д. Определение и признаки культа // URL: http://www.apologetika.ru/win/index.php3?razd=1&id1=41 от 10.04.2011
[20] Дворкин А.Л. Сектоведение // URL: http://lib.eparhia-saratov.ru/books/05d/dvorkin/sects/contents.html от 20.04.2010
[21] Феномен нетрадиционной религиозности // URL: http://uchebos.ru/index.php от 22.02.2012
[22] Баркер А. Новые религиозные движения. Практическое введение. СПб., 1997
[23] Элиаде М., Кулиано И. Словарь религий, обрядов и верований. СПб., 1997
[24]Балагушкин Е.Г. Нетрадиционные религии в современной России // URL: http://www.philosophy.ru/iphras/library/bal/02.html от 10.03.2012
[25]Писарева Е.Ф Елена Петровна Блаватская // URL:
// http://www.magister.msk.ru/library/blavatsk/about/pisae001.htm от 1.05.2010
[26]Барнетт М. Современный буддизм в Японии // URL:
// http://vladivostok.com/Speaking_In_Tongues/BUDDHISM.HTM от 13.04.2010
[27]Балагушкин Е.Г. Нетрадиционные религии в современной России // URL: http://www.philosophy.ru/iphras/library/bal/02.html от 10.03.2012
[28] Гинзбург Т Движение Нью-Эйдж // URL: http://ezotera.ariom.ru/2008/04/14/newage.html от 23.03.2010
[29]Гинзбург Т. Движение Нью-Эйдж // URL: http://ezotera.ariom.ru/2008/04/14/newage.html от 23.03.2010
[30] Бонгард-Левин Г.М.. Древняя Индия. История и культура. СПб., 2001. – С. 56
[31] Дворкин А.Л. Сектоведение // URL: http://lib.eparhia-saratov.ru/books/05d/dvorkin/sects/contents.html от 20.04.2010
[32] Религии народов современной России под редакцией М.П. Мчедлова. М, 2002. С. 294.
[33] Перечень общественных и религиозных объединений, иных некоммерческих организаций, в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом «О противодействии экстремистской деятельности» // http://www.minjust.ru/ru/activity/nko/perechen/ от 3.03.2010
[34] Филатов С. Современная Россия и секты // Иностранная литература. 1996. № 8 С.36
[35] Клейн Л.С. Воскрешение Перуна. СПб., 2004. – С. 107
[36] Русское Воскресение // URL: http://www.voskres.ru/articles/neopagan.htm от 11.04.2012
[37] Асеев О.В. Язычество в современной России : Автореферат дисс. ... канд. филос. наук. М., 1999
[38] Гайдуков А. В. Идеология и практика славянского неоязычества, СПб, 2000, - С.50
[39] Кобец В.В. Российское и украинское неоязычество как социально-религиозный феномен : Автореферат дисс. ... канд. филос. наук М., 2003
[40]Письмо радаря Радуги об Уряднике Малом волхва Велеслава // URL: // http://www.rodolubie.info/obryadnik/05/index.html от 10.05.2010
[41] Элиаде М. Священное и мирское, М., 1994. – С. 101
[42] Изведник-язычники отвечают на вопросы // URL: http://www.arya.ru/kap/inf/izved/izvednik.htm от 3.02.2010
[43] Балагушкин Е.Г. Нетрадиционные религии в современной России // URL: www.gumer.info/bogoslov_Buks/Relig/Balag от 13.04.2010
[44]Кантеров И.Я. Новые религиозные движения в США и России: сравнительный анализ// Религиоведение. 2001, № 1. – С. 61 — 72
[45] Кантеров И.Я. Новые религиозные движения в США и России: сравнительный анализ// Религиоведение. 2001, № 1. – С. 75
[46] Балагушкин Е.Г. Нетрадиционные религии в современной России // URL: http://www.philosophy.ru/iphras/library/bal/02.html от 10.03.2012
[47]Белолипецкая Н.А. «Эзотерика» Аркаима // Археология в современной культуре России (региональные аспекты). Челябинск. 2008. – С. 20.
[48]Белолипецкая Н.А. Аркаим: возврат к языческому осмыслению степи // Степи и лесостепи Зауралья : материалы к исследованиям. Челябинск, 2006. – С.169
[49] Кисленко А.М. Что такое Аркаим? // Аркаим. По страницам древней истории Южного Урала. Челябинск, 2000. – С. 12.
