Живопись классицизма. Ж.О. Энгр
Классицизм общяя хар-ка: 17-18 в
Весь классицизм построен на правилах:
Идти надо от простого
Сохранять цепь размышлений
Быть последовательным
Нужно строить все с чистого листа
Иерархия в классицизме -язык человеческого познания
Появляется множество кодексов – риторических правил любого искусства.
В классицизме все строго.
Академя наук занимается разработкой художественной практики:
- ценителями искусства могут быть только ученые
-замысел у картины должен быть благороден
-реальная жизнь показывается только через аллегорию
-самые распр-ые сюжеты: история, религия. Быт. Натюрморт становится не интересен.
- люди в картинах экспрессивны, благородные позы и жесты.
-пропорции всегда соотнесены с античными.
Классицизм второй половины 17го века(греческий стиль) базируется на греческом каноне. Началось с раскопок Геркулано 1719 и Помпеях 1748.
Классицизм второй половины 18го века(революционный или просвятительский) : идея патриотизма и гражданственности, человек как дитя общества, во Франции классицизм не сменяет барокко, он сосуществует с ним.
Ампир (имперский классицизм) возникает во франции, связан с наполеоном2, утвердился в европе в 30 года 19го столетия.
Живопись классицизма: выразительные средства- линия, светотень, локальные цвета, четкие деления на планы.
Ближний план коричневый, средний зеленый, а дальний голубой.
Жан Агюст Энгар: (1780-1856) пишет в эпоху когда классицизм уступает романтизму, на грани двух начал.
«сидящая купальщица»
«апофеоз Гомера»
«апофеоз наполеона 1»
«купальщица вальпинсона»
«мадам ревьер»
«источник»
Главные принципы: монохромность, скульптурная лепка фигур, строгость. Четкость и линеарность рисунка.
2. Живопись классицизма. Ж.Л. Давид. (1748-1825)
Французское просвещение и классика. Портретист. Пишет для всех. Его интересует психологическое состояние модели, не интересуют социальные различия.
«клятва гоорациев»
«смерть марата»
«мадам Рекамье»
«наполеон в рабочем кабинете»
«папа Пий 7»
«смерть Сократа»
«помазание наполеона»
«дочери Иосифа Бонапарта»
3. Классицизм и Ампир в России. Общая характеристика.
Возникновение связано с Екатериной 2. его ещё называют екатерининским. В основном это светские здания а не религиозные.
Периодизация:
-ранний классицизм 1760-1780
-строгий классицизм 1780-1790
-поздний 1800-1830
-Московская классическая школа
-Петербуржская кл шк
Хар-ка русского классицизма:
-строительство общественных зданий, городские, частные, дворы и усадьбы.
- основе планировки геметр фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник.
- появляются пейзажные парки. Которые тесно связаны с усадьбами и дворцовыми комплексами.
-в центре городов на больших площадях создавались создавались ансамбли общих и дворцовых построек
ансамбль отличительная черта классической арх-ры
4. Архитектура классицизма в России.
Арх-ра русского классицизма на базе обычных материалов : кирпич, дерево. а лекоративные эл-ты (капители) создавались не из мрамора, а из простой штукатурки. В первой трети 19 века кл-зм переходит в зрелую стадию и становится ампиром. Для ампира характерно строительство общественных сооружений, улицы, площади, набережные создают со зданиями единый ансамбль. Укрупнение форм, зодчие отказываются от мелких архитектурных деталей. Предпочитают скульптуру.
Представители : А.Н Воронихин, А.Д Захаров, Ж Тома де Томон, К.И Росси, А. Бове.
Московский классицизм: В. И Боженов (почти вся москва) 1738-1799. Все его замыслы не закончены, он опередил свою эпоху.
Петербуржская школа классицизма представлена петер-ой Академией художеств. Он строгий, это масштабная градостроительная застройка петера. Многие города изминили свой облик, расцвет градостроительства, создание типовых проектов для жилых, общественных, промышленных и торговых зданий. Это позволяло ускорить застройку и сохранить ансамбль.
5. Представители классицизма. В.И. Баженов и М.Ф. Казаков.
Баженов : кремлевский дворец в мрскве, постройки в царицино, дворец в царицино, дом пашкова(коринфский ордер, ионический, сверху вазоны). Почти все замыслы не достроены. Его классицизм немного готичен. Здания как часть улицы
Казаков: основатель русского кл-ма. Больша я часть москвы казаковская.
*Проект Сената- в плане треугольниу, относится к строгому классицизму 1776-1778
Он любил ротонды. Интерьеры зданий тоже в строгом кл-ме, потолки-плафонная роспись. В нем находится екатерининский зал, в ротонде 24 окна. Которые дают освещение залу.
*Голицинская больница 1796-1801 усадебный тип постройки. Римско-дорический ордер. Купол создает мощный объем с ордерным акцентом.
*колонный зал благородного собрания или дом союза.
Представители классицизма. Д. Кваренги и Ч. Камерон
Кваренги: 1744-1817 с 1780 в росии
*Проект здания академии наук в Петере, очень лаконичное, легкое, прозрачное, белоснежное. Вид богатого частного особняка, строгое. Выдвинуты ризалиты. Ионический ордер.
