- Рисунки большого размера.
- Небольшие наброски и зарисовки, выполненные преподавателем на полях работы ученика или на отдельных листах бумаги.
- Исправление ошибок в рисунке ученика рукой учителя.
Роль рисунков мелом на доске, набросков и зарисовок
- Дают ученикам правильное направление
для самостоятельного решения задачи построения объемных выражений.
- Способствуют развитию творческого воображения
и изобразительных навыков школьников.
- Способствует воспитанию, самостоятельности, активности учащихся, целеустремленности при выполнении изображения.
- Помогает установить тесный контакт учителя с учениками.
- Стимулирует развитие художественных стремлений учащихся.
- Способствует возникновение эстетических чувств, пониманию особенностей подхода к изображению специфическими художественными средствами.
- Активизирует изобразительную деятельность школьников
на уроке.
Второй вид рисунка - это зарисовка учителя на полях рисунка школьника. Такими зарисовками пользуются в том случае, когда ошибка в рисунке замечена лишь у одного - двух учеников и нет смысла отвлекать внимание всего класса.
Роль исправления ошибок в рисунке ученика рукой учителя
Личная поправка рисунка ученика преподавателем имеет большое образовательное значение. Ученик видит, как можно исправить именно его рисунок. Наблюдая, как преподаватель работает в его альбоме, ученик впитывает все детали этого процесса, и потом уже сам старается делать так, как сказал педагог.
Художники-педагоги должны приобрести достаточный опыт в педагогическом рисовании объектов, предусмотренных школьной программой. Необходимо уделить серьезное внимание работе доске, на белой бумаге гуашью, чтобы выработать навыки работы на вертикальной плоскости над изображениями больших размеров (педагогическое рисование), а также выполнению стилизованных рисунков, а главное, делать изображения различных предметов в верной методической последовательности и уметь точно объяснять каждый шаг. Процесс построения рисунка рукой педагога должен быть хорошо согласован с ходом изложения учебного материала. Главным в данном случае должны быть пояснения педагога, рисунок лишь дополняет слова.
Каждый этап работы над рисунком следует рассматривать как определенный комплекс учебных задач.Последовательность этапов работы внимательно продумывается педагогом. Во-первых, выделяются наиболее важные моменты построения изображения и, во-вторых, устанавливается их очередность, чтобы у школьника выработалась определенная система работы над рисунком. Рисунки выполняются очень четко и ясно. В рисунках не должно быть манерных росчерков, эффектно брошенных штрихов, которые затрудняют выявление закономерностей строения формы. Не следует бояться «сухости» рисунка, иногда целесообразно даже несколько упростить форму, сделать её более наглядной и ясной.
Главное качество педагогического рисунка - это лаконичность изображения, простота и ясность его. Скупыми средствами графического языка учитель дает возможность детям ясно понять и представить сказанное. Рисунки на классной доске должны передать самую главную мысль учителя, опуская все случайное и второстепенное. Простота и лаконичность изображения диктуются, прежде всего, необходимостью быстрого исполнения рисунка. Например, когда осваивается изображение человека в движении, вполне достаточно дать упрощенные схемы закономерностей движения фигуры человека, при объяснении особенностей строения и характера форм деревьев тоже можно ограничиться лаконичными рисунками. На такие рисунки учитель затрачивает не более одной - двух минут. Некоторые педагоги стараются дать по возможности законченный рисунок, в результате они затрачивают на него по 10-15 минут, отнимая у детей и без того ограниченное учебное время.
Чтобы овладеть педагогическим рисунком и понять его специфику, нужна большая тренировка.
Однако методика наглядной демонстрации техники исполнения должна быть очень продуманной и тонкой. Искусство преподавания состоит в том, чтобы уметь почувствовать, что и в какой форме, что надо показать ученику, уметь продемонстрировать это так, чтобы ученик двигался вперед, верил в свои силы, а не был подавлен учителем. В практике мы иногда наблюдаем, как учитель рисования выступает перед учеником в роли «маэстро», перестает обучать, увлеченным своим искусством.
Наглядный показ приемов работы, способов передачи объема предметов в рисунке и живописи должен быть доступен ученику, и для этого преподавателю надо хорошо знать возрастные особенности детей, их возможности.
Совершенствуя методику работы в общеобразовательной школе, где к изобразительной деятельности приобщаются все учащиеся, а не особо одаренные, учителю рисования необходимо строить свои занятия так, чтобы каждый ученик встречал их с чувством радости. Надо стремиться к тому, чтобы каждый ученик мог сказать о своем учителе так, как говорил о Ференце Листе Л. Зилоти: «Он был каким-то солнцем, когда стоял среди нас; чувство было такое, что раз он с нами, нам весь мир ничто, и каждый раз от него мы уходили счастливые, радостные, с сияющими лицами, и наши губы сами собой расплывались в восторженную улыбку».
ВОПРОС № 11.
