В.А ЖУКОВСКИЙ – 3 часа
Краткие сведения о писателе. Личность поэта. В.А. Жуковский и А.С. Пушкин. Жанр баллады в творчестве В.А. Жуковского. Баллада «Светлана»: фантастическое и реальное; связь с фольклором, традициями и обычаями народа. Новое явление в русской поэзии. Особенности языка и образов. Тема любви в балладе. Художественная идея произведения.
Теория литературы:баллада, фантастика; фабула; композиция, лейтмотив; герой, образ.
Внутрипредметные и межпредметные связи:литература (стихи А.С. Пушкина, Ф.И. Тютчева, Д.В. Давыдова, К.Н. Батюшкова, посвященные В.А. Жуковскому; баллада В.А. Жуковского «Людмила»); музыка (романсы на стихи В.А. Жуковского А.А. Алябьева, А.Е. Варламова, А.С. Аренского, А.Г. Рубинштейна, М.И. Глинки, П.И. Чайковского, А.Н. Верстовского); изобразительное искусство (портреты В.А. Жуковского художников О.А. Кипренского, Е.И. Эстеррейха, К.П. Брюллова, Т.Ф. Гильдербрандта; репродукция картины К.П. Брюллова «Гадающая Светлана»).
Метапредметные ценности:формирование исследовательских навыков и логического мышления.
Творческая работа:коллективный творческий проект.
Возможные виды внеурочной деятельности:час искусств: «В.А. Жуковский в музыке и живописи».
Внедрение:создание слайдовой презентации «В.А. Жуковский в музыке и живописи».
Планируемые результаты
Ученик научиться:
- подбирать материал для часа искусств и готовить сообщение;
- участвовать в коллективном творческом проекте;
- выявлять и характеризовать признаки баллады;
- выразительно читать балладу;
- характеризовать образ поэта, отраженный в посвященных ему стихотворениях и воссозданный на картинах русских художников;
- составлять ассоциативные ряды и на их основе формулировать микровыводы.
А.С. ПУШКИН - 12 часов
Лицей в жизни и творческой биографии А.С. Пушкина. Лицеист А.С. Пушкин в литературной жизни Петербурга. Лирика природы: «Деревня», «Редеет облаков летучая гряда…», «Зимнее утро», «Зимний вечер». Интерес к истории России: «Дубровский» - историческая правда и художественный вымысел; нравственные и социальные проблемы романа (верность дружбе, любовь, искренность, честь и отвага, постоянство, преданность, справедливость и несправедливость); основной конфликт; центральные персонажи.
Теория литературы:элегия; двусложные размеры стиха; строфа, типы строф; роман (первичное представление); авторское отношение к героям; историческая правда и художественный вымысел.
Внутрипредметные и межпредметные связи:литература (образ благородного разбойника в фольклоре и литературе); музыка (прослушивание музыкальных записей:Н.А. Римский-Корсаков «Редеет облаков летучая гряда…», ария Дубровского «Итак, все кончено…» из оперы Э.Ф. Направника «Дубровский»); изобразительной искусство (портреты А.С. Пушкина; портреты лицеистов; гравюры с изображением Лицея; иллюстрации Б.М. Кустодиева, Д.А. Шмаринова, Б.М. Косульникова; репродукции зимних пейзажей И.И. Шишкина, Ф.А. Васильева, А.С. Степанова, К.Ф. Юона и др.; рисунки учащихся).
Метапредметные ценности:воссоздание особой лицейской атмосферы; примеры нравственного поведения, порядочности, достоинства; формирование чувства товарищества, уважения к людям.
Краеведение:литературная викторина «Места, где побывали лицейские друзья А.С. Пушкина».
Творческая работа:изложение с элементами рассуждения; стилистический эксперимент; создание воображаемого диалога с героем на основе предложенных вопросов.
Возможные виды внеурочной деятельности:литературная гостиная «Новая встреча с А.С. Пушкиным».
Внедрение:создание компьютерной презентации по материалам краеведческого поиска.