*Эрмитажный театр 1783-1787. голубоватый цвет разделена ризалитами, ионический и коринфский ордер. Отказ от лож. Расположение зала мфитеатром.
*Смольный институт благородных девиц.
Камерон : камерные небольшие постройки с пейзажем. Пример сопоставление массивных и хрупких форм, уединенные интимные постройки. Значительные сооружения примыкающие к Екатерининскому дворцу.
*Агатовы комнаты – сочетание различных ордеров, интерьер сделан в ампире.
* Павловск-дворец, несколько павильонов и мостики. Сдвоенный коринфский ордер. Два анфиладных флигеля, отделка залов шикарная, много золота и серебра.
7. Представители классицизма. А. Н. Воронихин и А. Д. Захаров.
Воронихин: 1759-1714
Почти все его здания на невском проспекте.
* Казанский собор в Петере. Похож на площадь св. Петра в Риме. Это становление ампира, тип одноглавого собора. На барабане широкие окна. Купол полностью их железа. Храм в форме латинского креста. Нарядная площадь. Массивная колоннада 72.5 м. центр композиции шести колонный портик, с коринфским ордером, канелюрами, сдвоенные, близко к стенам. 16 окон на барабане. 40 м про-во потолок кисонный.
Храм внутри очень строгий, икона казанской божией матери.
*Горный инстиут расположен на набережной, учитывается дальность восприятия, ступеньки, дорический ордер, метоны, резолиты с рельефом, скульптуры
Захаров: предствитель ампира
*Адмиралтейство. Центральное положение в материковой части города. По высоте ниже зимнего дворца. Имеет трехчастное деление и подчиняется компановке главного фасада. Главное: ворота, башня и шпиль., ионический ордер облегяает башню здания. Она с рельефом и скульптурными группами, изобр стихии и времена года., другая часть здания обращена к ниве, трактуется как массивные арки с дорическим ордером, оно ритмичное, простое и грациозное.
Возникновение товарищества.
Расцвет деятельности Товарищества передвижников пришелся на 1870—1880-е годы. В состав передвижников в разное время входили
Репин, Суриков, Дубровский, Маковский, Пряшников, Саврасов, Шишкин, Максимов, Савицкий, Васнецовы, Куинджи, Келин, Поленов,Ярошенко, Левицкий, Левитан, Серов, Корин, Архипов, Куренянц, Моравов
и др. Участниками выставок Товарищества были М. М. Антокольский, В. В. Верещагин, А. П. Рябушкин,И. П. Трутнев, и др. Большую роль в развитии искусства передвижников играл известный исследователь искусства и критик В. В. Стасов; П. М. Третьяков, приобретая в свою галерею произведения передвижников, оказывал им важную материальную и моральную поддержку. Многие из работ передвижников были сделаны по заказу Павла Михайловича Третьякова.
Последним главой товарищества, избранным в 1918 году, был Павел Александрович Радимов.
Для картин передвижников были характерны обострённый психологизм, социальная и классовая направленность, высокое мастерство типизации, реализм, граничащий с натурализмом, трагический в целом взгляд на действительность. Ведущими стилями в искусстве передвижников были импрессионизм и реализм.
22.Живопись позднего Романтизма: Брюллов, Иванов
Зарождаются черты, романтического историзма. Противопоставление идеала прозе жизни. Появление гаперболизированных образов, напряженность в калорите, динамика в образах, преувеличение чувств, четкость и построение форм, анатомичность.
Брюллов: 1799-1892
Страдал чахоткой
«последний день Помпеи»
«итальянское утро»
«девушка собирающая виноград»
«всадница»
«портрет крылова»
«автопортрет»
23.Живопись раннего Романтизма: Щедрин, Тропинин, Венецианов, Кипренский
Щедрин: 1791-1830
Пейзажист путешествовал по Италии. Пейзажи яркие, динамичные. Живые. Окрестности Рима. Постепенно отказывается от классического теплого колорита.
«замок св Ангела» -серебристые и голубоватые тона, ощущеие от природы.
Пейзажи Сорренто:
«веранда обвитая виноградом»
«лунная ночь»
«набережная санта Лучия в Неаполе»
«Лунная Гавань близ Соренто»
Впервые пишет Лунные дорожки
Тропинин: 1776-1857
Крупнейший русский портретист бытового жанра
«портрет сына Арсения»
Создает поясное изобр-е человека занятым каким либо делом. Крупный план, портретное сходство
«пряха»
«кружевница»
«вышивальщица»
Все образы миловидны, застенчивы.
«автопортрет с палитрой»
«портрет Пушкина»
Венецианов:
Сознательно избирает своей тематикой бытовой жанр. Многофигурные композоции.
«гумно»-бытовой крестьянский жанр.
