(Занятие проводится в ГМИИ им. Пушкина) – 4 часа.
Студенты сами выбирают в залах импрессионизма и постимпрессионизма картины, анализ которых позволяет наиболее полно ответить на следующие вопросы. Ответы аргументируются на основе сравнения произведений трех направлений.
Отношение художников постимпрессионизма, импрессионизма и неоимпрессионизма к окружающему миру: картина и мир – проблемы взаимоотношений.
Понимание мастерами импрессионизма, неоимпрессионизма и постимпрессионизма основных живописных категорий и элементов (колорит, цвет, перспектива, работа кистью, плоскость холста и др.)
Специфика живописной техники в этих направлениях.
Проблема композиции в импрессионизме, неоимпрессионизме, постимпрессионизме.
Литература:
Обязательная:
Денвир Б. Импрессионизм. Художники и картины. М., 1994.
Ревалд Д. История импрессионизма. М., 1996. 432 с.
Ревалд Д. Постимпрессионизм. М., 1997. 450 с.
Дополнительная:
Перрюшо А. Жизнь Сезанна. М., 1966.
Перрющо А. Жизнь Сера. М., 1992.
Перрюшо А. Поль Гоген. М., 1979.
Прокофьев В. Постимпрессионизм. М., 1973.
Контрольные вопросы:
Что характеризует концепцию станковой картины в каждом из этих направлений?
Каково отношение художников трех направлений к нормам и закономерностям, организующим композицию и колорит?
VIII. Творчество художников-постимпрессионистов. – 2 часа
Творческая эволюция Винсента Ван Гога – этапы, особенности, влияния.
Значение творчества П. Сезанна в контексте развития западноевропейского искусства.
«Кафе в Арле» Поля Гогена и «Кафе в Арле ночью» Ван Гога – сравнительная характеристика.
Литература:
Данилова И.Е. Проблема жанров в европейской живописи. Человек и вещь. Портрет и натюрморт. М., 1998.
Данилова И.Е. Судьба картины в европейской живописи. М., 1996.
Мурина Е.Б. Ван Гог. М., 1978.
Раздольская В. Искусство Франции второй половины 19 в. Л., 1981.
Ревалд Джон. Постимпрессионизм. М., 1996.
IX. Развитие архитектуры от XIX к XX веку. – 2 часа
1. Чикагская школа, ее основные представители. Отношение Чикагской школы к историзму.
2. Применение новых материалов в Чикагской школе. Формирование нового архитектурного языка - причины и предпосылки.
3. Фрэнк Ллойд Райт - становление творческого метода, основные произведения. «Органическая архитектура» Райта.
Литература:
1. Архитектура Запада. Модернизм и постмодернизм. Критика концепций. М., 1987. С. 14 – 67.
2. Горюнов В., Тубли М., Архитектура эпохи модерна. М., 1992. С. 23 – 36.
3. Ёдике Ю. История современной архитектуры. М., 1972. С. 8 – 29.
Контрольные вопросы:
Как влияет применение новых материалов на процессы формотворчества в архитектуре?
Каковы основные этапы развития творческого метода Ф.-Л. Райта?
X. Эволюция скульптуры от XIX к XX веку. – 2 часа
(Занятие проводится в залах ГМИИ им. Пушкина)
1. Новое понимание пластической формы и новая техника обработки материала у Родена.
2. Отношение Аристида Майоля к античности.
3. Параллели в развитии живописи и скульптуры на рубеже веков: в сфере понимания целей и задач искусства, отношения к окружающему миру, поисков нового объекта изображения, изменений техники.
Литература:
Полевой В. XX век. М., 1989. 350 с.
Arnason H.H. A History of Modern Art. London, 1986.
Контрольные вопросы:
1. Как изменяется понимание и трактовка пластических качеств человеческой фигуры от Родена к Майолю и Бурделю?
2. Каковы причины отсутствия синхронности в стадиальном развитии живописи и скульптуры на рубеже веков?
XI. Сравнительная характеристика основных направлений в живописи первой половины XX века.– 2 часа
1. Принципы построения живописного пространства в фовизме, кубизме, футуризме.
2. Цвет в структуре картины фовизма, экспрессионизма, кубизма.
3. Выразительные возможности фигуративного и нефигуративного искусства.
Литература:
Бобринская Е. Футуризм. М., 2000.
Турчин В.С. Лабиринты авангарда. М., 1994.
Контрольные вопросы:
Отношение к плоскости холста в фовизме, футуризме и кубизме.
Значение опыта наивного и примитивного искусства для фовизма и кубизма.
Семантика цвета в фовизме, кубизме, экспрессионизме.
Семантика абстрактных форм в неопластицизме и абстрактном экспрессионизме.
XII. Архитектура до второй мировой войны. – 4 часа
1. Эволюция архитектуры модерна к конструктивизму и рационализму.
2. Баухауз и зарождение современного дизайна.
3. Баухауз и группа «Де Стайль» - проблемы влияния абстрактного искусства.
Литература:
Горюнов В., Тубли М., Архитектура эпохи модерна. М., 1992. 350 с.
Ёдике Ю. История современной архитектуры. М., 1972. 242 с.
Фремптон К. Современная архитектура. М., 1990. 488 с.
Контрольные вопросы:
1. Какие стороны деятельности Баухауза оказались наиболее существенными для развития современной архитектуры?
2. Почему законы формотворчества в абстрактном искусстве оказались адекватными тенденциям в эволюции современной архитектуры?
XIII. Проблемы развития скульптуры в XX веке. – 4 часа
Кубизм в живописи и скульптуре - сравнительная характеристика.
Новые формы и типология скульптуры в дада и сюрреализме. Инсталяция, ready-mades.
Абстрактная живопись и абстрактная скульптура - параллели и расхождения.
