8.Какой смысл вкладывал Г. Гегель в утверждение о том, что «философия есть эпоха, схваченная мыслью»?
Ход истории зависит от направленности мышления философов
Философия должна решать конкретные задачи, стоящие пред обществом в данное время
Философия призвана отражать особенности эпохи, выражать дух времени
Мышление философов определяется социально-экономическими условиями того общества, в котором они живут
Определяющим признаком религиозного мировоззрения является:
Вера в сверхъестественные, потусторонние силы, обладающие возможностью влиять на ход событий в мире
-Направление, отрицающее существование Бога, называется:
Атеизм
-Что характерно для эпистемной линии в философии?
Отождествление философии с теологией
Онтология – это:
Учение о бытии, о его фундаментальных принципах
Гносеология – это:
Учение о природе, сущности познания
Антропология – это:
Учение о человеке
Аксиология – это:
Учение о ценностях
Этика – это:
Учение о морали и нравственных ценностях
Раздел философии, в котором разрабатываются проблемы познания
Гносеология
движущих силах развития общества
Для идеализма характерно утверждение:
первично сознание, материя независимо от сознания не существует
Для дуализма характерен тезис:
материя и сознание – два первоначала, существующие независимо друг от друга
Кому принадлежит данное высказывание: «Я утверждаю, что никаких вещей нет. Мы просто привыкли говорить о вещах; на самом деле есть только мое мышление, есть только мое «Я» с присущими ему ощущениями. Материальный мир нам лишь кажется, это лишь определенный способ говорить о наших ощущениях»?
Субъективному идеалисту
О каком историческом типе мировоззрения идет здесь речь: «Это -- целостное миропонимание, в котором различные представления увязаны в единую образную картину мира, сочетающую в себе реальность и фантазию, естественное и сверхъестественное, знание и веру, мысль и эмоции»?
Мифологии
Некоторые христианские богословы утверждают, что весь мир. Вся Вселенная были созданы Богом за шесть дней, а сам Бог представляет собой бестелесный интеллект, всесовершеннейшую Личность. Какому философскому направлению соответствует такой взгляд на мир?
Объективному идеализму
С утверждением: «Мышление является таким же продуктом деятельности мозга, как желчь – продуктом деятельности печени» согласился бы представитель:
Вульгарного материализма
Агностицизм – это:
Учение, отрицающее познаваемость сущности объективного мира
Агностицизм – это:
Направление в теории познания, полагающее, что адекватное познание мира невозможно
Отрицают возможность познания мира:
агностики
Направление западноевропейской философии, отрицающее познавательную ценность философии, наличие у неё собственного, самобытного предмета:
Позитивизм
ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА
Закон воздаяния в индийской религии и религиозной философии, определяющий характер нового рождения перевоплощения:
Карма
Имя основателя буддизма, означающее пробужденный, просветленный:
Будда
Имя основателя буддизма
Сидхартха
Центральное понятие буддизма и джайнизма, означающее высшее состояние, цель человеческих стремлений:
Нирвана
Понятие древнекитайской философии, обозначающее мужское, светлое и активное начало:
Янь
Понятие древнекитайской философии, обозначающее женское, темное и пассивное начало:
Инь
Представление о «благородном муже» как идеальной личности разработал:
Конфуций
Что обозначают понятия Брахман в веданте и апейрон в философии Анаксимандра:
Субстанцию всех вещей
В философии Гераклита слово Логос обозначает мировой закон, мировой порядок, которому подчинено все существующее. Какое понятие китайской философии имеет тот же смысл:
Дао
Что обозначает понятие «дхармы» в традиционной индийской философии:
Вечный моральный закон, предписывающий свыше каждому определённый образ жизни
К древнеиндийским философским текстам относятся
Упанишады
К древнекитайским философским текстам относится
Дао-дэ-цзин
В индийской философии -- общая сумма совершенных поступков и их последствий, определяющая характер нового рождения
Карма
Китайский философ, основатель даосизма
Лао-цзы
Золотое правило нравственности: «Чего себе не пожелаешь, того не делай и другим» было впервые сформулировано:
Конфуцием
ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ
Хронологические рамки развития античной философии:
VI в. до н.э – VIв. н.э.
