Личность
А.ТЕМПЕРАМЕНТ
Гиппократ выделил четыре темперамента: холерический, сангвинический,меланхолический и флегматический. Сангвинический и холерический темпераменты-- это виды реакций, характеризующиеся легкой возбудимостью и быстрой сменойинтереса; интересы слабы у первого и сильны у второго. Флегматический имеланхолический темпераменты, напротив, характеризуются стойкой, но низкойвозбудимостью интереса; у флегматиков интересы слабы, а у меланхоликовсильны[26]. По мнениюГиппократа, эти различные виды реакций были связаны с различнымисоматическими источниками. (Интересно отметить, что в обычном употребленииупоминаются только негативные стороны этих темпераментов. Холерический нынеозначает легко гневающийся; меланхолический -- подавленный; сангвинический-- сверхоптимистичный; флегматический -- слишком медлительный.) Этикатегории темпераментов употреблялись большинством ученых, изучающихтемперамент, вплоть до времени Вундта. Наиболее значительные современныеконцепции типов темперамента -- это концепции Юнга, Кречмера и Шелдона [27]. Важность последующих изысканий в этой области, особенно касательнокорреляции темперамента и соматических процессов, здесь не можетподвергаться сомнению. Но было бы необходимо провести четкое разграничениемежду характером и темпераментом, поскольку смешение двух этих понятийпрепятствовало прогрессу характерологии, как и изучению темперамента. Темперамент относится к способу реакции, он конституционален инеизменяем; характер же, по существу, формируется личными переживаниями,особенно переживаниями раннего периода жизни, и изменяем, в известной мере,посредством новых видов переживаний. Если человек, например, обладаетхолерическим темпераментом, его способ реакции -- "быстрый и сильный". Но вчем он быстр и силен, это зависит от вида его отношений с миром, от егохарактера. Если человек плодотворная, справедливая, любящая личность, онбудет реагировать быстро и сильно, когда любит, когда разгневаннесправедливостью и когда увлечен новой идеей. Если это деструктивный илисадистский характер, он будет быстр и силен в своей деструктивности или всвоей жестокости. Смешение темперамента и характера чревато серьезными последствиями дляэтической теории. Предпочтения того или иного темперамента -- это всего лишьдело вкуса. Но различия в области характера -- это с этической точки зрениявопрос огромной важности. Пример поможет прояснить, что я имею в виду.Геринг и Гиммлер были людьми различного темперамента -- первый былциклотимиком, второй -- шизотимиком. Таким образом, с точки зрениясубъективного предпочтения, индивиду, которого привлекает циклотимичныйтемперамент, Геринг "понравился" бы больше, чем Гиммлер, и наоборот. Однакос точки зрения характера, оба этих человека имеют одно общее свойство: оничестолюбивые садисты. И поэтому с этической точки зрения оба равно злы.Среди плодотворных характеров можно субъективно предпочитать холерическийтемперамент сангвиническому; но такая оценка не заключает в себе оценкисоответственной ценности двух людей[28]. При использовании введенных К. Г. Юнгом определений темперамента --"интроверт" и "экстраверт", мы часто обнаруживаем ту же путаницу. Те, ктопредпочитает экстравертов, стремятся изображать интровертов как замкнутых иневротиков; те, кто предпочитает интровертов, изображают экстравертовповерхностными и лишенными серьезности и глубины. Ошибочно -- сравнивать"хорошего" человека одного темперамента с "плохим" человеком другоготемперамента и приписывать различие в ценности различию в темпераменте. Я думаю, ясно, как такое смешение темперамента и характера вредилоэтике. Ибо кроме того, что это вело к осуждению целых рас, чьи преобладающиетемпераменты отличны от наших собственных, это также поддерживало релятивизмпосредством допущения, что с характерами дело обстоит так же, как и стемпераментами. Теперь в целях рассмотрения этической теории мы должны обратиться кпонятию характера, который является и предметом этической оценки, и цельюэтического развития человека. И здесь опять мы должны сначала устранитьтрадиционную путаницу, на этот раз возникшую относительно различий междудинамической и бихевиористской концепциями характера.Б.ХАРАКТЕР