Планирование учебной работы по изобразительному искусству. Программа. Календарно-тематический план. Поурочное планирование. Составление планов-конспектов на различные виды уроков по ИЗО искусству.
1 этап. Предварительная подготовка учителя:
изучение специальной методической и педагогической литературы,
изучение программы по своему предмету,
изучение учебника и учебных пособий по своему редмету,
учитель должен знать программы по смежным предметам,
изучение опыта других учителей.
2 этап. Составление тематического плана года, четверти, где должно быть в краткой форме в виде таблицы отражены тема, задание, графическое решение, материалы, зрительный, литературный, музыкальный ряд, домашнее задание по всем урокам. По форме календарно-тематические планы бывают текстовые, иллюстрированные и комбинированные
3этап. Непосредственная подготовка учителя
подготовка наглядных пособий используемых на уроке.
написание конспекта урока. Содержание плана-конспекта:
Предмет:
Класс:
Тема урока и номер по календарно-тематическому плану :
Тип урока: (комбинированный - изучение новых знаний, формирование новых умений,
обобщение и систематизация изученного, контроль и коррекция знаний и умений, практическое применение знаний, умений).
Вид занятия (беседа, тематическое рисование, бумагопластика, дпи и т.д.)
Цель урока (из программы)
Задачи конкретного урока: (развивающая, воспитательная, образовательная)
Формы организации учебной деятельности: (фронтальная, групповая, индивидуальная)
Материал и пособия для ученика:
Материал и пособия для учителя:
Раздаточный материал
Ход урока (с планированием времени)
Оргмомент.
Ввод в тему. Сообщение темы, цели, плана урока
Усвоение новых знаний.
Закрепление знаний.
Обобщение и систематизация знаний.
Контроль и самопроверка знаний.
Подведение итогов урока.
Домашнее задание.
В описании урока каждый структурный элемент наполняется содержанием, в нем указываются использование учителем методы обучения. Вид конспекта и его составляющие зависят от вида урока и методов обучения используемых учителем на уроке. Также конспект может быть полным и кратким, в виде таблицы.
Требования к уроку.
Урок должен соответствовать всем принципам обучения. И реализовывать триединую цель обучения.
Научность обучения: изучаемый материал должен быть связан с жизнью, соответствовать современному уровню развития науки, методы обучения должны соответствовать современным требованиям.
Развивающий характер обучения. Развитие умственных способностей. Воспитательные задачи. Возбуждение интереса учащихся к учебному материалу.
Степень трудности изучаемого материала. Последовательность и систематичность в изложении. Формирование Умений и Навыков. Систематический и планомерный учет и контроль качества усвоения учебного материала. Соблюдение требований учебной гигиены и режима дня школьников.
ВОПРОС № 12
Программы для общеобразовательной школы, утвержденные грифом УМО, разработанные под руководством В.С. Кузина, Б.М Неменского, Т.Я. Шпикаловой. Сравнительный анализ концепции и задач, принципов, заложенных в основу программ, основных видов деятельности и учебно-методического обеспечения.
Изобразительное искусство и художественный труд (1-9 классы). Рук. и редакц. Б. М. Неменского. | «Изобразительное искусство», авт. В. С. Кузин и др. | «Изобразительное искусство», авт. Т. Я. Шпикалова и др. | |
Цели | Формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, созданной многими поколениями. | Развитие у детей изобразительных способностей, художественного вкуса, творческого воображения, пространственного мышления, эстетических чувств и понимания прекрасного. | Развитие личности на основе высших гуманистических ценностей средствами отечественного и мирового искусства. |
Содержание и средства | Представляет целостную систему введения в художественную культуру, включающую изучение всех основных видов пластических искусств: изобразительных (живопись, графика, скульптура), конструктивных (архитектура, дизайн), декоративно-прикладных (традиционное народное искусство, народные художественные промыслы, современное декоративное искусство и синтетических (кино, театр и т.д.). На уроках вводится игровая драматургия по изучаемой теме, прослеживаются связи с музыкой, литературой, историей, трудом. С целью накопления опыта творческого общения в программе вводятся коллективные задания. | Содержание курса данной программы составляет рисование с натуры, по памяти и по воображению различных предметов и явлений окружающего мира, создание графических композиций на темы окружающей жизни, беседы об изобразительном искусстве. Ведущее место принадлежит рисованию с натуры. В курсе предполагаются беседы и в 7 – 9 классах лекции, практические работы. | Содержание построено на основенепреходящих ценностных понятий: человек, семья, дом, народ, история, культура, искусство. Представляет собой комплексный подход в освоении художественной информации с опорой на знания учащихся в области гуманитарных и естественно-научных дисциплин. Структурированы в блоки, разделы и тематическое планирование содержания курсов, призванные обеспечить освоение учащимися 5 – 9 кл. основ художественного изображения (художественный образ и изобразительное творчество учащихся), а также основ народного и декоративно-прикладного искусства и художественной проектной деятельности. |
Особенности | Искусство не просто изучается, а проживается детьми на уроках. Содержание каждого вида искусства личностно присваивается каждым ребенком как собственный чувственный опыт. Программа предполагает высокий уровень теоретической подготовки учителя. | Реализация программы доступна специалистам различного уровня профессиональной подготовки. | Во все разделы программы включен примерный перечень художественно-дидактических игр, упражнений и творческих работ. Учителю для реализации данной программы желательно иметь специализацию декоративно-прикладного направления. |
Все выше приведенные программы существенно отличаются соотношением практического обучения художественно-творческой деятельности и знакомства детей с различными теоретическими аспектами изобразительного искусства (направлений, видов, стилей и т.д.). Однако более подробный анализ методических рекомендаций многих образовательных программ данной области показывает, что для школьного учителя в них недостаточно хорошо разработана образовательная технология на уровне управления способами и стратегиями познавательной деятельности, недостаточно полно учтены психологические аспекты развития личности.
