Министерство культуры Российской Федерации
Московский государственный университет культуры и искусств
Факультет социально-культурной деятельности
Кафедра педагогики и психологии
Специализация: педагог-психолог
Допущена к защите
«___»___________2014г.
Зав. Кафедрой
Т.В. Христидис
_________________________
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ
(ДИПЛОМНАЯ) РАБОТА
На тему: АРТЕРАПИЯ КАК МЕТОД ПРЕОДАЛЕНИЯ СТРАХОВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Выполнила: студентка 5 курса
Группы 03523
Бобкова Ирина Олеговна
Научный руководитель:
канд. пед. наук, профессор
Спинжар Н.Ф.
Диплом защищен.
Протокол ГАК № _______ от 07 июня 2011 г.
с оценкой _____________________________
Москва 2014
Содержание
Введение………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические основы арт- терапии в преодолении страхов детей младшего дошкольного возраста………………………………….13
1.1 Сущность и содержание арт-терапии в научной литературе ……..13
1.2 Возможности арт-терапии в работе с детьми младшего дошкольного возраста……………………………………………………………………28
Глава 2. Методика преодоления страхов дошкольников. Арт-терапевтическое воздейстивтвие в работе с детьми дошкольного возраста ……..…………………………………………………………….…61
2.1 Выявление страхов детей дошкольного возраста в условиях образовательного учреждения ……………………………………...61
2.2 Программа преодоления страхов детей дошкольного возраста в процессе арт-терапевтических занятий в детском дошкольном учреждении д/c№ 311 «Лукоморье» …………...……......................85
2.3 Диагностика и сравнительный анализ деятельности по преодолению страхов у младших дошкольного возраста…………………………90
Заключение…………………………………………………………………99
Список литературы………………………………………………………..101
Приложение № 1 (тесты)
Приложение № 2 (тесты)
Введение( не переделанное с НФ)
Актуальность темы исследования. Сейчас, как никогда перед обществом стоит основная задача – «подготовить молодое поколение к будущему». Совсем недавно будущее в представлении человечества было предсказуемо, так как жизнь имела константный характер. Современность характеризует то, что мы живем в век информации и перемены происходят молниеносно, ритм жизни увеличивается.
Успевать за меняющейся жизнью становиться труднее для большинства людей. Из-за возрастания требований социума владение некой совокупностью знаний, умений, навыков, становится недостаточным для того, чтобы изменяться вместе с изменяющимся миром. Это ведет к возрастанию чувства безысходности, формированию страхов, увеличению тревожности за свое будущее, сомнению в своей уникальности. Развитие ребенка сегодня протекает более быстрыми темпами, чем раньше. Стимулирования детской фантазии – компьютерными играми, мультфильмами, кино, новостями, приводит к эмоциональной перегрузке ребенка. Таким образом, он получает намного больше знаний о внешнем мире, чем он может переработать в виду не зрелости нервной системы. Все это не содействует гармоничному развитию личности. Возрастает число более тревожных и обладающих фобиями детей.
Страх, как раз и является одной из реакций, вызванных нарастанием темпа развития общества. Он позволяет с одной стороны человеку реагировать в непредвиденных обстоятельствах, а с другой стороны не дает заявить о себе как о творческой и продуктивной личности, а значит спокойно подходить к любым изменениям. Таким образом, раскрытие и проработка страхов средствами арт-терапии помогает человеку выразить себя, внося гармонию во все сферы жизни.
Арт-терапия - это симбиоз различных методов и техник искусства, направленных на преодоление трудностей личности, преимущество арт-терапии в возможности прорабатывая проблему вселять в человека уверенность в том, что он может дать отпор миру, выражая собственную индивидуальность, открывать свои дарования, а значит – познавая самого себя.
Актуальной проблемой современной педагогической психологии психологии личности, становится формирование способности детей к стрессоустойчивости методами и средствами понятными и интересными ребенку. Развитие этой способности, имеет огромное значение для общего онтогенеза ребенка. Ведь тревога и страх, носящие затяжной характер являются, механизмом блокирующим, прежде всего онтогенез ребенка в какой либо области. Занятия средствами искусства, в свою очередь создают оптимальную среду для реализации и проявления творческой энергии. Что положительно влияет на развитие личности в целом.
