Работа со страхами
Невротические, связанные со стрессом и соматоформные расстройства
(F40-F48)
n Невротические расстройства – функциональные расстройства ЦНС психогенного характера, в основе которых находится внутриличностный или межличностный конфликт, проявляющиеся психическими и соматовегетативными симптомами (страхи, вегетативные кризы и др.).
Примеры: фобии
n Реакции на стресс – характерна причинная связь с внешним стрессором (боевые действия, катастрофы, тяжелые заболевания и др.)
Примеры: (посттравматическое стрессовое расстройство, нарушения адаптации)
Общие принципы психотерапии
n Групповая терапия - восстановление нарушенных отношений личности, играющие роль в патогенезе неврозов, и их перестройка путем воздействия на все основные компоненты отношения — познавательный, эмоциональный и поведенческий.
n групповая дискуссия,
n психодрама,
n психопантомима,
n психогимнастика,
n проективный рисунок,
n музыкотерапия,
n двигательная терапия и др.
n Механизмы лечебного действия: обратная связь или конфронтация участников группы со своими проблемами и своим поведением
Страх является неизбежной принадлежностью нашей жизни
n W.H.Auden (1958), американский поэт, программно обозначил наше время как «век страха».
n Kierkegaard в 1960 году впервые стал различать «свободно плавающий страх», не имеющий собственного объекта и целенаправленный ужас.
n Аффект страха - чувство страха приобретает такую интенсивность, что субъективно ощущается появление возбуждения с его сопутствующими соматическими компонентами.
Когнитивный подход
n Фиксированный страх существует как мысль, как идея
n Фобия возможна только если сформирована система бегства и защиты: убеждения фиксируются, затем возникает избегание.
n Когнитивная схема: Что произойдет, если опасный объект начнет действовать?
n Схема избегания: фобии – страх осуждения, ожидания агрессии. Симптомы используются с целью вторичной выгоды. Невротические страхи могут использоваться как оправдание чего-либо не делать.
n Важно выявить поведенческую конструкцию, заменить ее на другую.
Шаг 1. Выявить автоматические мысли. Мысли-оценки – «Я пропал», «Началось». При этом реакция на реальный и представляемый объект одинакова. Основная техника – фокусирования:
n - что кажется?
n - что говорите себе?
Шаг 2. Идентификация иррациональных суждений:
n Сверхобобщения
n Произвольное аргументирование – аргументы из другой области
n Черно-белое мышление
n Утверждение по форме долженствования
n Избирательная фокусировка на негативное
n Дискредитация положительного
n Минимизация
n Катастрофное мышление
n Приклеивание ярлыка
Шаг 3. Вызвать на диспут – проверить идеи на прочность
Шаг 4. заменить на более подходящие
НЛП: Взмах
n Определите пусковую картину (звуки, ощущения), предшествующую нежелательному поведению или симптому. Постарайтесь не включать себя в эту картину (диссоциация).
n Создайте второй образ — как если бы вы уже избавились от нежелательного симптома.
n Отрегулируйте эту «картину» по размеру, цвету, контрастности.
n «Взмах». Сначала представьте себе первую «пусковую» картину, большую и яркую. Потом в нижний правый угол поместите пока еще маленький и тусклый второй образ, вторую картину. Теперь «махните» картины, то есть мгновенно замените большую картину маленькой, и сделайте последнюю большой, яркой, контрастной. Очистите экран (или откройте глаза) и «махните» картины снова. И так пять раз.
n Проверка. Вызовите первый нежелательный образ. Если «взмах» был эффективным, то это будет трудно сделать, а если и удастся, то образ будет тусклым, размытым, удаленным и, главное, неприятным.
Имплозивная терапия
n Сочетание психоаналитического и поведенческого подхода (Томас Стэмпфл). Причина психопатологии заключена в обусловленной тревоге и вторичном избегании. Для лечения следует применять методы угашения как тревоги, так и реакции избегания, которые больше не подкрепляются – клиентам предъявляются вызывающие тревогу стимулы в условиях, не позволяющих их избегать. Задача психотерапевта – конструирование тех сцен, которые могли бы являться причиной состояния, были вытеснены и часто связаны с подавленным и травматическим опытом. Клиент предупреждается о возможной бессмысленности и даже фантастичности сцен, о необходимости представлять себе сцены так, что они происходят в настоящий момент, и поддерживать в себе в этот момент наиболее сильные чувства тревоги, гнева, вины и др.
Основные формы страха
n Ротация, собственное вращение Земли, соответствует психологическому смыслу требования индивидуальности, т. е. является условием индивидуального существования.
n Революция, движение вокруг Солнца, нашего центрального светила, соответствует требованиям подчинения великой общности; наши собственные закономерности и наши собственные желания ограничены в пользу сверхперсональных связей.
n Центростремительное направление, сила тяжести на психическом уровне соответствует нашему стремлению к постоянству и устойчивости;
n центробежное направление или центробежные силы соответствуют нашему стремлению вперед, к изменениям и переменам.
n В этих понятиях могут быть описаны и другие антиномии: они содержатся в противоречии повторяющихся требований устойчивости, с одной стороны, и изменчивости — с другой.
n 1. «Ротация» - каждый для достижения самостоятельности и неповторимости своей личности должен отграничить себя от остальных.
n Cтрах отделения себя от других (с момента рождения). Мы являемся частью общности и боимся одиночества и изоляции. Чем больше мы отделяемся, тем больше неуверенности, непонимания и отвергнутости.
n Рискуя оторваться от коллектива и от типовой принадлежности, мы развиваем свою индивидуальность, решительно отстаивая свое человеческое достоинство.