Планируемые результаты
Ученик научиться:
- характеризовать отдельные эпизоды биографии поэта;
- выразительно читать лирические стихотворения А.С. Пушкина;
- готовить выставку, посвященную А.С. Пушкину;
- определять двусложные размеры стиха;
- составлять письменное высказывание по предложенному началу;
- выявлять в тексте историческую основу и художественный вымысел;
- участвовать в инсценировании эпизода «На лицейском экзамене»;
- составлять ассоциативные ряды (по материалам лирики природы);
- осваивать элементы текстологической работы (сопоставление чернового и чистового вариантов произведения).
М.Ю. ЛЕРМОНТОВ – 6 часов
Годы учения. Ссылка на Кавказ. Поэт и власть. Вольнолюбивые мотивы в лирике (свобода, воля, независимость): «Тучи», «Парус», «На севере диком стоит одиноко…», «Листок». Многозначность художественного образа.
Теория литературы:метафора, инверсия, антитеза.
Внутрипредметные и межпредметные связи:литература (В.А. Жуковский «Листок»; В.А. Луговской «Кленовый листок»); изобразительное искусство (портреты М.Ю. Лермонтова; репродукции картин И.И. Шишкина «На севере диком», К.А. Авазовского; иллюстрации А.М. Васнецова, В.А. Замирайло, В.М. Конашевича, Г.С. Берендгофа, Д.И. Митрохина, М.И. Пикова и др.; рисунки учащихся); музыка (А.Е. Варламов «Белеет парус одинокий…»).
Метапредметные ценности:формирование нравственно-этических представлений учащихся на основе работы с поэтическими произведениями.
Краеведение:М.Ю. Лермонтов и Кавказ
Творческая работа:составление ассоциативных рядов со словами парус и море.
Возможные виды внеурочной деятельности:конкурс чтецов.
Планируемые результаты
Ученик научиться:
- подбирать эпиграфы для различных видов устных и письменных работ;
- выявлять мотивный ряд стихотворений М.Ю. Лермонтова;
- сопоставлять стихотворения различных поэтов;
- находить краеведческий материал и использовать его в рассказе о жизни поэта;
- сопоставлять различные портреты М.Ю. Лермонтова и формулировать вывод;
- определять трехсложные размеры стиха;
- составлять ассоциативные ряды с ключевыми словами;
- готовить стихотворение для конкурсного исполнения.
Н.В. ГОГОЛЬ – 7 часов
Повесть «Тарас Бульба». Тематика и проблематика повести (любовь к родине; товарищество, свободолюбие, героизм, честь, любовь и долг); центральные образы и приемы их создания; лирическое и эпическое в содержании повести; массовые сцены и их значение в сюжете и фабуле; связь повести с героическим эпосом (характеры, типы, речь). Своеобразие стиля.
Теория литературы: героическая повесть; героический эпос; разнообразие лексических пластов; тропы (гипербола, сравнение, метафора, риторические фигуры).
Внутрипредметные и межпредметные связи:литература (русский героический эпос); изобразительное искусство (Т.Г. Шевченко «Встреча Тараса с сыновьями»; Е.И. Репин «Запорожцы пишут письмо турецкому султану»; П.П. Соколов «Возвращение из бурсы»; иллюстрации Е.А. Кибрика); подбор музыкальных фрагментов к отдельным сценам и эпизодам.
Метапредметные ценности:развитие интереса к отечественной истории; развитие нравственно-эстетических представлений; воспитание патриотизма.
Краеведение:заочная литературно-краеведческая экскурсия «Украинскими дорогами Н.В. Гоголя».
Творческая работа:творческий проект «Н.В. Гоголь и А.С. Пушкин».
Возможные виды внеурочной деятельности:конкурс знатоков; подбор литературы и организация выставки «Книги о героическом прошлом Отчизны».
Внедрение:создание компьютерной презентации по итогам работы над творческим проектом.