«Часто руки знают, как решить загадку,» писал К.Г.Юнг[1] «с которой интеллект боролся напрасно». Именно поэтому первый шаг, это воздействие на трудности ребенка вызванные страхом методологическим аппаратом арт-терапевтических методик. На этой стадии развития воображение предоставляет младшему дошкольнику волшебные образы, зачастую являющиеся для ребенка реальностью. Заперев их и закрыв в реальном мире, ребенок получает опыт преодоления страха и повышения самооценки.
Актуальность данной работы заключается в изучении страха детей младшего дошкольного возраста и преодолении его средствами арт-терапии, подобранными индивидуально для каждого ребенка в зависимости от его преобладающей репрезентативной системы. Подобрав для визуала, кинестетика, и аудиала наиболее действенные упражнения для работы со страхами.
Общественная и индивидуальная важность умения, противостоять страху, развивая уверенность в себе и творческий потенциал неоспорима. В младшем дошкольном возрасте средства арт-терапии имеют огромный потенциал воздействия на рост и развитие ребенка, что создает необходимые предпосылки развития личности средствами искусствотерапии. Начинать работу над диагностикой страха нужно руководствуясь возрастными особенностями детей этого возраста. И прежде всего, обращая внимание на страхи, имеющие устойчивый и долгий во времени характер.
Эта проблема становится наиболее актуальной для младшего дошкольного возраста. Этот период является важным этапом в развитии ребенка он характеризуется: сменой ведущей деятельности, реорганизацией системы взаимосвязей с реальностью, формированием норм и ценностей, развитием воображения, нарастанием большего контакта с социумом через игру и взаимодействие со сверстниками, формированием представления о внешней оценке и о себе. Ее решение имеет огромное значение как для здоровья ребенка, его жизни и общества в целом.
Теоретико-Методологическую основу исследования составили
- Теоретические представления о развитие личности ребенка и его эмоциональной сферы, разработанные в отечественной и общей возрастной психологии.( JI.C. Выготского, Д.Б.Эльконин, А.Н. Леоньтьев, Г.Е. Сухарева С.Л. Рубинштейн)
- психологические концепции, в которых ключевыми понятиями являются понятия страх (З.Фрейд, К.Изард, К. Ясперс)
- психологические представления о специфике видах и проявлениях детского страха (М.А. Панфилова, И.А Захаров, Л.Д.Лебедева)
- концепции о психолого - педагогических аспектах искусства (А. Адлер, Э. Крамер, Л.Д. Лебедева, , 3. Фрейд, К.Г. Юнг, и др.);
- методологические и теоретические разработки в области арт-терапии и игровой терапии ( И.А. Копытин, М.В. Кисилева, А.И. Захаров, И.В. Вачков, Т.Д.Зинкевич-Евстигнеева, Т.М. Грабенко)
Методы исследования.Теоретические методы: изучение научной литературы, фактических материалов. Теоретический анализ (ретроспективный, сравнительно-сопоставительный).
Эмпирические методы: беседа, анкетирование, диагностические (тестирование), обсервационные (наблюдение), анализ продуктов художественной деятельности детей.
Инструкция к тесту
1. Игра с младшими детьми. «Как ты думаешь, какое лицо будет у ребенка: веселое или печальное? Он (она) играет с малышами».
2. Ребенок и мать с младенцем. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: печальное или веселое? Он (она) гуляет со своей мамой и малышом».
3. Объект агрессии. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное?»
4. Одевание. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка? Он (она) одевается».
5. Игра со старшими детьми. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное? Он (она) играет со старшими детьми».
6. Укладывание спать в одиночестве. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: печальное или веселое? Он (она) идет спать».
7. Умывание. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное? Он (она) в ванной».
8. Выговор. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное?»
9. Игнорирование. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: печальное или веселое?».
10. Агрессивное нападение. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное?»
11. Собирание игрушек. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное? Он (она) убирает игрушки».
12. Изоляция. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: печальное или веселое?»
13. Ребенок с родителями. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное? Он (она) со своими мамой и папой».
14. Еда в одиночестве. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: печальное или веселое? Он (она) ест».
Во избежание персеверативных выборов у ребенка в инструкции чередуются определения лица. Дополнительные вопросы ребенку не задаются.