[50] Там же. – С. 22.
[51] Отчёт музея «Природы и Человека» - структурного подразделения ГУ «Историко-культурный заповедник областного значения «Аркаим» за 2008 год // Архив Заповедника «Аркаим»
[52] Отчёт о музейной деятельности ГУК «Историко-культурного заповедника областного значения «Аркаим» в 2009 году // Архив Заповедника «Аркаим»
[53]Белолипецкая Н.А. Аркаим: возврат к языческому осмыслению степи // Степи и лесостепи Зауралья : материалы к исследованиям. Челябинск, 2006. – С.169
[54]Портал людей знания // URL: http://www.vottovaara.ru/2010/help/help9.php от 26.11.2011
[55] См. приложение 6
[56] Куприянова Е.В. Аркаим: размышления о путях познания // Аркаим: между прошлым и будущим. Челябинск, 2011. – С.169
[57] См. Приложение 2
[58]Школа развивающих энергий КОСМОЗНАК // URL: http://cosmocenter.ru от 20.09.2011
[59]Центр космоэнергетики и Рейки ИСИДА // URL: http://www.cosmoisida.ru/chto-takoe-kosmoenergetika.html от 15.09.2011
[60]Школа космоэнергетики В.А. Петрова // URL: http://www.cosmoaum.ru/ от 26.08.2011г
[61] Андреев Д.Г. Роза Мира // URL: http://www.koob.ru от 12.12.2011
[62] Энциклопедия современной эзотерики // URL: http://ariom.ru/Jegregor от 11.10.11
[63]Международная академия космоэнергетики Марата Софина // URL: http://maratsofin.ru/public/article.php от 1.10.2011
[64]Школа комоэнергетики В.А.Петрова // URL: http://www.cosmoaum.ru/ от 26.08.2011г
[65]Международная академия космоэнергетики Марата Софина // URL: http://maratsofin.ru/disiple/page_1280131133_8.php от 13.09.2011
[66] Эзотерика. Спираль золотого сечения и мер-ка-ба // URL: http://sverhrazum.org/6/39 от 20.08.2011
[67]Международная академия космоэнергетики Марата Софина // URL: http://maratsofin.ru/disiple/page_1280131133_8.php от 13.09.2011
[68] Там же от 13.09.2011
[69] См. приложение 2
[70]Элиаде М. Йога: свобода и бессмертие // URL: http://www.psylib.ukrweb.net/books/eliad01/ от 23.10.2011
[71] Элиаде М. Йога: свобода и бессмертие // URL: http://www.psylib.ukrweb.net/books/eliad01/ от 23.10.2011
[72] Свойства торисонного поля // URL: http://scorcher.ru/mist/tors/torsion2.htm от 1.11.11
[73] Иеромонах Анатолий(Берестов) Колдуны в законе, М. 2001, - С.28-29
[74] Андреев Д.Г. Роза Мира // URL: http://www.koob.ru от 12.12.2011
[75]Балагушкин Е.Г. Нетрадиционные религии в современной России, М.1999, - С.15
[76] Дворкин А.Л. Сектоведение// URL: http://lib.eparhia-saratov.ru/books/05d/dvorkin/sects/contents.html от 09.10.2010
[77]Агни Йога – исследователям. Часть I. М.,1996.
[78] Юнг К.Г. НЛО как предмет слухов // URL: http://www.jungland.ru/node/1590 от 1.12.11
[79] Самопознание.ру // URL: http://perm.samopoznanie.ru/school/maratsofin/ от 1.12.2011
[80] Школа космоэнергетики «Синтез» // URL: http://cosmosintez.ru/biblioteka/statji/chto-takoe-kosmoenergetika-i-kosmicheskie-energii.html от 1.12.2011
[81]Белолипецкая Н.А. Аркаим: возврат к языческому осмыслению степи // Степи и лесостепи Зауралья : материалы к исследованиям. Челябинск, 2006. – С.174
[82] Там же. – С.172
[83]Белолипецкая Н.А. Аркаим: возврат к языческому осмыслению степи // Степи и лесостепи Зауралья : материалы к исследованиям. Челябинск, 2006. – С.171
[84]Там же. – С.177
[85]Угаев М.А. Виртуальный мир неоязычников // Степи и лесостепи Зауралья: материалы к исследованиям. Челябинск, 2006. – С.184
[86]Угаев М.А. Виртуальный мир неоязычников // Степи и лесостепи Зауралья : материалы к исследованиям. Челябинск, 2006. – С.185
[87]Зданович Д.Г. Аркаим: древность, модерн, постмодерн. // Аркаим 1987-1997 библиографический указатель. Челябинск, 1999. – С. 35
[88]Там же. – С. 34
[89]Гупало А.Г. Традиционные конфессии и археология. // Археология в современной культуре России (региональные аспекты). Челябинск. 2008. – С. 6.
