Согласно Данилевскому, существовало множество культурно-исторических типов. К ним он относит:
1) египетский;
2) китайский;
3)ассирийско-вавилонско-финикийский или древне-семитический;
4) индийский;
5) иранский;
6) еврейский;
7) греческий;
8) римский;
9) новосемитический или аравийский
10) романо-германский или европейский.
11) мексиканский и
12) перуанский.
13) славянский.
Мексиканский и перуанский типы погибли насильственной смертью и не успели совершить своего развития. Только народы, составлявшие эти культурно-исторические типы, были положительными деятелями в истории человечества.
Особое внимание Данилевский уделил общим закономерностям, которым подчиняется жизнь любого культурно-исторического типа.Любой культурно-исторический тип переживает те же стадии, что и любой живой организм. Он писал: «Рассматривая историю отдельного культурного типа, мы точно и безошибочно можем определить возраст этого развития, - можем сказать: здесь оканчивается его детство, его юность, его зрелый возраст, здесь начинается его старость, здесь его дряхлость».
Смерть цивилизации казалась неизбежной: «Всему живущему, как отдельному неделимому, так и целым видам, родам, отрядам животных или растений, дается известная только сумма жизни, с истощением которой они должны умереть. История говорит то же самое о народах: и они нарождаются, достигают различных степеней развития, стареют, дряхлеют и умирают, но умирают не от внешних только причин. Внешние причины ... по большей части только ускоряют смерть больного и расслабленного тела.., но иногда организм умирает тем, что называется естественною или старческою немощью».
Данилевский отрицал существование единой всемирной истории, история для него была присуща только отдельному культурно-историческому типу.
Данилевский открыто выступал против широкой трактовки термина «цивилизация», в соответствии с которой под цивилизацией понимается образованность, наличие высокой культуры, прогрессивность и стремление к новым высотам.
По мнению Данилевского, такое понимание отражает узкую точку зрения представителей европейской культуры, которые не способны увидеть специфики других культурных организмов.
Концепция О. Шпенглера
Освальд Шпенглера (1880-1936) - немецкий культуролог, философ, представитель «философии жизни». Автор оригинальной концепции циклического развития культуры.
Немецкий философ полагал, что не существует единой общечеловеческой культуры. О. Шпенглер выделил в истории цивилизации ряд уникальных культур или 8 локальных культурно-исторических организмов:1) египетский, 2) индийский, 3) вавилонский, 4) китайский, 5) греко-римский, 6) византийско-арабский, 7) западноевропейский 8) культуру майя. Считал, что средняя продолжительность цикла культурного организма - 1000 лет.После этого культура вырождается, превращаясь в цивилизацию – «бездушный интеллект» или «массовое общество». В своей главной работе – «Закат Европы» (1918-1922) – Шпенглер указывает на неизбежную гибель западноевропейской цивилизации, всесторонне описав признаки наступающего кризиса.К зарождающимся организмам Шпенглер относил русско-сибирскую культуруи связывал с ней будущий расцвет нового культурного мира.
Все культурные организмы имеют сходное строение и проходят одни и те же этапы развития.
Культура проходит в своем развитии этапы,которые проживает любой живой организм:рождение, расцвет, старение, гибель. Жизненный циклкаждой культуры состоит из трех стадий (этапов):
1) докультурный, этнографический этап,когда создаются основы будущего развития культурного организма, связан с мифотворчеством, с религиозными ценностями и идеалами;
2) собственно культурный,когда получают высшее развитие все формы и сферы культуры, прежде всего философия, наука, искусство;
3) цивилизация – это кризис и распад культурного организма. Наблюдается резкий рост индивидуализма, техницизма, массовости. Искусство, уникальность ценностей развития культуры вытесняются зрелищами и спортивными соревнованиями.
Цивилизация - это замена новаций бесконечным повторением, воспроизведением, тиражированием.
Во время цивилизации движение сменяется застоем, творчество– эстетством и бесплодием, органические связи вырождаются в механические, духовные ценности замещаются материальными. Цивилизацию характеризует «массовая культура», проявляющаяся в нивелировании творческих индивидуальностей, в тиражировании и «доступности» культурных ценностей. «Массовая культура» связана с потреблением, а не с творческим созиданием. Господство «массовой культуры» говорит о «закате» культуры, предвещает ее смерть, что происходит сейчас с западноевропейской цивилизацией.
Цивилизация,таким образом,- это проявление глобального кризиса культуры, характерными признаками которого являются: бездуховность, практицизм, меркантилизм, разрушение духовных ценностей.
С точки зрения О. Шпенглера, структурная сопоставимость культурных организмов позволяет не только лучше понять прошлое, но и предсказать будущее: периоды расцвета, гибели, упадка, смут, революций, войн, даже появление исторических деятелей определенного типа.
Трактовка понятий культура и цивилизация в концепции А. Тойнби
Продолжателем идей Н.Я.Данилевского и О.Шпенглера является А. Тойнби.
Арнольд Тойнбu (1889-1975), английский историк, социолог и философ культуры.А. Тойнби предпринял грандиозную попытку научно объяснить причины развития и упадка культур. Разработал самостоятельную концепцию культуры, в основе которой лежит понятие цивилизации.
Концепция Тойнби была изложена им в двенадцатитомном труде «Исследование истории», писавшемся на протяжении более 25 лет (с 1934 по 1961 гг.).
А. Тойнби трактует историю как существование сменяющих друг друга замкнутых культурных организмов-цивилизаций.
Цивилизация представляет собой общность людей, которые проживают на общей территории и обладают общими духовными традициями и сходным образом жизни.Каждая цивилизация специфична из-за разницы в природных условиях своего обитания. На основе непохожих условий жизни формируются различные представления о пространстве, времени, о мире в целом, фиксируемые в языке, в характерных для данной цивилизации символах.
Тойнби сравнивает цивилизацию с биологическим видом, который имеет собственную среду обитания.В этом отношении концепция Тойнби не оригинальна, она продолжает идеи Данилевского и Шпенглера.
Проводя анализ истории, Тойнби выделяет двадцать одну цивилизацию, когда-либо существовавшую на Земле (данная цифра меняется по ходу книги). А Затем сократил до 13. На данный момент их осталось пять (не считая две реликтовые):
а) западная христианская цивилизация;
б) православная христианская цивилизация;
в) исламская цивилизация;
г) дальневосточная цивилизация;
д) индуистская цивилизация.
Тойнби подразделял цивилизации на основные и локальные. Основные цивилизации отличаются тем, что они оказали заметное влияние на другие цивилизации и ход мировой истории в целом. К ним относятся, например, шумерская, вавилонская, эллинская, китайская, индусская, исламская, христианская, а также некоторые другие цивилизации. Локальными Тойнби называл цивилизации, которые характеризуются замкнутостью в национальных рамках. К ним он относил русскую, немецкую, американскую и некоторые другие цивилизации (всего им было описано порядка 30 локальных цивилизаций).
Между некоторыми из этих цивилизаций существуют родственные отношения, например, западная христианская и православная христианская, находящиеся друг с другом в «сестринских» отношениях, происходят из эллинской цивилизации. Цивилизации, кроме этого, взаимодействуют друг с другом и могут влиять друг на друга. Такая точка зрения в корне противоречит точке зрения Шпенглера, согласно которой цивилизации являются замкнутыми в себе сущностями, не способными понять друг друга и не проистекающими одна из другой.