Основным принципом античной философии был:
Космоцентризм
Основная проблема, решавшаяся философами милетской школы:
Проблема первоначала
Тезис, принадлежащий мыслителю Фалесу:
«Познай себя»
Тезис, принадлежащий мыслителю Фалесу
«Начало всех вещей -- вода»
Анаксимен за первооснову всех вещей принимал
Воздух
Положение: «Число есть сущность и смысл всего, что есть в мире», принадлежит:
Пифагору
Последователь Пифагора, первый начертивший систему мира и поместивший в центр мироздания Центральный Огонь
Филолай
Впервые понятие бытия в философии употребил
Парменид
Движение, любое изменение являются лишь иллюзией чувственного мира, утверждали:
элеаты
Представители какой философской школы поставили проблему бытия, противопоставили мир чувств миру разума и доказывали, что движение, любое изменение лишь иллюзия чувственного иллюзорного мира:
Элейской
Как Вы думаете, гипотетический спор каких философов изобразил А.С. Пушкин в стихотворении «Движение»?
Зенона и Гераклита
Античный философ считавший, что в одну и ту же реку нельзя войти дважды:
Гераклит
Кто из античных философов учил, что всё развивается, что первопричина мира и его первооснова – это огонь, что в одну и ту же реку нельзя войти дважды?
Фалес
Гераклит
Понятие «Логос» в философском учении Гераклита означает:
Всеобщий закон, действию которого подчинено все в мире
Впервые выразил идею атомистического строения материи:
Демокрит
Высказывание: «Человек – мера всех вещей» принадлежит:
Протагору
«Я знаю, что ничего не знаю...». Автор афоризма:
Сократ
Знание по Сократу тождественно:
Добродетели
Суть «этического рационализма» Сократа:
Добродетель есть результат знания того, что есть добро, тогда как отсутствие добродетели является результатом незнания
Объективно-идеалистическая философия была основана:
Платоном
В античности заслуга открытия сверхчувственного мира идей принадлежит:
Платону
Чем в философии Платона идея «лошади» отличается от реальной, живой, настоящей лошади? Укажите неправильный ответ.
Идея идеальна, настоящая лошадь -- материальна
Идея содержательно богаче, чем живая лошадь
Идея первична, настоящая лошадь вторична
Идея бессмертна, вечна, настоящая лошадь смертна
В философии Платона идея «лошади» отличается от реальной, живой лошади тем, что:
идея материальна, настоящая лошадь – идеальна
идея содержательно богаче, чем живая лошадь
Идея первична, настоящая лошадь вторична
идея нереальна, конечна и идеальна.
Высказывание о том, что душа до рождения человека пребывала в мире идей, поэтому в процессе познания она способна припоминать их, принадлежит:
Диогену
Сократу
Платону
Демокриту
Источник познания – это воспоминание души о мире идей, полагал:
И.Кант
Аристотель
Платон
Демокрит
Философ, считавший логику главным орудием познания:
Платон
Аристотель
Демокрит
Пифагор
Философ, ученик Платона:
Эпикур
Зенон
Парменид
Аристотель
Философ, ученик Платона, автор книг «Метафизика», «Поэтика», «Политика»
Парменид
Зенон
Аристотель
Эпикур
Согласно Аристотелю, в человеческую душу не входит
Животная душа
Растительная душа
Минеральная душа
Разумная душа
Сущность этического учения Эпикура состоит в том, что:
надо во всём себе отказывать
надо жить для блага других
Надо наслаждаться жизнью
надо служить богам и делать добро
Римский поэт, последователь Эпикура, автор поэмы «О природе вещей»
Цицерон
Плотин
Боэций
Лукреций Кар
Утверждение: «Важно не то, что с нами происходит, а то, как мы к этому относимся» соответствует мировоззрению:
киников
неоплатоников
Стоиков
эпикурейцев