[90] Словова В.О. Сакрализация пространства в контексте становления и развития «нетрадиционных религий» // Археология в современной культуре России (региональные аспекты). Челябинск. 2008. – С. 26.
[91]Зданович Г.Б., Петров Ф.Н. Аркаим: Исследования прошлого в поисках будущего // Аркаим. По страницам древней истории Южного Урала. Челябинск. 2000. – С. 311.
[92]Там же. – С. 314
[93]Угаев М.А. Виртуальный мир неоязычников // Степи и лесостепи Зауралья: материалы к исследованиям. Челябинск. 2006. – С.182
[94]Белолипецкая Н.А. Аркаим: возврат к языческому осмыслению степи // Степи и лесостепи Зауралья: материалы к исследованиям. Челябинск, 2006. – С.167
[95]Угаев М.А. Виртуальный мир неоязычников // Степи и лесостепи Зауралья: материалы к исследованиям. Челябинск, 2006. – С.186
[96] В.П.Путенихин Тайны Аркаима: наследие древних ариев, Ростов, 2009. С.98
[97]Там же. – С.189
[98]Путенхин В.П. Тайны Аркаима: наследие древних ариев, Ростов, 2009. – С.167
[99]Психологическая энциклопедия // URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_psychology/1334 от 7.10.2011
[100]Здоровье и Сила Аркаима // URL: http://www.zdorovie-sila-arkaima.ru/seminar_arkaim.php от 18.08.2011
[101]Путенихин В.П. Тайны Аркаима: наследие древних ариев, Ростов, 2009. – С.98
[102] Путенихин В.П. Тайны Аркаима: наследие древних ариев, Ростов, 2009. – С.190.
[103] Адо П. Духовные упражнения и античная философия / Пер. с франц. при участии
В.А. Воробьева. М., 2005. – С. 199-211.
[104]Мартинович В.А. Портрет потенциального адепта секты//URL: http://halkidon2006.orthodoxy.ru/sueverie/V_A_Martinovich_Portret_potentzialnogo_adepta_sekty.htm от 10.03.2011
[105]Мартинович В.А. Портрет потенциального адепта секты // URL: http://halkidon2006.orthodoxy.ru/sueverie/V_A_Martinovich_Portret_potentzialnogo_adepta_sekty.htm от 10.03.2011
[106]Волков Е.Н. Методы вербовки и контроля сознания // URL: http://www.sektainfo.ru/psycholog/factor/2006/factnovt2.htm от 26.02.2011.
[107] Мартинович В.А. Портрет потенциального адепта секты//URL: http://halkidon2006.orthodoxy.ru/sueverie/V_A_Martinovich_Portret_potentzialnogo_adepta_sekty.htm от 10.03.2011
[108] Волков Е.Н. Преступный вызов практической психологии: феномен деструктивных культов и контроля сознания // URL: http://psyfactor.org/sekta2.htm от 25.12.2010
[109] Арбузова Е.Н. Основные причины попадания людей в псевдонаучные оккультные организации. Материалы к выступлению на рабочем семинаре для духовенства Тульской епархии // URL: http://www.sektainfo.ru/psycholog.htm от 1.03.2011
[110] Там же // URL: http://psyfactor.org/sekta2.htm от 25.12.2010
[111] См. приложение 1
[112]Волков Е.Н. Методы вербовки и контроля сознания // URL: http://www.sektainfo.ru/psycholog/factor/2006/factnovt2.htm от 26.02.2011.