Планируемые результаты
Ученик научиться:
- выявлять историческую основу произведения и характеризовать его тематику и систему образов;
- характеризовать роль отдельных эпизодов и сцен;
- сопоставлять образы героев повести и формулировать выводы;
- составлять план для характеристики образов;
- формулировать художественную идею произведения;
- пользоваться необходимыми литературоведческими терминами при характеристике повести;
- сопоставлять иллюстрации художника с содержанием эпизодов повести;
- писать изложение с заменой лица;
- участвовать в творческом проекте;
- участвовать в конкурсе знатоков;
- принимать участие в дискуссии, аргументировать собственную читательскую и гражданскую позицию;
- правильно интонировать речь персонажей в процессе чтения по ролям;
- включать в свой ответ о произведении комментарий к картине художника.
И.С. ТУРГЕНЕВ – 4 часа
«Записки охотника»: творческая история и особенности композиции. Проблематика и своеобразие рассказа «Бирюк»: служебный долг и человеческий долг; нравственные ценности: милосердие, порядочность, доброта; образ лесника; позиция писателя. Один из рассказов «Записок охотника» по выбору учащихся. Самостоятельная характеристика темы и центральных персонажей произведения. Стихотворение «В дороге»: выразительность и точность поэтического звучания.
Теория литературы: своеобразие характера, образ рассказчика; позиция автора, идея произведения и художественный замысел; тропы (сравнение, метафора, эпитет).
Внутрипредметные и межпредметные связи:изобразительное искусство (конкурс рисунков; устное рисование); музыка (подбор музыкальных фрагментов к отдельным эпизодам произведения).
Творческая работа:составление ассоциативных рядов; конкурс рисунков.
Внедрение:оформление альбома из лучших рисунков учащихся.
Планируемые результаты
Ученик научиться:
- рассказывать о творческой истории произведения;
- определять авторский замысел;
- дать характеристику прочитанному;
- формулировать художественную идею;
- составлять сложный план и готовить по нему развернутый ответ;
- характеризовать тропы и фигуры в тексте и выявлять их художественную роль;
- составлять ассоциативные ряды;
- определять роль композиции в идейно-тематическом замысле;
- характеризовать роль рассказчика в эпическом произведении.
Н.А. НЕКРАСОВ – 2 часа
Гражданская позиция Н.А. Некрасова. Темы народного труда и «долюшки женской» - основные в творчестве поэта. Стихотворения: «В полном разгаре страда деревенская…», «Великое чувство! У каждых дверей…». Основной пафос стихотворения: разоблачение социальной несправедливости. Выразительные средства, раскрывающие тему. Способы создания образа женщины-труженицы, женщины-матери. Отношение автора к героям и событиям.
Теория литературы: трехсложные размеры стиха: дактиль, амфибрахий, анапест; коллективный портрет.
Внутрипредметные и межпредметные связи:изобразительное искусство (живопись художнико-передвижников; репродукции картин: И.Н. Крамской. Портрет Н.А. Некрасова; А.Г. Венецианов «На пашне», «На жатве. Лето»).
Метапредметные ценности:формирование представлений о гражданской позиции.
Творческая работа:микросочинение с предложенным началом либо заданным эпиграфом.
Возможные виды внеурочной деятельности:литературно-художественная выставка «Н.А. Некрасов и художники-передвижники».
Планируемые результаты
Ученик научиться:
- отличать трехсложные размеры стиха от двусложных;
- письменно характеризовать стихотворный текст;
- выявлять авторскую позицию в поэтическом произведении;
- формулировать вывод, основанный на личных впечатлениях от прочитанного;
- формулировать художественную идею произведений;
- готовить сообщение о творчестве одного из художников-передвижников;
- писать сочинение с предложенным финалом;
- писать сочинение, раскрывающее основную мысль, которая заложена в эпиграфе;
- объяснять понятие «коллективный проект»;
- подбирать материал для литературно-художественной выставки.
Л.Н. ТОЛСТОЙ – 6 часов
Повесть «Детство» (отдельные главы): «Матап» «Что за человек мой отец?», «Детство» и др. по выбору.Рассказ «Бедные люди». Взаимоотношения в семье; главные качества родителей в понимании и изображении Л.Н. Толстого; проблематика рассказа и внутренняя связь его с повестью «Детство» (добро, добродетельность, душевная отзывчивость, любовь к близким, верность, преданность, чувство благодарность, милосердие, сострадание).
Теория литературы: автобиографическая проза, рассказ, повесть.