Выбор ребенком соответствующего лица и словесные высказывания ребенка можно зафиксировать в специальном протоколе. Тестовый материал см. ПРИЛОЖЕНИЕ1. На основании данных вычисляется индекс тревожности ребенка (ИТ), который равен процентному отношению числа эмоционально негативных выборов (печальное лицо) к общему числу рисунков (14): ИТ = (число эмоциональных негативных выборов / 14) * 100%В зависимости от уровня индекса тревожности дети подразделяются на 3 группы:
- высокий уровень тревожности (ИТ выше 50%);
- средний уровень тревожности (ИТ от 20 до 50%);
- низкий уровень тревожности (ИТ от 0 до 20%). [70]
Ответы ребенка анализируются. Делается вывод о характере эмоционального опыта ребенка в данной ситуации. Дети, делающие отрицательный выбор рисунках, №4, №6, №14, вероятнее всего будут обладать высоким индексом тревожности. Средний уровень тревожности отмечаеться у детей в отрицательном выборе: №2,№7,№9,№11. Зачастую тревожность дети проявляют в ситуациях «ребенок - ребенок». Более комфортно дети чувствуют себя в отношениях «ребенок - взрослый»
Формула вычесления. | Итог | Уровень тревожности | |
Кирилл | 6/14*100 | 42,8% | Средний |
Даша М. | 9/14*100 | 64,2% | Высокий |
Поля О. | 7/14*100 | 50% | Средний |
Давид | 6/14*100 | 42,8% | Средний |
Юлианна | 3/14*100 | 21,4% | Низкий |
Маша Ш. | 6/14*100 | 42,8% | Средний |
Ева Г. | 5/14*100 | 35,7% | Средний |
Мапша А. | 4/14*100 | 28,5% | Средний |
Гоша | 1/14*100 | 7,14% | Низкий |
Поля Р. | 5/14*100 | 35,7 | Средний |
Таким образом, при подсчете данных выяснилось следующее процентное соотношение уровня тревожности по опрашиваемой группе см. Рисунок 3. Где 1- Высокий уровень тревожности,(10%) 2- Низкий уровень тревожности(20%), 3- Средний уровень тревожности(60%)
Рисунок 3. Распределение Уровня тревожности.
Нужно отметить, что одни и те же учащиеся набрали высокое количество баллов по обеим методикам (Захарова, Р. Тэммл, М.Дорки, В.Амен и Туник), что подтверждает высокую связь между этими методиками. Так, сравнивая оббьем страхов выделенных детьми и уровень тревожности можно сделать вывод о том, что в данной группе детей арт-терапевтические занятия будут носить профилактический характер.
По поводу половых различий в формировании страха мнения часто расходятся.
2.2 Программа преодоления страхов детей дошкольного возраста в процессе арт-терапевтических занятий в детском дошкольном учреждении д/c№ 311 «Лукоморье» .
В дошкольном учреждении Лукоморье ведется работа по программам: «От рождения до Школы» Н.Е.Веракса, «Я, ты, мы» программа по социально-эмоциональному развитию дошкольников - О.Р. Князева, Р.Б. Стеркина,«Двигательная активность ребенка в детском саду» - М.А. Рунова,«Театр – творчество – дети». Развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства. - Н.Ф. Сорокина, «Ритмическая мозаика». Программа по ритмической пластике детей. - Л.И. Буренина. Проводимая нами работа осуществлялась в рамках этих программ. Для составления программы « Мой Мир» же мы использовали программу « Чувства всякие нужны, чувства всякие важны» Т.А. Крылова, А.Г. Сумарокова, эмоционально-волевого развития детей 4-5 лет. Методические разработки и упражнения А.И. Копытин, Е.Е. Свистовская «Арт-терапия детей и подростков»
Занятия по программе осуществлялись в рамках тренинга. В рамках составленной нами программы занятия с детьми проводились в форме тренинга. Из предложенных определений этой формы работы для парадигмы программы «Мой мир» больше всего подходит предложенный И.В. Вачковым , в котором тренинг выступает, прежде всего, как форма активного обучения, целью которого являются прежде всего, передача психологических знаний и развитие навыков и умений.
Программа «Мой мир»разработанная нами в ходе изучения страхов младших дошкольников впервые синтезирует разные виды художественной деятельности — музыки, изобразительного искусства, родного языка, литературы, художественного движения.
Одной из главных целей является содействие укреплению психического здоровья детей посредством развития эмоционально-волевой сферы. Психологическая поддержка детей, имеющих различные страхи.
Задачи:
· Повышение уверенности в себе и чувство сопереживания.
· Создать условия для распознавания и принятия детьми своих эмоций.
· Создать предпосылки для формирования саморегуляции эмоциональных состояний.
· Снизить тревожность.
· Снизить количество страхов.
· Развитие навыков коллективного общения и сплоченность группы.
