Поэзия пестования | |
Колыбельные Пестушки – приговоры, первые сознательные движения ребенка, часто – своеобразная зарядка с приговорами Потешки–песенки и стишки, сопровождающие первые сознательные игры с пальцами, руками, ногами Прибаутки – сюжетные развлекательные песенки, не связанные с игрой Докучные сказки – шутки, сочетающие сказочную поэтику с издевательским содержанием | Баю-бай! Баю-бай! Поскорее засыпай. Не то выну из зыбки, Брошу в море рыбке, Скушай, рыбка, Лиленьку, Непослушную! Потягунюшки, потягунюшки Поперек толстунюшки, А в ручки – хвастунюшки, А в ножки – ходюнушки, А в роток – говорок, А в головку – разумок! Сорока-ворона, ладушки, Идет коза рогатая… Ваня, Ваня, простота Купил лошадь без хвоста, Сел задом наперед И поехал в огород У попа была собака. Он ее любил. Она съела кусок мяса. Он ее убил. И в землю закопал, И надпись написал, Что у попа была собака… |
Бытовой фольклор | |
Песни – в том числе обрядовые, колядки Заклички – обращение в стихотворной форме к различным явлениям природы Приговорки – стихотворные обращения к живым существам Дразнилки Страшилки – устные рассказы-пугалки Словесные игры | Жил-был у бабушки серенький козлик… Дождик, дождик, пуще! Дам тебе я гущи! Божья коровка! Полети на небо! Дам тебе я хлеба! Рыжий красного спросил: - Чем ты бороду красил? - Я на солнышке лежал, Кверху бороду держал! Курилка, Барыня прислала сто рублей… |
Потешный фольклор | |
Поддевки – забавы за счет другого, основанные на игре слов Скороговорки – средство развития речевого аппарата Небылицы-перевертыши Загадки – иносказательное изображение какого-либо предмета или явления, замысловатое описание которого надо разгадать | - У царя был дворец. - Яско, дворец. - Во дворе был парк. - Яско, парк. - В парке было болото. - Яско, болото. - В болоте была тина. - Яско, тина. На дворе – трава, На траве – дрова. Сшит колпак не по-колпаковски; надо его переколпаковать, перевыколпаковать… Ехала деревня Мимо мужика. Вдруг из-под собаки Лают ворота… Без рук, без топоренка построена избенка (Гнездо) На крайчике, на сарайчике Две куколки сидят – в разны стороны глядят (Рога) |
Игровой фольклор | |
Игры Считалки – рифмованные стихи со строгим соблюдением ритма; используются для распределения ролей в игре | Каравай, Гуси, гуси, га-га-га… На золотом крыльце сидели: Царь, царевна, Король, королевна, Сапожник, портной, Кто ты будешь такой?… |
Пословицы, поговорки | |
Пословицы - законченное нравоучительное суждение - вывод Поговорки – меткая оценка событий, человека, является украшением речи | Легко чужими руками жар загребать Есть те, кто любит чужими руками жар загребать; работать спустя рукава |
Эпос
Устная народная проза
сказка - волшебная - о животных - новеллистическая (сатирико-бытовая или социально-бытовая) | - историческое предание - легенда - бывальщина - быличка |
Сказочный эпос
Свою лепту в ее развитие внесласказка — один из жанров устного народного творчества. В «Толковом словаре живого великорусского языка» В. Даля это - «вымышленный рассказ, небывалая и даже несбыточная повесть, сказание»; в народе - байка, присказка, побасенка, небылица. Рассказчиков сказок именовали «баянами», «балянами», «баюнами», «баугчиками», «бахарями». Их искусство всегда высоко ценилось. Невозможно установить точное время рождения той или иной народной сказки. Как и другие формы устного творчества, она веками обходилась без записи, жила в предании, передавалось из поколения в поколение. В России первые письменные собрания сказок появились в XVII веке. По происхождению сказка связана с мифологической стадией мышления; в ней одушевляются силы природы; животные и растения наделяются человеческими свойствами. Сказка не претендует на достоверность; ее рассказывают не с познавательной, а с развлекательной целью; она не связана с ритуалом. В сказке обязательно есть фантастический элемент - несбыточность. Народные сказки можно подразделить на сказки о животных, волшебные, бытовые, анекдотические (это условная классификация). Самые древние из них — сказки о животных. В сказке действует закон повтора; часто встречается один и тот же общеизвестный зачин и исход; действуют разных сказках одни и те же персонажи, бесконечно возникают одинаковые ситуации (похищение царевны, сражение с чудовищем, разгадывание загадок и т.д.), внутри текста повторяются, в русской традиции обыкновенно трижды, слова и поступки героев.
Сказки доступно рассказывают о самых существенных, вечных, волнующих каждого человека во все времена проблемах: о жизни и смерти, о любви и ненависти, о благородстве и подлости, о непрекращающейся борьбе добра со злом.
Сказочные образы - яркие и запоминающиеся; но довольно однозначны. Богатырь непобедим, царевна - краше всех на свете, злодей отвратительно уродлив. Мотивы поступков элементарно просты: герои не ведают сомнений, решительно идут к цели и побеждают. Возникает своего рода упрощенная модель мира, и по ней удобно изучать свойства характера (смелость - трусость, лень - трудолюбие и т.д.).
Сказка - это забавная поучительная история. Воспитательные возможности сказки достаточно велики. Сказка учит оптимизму, вере в будущее; счастливый конец почти обязателен. Переосмысливая старую сказку, человек подключается к грандиозному источнику духовной энергии разных наций и поколений,
Волшебные сказки
По конфликту:
- героические: герой борется с волшебной силой;
- социально-классовые: герой борется с царем, барином;
- семейные (педагогические): конфликт происходит в семье или сказка носит нравоучительный характер.
Общие особенности:
- наличие очевидной фантастики, волшебства, чуда (волшебные персонажи и предметы);
- столкновение с волшебной силой;
- осложненная композиция;
- расширенный набор изобразительно-выразительных средств;
- описание доминирует над диалогом;
- многоэпизодность (сказка охватывает достаточно продолжительный период жизни героя).
Сказки о животных
По конфликту:
- борьба хищников между собой;
- борьба слабого зверя с хищником;
- борьба человека со зверем.
Особые подгруппы:
- сказки о плутнях лисы;
- кумулятивные (цепные) сказки.
Общие особенности:
- специфический состав действующих лиц (сказочные образы – традиционные типы: лиса – хитрая, волк – глупый и т.д.);
- антропоморфизм;
- конфликты отражают реальные жизненные отношения людей;
- облегченная композиция;
- суженный набор изобразительно-выразительных средств;
- широкое использование диалога;
- обилие глаголов;
- малоэпизодность, быстродействие;
- введение малых фольклорных форм.