Как известно, изобразительная деятельность человека в качестве индивидуальной потребности детского самовыражения начинается довольно рано: практически каждый ребенок уже в два года при поддержке взрослых начинает рисовать и сохраняет потребность и интерес к этой деятельности до 10 – 12 лет (у некоторых он продолжается всю жизнь).
Для первоклассников изобразительная и творческая деятельность не является чем-то абсолютно новым. Однако к концу начальной школы многие дети утрачивают свой интерес к рисованию. Наши исследования показывают, что 50% учеников 4-х классов уже не испытывают удовольствия от этой деятельности.
Данные убедительно показывают, что умение рисовать, возможность реализовать себя и достигать позитивного результата являются главными источниками мотивации к изобразительной деятельности, а их отсутствие — причинами отказа от изобразительного творчества.
В свою очередь, проведенный анализ причин неумения учащихся рисовать показывает, что еще более важной проблемой является слабая профессиональная подготовка учителя, особенно в области психолого-педагогических компетенций.
Независимо от выбранной программы обучения изобразительному искусству, все еще встречаются случаи, когда учитель дает задание детям, например, предлагая нарисовать натюрморт, без каких-либо объяснений того, как именно следует это делать. В этом случае целенаправленный педагогический процесс отсутствует, дети заняты самообразованием, и лишь немногие из них способны успешно выполнить поставленную задачу. Отчасти это объясняется тем, что многие педагоги изобразительного искусства не являются специалистами данной области. Но, к сожалению, подобная ситуация встречается и с учителями, которые имеют художественно-графическое образование. Это указывает на то, что часть педагогов не владеет в должной мере способами управления учебной деятельностью.
Особо отметим, что совершенно недопустимо преподавание предмета «Изобразительное искусство» наоснове учебно-тематического плана, составленного из фрагментов различных программ ИЛИ заданий, показавшихся учителю достаточно новыми и интересными, чтобы включить их в содержание.
Такое «лоскутное одеяло» не может иметь целостной концепции преподавания, а значит, не может быть обеспечена системность освоения содержания образования по предмету.
ВОПРОС № 13
Создание вариативной авторской программы, критерии ее содержания. Требования к вариативной авторской программе по структуре, направленности, содержанию.
Авторские программы могут следовать иной логике построения учебного предмета; отражать собственные подходы автора к рассмотрению тех или иных теорий; выражать авторскую точку зрения относительно изучаемых явлений и процессов.
Важно учесть:
концепцию и задачи образовательного учреждения, в котором будут реализовываться выбранная программа;
желания и возможности детей;
материально-технические условия реализации программы.
Критерии, которым должна отвечать авторская программа:
¾ Научность
изложение научных основ учебной дисциплины;
корректность введения научных понятий;
строгость приводимых доказательств соблюдение общепринятой научной терминологии и символики;
раскрытие научных понятий в соответствии с достижениями современной науки;
учет исторических аспектов возникновения и развития базовой для учебной дисциплины науки;
наличие мировоззренческих обобщений, направленных на формирование научной картины мира;
прикладная направленность предлагаемого материала.
¾ Доступность
соответствие учебного материалa примерной программе;
посильность учебного материала учащимся данного возраста;
учет их психолого-педагогических особенностей;
соответствие учебного материала предшествующей подготовке и уровню развития учащихся;
дифференцированность теоретического и практического материала для достижения лучших результатов обучения;
четкость формулировок определений, задач и т. д.;
ясность, точность и лаконизм изложения.
¾ Разработанность учебно-методического аппарата
систематичность, логичность и последовательность изложения материала;
направленность учебного материала на развитие творческих способностей учащихся и навыков самообразования;
формирование интереса учащихся к предмету и его практическому применению;
межпредметные связи;
методическая ценность иллюстративного, справочного материала и других средств обучения;
наличие средств организации самостоятельной учебной деятельности учащихся;
вопросы для самоконтроля.