· Развитие мышления, восприятия, расширения кругозора;
Принципы:
· Личностно-ориентированного подхода;
· Систематичности и последовательности;
· Развивающего обучения;
· Наглядности;
· Доступности;
· Игровой подачи материала.
Условия:
· Создание развивающей среды, стимулирующей и обеспечивающей творческую деятельность детей;
· Предоставление максимальной свободы для проявления творчества и инициативы. Широкий подход к решению проблемы;
· Использование в работе большого количества нетрадиционных материалов, средств, технологий их использования;
· Ознакомление детей с окружающим миром и формирование ярких впечатлений, обеспечение эмоционально-интеллектуального опыта
· Общение с искусством.
Материально-техническое обеспечение:
· Специализированный кабинет психого-педагогической направленности;
· Магнитная доска, столы, мольберты, парты;
· Технические средства обучения: компьютер, проектор, экран;
· Фонд учебных презентаций по изоискусству, интерактивных обучающих упражнений, электронных иллюстраций;
· Методические таблицы, наглядные пособия, фонд предметов для рисования с натуры;
· Репродукции художественных произведений отечественных и зарубежных художников.
Методы:
· Наглядные (наблюдение, рассматривание картин, )
· Словесные (беседа, чтение художественной литературы, объяснение);
· Практические (упражнение, обследование, игровые (дидактические, подвижные, словесные игры).
Одна из основных идей программы «Мой мир» в группе Золотая Рыбка такова, что комбинируя различные арт-терапевтические, виды взаимодействия, мы приобщаем обогащаем мир ребенка, а значит, делимся с ними накопленным оптом, который они в дальнейшем может использовать в борьбе со своими переживаниями отрабатывая их на занятиях. С помощью Интегрированного подхода мы можем прийти к индивидуальному взаимодействию к ребенку в условиях группы.
Программа построена на интегрировании различных видов арт-терапии: иглотерапии, сказкотерапии, изотерапии, музыкотерапии детей к миру За щет использования всех видов искусств мы можем прийти к воздействию на три вида перцептивных систем восприятия: аудиальную, визуальную, кинестетическую. Использование различных видов арт-терапевтической работы мы можем воздействовать на ребенка как в группе так и индивидуально. В программе мы сделали упор на таких страхах как, страхи животных, темноты, сказочных персонажей, пространственные страхи. В каждом занятии мы используем упражнение на преодоление тревожности. Обогащая и беседуя с детьми на тему страха мы обогащаем их эмоционально-волевой опыт, который в дальнейшем поможет им при встрече со страхом в реальной жизни. Зачастую окружающие взрослые не обсуждают с детьми волнующих их вопросов в силу не хватки времени или стереотипности ситуаций. Выполняя упражнения ребенок может раскрыть себя. Задать интересные для него вопросы. Пообщаться на тревожащие темы.
Содержание занятий.
Занятие 1. «Знакомство»
Цель:Знакомство участников друг с другом, преодоление барьеров в общении, развитие воображения, снижение чувства страха,
Оборудование:Игрушка, зеркальный шар, аудиозаписи «Звуки природы»,резиновый мяч, повязка для глаз.
Игры: «Найди игрушку» (модификация игры Р. Калинина), «Ау» (О.Хухлаева, О. Хухлаев).
Ритуалы приветствия, прощания, упражнение на релаксацию.
Занятие 2. «Бежал Ежик»
Цель:преодоление страха перед животными леса, обращать внимание, что страх важная эмоция, снижение эмоционального напряжения, уменьшение тревожности, снижение мышечных зажимов.
Оборудование: резиновый мяч, ватман, акварель, пластилин, картон, аудиозаписи «Звуки природы»
Рассказ Сладкова «Бежал Ежик по дорожке»
Ритуалы приветствия, прощания, упражнение на релаксацию.
Занятие 6. «Я все могу»
Цель:расширение опыта детей по отрегулированию отрицательных эмоций, снижение эмоционального напряжения, уменьшение тревожности, снижение мышечных зажимов.
Оборудование: резиновый мяч, фломастеры, листы бумаги,
.Рассказ С.А. Фонькина «Как побороть страх» (Колос Г. Г.)
Ритуалы приветствия, прощания, упражнение на релаксацию.
Занятие 7. «Смелые ребята»
Цель:расширение опыта детей по отрегулированию отрицательных эмоций, снижение эмоционального напряжения, уменьшение тревожности, снижение мышечных зажимов.
Оборудование: резиновый мяч, аудиозаписи «Звуки леса»
Упражнение:«Загадки топотушки», «Смелые ребята»
Ритуалы приветствия, прощания, упражнение на релаксацию.
