Апостол Павел – «кто не работает – тот не ест».
Труд воспитывает волю, помогает постичь красоту, формирует нравственный облик человечества.
Средневековые схоласты разрабатывали идею нестяжательства.
Франциск Ассизский, в крещении Иоанн (1182—1226) — христианский религиозный подвижник, поэт. Богатства мешают человеку сосредоточиться на своей духовной жизни.
«Проще верблюду пролезть в игольное ушко, чем богатому попасть в рай»
Нил Сорский (15–16века) сторонник нестяжательства.
Он говорил, что монархи должны осуществлять деятельность. Люди должны работать.
В каждой из церквей постоянно повторяется спор стяжателей и нестяжателей. Зрелая схоластика формируется в 13 столетии и главным её представителем является Фома Аквинский. Он появляется, когда Аверроэс – говорит о двойственной истине. И выдвигает свою теорию (С 1314 года по настоящее время – главная идеология католического мира и называется Томизм (Фома–Тома)) «Томизм. Сумма теологии» «Сумма против язычников».
Учение Фомы Аквинского – переложенные на христианские темы понятия Аристотеля. (Материя и форма) В мире антологии Фомы существует потенциальное – материя и актуальное – форма. Бог – чистая форма, которая находится вне мира. В мире существуют субстанции и акциденции.
Гносеология Фомы. Он борется с идеей двойственности. В отличие от номиналистов он выдвигает идею гармонии разума и веры. Вера – помощник разуму. Можно доказать рационально существование Бога. Всё находится в движении, а у этого есть причина, а у этой причины другая и так не до бесконечности, потому что есть начало – Божественное – Бог. Идеал – есть совершенство и Божественное начало, которое скрыто для нас, которое определяет степень добра и зла, степень всего. Доказательство исходит из целесообразности всего в мире: всё в гармонии, так как вначале лежит идеальное начало, идеальное – Бог. Всего доказательств было 5. Известна его фраза «Понимай, чтобы верить».
Универсалии существуют:
1) до вещей
2) в самих вещах, как реализованные в действительности
3) существуют после вещей, в уме человека, как результат обобщения
Познание – начинается с чувственного опыта, его результат – чувственные образы. Интеллект абстрагирует, выделяет из них умопостигаемый образ.
Антропология– учение о человеке Фомы Аквинского.
Человек – сочетание души и тела. Душа – двигатель, часть человека. Тело соучаствует в духовной жизни. У Души существует 2 способности после отделения от тела – мышление и воля. Ангельская душа не является соединением души и тела, а на человеческую душу тело воздействует.
Личность – самая благородная. Мыслит – отдельный человек. В Этике он повторяет Августина Блаженного, существует только добро, а зло – отсутствие блага. «В душе человека, христианина, существует идея осуществлять благо».
По Фоме государство необходимо. Оно содействует общему благу. Идеальная форма правления – монархия, а церковная власть выше государственной. Земные правители заботятся о конечных сверхъестественных целях человечества. Церковь же видит дальние, высшие главные цели.
Популярность схоластики – 12–13 век.Но постепенно, к 14 веку, появляется эпоха Возрожденияи приобретает популярность. Эпоха Возрождения – 14–15 столетие. Родиной является Италия. Необыкновенный духовный подъём. Возвращается забытое, культура, поэзия, античные скульптуры. Возрождение идеалов античности.Леонардо да Винчи, Джордано Бруно, Макиавелли.
Возрождение – синтез античности и средневековья.
В 15 веке Турки взяли столицу Византийской империи Константинополь. Перерезали христиан в церквях. Начинается массовая иммиграция. в Италию и в Россию. в России появилась идея 3-тьего Рима. «Первые два Рима пали(от варваров и турок), третий Рим стоит(Москва), а четвёртому – не бывать».Москва – третий и последний.
Эпоха Возрождения – эпоха становления раннего капитализма. Развиваются науки, осуществляются географические открытия. Но церковь не уходит. В картинах – святые в телесном облике.
Центральной философией является – творческое начало в человеке, выявление творческой сущности, самосознание. Человек должен приобрести свой характер, свой путь, приобрести свой разум и жизненный опыт. Большое внимание придаётся личности. Если человек не раскрывает свои таланты – то он совершает преступление по отношению к себе и Богу.
