Формирующий эксперимент включал в себя 14 занятий, состоящих из заданий на развитие слухового внимания, мелодического, звуковысотного, тембрового слуха, чувства ритма, музыкальной памяти, музыкального движения, творческих навыков в пении, движении и сочинении.
Всего было проведено:
музыкально - дидактических игр направленных на развитие чувства ритма, слухового внимания, соотношение ритма с изображаемой схемой, развитие тембрового восприятия, выработки темпа и ритма речи, а также закрепление гласных звуков в свободной речи.
ритмических упражненийцеленаправленных наразвитие чувства ритма, формирование музыкально-ритмических движений под музыку различного характера, а также на соответствие движений ритму музыки (с использованием смены ритма).
музыкальных произведения для слушания,цель которых заключалась в том, чтобы научить детей слушать музыку и эмоционально на неё откликаться. Развивать эстетическое восприятия детей.
музыкальных произведения для пения,направленных на совершенствование певческого голоса и вокально - слуховой координации, развитие певческого творчества, воспитание интереса и любви к исполнению песен.
Теоретическое изучение проблемы исследования и результаты педагогического эксперимента подтвердили выдвинутую нами гипотезу, позволили на основании полученных данных констатирующего эксперимента обработать результаты, показать уровни развития чувства ритма детей старшего дошкольного возраста и оформить таблицы в процентном соотношении.
Констатирующий эксперимент:
Контрольная группа (см. Приложение № 1, табл. 1)
Воспроизведение ритмического рисунка в хлопках, на ударных инструментах - высокий - 0%, средний - 43%, низкий - 57%; Соответствие движений характеру музыки с малоконтрастными частями - высокий-0 %, средний - 71 %, низкий - 29%; Соответствие движений ритму музыки - высокий-86 %, средний-14 %, низкий - 0%.
Экспериментальная группа: (см. Приложение № 1, табл. 2)
Воспроизведение ритмического рисунка в хлопках, на ударных инструментах - высокий - 0%, средний - 57%, низкий - 43%; Соответствие движений характеру музыки с малоконтрастными частями - высокий 29 %, средний - 57 %, низкий - 14%; Соответствие движений ритму музыки - высокий - 57 %, средний - 43 %, низкий - 0%. Результаты констатирующего эксперимента позволили сделать следующий вывод:Дети скованы эмоционально при выполнении заданий. Даже при наличии внутреннего желания заниматься музыкальной деятельностью у них не хватает достаточного объема элементарных знаний, умений, навыков необходимых для погружений детей в музыкальную деятельность, нет опыта музыкально-творческой деятельности. Слабо развито чувство ритма, некоторым детям предлагаемые задания казались непонятными. В целом можно констатировать, что музыкальные способности дошкольников находятся в недостаточно развитом состоянии.
Сравним результаты контрольного эксперимента:
Контрольная группа (см. прил. 2, табл. 3).
Воспроизведение ритмического рисунка в хлопках, на ударных инструментах - высокий - 0%, средний - 43%, низкий - 57%; Соответствие движений характеру музыки с малоконтрастными частями - высокий 0 %, средний - 86 %, низкий - 14%; Соответствие движений ритму музыки - высокий - 86 %, средний - 14 %, низкий - 0%
Экспериментальная группа: (см. Приложение № 2, табл. 4).
Воспроизведение ритмического рисунка в хлопках, на ударных инструментах - высокий - 43%, средний - 43%, низкий-14%; Соответствие движений характеру музыки с малоконтрастными частями - высокий 57 %, средний - 43 %, низкий - 0%; Соответствие движений ритму музыки - высокий-100 %, средний-0 %, низкий - 0%
По результатам нашего исследования видно, что:
.Влияние развития ритмического слуха у детей старшего дошкольного возраста на общий уровень развития музыкальности чрезвычайно велико, а сопровождение слушания музыки и изучения музыкальных произведений музыкально - ритмическими движениями, соответствующими по характеру эмоциональной окраске музыки значительно облегчает их восприятие и осознание.