Заключение
Креативность как психологический феномен вызывает большой интерес у исследователей, что обусловлено социально-экономический динамикой и потребностями общества, а также процессами гуманизации образования, предполагающими создание условий для самореализации личности в современном мире.
Одним из важных направлений в исследовании креативности является изучение специфики креативных проявлений в разных видах деятельности и исследование особенностей развития креативности учащихся в различные возрастные периоды и в разных условиях обучения. Учитывая особую роль искусства и художественной практики в развитии творческого потенциала личности, а также сензитивность младших школьников к художественным воздействиям, мы в своем исследовании изучили особенности развития креативности младших школьников в изобразительно-художественной деятельности.
Проведенный теоретический анализ психолого-педагогической литературы показал, что проблема креативности является одной из стержневых и противоречивых проблем в психологии и педагогике. Развитие креативности младших школьников так же является серьёзной и актуальной проблемой, прежде всего для педагогической деятельности учителя.
В нашей работе мы пытались всесторонне представить понятие креативности, её концептуальных подходов, цели, функции; исследовать креативность через призму оценки учителя.
На наш взгляд, созданная в данном дипломном исследовании теоретическая и экспериментальная база позволяют продолжить исследование в этой области. Перспективы исследования этой проблемы возможны в направлении изучения наиболее полной картины актуального уровня креативности младших школьников, а также исследование причин особенностей проявления креативности в зависимости от возраста и условий учебно-воспитательного процесса и разработка комплексной программы по совершенствованию методик диагностирования креативности.
Креативная сфера достаточно динамична и легко подвергается изменению. Учитель при правильном подходе может положительно влиять на развитие креативности у своих учеников.
Развитие креативности младших школьников способствует формированию творческой позиции, что, в свою очередь, стимулирует познавательную самостоятельность и самоорганизацию. Поэтому нами делается вывод о необходимости диагностики креативности школьников. Диагностика уровня креативности позволит применить к развитию креативности школьников педагогического сопровождение. Включение педагогического сопровождения позволяет учащемуся свободно проявлять креативность в учебной деятельности, способную направлять собственное развитие.
Таким образом, можно подвести итог, что одним из социально-педагогических условий развития креативности является использование программ, методов и приемов обучения, направленных на развитие креативности. В качестве основных условий, способствующих развитию творческих и креативности, выдвигаются два аспекта, связанных с позицией педагога по отношению к творческим детям и к содержанию программ обучения.
Список литературы
1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебное пособие для студентов вуза. – М.: Издательский центр «Академия»; Раритет,1997. - 704 с.
2. Алиева Е.Г. Творческая одаренность и условия ее развития // Психологический анализ учебной деятельности. - М.: ИП РАН, 1991. - С. 7-17.
3. Антонова Г.П., Антонова И.П. Познавательная деятельность детей шести и семи лет. - М., 1991.
4. Асеев В.Г. Мотивы поведения и формирования личности. - М., 1976.
5. Арнгейм Р. Искусство и визуальное восприятие. - М.: Прогресс, 1974.
6. Бабаева Ю.Д. Психологический тренинг для выявления одаренности. Методическое пособие / Под ред. В.И.Панова. М.: Молодая гвардия,1997. - 272 с.
7. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. - М., 1979.
8. Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. - Ростов-на-Дону: Изд-во Ростовского ун-та, 1983. - 173 с.
9. Богоявленская Д.Б. Что выявляют тесты интеллекта и креативности?// Вопросы психологии, 2004, т.1, М 2. - с. 54-65.
10. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. - М.: Академия, 2002. - 371 с.
11. Венгер Л.А., Мухина В.С. Психология. – М.: Просвещение, 1988.
12. Вишнякова Н.В. Креативная психопедагогика: Монография – Ч.1. – Минск, 1995. – 126 с.
13. Волков А.П. Приобщение школьников к творчеству. - М., «Просвещение», 1982 г.
14. Воронин А.Н. Диагностика вербальной креативности // Методы психологической диагностики. Выпуск 2. – М., 1994. – 214 с.
15. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М., 1997 г.
16. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – Психологический очерк. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 1991. – 93 с.: ил.
17. Галкина Т.В. Диагностика и развитие креативности / Под ред. В.Н. Дружинина. – М., 1991. – 140 с.
18. Гелб М. Научитесь мыслить и рисовать, как Леонардо да Винчи / Пер. с англ. Ю.Е. Андреева. Мн.: ООО Попурри, 2004.
