Низкий уровень | Средний уровень | Высокий уровень |
-поверхностный интерес к музыке, танцу, ритмике; -не предпринимает попытки выразить музыкальные образы в движении; -суждения и оценки по поводу музыкально-ритмической деятельности неглубокие, несодержательные необъективные и немотивированные; -не использует имеющийся в опыте арсенал движений под музыку в самостоятельной деятельности. | -интерес к музыкально-ритмической деятельности не устойчивый, характеризуется частым переключением внимания на другую деятельность; -предпринимает попытки выразить в движении музыкальные образы; -суждения и оценки по поводу музыкально-ритмической деятельности не всегда обоснованы; -использует танцевальные движения в самостоятельной деятельности при участии взрослого. | -интерес к музыкально-ритмической деятельности устойчивый, отдает ей предпочтение в выборе деятельности; -любит танцевать, импровизировать под музыку, музыкальные подвижные игры; -суждения и оценки по поводу музыкально-ритмической деятельности мотивированы, объективны, содержательны; -осуществляет самостоятельный перенос умений музыкально-ритмической деятельности в любую деятельность. |
Для выявления интереса детей к музыкальным занятиям проводится беседа с детьми в соответствии с вопросами:
· Нравятся ли тебе музыкальные занятия?
· Что ты любишь делать на музыкальных занятиях: петь, танцевать, слушать музыку, играть на музыкальных инструментах? А в группе?
· Любишь ли ты, когда звучит музыка?
· Какую музыку ты любишь?
· Есть ли у тебя любимая песня, исполнитель? Какая? Назови.
· Почему тебе нравится эта музыка?
В ходе беседы выявлятся следующее:
ü Как дети относятся к музыке. Какие песни они знают, любят и поют.
ü Какие детские песни из музыкальных сказок они знают, слушают ли современную музыку и как используют ее в повседневной жизнедеятельности.
ü Каким образом у детей проявляется интерес к занятиям, на которых используются музыкальные произведения.
ü Какие виды детской музыкальной деятельности предпочитают дети, что они любят делать в музыкальном зале и группе детского сада.
Педагогическая диагностика особенностей музыкальной субкультуры старших дошкольников
Метод индивидуальной беседы
Цель:выявить музыкальные (песенные) предпочтения детей.
Вопросы беседы:
· Любишь ли ты слушать музыку?
· Ты любишь слушать громкую или тихую музыку; спокойную или быструю?
· Какие песни ты знаешь?
· У тебя есть любимая песня или песня, которая тебе нравится больше всего?
· Можешь ли ты спеть какую-нибудь песню?
· Что ты делаешь, когда слышишь любимую песню?
· Какие детские песни тебе нравятся?
· Тебе нравится больше, когда песню исполняет певец, дети или сказочный герой?
· Назови, какие песни, из каких мультфильмов или кинофильмов тебе нравятся?
· У тебя есть любимый певец, певица?
В ходе беседы определяется:
ü Какие песни дети знают, любят и поют.
ü Слушают ли дети музыку дома, какую именно, по чьей инициативе.
ü Что дети делают, когда звучит музыка.
ü Хотят ли дети, чтобы основные режимные моменты в детском саду сопровождались музыкой.
Метод наблюдения за детьми в свободной деятельности (в перерывах между занятиями, на прогулке, во время игр, в повседневной жизни)
Цель наблюдения: выявить особенности обращения к песне у детей старшего дошкольного возраста вне музыкальных занятий.
Особое внимание при наблюдении обращается на поведение детей в музыкальном уголке.
Критерии наблюдения:
Ø Использование ребенком песенного материала в самостоятельной деятельности;
Ø Репертуар, исполняемый ребенком в самостоятельной деятельности;
Ø Увлеченность ребенка песенной деятельностью;
Ø Продолжительность использования песни в деятельности;
Ø Активность ребенка, привлечение к своей деятельности других детей.