«Сила тяжести»
n наше стремление к неизменности и продолжению.
n Мы должны планировать свое будущее, как будто жизнь безгранична или мир стабилен, и при этом одновременно знать, что мы наполовину состоим из смерти и наша жизнь в течение мгновения приходит к своему концу.
n Это требование продолжения и устойчивости дает возможность иметь будущее и обеспечивать для себя хоть какую-то устойчивость и защиту.
n Страхи связаны со знанием об иррациональности планирования нашего существования, перед всем новым, перед изменчивостью жизни.
n Отказываясь от принципа продолжительности и устойчивости существования, мы лишаемся способности что-либо делать и осуществлять, любая деятельность связана с нашим представлением об устойчивости и продолжительности. Иначе мы не сможем добиваться достижения целей. Мы живем, надеясь, что располагаем неограниченным временем, и эта иллюзорная стабильность, неизменность, иллюзорная вечность являются важнейшим импульсом для нашей деятельности.
Центробежная сила»
n Мы всегда стремимся к расширению, изменчивости, развитию и преодолению, отказываясь от уже изведанного, преодолевая традиции и обыденность, расставаясь с достигнутым, для того чтобы попытаться пережить неизведанное.
n С этим требованием связан страх перед необходимостью преодоления порядка, необходимости, правил и законов, инертности привычек, которые удерживают, сковывают и ограничивают наши возможности вопреки нашему движению к свободе.
n Этот страх противоположен ранее описанным, при которых смерть связана с преходящим характером жизни, и связан со смертью от окоченения и застывания. Находясь под влиянием импульсов к изменениям и риску, забывая и преодолевая временные закономерности вселенной, мы остаемся привязанными к нашим привычкам, удерживаем и повторяем привычное существование.
Основные формы страха
n 1. Страх перед самоотвержением, переживаемый как утрата “Я” и зависимость.
n 2. Страх перед самостановлением (стагнацией “Я”), переживаемый как беззащитность и изоляция.
n 3. Страх перед изменением, переживаемый как изменчивость и неуверенность.
n 4. Страх перед необходимостью, переживаемый как окончательность и несвобода.
Основные типы личности
n преобладание одной из форм страха приводит к четырем типам личностной структуры.
n Такие проявления и односторонняя направленность, которые мы описываем как личностную структуру, по всей вероятности, имеют своим источником раннее детское развитие.
n Соответственно, мы рассматриваем как один из признаков психического здоровья то, какой из четырех основных импульсов преобладает в наших жизненных переживаниях, что одновременно означает, какая из четырех основных форм страха свойственна данной личности.
Шизоидный тип – требование: Самостоятельность и неповторимость; страх: Страх перед самоотвержением; ожидание: утрата “Я” и зависимостью
Депрессивный тип – требование: Самоотречение и самоотдача; страх: Страх перед самостановле-нием (стагнацией “Я”); ожидание: беззащитность и изоляцияю.
Навязчивый тип – требование: стремление к неизменности и продолжению; страх: Страх перед изменением; ожидание: изменчивость и неуверенность.
Истерический тип – требование: изменчивость, развитие и преодоление; страх: Страх перед необходимостью; ожидание: Окончательность и несвобода
Экзистенциальный подход (Ирвин Ялом)
n Жизнь и смерть взаимозависимы; они существуют одновременно, а не последовательно; смерть, непрерывно проникая в пределы жизни, оказывает огромное воздействие на наш опыт и поведение.
n Смерть – первичный источник тревоги и, тем самым, имеет фундаментальное значение как причина психопатологии.
n Многие мыслители приходили к заключению, что, принимая смерть в расчет, мы обогащаем жизнь, а не обкрадываем ее. Физически смерть разрушает человека, но идея смерти спасает его.
Что люди боятся в смерти?
n Моя смерть принесет горе моим родным и друзьям.
n Всем моим планам и начинаниям придет конец.
n Процесс умирания может быть мучительным.
n Я уже не смогу ничего ощущать.
n Я уже не смогу заботиться о тех, кто меня окружает
n Я боюсь того, что со мной будет, если окажется, что есть жизнь после смерти.
n Я боюсь того, что с моим телом будет после смерти.
Тревога отсутствия почвы - пустота
n Многие экзистенциальные философы описали тревогу отсутствия почвы как "пра-тревогу" — самую фундаментальную из всех, проникающую еще более глубоко, чем тревога, ассоциированная со смертью.
n Многие рассматривают тревогу смерти как символ тревоги отсутствия почвы.
n Состояние «отсутствие почвы под ногам» тесно связано с понятиями «ответственности» и «свободы»
Тревога и ответственность
Существуют психологические защиты, ограждающих индивида от сознавания ответственности:
n компульсивность (создание психического мира, в котором нет переживания свободы, а есть существование под властью некой непреодолимой, чуждой для Эго ("не я") силы),
n перенос ответственности на другого,
n отрицание ответственности ("невинная жертва", "потеря контроля"),
n избегание автономного поведения и патология принятия решений.
Осознавать ответственность —
n значит осознавать творение самим собой своего "я", своей судьбы, своих жизненных неприятностей, своих чувств и также своих страданий, если они имеют место.
n Никакая реальная терапия невозможна для пациента, не принимающего такой ответственности и упорно обвиняющего других — людей или силы — в своей дисфории.
n Задачей психотерапевта является освободить людей от нечестности и помочь им принять ответственность.