19. Гилфорд Дж. Три стороны интеллекта // Психология мышления. / Под ред. А.М.Матюшкина. – М., 1965. – С.124-145.
20. Глотова Г.А. Творческая одарённость личности. Проблемы и методы исследования. – Екатеринбург, 1992. – 128 с.
21. Гнатко Н.М. Проблема креативности и явление подражания. - М.: ИП РАН, 1994.
22. Годфруа Ж. Психология. Изд. в 2 т., том 1. – М: Мир, 1992.- С. 435-442.
23. Грановская Р. М. Конфликт и творчество в зеркале психологии. – М.: Генезис,2002. – 573 с.
24. Гурова Л.Л. Творческая одарённость в развитии познавательных структур // Вопросы психологии. – 1991. - №6. – С.61 - 68.
25. Демидова Т.В. Развитие креативности как устойчивого свойства личности в старшем школьном возрасте: дисс. канд. психол. наук. – Армавир, 2003. – 170 с.
26. Джонс К. Влиятельные факторы в жизнях художников и темы в их художественных работах // Creat. Res. J. 1997.
27. Диагностика и коррекция психического развития дошкольника: Учеб. Пособие /Под ред. Я.Л. Коломенского, Е.А. Панько. – Мн.: Унiверсiтэцкая, 1997. – с. 237
28. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. - СПб.: Издательство «Питер», 1999. – 368 с.
29. Дружинин В.Н. Когнитивные способности / Психология общих способностей. - СПб.: Питер, 2000. – 368 с.: (Серия «Мастера психологии»).
30. Егорова. М.С. Сопоставление дивергентных и конвергентных особенностей когнитивной сферы детей (возрастной и генетический анализ) // Вопросы психологии. 2000. №1. – С.37-42.
31. Ермакова Е.С. Генезис гибкости мыслительной деятельности в детском возрасте // Психологический журнал. – 1997. – Т.18, №3. – С 74-83
32. Ермолаева М.В. Практическая психология детского творчества. – М.: Московский психолого-социальный институт, 2001.
33. Ерошенков И.Н. Культурно-воспитательная деятельность среди детей и подростков: учебное пособие для студентов вузов / И. Н. Ерошенков. - М.: ВЛАДОС. - 2004. - 221 с. - (Учебное пособие для вузов).
34. Жегин Л.Ф. Язык живописного произведения. – М.: Искусство, 1970.
35. Запорожец А.В. Развитие восприятия и деятельности // Вопросы психологии. 1967. - №1
36. Игнатьев С.Е. Исследование закономерностей развития творческих способностей младших школьников на занятиях живописью (в условиях кружковой работы). Дис. канд. пед. наук. – М., 1982. – 264 с.
37. Кабалевский Д.Б. Прекрасное побуждает доброе. – М., 1973.
38. Капиренкова О.П. Креативность личности лидера как фактор интеграции малой группы. Дис... канд. психол. наук: 19.00.01. — М., 2004. - 301 с.
39. Кириенко В.И. Психология способностей к изобразительной деятельности. - М.: Педагогика, 1959. - 304 с.
40. Кириенко В.И. Психология способностей к изобразительной деятельности. – М.: АПН РСФСР, 1959.
41. Киселева Т.Г., Красильников Ю.Д. Социально-культурная деятельность: Учебник. – М.: МГУКИ,2004. – 539 с.
42. Кожохина К. Путешествие в мир искусства. Программа развития детей дошкольного и младшего школьного возраста на основе изодеятельности. - М.: ТЦ Сфера, 2002.
43. Кравчунас Б.К. Изобразительное творчество ребенка как явление художественной культуры: Специфика. Проблемы развития: Автореф. канд. искусств. - СПб., 1995.
44. Кудрявцев В.Т. Креативный потенциал ребенка. Опыт построения теоретико-экспериментальной модели. Интернет-доклад: http://vtk.interTO.ru
45. Кузин В.С. Основы обучения изобразительному искусству в общеобразовательной школе. – М.: Просвещение, 1972.
46. Кузин В.С. Психология. Учебник. – 3-е изд. перераб. и доп. – М.: АГАР, 1997. – 304 с.: ил.
47. Лебедева Е., Яничева Р., Мкртчян Г. Комплексный подход к проблеме диагностики одаренных детей // Журнал практического психолога. – 1998.
48. Левин В.А. Воспитание творчества. – Томск: Знание, 1993.