Ø Содержание и частота занятий самостоятельной музыкальной деятельностью в «музыкальном уголке»;
Ø Творческие, сочинительские проявления детей в пении, источники, мотивация творчества.
Диагностическая игровая ситуация
Цель диагностики: выявить музыкальные предпочтения детей.
Организуется индивидуально с целью выявления музыкальных предпочтений детей.
Ситуация 1.Цель: определить музыкальные предпочтения ребенка в вокальной или инструментальной музыке.
Организация: Ребенку предлагается прослушать 3 музыкальных фрагмента:
- вокальный,
- инструментальный (симфонический оркестр),
- инструментальный (оркестр народных инструментов).
Ребенок выбирает тот фрагмент, который ему больше всех понравился.
Для того чтобы выбор был объективным, для прослушивания можно использовать 3 различных варианта исполнения одной и той же мелодии. Например, русской народной песни «Во саду ли, в огороде»: 1 вариант – песня со словами, 2 вариант – фрагмент «Белка» из оперы Н.А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане», 3 вариант – мелодия песни в исполнении оркестра народных инструментов.
Ситуация 2.Цель: определить предпочтения ребенка в песенном жанре – детские, современные или народные песни.
Организация: Ребенку предлагается прослушать 3 песни: народную, детскую и современную. Ребенок выбирает ту песню, которая ему нравится больше других. Песни должны быть хорошо знакомы ребенку.
Рекомендации:русская народная песня - «Калинка», детская песня - «В траве сидел кузнечик» (муз. В.Шаинского, сл. Н.Носова), современная песня – «Рыбка» (гр. «Фабрика») или любая другая популярная песня, которая на слуху у детей.
Метод наблюдения за детьми в свободной деятельности
Цель наблюдения: изучить особенности использования ребенком музыки в повседневной жизнедеятельности.
На каждого ребенка заполняются индивидуальные карты наблюдений. Кроме того, результаты наблюдений могут оформляться в свободной форме в дневнике наблюдений воспитателя.
Индивидуальная карта 1.
Музыкальные предпочтения ребенка
Жанры музыки | Предпочитаемые виды деятельности | ||
Слушание | Исполнительство | Творческие импровизации | |
Материал музыкальных занятий | |||
Популярные детские песни (м/ф, к/ф) | |||
Популярные песни | |||
Народная музыка | |||
Детский фольклор | |||
Классическая музыка |
Индивидуальная карта 2.
Использование ребенком музыки в ходе режимных моментов
Частота музыкальных инициатив | Инициативность в использовании музыки | Используемый музыкальный репертуар | |||||||
Режимные моменты | часто | редко | музыку не использует | инициатор | активно подключается к другим детям | индифферентен | варьируется в зависимости от ситуации | постоянный | однообразный |
Одевание-раздевание | |||||||||
Занятия, подготовка к занятиям | |||||||||
Прогулка | |||||||||
Гигиенические процедуры |
Индивидуальная карта 3.
Использование ребенком музыки в самостоятельной деятельности
Частота музыкальных инициатив | Инициативность в использовании музыки | Используемый музыкальный репертуар | |||||||
Самостоятельная деятельность | часто | редко | музыку не использует | инициатор | активно подключается к другим детям | индифферентен | варьируется в зависимости от ситуации | постоянный | однообразный |
Игра | |||||||||
Индивидуальная продуктивная деятельность | |||||||||
Трудовая деятельность |
Индивидуальная карта 4.
Использование ребенком музыки в процессе взаимодействия
Частота музыкальных инициатив | Инициативность в использовании музыки | Используемый музыкальный репертуар | |||||||
Взаимодействие | часто | редко | музыку не использует | инициатор | активно подключается к другим детям | индифферентен | варьируется в зависимости от ситуации | постоянный | однообразный |
Со сверстниками | |||||||||
С педагогами | |||||||||
С родителями |
Диагностики, изучающие музыкальную эрудицию старших дошкольников как компонента музыкальной субкультуры