Литература:
Турчин В. В лабиринтах авангарда. М., 1994. 233 с.
Arnason H.H. A History of Modern Art. London, 1986.
Контрольные вопросы:
1. Какие важные и специфические тенденции современного искусства отражаются ярче всего в эволюции скульптуры?
XIV. Архитектура середины и второй половины XX века. – 4 часа
Интернациональный стиль в творчестве Лё Корбюзье и Миса Ван дер Роэ.
Темы и вариации интернационального стиля - Нимейер, Танге. Технические, технологические, эстетические аспекты. Причины его кризиса. На грани гибели архитектуры как искусства.
Регионализм в современной архитектуре (Испания, Мексика, Италия и др.). Проблемы возрождения национальных архитектурных школ и сохранения культурной самобытности.
Направления постмодернизма в архитектуре.
Литература:
Ёдике Ю. История современной архитектуры. М., 1972. 242 с.
Фремптон К. Современная архитектура. М., 1990. 488 с.
Контрольные вопросы:
Каковы социологические параметры интернационального стиля?
Каковы принципы и методы заимствования у архитектуры постмодернизма из творческого арсенала классического наследия?
XV. Неоэкспрессионизм в живописи. «Новые дикие». – 4 часа
1. Проблема освоения наследия авангарда в немецкой живописи середины 60-х - начала 90-х годов.
2. Восстановление статуса живописных ценностей в искусстве новых направлений.
3. Неоэкспрессионизм и «новые дикие» - проблема поколений или проблема стилистических отличий?
4. Творчество Й. Бойса.
5. Творчество Г. Базелитца и А. Кифера.
Литература:
Турчин В. В лабиринтах авангарда. М., 1994. 233 с.
Arnason H.H. A History of Modern Art. London, 1986.
Контрольные вопросы:
Что связывает и что разделяет экспрессионизм и неоэкспрессионизм?
Какова природа преемственности между неоэкспрессионизмом и «новыми дикими»?
Методические указания по проведению семестрового контроля за знаниями студентов
Данная учебная дисциплина предназначена для студентов факультета Истории искусства, специальности Искусствоведение. Она является общепрофессиональной и читается в двух семестрах: в восьмом – Искусство 19 века (46 ч. лекций и 22 ч. семинаров), и в девятом – Искусство 20 века (44 ч. лекций и 22 ч. семинаров). Это деление материала обусловлено тем, что существуют определенные типологические отличия между художественными культурами двух столетий. Именно поэтому тематический план курса распадается на две части в соответствии с двумя указанными периодами. В конце каждого семестра студенты получают экзаменационную оценку, которая складывается из итогов межсессионного контроля знаний. В систему контроля входят следующие виды и формы аттестации:
вид | количество | форма | баллы | Время проведения | ||
Промежуточные аттестации | Реферат Коллоквиум | 15 нед. 9 нед. | ||||
Контрольные оценки | 2 тестирования по слайдам и 1 экспресс-опрос | 5+5+5 | ||||
Семинарские оценки[1] | Выступления на семинарах | |||||
Итоговая аттестация [2] | Письменная работа Тестирование по слайдам | 16-17 нед. | ||||
Итого | ||||||
Количество баллов | оценка | |||||
Отлично | ||||||
Хорошо | ||||||
Удовлетворительно | ||||||
Неудовлетворительно | ||||||
Список примерных тем для итоговой аттестации
Первый семестр:
1. Сравнительная характеристика романтизма в изобразительном искусстве Франции и Германии.
2. Эволюция основных живописных категорий от импрессионизма к неоимпрессионизму.
3. Роль цвета в творчестве В. Ван Гога и П. Гогена.
4. Концепции и принципы построения живописного пространства в творчестве П. Сезанна (по живописным жанрам).
5. Стилевые особенности архитектуры ар-нуво в Испании и Австрии – сравнительная характеристика.
6. Развитие рационалистических черт в архитектуре ар-нуво.
7. Место творчества Ф. Гойи в развитии современного искусства.
8. Место творчества Делакруа в развитии современного искусства.
9. Причины стадиального разрыва в развитии двух видов изобразительного искусства – живописи и скульптуры.
10. Жанр пейзажа в английском и немецком романтизме – сравнительная характеристика.
11. Феномен назарейцев и прерафаэлитов в искусстве XIX века.
12. Реализм в живописи середины XIX века – формы и характеристика в разных национальных школах.
13. Изобразительное искусство ар-нуво – «иконографические» мотивы, формы синтеза с архитектурой, точки схода с символическими смыслами.
Второй семестр:
1. Определение целей и задач искусства, новые формы творческого процесса в направлениях раннего авангардизма – фовизме, экспрессионизме, кубизме, футуризме, дадаизме.
2. Цели и средства визуализации иррациональных аспектов в символизме, экспрессионизме, метафизической живописи, сюрреализме.
3. Развитие экзистенциальных тем от символизма к экспрессионизму.
4. Бытие произведения искусства в кубизме.
5. Значение творчества Ф.Л. Райта и Ле Корбюзье для формирования принципов современной архитектуры.
6. Баухауз и становление современного дизайна.
7. Концепция искусства и формы творческого процесса в поп-арте.
8. Поп-арт и альтернативные формы творчества, концепция искусства, мастера.
9. Направления и национальные школы в символизме.
10. Направления в абстрактном искусстве, их цели и способы формотворчества.
11. Творческий путь П. Пикассо и А. Матисса.
12. Феномен сюрреализма.
13. Экспрессионистическая традиция в искусстве XX века.
[1] См. также план проведения семинарских занятий
[2] Баллы итоговой аттестации складываются из:
- Оценки концептуальной стороны ответа – 20
- Оценки использования фактов и дат - 10
- Оценки итогового тестирования по слайдам - 15