И ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ
Христианство, распространившееся в Римской империи в первые века новой эры, несло с собой новую систему ценностей. Христианство начинается с отрицания античной культуры, которую оно называет "языческой", оно радикально меняет картину мира, разрушая "космос" античной философии с его законченностью и целостностью, самодостаточностью и сложной структурой. Статичный "совершенный космос" античности сменяется напряженной динамикой движения к совершенству, к Богу. Не познание и созерцание составляют смысл человеческого существования, приближая человека к Богу, а преодоление греховности, очищение, через изменение мотивов и целей жизни. В данной теме Вы познакомитесь философией, возникшей в новых условиях, называемой религиозной философией. Вам предстоит узнать, как билась философская мысль в тесных рамках Священного писания. Определитесь с возникновением патристики и схоластики.
На смену средневековью пришла эпоха Возрождения. Ей отведено в истории чуть более ста лет, но сколько много идей, новых мыслей, новых имен она привнесла. Вы познакомитесь с такими понятиями как гуманизм, реформация, утопизм и мн. др. Вы узнаете, что философия в эпоху Возрождения даст новое понимание личности. Личность, отмеченная индивидуализмом, светскостью, силой воли, многообразием интересов вскоре начала утверждаться во всей Европе. Знакомясь с этой темой, Вы также узнаете выдающихся натурфилософов, концепции которых ознаменовали возникновение новой картины мира, приведших к первой научной революции. Философия Возрождения обращается к основополагающим принципам античности (не возвращается, а обращается)
Изучив материал данной темы, студент должен:
Знать
-содержание основных направлений средневековой философии, философские воззрения Августина Блаженного и Фомы Аквинского;
- влияние философии Платона и Аристотеля на развитие средневековой христианской философии;
-социально-экономические условия возникновения и развития западноевропейской философии эпохи Возрождения;
-основные идеи и концепции данной эпохи;
-антропоцентризм философии эпохи Возрождения, ее гуманистическую направленность;
-социальные концепции эпохи Возрождения;
Уметь
-применять в студенческих научных исследованиях. В том числе в курсовых и дипломных работах те мудрые идеи и концепции средневековой философии, которые заключают в себе глубокое мировоззренческое и методологическое содержание;
-осмысливать связь теоретических концепций эпохи Возрождения на последующее развитие западноевропейской философской мысли
Владеть
- логикой мышления выдающихся средневековых христианских философов, их мудрыми изречениями;
-пониманием общей направленности развития философии, науки и искусства эпохи Возрождения, утверждения в них гуманистических ценностей.
Вопросы для рассмотрения на семинарском занятии:
1. Особенности и этапы развития среднеевропейской философии: патристика и схоластика. Августин Блаженный (Аврелий).
2. Реализм и номинализм. Философия Фомы Аквинского
3. Отличительные особенности философского мировоззрения эпохи Возрождения (антропоцентризм; гуманизм, пантеизм, индивидуализм; антиклерикализм).
4. Натурфилософия эпохи Возрождения. (Н.Коперник, Дж.Бруно, Г.Галилей, И.Кеплер)
Основные понятия: апологетика, патристика, схоластика, реформация, гуманизм, номинализм, реализм, теология, пантеизм, натурфилософия, концептуализм, универсалии, вера, разум, теоцентризм, религия, христианство, ислам, иррационализм, креационизм, провиденциализм, откровение, индивидуализм, антропоцентризм, антиклерикализм, утопия.
Темы докладов
1. Роль философских и нравственных идей Библии в развитии мировой духовной культуры.
2. Схоластика и ее роль в философии Средневековья.
3. Власть и насилие в политической концепции Н. Макиавелли.
4. Идеальное государство в сочинениях Т. Мора и Т. Кампанеллы.
Контрольные вопросы и контрольные задания
1. Теоцентризм и антропоцентризм. В чем, по-вашему, мнению, состоит смена акцентов в рассмотрении философской проблематики средневековья и Возрождения?
2. Рассмотрите аргументы в пользу существования Бога, приведенные Фомой Аквинским. Считаете ли Вы их доказательствами (обоснуйте свой ответ).
3. В чем суть философских достижений эпохи Возрождения, оказавших влияние на философию Нового времени?
4. Каким образом прослеживаются идеи Платона и Аристотеля в философии средних веков?
5. В чем специфика средневековой онтологии и гносеологии?
6. Вселенная глазами мыслителей Возрождения: Н.Кузанский, Н.Коперник, Дж. Бруно.
7. Из нижеприведенных характеристик, отметьте характерные черты Ренессанса:
а) практический и теоретический индивидуализм; | б) движение цивилизации против дикости (средневековья); |
в) время безбожия и язычества; | г) культ светской жизни с подчеркнутой чувственностью; |
д) светский дух религии с тенденцией к язычеству; | ж) движение культуры против бескультурья и варварства; |
е) освобождение от власти авторитетов; | к) особенное внимание к истории; |
л) чрезвычайный вкус к искусствам; | м) обновление духовной жизни. |
8. Укажите наиболее характерные черты философии Средневековья:
а) схоластика | б) догматизм |
в) софистика | г) диалектика |
д) креационизм | е) скептицизм |
ж) примат веры над разумом | з) созерцательность |
и) примат знания над верой | к) строгая логика |
9. Истоки средневековой философии находятся в:
а) атомистической философии античности; | б) философии Возрождения; |
в) философии Сократа; | г) философии Платона, стоиков и эпикурейцев. |
10. Онтологическим принципом средневековой философии является:
а) рационализм; | б) креационизм; |
в) откровение; | г) формализм. |
11. Гносеологическим принципом средневековой философии является:
а) историзм; | б) рационализм; |
в) откровение; | г) креационизм |
12. В средневековой философии в споре об универсалиях реалисты утверждали:
а) идея общего (понятие) предшествует вещи; | б) реальны лишь единичные вещи, а " имена после вещей"; |
в) идея вещи не соответствует материальному воплощению; | г) идея идентична вещи |
13. Что такое "патристика"?