2.Музыкальный ритм формируется в процессе систематических занятий и легче усваивается благодаря использованию нетрадиционных форм обучения, уровень его развития значительно улучшился после проведенного эксперимента.
Выводы по второй главе
Чувство ритма развивается в музыкально-ритмических движениях, соответствующих по характеру эмоциональной окраске музыки. Согласованность ритма движений и музыки необходимое условие для развития этой способности. Занятия, направленные на развитие чувства ритма позволяют прочувствовать и выразить в движениях смену настроений в музыкальном произведении, а также развивать музыкальные и познавательные способности детей, совершенствовать чувство ритма с помощью координации движений и музыки.
Положительную динамику в развитии чувства ритма мы наблюдаем в экспериментальной группе.
.Показатель способности воспроизводить ритмический рисунок в хлопках и на ударных инструментах у детей значительно повысился:
Результат констатирующего Результат контрольного этапа:
высокий показатель - 0% высокий показатель - 43%
средний показатель - 57% средний показатель - 43%
низкий показатель - 43 % низкий показатель - 14 %
.Показатель способности соответствия движений характеру музыки с малоконтрастными частями так же увеличился.
Результат констатирующегоРезультат контрольного этапа:
высокий показатель - 29% высокий показатель - 57%
средний показатель - 57% средний показатель - 43%
низкий показатель - 14% низкий показатель - 0 %
.Показатель способности соответствия движений ритму музыки:
Результат констатирующегоРезультат контрольного этапа:
высокий показатель - 57% высокий показатель - 100%
средний показатель - 43% средний показатель - 0%
низкий показатель - 0 % низкий показатель - 0%
В контрольной же группе особой динамики в развитии чувства ритма не произошло. Изменился лишь показатель способности соответствия движений характеру музыки с малоконтрастными частями - на 15 %, так как с детьми систематически проводились музыкальные занятия.
Таким образом, сопоставив данные констатирующего и контрольного эксперимента, мы выяснили, что специально организованные занятия способствуют развитию музыкальных способностей у детей старшего дошкольного возраста.
Заключение
Музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, ребенок делается чутким к красоте в искусстве и жизни.
Проанализировав психолого-педагогическую литературу по темы нашей дипломной работы, проведя эксперимент мы можем сказать, что ритмический слух, основа музыкальности, развивается, прежде всего, в музыкально-ритмических движениях, соответствующих по характеру эмоциональной окраске музыки. Согласованность ритма движений и музыки также одно из условий, необходимых для развития этой способности.
В основе музыкально-ритмического воспитания лежит развитие у детей восприятия музыкальных образов и умения отразить их в движении. Двигаясь в соответствии с временным ходом музыкального произведения, ребенок воспринимает и звуковысотное движение, т.е. мелодию в связи со всеми выразительными средствами. Он отражает в движении характер и темп музыкального произведения, реагирует на динамические изменения, начинает, изменяет и оканчивает движение в соответствии со строением музыкальных фраз, воспроизводит в движении несложный ритмический рисунок. Следовательно, ребенок, воспринимая выразительность музыкального ритма, целостно воспринимает все музыкальное произведение. Он передает эмоциональный характер музыкального произведения со всеми его компонентами (развитием и сменой музыкальных образов, изменением темпа, динамики, регистров и т.д.)
Для эффективного развития у детей ритмического слуха мы предлагаем:
Во-первых, использовать на занятиях индивидуальный подход к каждому ребенку. Т.е. проводить не только коллективные формы работы, но и индивидуальные занятия с отдельными детьми, которым трудно дается освоение навыками и умениями.
Во-вторых, необходимо опираться на развитие именно чувства ритма у детей с самого раннего возраста.
В-третьих, применять на занятиях музыки и в группе наглядный материал, дидактические пособия, направленные на усвоения метроритмических навыков, с условием учета психофизиологических особенностей детей дошкольного возраста.
В-четвертых, использовать нетрадиционные формы работы не только на занятиях музыкой, но и вне занятий.