49. Лейтес Н.С. Возрастной подход к феноменам детской одаренности // Основные современные концепции творчества и одаренности. — М.: Молодая гвардия, 1997. - С. 57-67.
50. Лейтес Н.С. Ранние проявления одаренности// Вопросы психологии. -1988. -№ 4. - С. 98-107.
51. Лук А.Н. Теоретические основы выявления творческих способностей. – М., 1979.
52. Люблинская А.А. Учителю о психологии младшего школьника. Очерки психологического развития ребенка. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 1965.
53. Маклаков А.Г. Общая психология. - СПб: Питер, 2005.
54. Марцинковская Т.Д. Диагностика психического развития детей: Пособие по практической психологии. – Линка-пресс, 1997. – 176 с
55. Маслоу А. Г. Дальние пределы человеческой психики.- СПб.: Евразия, 1997.- 230с.
56. Матюшкин А.М. Развитие творческой активности школьников. 1991г.
57. Матюшкин А.М. Концепция творческой одаренности // Вопросы психологии. – 1989. - №6. – С. 23-33
58. Мелик-Пашаев А.А. Чему не учат начинающих художников // Изобразительное искусство в школе. 2005. - №1. – С. 3-5.
59. Мелик-Пашаев А.А. , Новлянская З.Н. Ступеньки к творчеству / Художественное развитие ребенка в семье. – М.: Искусство в школе, 1995.
60. Мун Я. Синтез искусств в общеобразовательных программах третьего тысячелетия / Искусство. 2001. - №3. – С. 219.
61. Мухина В.С. Детская психология. – М.: Просвещение, 1985. - 272 с.
62. Мухина В.С. Изобразительная деятельность как форма усвоения социального опыта. – М.: Педагогика, 1981.
63. Неменский Н.Б. Изобразительное искусство и художественный труд. Методическое пособие. – М.: «Просвещение», 2008.
64. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. - М.: Тривола, 1998. - 352 с.
65. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. - М.: ТЦ «Сфера», 1996. – 240 с.
66. Особенности развития детей 6-7-летнего возраста / Под ред. Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера. - М.,1988. 132 с
67. Петрушин В. Музыкальная психология. Учеб. Пособие / В. Петрушин. - М.: Академический проект, 2006. - 400с.
68. Пономарев Я.А. Психология творчества. – М., 1988. – 280 с.
69. Психолог в детском дошкольном учреждении: Методические рекомендации к практической деятельности / Под ред. Т.В. Лаврентьевой. – М.: Новая школа, 1996. – 144 с.
70. Психологический словарь / Под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова.-2004. - 560с.
71. Роджерс К.Р. При становлении человеком. Бостон, 1961.
72. Рожкова Е.А. Изобразительное искусство в начальной школе. – М.: Просвещение, 1980.
73. Савенков А.И. Основные подходы к разработке концепции одаренности // Педагогика. – 1998. - №3. – с. 24-29
74. Савенков А.И. Детская одаренность: развитие средствами искусства. – М.: Педагогическое общество России, 1999. – 220 с.
75. Салямон Л. О физиологии эмоционально-эстетических процессов.
Содружество наук и тайны творчества. Сборник. - М., 1968, с.286-294.
76. Симановский А.Э. Развитие творческого развития детей: Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1997.
77. Симонтон Д. Гянюс. Творческий потенциал и лидерства: Психометрические запросы. - Кембридж, 1984.
78. Сидоренко, Е.В. Методы математической обработки в психологии. – СПб.: ООО «Речь», 2001. – 223 с.
79. Соловейчик С.М. Воспитание творчеством. - М., Знание. 1978г.
80. Стернберг, Р. Модель структуры интеллекта Гилфорда: структура без фундамента // Основные современные концепции творчества и одарённости / Под ред. Д.Б. Богоявленской. - М., 1997. 314 с.
81. Тардиф Т. Что мы знаем о творческом потенциале // Р. Штернберг, Т. Тардиф. Природа творческого потенциала. - Кембридж, 1988. P. 429 446.
82. Теплов Б. М. Проблемы индивидуальных различий. - М, 1961, с. 9-20.
83. Теплов Б. М. Способности и одарённость. // Психология индивидуальных различий. Тексты. - М.: изд-во Моск. Ун-та, 1982, с. 136.
84. Терехова, Г.В. Развитие креативных способностей младших школьников в учебном процессе: Метод. рекомендации по курсу "Уроки творчества" для учителей нач. классов. – Челябинск, 2002. – 201 с.