Уважение, достоинство и любовь к человеку связана с идеей гуманизма. Человек должен позитивно изменять мир. Антропоцентризм, гуманизм – они отличают эпоху возрождения позитивом.
Шекспир: Король Лир, Гамлет – человек осознаёт, сколько зла и несправедливости в мире, осознаёт трагичность бытия. Сервантес: Дон Кихот – человек соединён с богом, но поворачивается и против него.
Флоренский пишет о Джоконде Леонардо: скептицизм, отпадения от Бога, улыбка потерянности и растерянности, улыбка грехам соблазна и прелести.
Две важнейшие черты философии:
1) возрождение диалектики (учение о развитии)
2) под влиянием знакомства с неоплатониками – Пантеизм (Бог есть всё. Природа – божественная сфера)
Николай Кузанский. Немец, окончил университет, занимался медициной, естествознанием. Делал карьеру священнослужителя. 1401–1464. Мистический пантеизм.
Основные идеи:
Если отстранить Бога от творения – то в мире ничего не останется, останется ничто, небытие.
Бог – развитие всего, свёрнутая природа. а Природа – развёртывание из божественных глубин.
Учение о совпадении противоположностей. Диалектическая идея.
Бог – абсолютный максимум, он единственен и в нём всё есть. Так как ему ничего не противостоит – он является одновременно и минимумом. Центра мироздания – нет.
Всё едино и это единое не имеет противоположностей.
Джордано Бруно (1548–1600г.) идеи Пантеизма и диалектики.
Работа «о бесконечности вселенной и мирах»
Вселенная бесконечна, всё находится в бесконечном движении и всё это материально.
Главная работа Средневековья – работа Августина Блаженного – «О граде божием» История человечества – идея не движения по кругу, а идея прогресса!!
Никола Макиавелли (1469–1527 г.) Итальянский мыслитель, писатель.
Считал, что человек по природе зол. В мире хаос и постоянная борьба. Поэтому необходимо создать драконовское законодательство. Сильное и авторитарное правление способно истребить эгоизм людей. В политике он аморален: заповеди и ценности не действуют в политике. Главная работа «Государь» - как захватить и удержать власть. Правитель должен одновременно быть и человеком и зверем, и львом и лисой. Труд должен быть драконовским. «Цель оправдывает средства».
Томас Мор (1480–1535 г.)
Написал работу «Утопия» – место, которого нет.
рассуждения начинаются с того, в какой ситуации находится английский народ.
Причины бедственного положения является частная собственность.
У утопистов нет частной собственности. всё общее. Всё произведённое сносится на одни огромные склады и распределяется между утопийцами. грязная работа выполняется преступниками, сами утопийцы не будут пачкать руки. Отличие от платонического идеала в том, что у Платона была частная собственность у 3тьего сословия: купцы, ремесленники.
Лекция 7 27.03.13
Философия Нового времени
Эмпиризм и Рационализм!
Главная мысль: «Нет ничего в разуме, чего не было в чувстве».
Английский эмпиризм:
Фрэнсис Бэкон (1561 – 1626 г.)
«Знание – сила» – теория Бекона
Познание: наблюдение, обобщение (индукция), эксперименты
Сенсуализм – чувства это первичный, главный источник познания
Эмпирический метод становится главным. он направлен против схоластики.
Бекон подчёркивал, что истинному познанию способствует ликвидация призраков или идолов, которые мешают познанию.
Виды призраков:
1) Призраки рода – изучение природы по аналогии с человеком
2) Призраки пещеры – субъективизм, свой взгляд, но он не должен заслонять истину
3) Призраки рынка – ходячие суждения, которые принимаются на веру (призраки площади)
4) Призраки театра – слепая вера в авторитеты, религиозное мировоззрение
Почему науки не были развиты? – эпохи пренебрегали наукой, государи игнорировали задачи наук, было мало людей, занимающихся наукой, потому что довлел догматизм схоластики. Бэкон – материалист. Надо экспериментировать, обобщать и наблюдать. «Нет ничего в разуме, чего не было бы в чувстве».Разум рассматривается как простое суммирование полученных фактов.
Как построить модель будущего функционирования науки? – «мы должны поставить природу на колени» Английский эмпиризм формируется во времена революции в Англии, времена накопления капитала.