[113]Розин В.М. Мистические и эзотерические учения и практики в средствах массовой информации // URL: http://www.ecsocman.edu.ru/text/16155160/ от 25.03.2011
[114]Волков Е.Н. Проблемы защиты семьи от психологической и духовной агрессии и деструктивных культов // URL: http://www.sektainfo.ru/psycholog/factor/2006/factokt1.htm от 20.02.2011
[115]Мартинович В. А. Портрет потенциального адепта секты//URL: http://halkidon2006.orthodoxy.ru/sueverie/V_A_Martinovich_Portret_potentzialnogo_adepta_sekty.htm от 10.03.2011
[116]Там же // URL: http://halkidon2006.orthodoxy.ru/sueverie/V_A_Martinovich_Portret_potentzialnogo_adepta_sekty.htm от 10.03.2011
[117]Короленко Ц.П., Дмитриева Н.В. Социодинамическая психиатрия. Новосибирск, 1999. – С. 335
[118] Розин В.М. Мистические и эзотерические учения и практики в средствах массовой информации // URL: http://www.ecsocman.edu.ru/text/16155160/ от 25.03.2011
[119] Филатов С.Б. Современная Россия и секты //URL: http://www.aquarun.ru/psih/ks/ks19.html от 14.02.2011
[120] Белолипецкая Н.А. Аркаим: возврат к языческому осмыслению степи // Степи и лесостепи Зауралья : материалы к исследованиям. Челябинск, 2006. – С.169
[121]Кирсанова В.Г. Психологические особенности членов нетрадиционных религиозных организаций: диссертация ... канд. психологических наук : 19.00.07. М., 2005. – С.157
[122]Кузьмин А.В. Любая вера за ваши деньги// URL: http://www.anticekta.ru/News/2008/08-06/24.06.08.html от 3.03.2011 от 17.03.2011г.
[123]Белолипецкая Н.А. «Эзотерика» Аркаима // Археология в современной культуре России (региональные аспекты). Челябинск. 2008. – С. 20.
[124]Арбузова Е.Н. Основные причины попадания людей в псевдонаучные оккультные организации. Материалы к выступлению на рабочем семинаре для духовенства Тульской епархии // URL: http://www.sektainfo.ru/psycholog.htm от 1.03.2011
[125] См. приложение 7.
[126]Агеенкова Е.К. Социально-психологические аспекты распространения неокультов в современном обществе// URL:http://ageenkova.nm.ru/klt.html от 10.04.2011
[127] См. приложение 2.
[128] Тайна жизни 2009г
[129]Короленко Ц.П. Дмитриева Н.В. Психодинамика сект//URL: http://www.aquarun.ru/psih/ks/ks10.html от 1.03.2011
[130] Психологический словарь//URL: http://psi.webzone.ru/st/040800.htm от 11.02.2011
[131]Агеенкова Е.К. Социально-психологические аспекты распространения неокультов в современном обществе// URL:http://ageenkova.nm.ru/klt.html от 10.04.2011
[132] Агеенкова Е.К. Социально-психологические аспекты распространения неокультов в современном обществе// URL: http://ageenkova.nm.ru/klt.html от 10.04.2011
[133]Короленко Ц.П., Дмитриева Н.В. Социодинамическая психиатрия. Новосибирск, 1999. – С. 333
[134] Агеенкова Е.К. Особенности проявления психосоциальной зависимости в культах «New Age»// URL: http://ageenkova.nm.ru/klt.html от 10.04.2011
[135]Агеенкова Е.К. Социально-психологические аспекты распространения неокультов в современном обществе // URL: http://ageenkova.nm.ru/klt.html от 10.04.2011
[136]Мухина Т.К. Педагогические условия предупреждения вовлечения молодежи в религиозные секты: Автореферат дисс. …канд.пед.наук. М., 2003
[137]Бурн Ш. Гендерная психология. СПб., 2009. С. 43 - 44
[138] В данном приложении отображены наиболее яркие примеры записок, оставляемых туристами на горах «Шаманка» и «Гора Любви». В рамках научного исследования мною была соблюдена конфиденциальность, пунктуация и орфография сохранены.
[139] Клубы психоэнергетики URL: http://www.tfclub.ru/ от 20.04.2011
[140] Международная академия космоэнергетики Марата Софина// URL: http://maratsofin.ru
[141] http://www.cosmoisida.ru/kosmoenergeticheskie-kanalyi-lechebnyie-magicheskie-kanalyi-magistrov-egregoryi-zoroastrizma.html
[142] Портал людей знания http://www.vottovaara.ru/2010/help/help9.php
[143] Всё о желаниях http://www.pozitivim.by/pages-view-12.html