85. Торшина К.А. О «наивной» и «культурной» креативности // основные современные концепции творчества и одаренности. – М.: Молодая гвардия,1997. – с. 127-143
86. Трик Х.Е. Основные направления экспериментального изучения творчества // Хрестоматия по общей психологии / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтор, В.В. Петухова. – М.: Психология мышления, 1981
87. Туник, Е.Е. Оценка способностей и личных качеств школьников и дошкольников. - СПб.: Речь, 2005. - 104 с.
88. Тэйлор К.В. Различные подходы к и определения творческого потенциала//Р. Штернберг, Т. Тардиф. Природа творческого потенциала. – Кембридж, 1988. P. 99126.
89. Фельдман Д.И., Гарднер Х. Изменение мира: структура для исследования творческого потенциала. Йельский университет: Йельская Пресса, 1994.
90. Хуторской, А.В. Развитие одаренности школьников. Методика продуктивного обучения. – М., 2007. – 320 с.
91. Хеге Х. Творчество реципиента эстетического объекта как направленное созидание / В кн.: Творчество в искусстве – искусство творчества / Под ред. Л. Дорфмана и др. - М.: Наука; Смысл, 2000. – 529 с.
92. Чередникова Т.В. Тесты для подготовки и отбора детей в школы: рекомендации практического психолога. - СПб: фирма «Стройлеспечать», 1996. - 64 с.
93. Чудновский В.Э., Юркевич B.C. Одаренность: дар или испытание. - М., 1990. - С. 46-47.
94. Шрагина Л.И Оригинальные ассоциации по сходству как компонент креативности// Психологический журнал. -2000. -Т.21, №4. - С. 73-78.
95. Шумакова Н.Б. Влияние представлений родителей об обучении на развитие одаренности у детей // Вопросы психологии. 2004.- №2. - С.119 -127.
96. Шумакова Н.Б. Междисциплинарный подход к обучению одаренных детей// Вопросы психологии. -1996.- №3. - С. 34-62.
97. Шумакова Н.Б., Щебланова Е.И., Щербо Н.П. Исследование творческой одаренности с использованием теста П. Торренса у младших школьников // Вопросы психологии. -1991. -№1. — С. 27-32.
98. Юркевич B.C. О «наивной» и «культурной» креативности // Основные современные концепции творчества и одаренности. М.: Молодая гвардия, 1997. - С. 127- 143.
99. Яковлева E.JI. Эмоциональные механизмы личностного и творческого развития// Вопросы психологии. - 1997. -№4. - С. 20 -27.
100. Ярошенко Н.Н. Педагогические парадигмы социально-культурной деятельности: Уч. пособие. – М., 2004.
101. Яффе А. Символизм в изобразительном искусстве / Человек и его символы. Пер. с англ. / Под общ. Ред. В. Зеленского. – СПб.: Б.С.К., 1996.
Приложение 1
Занятие 1. «Знакомство»
Цель:Знакомство участников друг с другом, преодоление барьеров в общении, развитие воображения, снижение чувства страха,
Оборудование:Игрушка, зеркальный шар, аудиозаписи «Звуки природы»,резиновый мяч, повязка для глаз.
Ход занятия.
Вводная часть.
(Организационный момент: дети сидят в кругу, ведущий перед ними. )
1. Ритуал «Приветствие» (модификация известного ритуала) «Здравствуйте»! психолог просит ребят поздороваться с Зайкой-«Трусишкой», пришедшим к ним из леса, и назвать свои имена.
1.Упражнение: «Росточек под солнцем».
Цель: развитие воображения, стабилизация эмоционального состояния, вызвать чувство, доверия, безопасности.
Дети превращаются в маленький росточек (сворачиваются в маленький клубочек и обхватывают колени руками) все чаще начинает пригревать солнышко и росточек начинает к нему тянуться. Он растет и наконец, вырастает.
Основная часть.
1.Упражнение «Найди игрушку» ( модификация игры Р.Калинина)
Цель: снижение чувства страха, развитие внимания
Раздается шум рычание( психолог)
-Ребята, вы знаете кто это?
-Ответы детей- волк, медведь
-Правильно! Смотрите на нашего Зайчика «Трусишку» Он боится! Давайте поможем ему спрятаться!
Выбирается ведущий, который прячет игрушку в пределах оговоренного пространства, а потом, остальные ищут игрушку с помощью подсказок ведущего: «Горячо - холодно». Ребенок, нашедший игрушку, рассказывает, где он ее нашел, и что заяц «Трусишка» там делал. Тот, кто нашел игрушку или по желанию