Выдвинутая нами в начале исследования гипотеза полностью подтверждена. А если гипотеза подтверждена, значит, цель, которая ставилась в начале исследования, - определить эффективные условия развития ритмического слуха у детей старшего дошкольного возраста полностью достигнута.
Список литературы
1. Аникин, В. П., Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор. - М., 1957.
. Бакланова, Т.И., Новикова, Г.П. Музыкальный мир / Т.И. Бакланова, Г.П. Новикова. - Москва: "Вентана - Граф", 2008 - 238 с.
. Ветлугина, Н. А.,"Музыкальное воспитание в детском саду" М., "Просвещение", 19813.
. Ветлугина, Н.А., Музыкально-игровое творчество у детей 5-7 лет. Песенное творчество детей 5-7 лет // Художественное творчество в детском саду. - М., 1974. - С. 107-120.
. Ветлугина, Н.А., Кенеман А.В. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду. - М., 1983.
. Ветлугина, Н.А., Музыкальный букварь. - М., 1989.
7. Ветлугина, Н.А., Музыкальное развитие ребенка. - М., 1968. - 223.
. Выготский, Л.С., Педагогическая психология. // Под ред. В.В. Давыдова. - М., 1991.
9. Гогоберидзе, А.Г., Деркунская В.А. - Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста. М. "Академия" 2007.
. Дзержинская, И.Л., Музыкальное воспитание младших дошкольников. - М., 1985.
11. Зимина, А.Н., Большой хоровод. Музыкально-дидактические игры, - М., 1993.
. Зимина, А.Н., Образные упражнения и игры в музыкально-ритмическом развитии детей 4-8 лет. - М., 2001.
. Колодницкий, Г.А., Музыкальные игры, ритмические упражнения и танцы для детей. Учебно-методическое пособие для педагогов. - М., 2000.
. Комарова, Т.С., Дети в мире творчества - М., 1995.
15. Ломпшер, И., Гулаш Р. Развитие способностей // Психологические основы
формирования личности в педагогическом процессе. - М., 1981.
. Петровский, А.В., Ярошевский, М.Г. Психология/ А.В. Петровский, М. Г, - Ярошевский. - Москва: " Академия", 1998 - 512с.
. Праслова, Г.А., - Теория и методика музыкального образования детей дошкольного возраста. Санкт-Петербург "Детство-пресс" 2005
. Теплов, Б.М., Психология музыкальных способностей. - М., Л.: Акад. педагогических наук РСФСР, 1947. - 335.
19. Теплов, Б.М., Психология музыкальных способностей. // Избр. труды: в 2т. - М., 1985. - 335/
20. Шейн, П.В., Народные детские песни. - М., 1923.
21. Эльконин, Д.Б., Детская психология. - М., 1960.
Приложения
Приложение 1
Таблица 1
Констатирующий эксперимент. Контрольная группа
№Воспроизведение ритмического рисунка в хлопках, на ударных инструментахСоответствие движений характеру музыки с малоконтрастными частямиСоответствие движений ритму музыкиВСНВСНВСН1***2***3***4***5***6***7***
Таблица 2
Констатирующий эксперимент. Экспериментальная группа
№Воспроизведение ритмического рисунка в хлопках, на ударных инструментахСоответствие движений характеру музыки с малоконтрастными частямиСоответствие движений ритму музыкиВСНВСНВСН1***2***3***4***5***6***7***Приложение 2
Таблица 3. Контрольный эксперимент. Контрольная группа
№Воспроизведение ритмического рисунка в хлопках, на ударных инструментахСоответствие движений характеру музыки с малоконтрастными частямиСоответствие движений ритму музыкиВСНВСНВС1***2***3***4***5***6***7***
Таблица 4. Контрольный эксперимент. Экспериментальная группа
№Воспроизведение ритмического рисунка в хлопках, на ударных инструментахСоответствие движений характеру музыки с малоконтрастными частямиСоответствие движений ритму музыкиВСНВСНВСН1***2***3***4***5***6***7***