а) учение отцов церкви периода Х - ХIV в. н.э.; | б) учение отцов церкви периода перехода от античной к средневековой философии (I-VII в. н.э.). |
14. Почему в средневековую эпоху философия была "служанкой богословия"?
а) потому, что авторитет церкви, Священного Писания был неизмеримо выше любой философской идеи; | б) одни устали от философии, другим, в отличие от простых христианских истин, она была непонятна. |
15. Квинт Тертуллиан провозгласил:
а) "Христианское откровение упраздняет мудрость мира сего"; | б) "Верую, потому что нелепо"; |
в) "Божественное и дьявольское постоянно борются между собой"; | г) "Ищите и обрыщете". |
16. Теоцентризм - это учение о том, что определяющей реальностью является:
а) Бог; | б) природа; |
в) материя; | г) сознание. |
17. Креационизм - учение о сотворении мира Богом из:
а) пылегазовой туманности; | б) вакуума; |
в) из ничего. |
18. Провиденциализм - это:
а) учение о реальном существовании сверхъестественного; | б) понимание истории как осуществления заранее предусмотренного Богом плана спасения человека; |
в) совокупность взглядов, утверждающих исключительную роль человека среди творений Бога. |
19. В христианском мировоззрении главной целью жизни человека является:
а) спасение души; | б) достижение личного счастья; |
в) беззаветное служение Родине. |
20. Задача средневековой философии с точки зрения схоластов, состояла в том, чтобы:
а) исследовать социальную действительность; | б) исследовать природу; |
в) найти рациональные доказательства веры; | г) сформировать христианскую философию в противовес языческой. |
21. Средневековые универсалии своим происхождением прямо и непосредственно обязаны учению:
а) Платона об идеях; | б) Аристотеля о сущности вещей; |
в) Плотина об эманациях; | г) Порфирия о характере родов и видов. |
22. Учение Фомы Аквинского и целое религиозно- философское направление, им созданное, называется:
а) атомизмом; | б) томизмом; |
в) августинизмом; | г) папизмом. |
23. Какие изменения в экономике и культуре повлияли на становление натурфилософии Возрождения?
а) появление мануфактур, зачатков рыночного хозяйства; | б) выдающиеся технические открытия и нововведения; |
в) изобретение книгопечатания; | г) возникновение многочисленного слоя буржуазной интеллигенции; |
д) некоторые организационные изменения в церковных структурах. |
24. Для нового, гуманистического мировоззрения характерны:
а) коллективизм; | б) антропоцентризм; |
в) иррационализм; | г) культ творческой деятельности. |
25. Особенностями философской мысли эпохи Возрождения являются:
а) схоластика; | б) патристика; |
в) антисхоластический характер; | г) натурфилософия; |
д) пантеизм. |
26. Назовите наиболее известных представителей пантеизма эпохи Возрождения:
а) И.Кеплер; | б) Дж. Бруно; |
в) Н. Кузанский; | г) Парацельс. |
27. По мнению Н. Кузанского:
а) природа конечна в пространстве; | б) природа бесконечна в пространстве; |
в) Земля есть центр Вселенной; | г) Земля не есть центр Вселенной; |
д) сфера звезд есть окружность, замыкающая мир. |
28. Мировоззрение Дж. Бруно в целом:
а) идеалистическое; | б) материалистическое. |
29. Философия Дж. Бруно - это:
а) деизм; | б) креационизм; |
в) панпсихизм; | г) дуализм. |
30. Понимание Макиавелли соотношения политики и морали зачастую определяется другими как:
а) гуманизм; | б) объективизм; |
в) цинизм; | г) анархизм. |
31. Какова причина общественных катаклизмов и бед, по мнению философов-утопистов Т. Мора и Т. Кампанеллы?
а) недостаток знаний; | б) частная собственность; |
в) человеческое несовершенство. |
32. Гуманизм эпохи Возрождения выражается в следующем положении:
а) человек ничего не может изменить в этом мире, поэтому ему следует изменить свое отношение к миру; | б) вся жизнь человека предопределена Божественным Провидением и не следует ему противиться; |
в) человек в своем творчестве подобен Богу, обладает свободой выбора, чтобы самому творить свою судьбу и оценивается по степени реализации творческих способностей; | г) человек - не то, чем следует гордиться, а то, что необходимо превзойти, став Сверхчеловеком. |
33. "Если плоть произошла ради духа, это чудо. Если дух ради тела, то это чудо из чудес, но я удивляюсь тому, как такое богатство заключено в такой бедности". И.Христос. Прокомментируйте слова И. Христа - философа.
Библиографический список
Основной
1. Философия: учебник для вузов / под ред. В.П. Лавриненко. М., 2014, 2007.
2. Историко-философское введение (от Конфуция до Бодрийара) / под ред. Л.Я. Курочкиной. Воронеж, 2008.
3. Спиркин А.Г. Философия: учебник для технических вузов / А.Г. Спиркин. М., 2005.
4. Антология мировой философии. Т. 1-4. М., Мысль, 1969-1972.
Дополнительный
1. Горфункель А.Ф. Философия эпохи Возрождения / А.Ф. Горфункель. М., 1980.
2. Григорян С.Н. Средневековая философия народов Ближнего и Среднего Востока / С.Н. Григорян. М., 1966.
3. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней и средневековой философии / А.Н. Чанышев. М., 1991.
4. Штекль А. История средневековой философии / А. Штекль. СПб. 1996.