«спящий пастушок»-впервые типично русский пейзаж
«на пашне. Весна»
«Захарка»
«гадание»
«портрет Карамзина»
Кипренский Орест Адамович: 1782-1836
«автопортрет»
«портрет Пушкина»
«Жуковский»
«Портрет гусара Давыдова»
«Дарья Николаевна Хвостова»
«портрет Абдулиной»
Живопись классицизма. Ж.О. Энгр
Классицизм общяя хар-ка: 17-18 в
Весь классицизм построен на правилах:
Идти надо от простого
Сохранять цепь размышлений
Быть последовательным
Нужно строить все с чистого листа
Иерархия в классицизме -язык человеческого познания
Появляется множество кодексов – риторических правил любого искусства.
В классицизме все строго.
Академя наук занимается разработкой художественной практики:
- ценителями искусства могут быть только ученые
-замысел у картины должен быть благороден
-реальная жизнь показывается только через аллегорию
-самые распр-ые сюжеты: история, религия. Быт. Натюрморт становится не интересен.
- люди в картинах экспрессивны, благородные позы и жесты.
-пропорции всегда соотнесены с античными.
Классицизм второй половины 17го века(греческий стиль) базируется на греческом каноне. Началось с раскопок Геркулано 1719 и Помпеях 1748.
Классицизм второй половины 18го века(революционный или просвятительский) : идея патриотизма и гражданственности, человек как дитя общества, во Франции классицизм не сменяет барокко, он сосуществует с ним.
Ампир (имперский классицизм) возникает во франции, связан с наполеоном2, утвердился в европе в 30 года 19го столетия.
Живопись классицизма: выразительные средства- линия, светотень, локальные цвета, четкие деления на планы.
Ближний план коричневый, средний зеленый, а дальний голубой.
Жан Агюст Энгар: (1780-1856) пишет в эпоху когда классицизм уступает романтизму, на грани двух начал.
«сидящая купальщица»
«апофеоз Гомера»
«апофеоз наполеона 1»
«купальщица вальпинсона»
«мадам ревьер»
«источник»
Главные принципы: монохромность, скульптурная лепка фигур, строгость. Четкость и линеарность рисунка.
2. Живопись классицизма. Ж.Л. Давид. (1748-1825)
Французское просвещение и классика. Портретист. Пишет для всех. Его интересует психологическое состояние модели, не интересуют социальные различия.
«клятва гоорациев»
«смерть марата»
«мадам Рекамье»
«наполеон в рабочем кабинете»
«папа Пий 7»
«смерть Сократа»
«помазание наполеона»
«дочери Иосифа Бонапарта»
3. Классицизм и Ампир в России. Общая характеристика.
Возникновение связано с Екатериной 2. его ещё называют екатерининским. В основном это светские здания а не религиозные.
Периодизация:
-ранний классицизм 1760-1780
-строгий классицизм 1780-1790
-поздний 1800-1830
-Московская классическая школа
-Петербуржская кл шк
Хар-ка русского классицизма:
-строительство общественных зданий, городские, частные, дворы и усадьбы.
- основе планировки геметр фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник.
- появляются пейзажные парки. Которые тесно связаны с усадьбами и дворцовыми комплексами.
-в центре городов на больших площадях создавались создавались ансамбли общих и дворцовых построек
ансамбль отличительная черта классической арх-ры
4. Архитектура классицизма в России.
Арх-ра русского классицизма на базе обычных материалов : кирпич, дерево. а лекоративные эл-ты (капители) создавались не из мрамора, а из простой штукатурки. В первой трети 19 века кл-зм переходит в зрелую стадию и становится ампиром. Для ампира характерно строительство общественных сооружений, улицы, площади, набережные создают со зданиями единый ансамбль. Укрупнение форм, зодчие отказываются от мелких архитектурных деталей. Предпочитают скульптуру.
Представители : А.Н Воронихин, А.Д Захаров, Ж Тома де Томон, К.И Росси, А. Бове.
Московский классицизм: В. И Боженов (почти вся москва) 1738-1799. Все его замыслы не закончены, он опередил свою эпоху.
Петербуржская школа классицизма представлена петер-ой Академией художеств. Он строгий, это масштабная градостроительная застройка петера. Многие города изминили свой облик, расцвет градостроительства, создание типовых проектов для жилых, общественных, промышленных и торговых зданий. Это позволяло ускорить застройку и сохранить ансамбль.
5. Представители классицизма. В.И. Баженов и М.Ф. Казаков.
Баженов : кремлевский дворец в мрскве, постройки в царицино, дворец в царицино, дом пашкова(коринфский ордер, ионический, сверху вазоны). Почти все замыслы не достроены. Его классицизм немного готичен. Здания как часть улицы
Казаков: основатель русского кл-ма. Больша я часть москвы казаковская.
*Проект Сената- в плане треугольниу, относится к строгому классицизму 1776-1778
Он любил ротонды. Интерьеры зданий тоже в строгом кл-ме, потолки-плафонная роспись. В нем находится екатерининский зал, в ротонде 24 окна. Которые дают освещение залу.
*Голицинская больница 1796-1801 усадебный тип постройки. Римско-дорический ордер. Купол создает мощный объем с ордерным акцентом.
*колонный зал благородного собрания или дом союза.