Внутрипредметные и межпредметные связи:литература (А.Я. Яшин «Спешите делать добрые дела»); изобразительное искусство (репродукции картин Ф.М. Славянского «Семейная картина (На балконе)», К. Клементьевой «Семейный вечер», К.Е. Маковского «Дети, бегущие от грозы»; иллюстрации А. Вестфален); формирование первоначальных представлений о философском учении Л.Н. Толстого.
Творческая работа:сочинение-зарисовка; составление комментария к афоризмам Л.Н. Толстого.
Возможные виды внеурочной деятельности:дискуссия «Спешите делать добрые дела…».
Планируемые результаты
Ученик научиться:
- составлять комментарий к заданным словам;
- составлять устное высказывание на заданную тему;
- готовить художественный пересказ фрагмента;
- составлять цитатный план для устного ответа;
- готовить устное сообщение об автобиографическом характере повести;
- писать сочинение-зарисовку;
- подбирать ключевые слова для характеристики философского учения Л.Н. Толстого (первоначальные представления).
В.Г.КОРОЛЕНКО – 5 часов
Краткие сведения о писателе. Повесть «В дурном обществе»: проблемы доверия и взаимопонимания, доброты, справедливости, милосердия. Дети и взрослые в повести. Система образов. Авторское отношение к героям.
Теория литературы: повесть, художественная деталь, портрет и характер, герой.
Внутрипредметные и межпредметные связи:литература (В.Г. Короленко «История моего современника»); изобразительное искусство (репродукции картин Ф.С. Журавлева «Дети-нищие», П.Н. Чистякова «Нищие дети», В.Г. Перова «Тройка», «Спящие дети», А.Г. Венецианова «Захарка», В.А. Тропинина «Портрет Володи, сына художника», иллюстрации В. Костицына; устное рисование).
Метапредметные ценности:формирование мировоззренческих представлений о сострадании, добре и доброте.
Творческая работа:самостоятельная исследовательская работа с текстом.
Возможные виды внеурочной деятельности:диспут «Как я поступил бы на месте героя…».
Планируемые результаты
Ученик научиться:
- сопоставлять характеры героев повести;
- характеризовать нравственную позицию героев;
- формулировать вопросы для размышления;
- использовать иллюстративный материал при характеристике произведения;
- характеризовать образ рассказчика и выявлять его отношение к событиям и героям;
- участвовать в диспуте и отстаивать сою позицию;
- выявлять многоплановость названия и определять различные оттенки его смысла;
- определять функцию описаний природы в передаче душевного состояния героев повести;
- дать психологическую характеристику поступкам героев в различных ситуациях;
- определять художественную идею произведения и письменно ее формулировать.
А.П. ЧЕХОВ – 5 часов
Сатирические и юмористические рассказы А.П. Чехова. Рассказы «Толстый и тонкий», «Шуточка», «Налим»: темы, приемы создания характеров персонажей. Отношение автора к героям. Приемы создания комического эффекта.
Теория литературы: юмор, юмористическая ситуация, ирония, самоирония, конфликт в юмористическом произведении (развитие и углубление представлений); деталь и ее художественная роль в юмористическом произведении.
Внутрипредметные и межпредметные связи:изобразительное искусство (иллюстрации Б.М. Калаушина, Т.В. Шишмаревой, Кукрыниксов к рассказам А.П. Чехова; рисунки С.С. Бойма); фотографии.
Метапредметные ценности:формирование исследовательских навыков и логического мышления.
Краеведение:музеи А.П. Чехова
Творческая работа:самостоятельная исследовательская работа с текстом; написание юмористического рассказа на заданную тему или создание диафильма (компьютерной презентации).
Внедрение:компьютерная презентация «Музеи А.П. Чехова»
Планируемые результаты
Ученик научиться:
- характеризовать роль деталей в юмористическом произведении;
- находить в изучаемом тексте крылатые слова и характеризовать их художественную роль;
- создавать письменный рассказ по предложенной теме;
- подбирать материал и составлять покадровый сценарий для диафильма (компьютерной презентации);
- проводить самостоятельную исследовательскую работу с текстом;
- готовить сообщение о проблематике рассказов А.П. Чехова.