- XX в. особая «ось» исторического развития => 3-ри «великих» современника: Будда, Сократ, Конфуций =>
- возникновение трех великих философий, обращенных к проблеме личности => коренной «перелом» в мировоззрении людей
- история делится на период до - осевых культур и период осевых
3. Н. Я. Данилевский «Россия и Европа» --->
«культурно-исторические типы»
выделял 12 автономных цивилизаций (= историко-культурных типов)
1) египетский
2) китайский
3) ассиро-вавилоно-финикийский (древнесемитический)
4) индийский
5) иранский
6) еврейский
7) греческий
8) римский
9) новосемитический (аравийский)
10) германо-романский (европейский)
11) мексиканский
12) перуанский
-каждый из цивилизационных типов существует изолированно => культурно-исторические типы не перемешиваются и не скрещиваются между собой
-такие народы, как гунны или монголы, играют роль разрушителей умирающих цивилизаций
Вывод: 1)каждая великая цивилизация представляла своего рода архетип, построенный по оригинальному плану, 2) жизнь цивилизаций имеет свой предел => одна цивилизация сменяет другую,3)сравнительное изучение частных и общих качеств цивилизации приведет к более глубокому пониманию истории в целом
4. О. Шпенглер «Закат Европы» ----> «высокие культуры»
- понимание «цивилизации» как завершающего этапа развития культуры
культура - это творчество | цивилизация - повторение, воспроизведение, тиражирование |
Вывод:переход культуры ---> в цивилизацию отмечен не развитием культуры, а ее упадком и гибелью |
выделял 8-мь основных культур (цивилизаций)
1) египетская
2) индийская
3) вавилонская
4) китайская
5) греко-римская
6) майя
7) магическая (византийско-арабская)
8) фаустовская (западно-европейская)
- в качестве 9-ой культуры => зарождающаяся русско- сибирская
Вывод: 1)существует ведущая характеристика, придающая каждой культуре соответствующую специфику, 2)у каждой из культур в период ее активной фазы существует взаимосвязь между всеми составляющими культуру элементами, 3) на протяжении определенного периода одно (ведущее) качество культуры пронизывает их все, 4) первичная форма каждой культуры воплощается в символах
5. А. Тоинби «Постижение истории» --->
«теория локальных цивилизаций»
- «цивилизация» - культурно-исторический тип со свойственной ему единой религиозной системой (ПР: христианская, буддистская, мусульманская цивилизации)
- исходил из факта множественности культур => 21 цивилизация в истории человечества
- типологический подход основан на сравнительном анализе
- цивилизации могут совпадать с границами общества (ПР: китайская цивилизация), могут включать в себя ряд государств (ПР: мусульманская цивилизация)
- цивилизации представляют вариант культурной общности (культура - определенная модель общества)
ПР: понятие «цивилизация» помогает полнее выявить своебразие культур различных континентов: Европы, Америки, Азии, Африки, «Севера» и «Юга», «Запада» и «Востока»
- (!) термины «Восток» и «Запад» - не географические, а культурологические и философские
Западная цивилизация | Восточная цивилизация | |
мировосп риятие | - рационализм - противоречивое восприятие - рациональное мышление => наука, претендующая на то, чтобы формировать собственную (научную) картину мира | - эмоциональное - целостное - образное мышление => картину мира формируют религиозно-мифологические системы |
истории ческое развитие | - новаторство => - высокие темпы исторического развития | - замедленные темпы исторического развития => - доминирование традиций |
тип общества | - общество нетрадиционного типа: открытое и мобильное | - традиционное общество с закрытой и немобильной социальной структурой |
человек | - человек имеет возможности для изменения своего статуса: образование, карьера, бизнес | - человек не может изменить социального положения, принадлежит к той социальной группе, в которую включен фактом рождения |
соотно шение личности/ общества | - приоритет свободной личности, обладающей гражданскими правами - ценности индивидуальной свободы | - приоритет подчинения личности обществу (= государству) - преобладают традиции коллективизма |
государ ствен ность | - возникают такие формы правления, как демократия и республика | - деспотия как форма правления |
власть | - принцип разделения властей - сословно - представительные структуры - парламентаризм | - политический монизм (деспотия) |
отноше ния собст венности | - частная собственность | - преобладание государственной и общинной собственности |
природа | - природа рассматривалась как объект воздействия общества => экологические проблемы XX в. | - общественное и природное воспринималось как единое - человек гармонично сосуществовал с окружающей природой и со своей собственной телесной природой |
прогресс | - стремление к прогрессу - постоянное изменение форм деятельности - использование новаций - поступательный характер развития общества | - стремление к воспроизводству самих себя - традиционный образ жизни - циклический характер развития общества |
Вывод: сегодня Запад - синоним понятия «развитые страны». Восток же модернизируется, но с разным успехом. Исследователи отмечают, что наиболее успешно идут по пути технической цивилизации те восточные страны, где существовала конфуцианская религиозная традиция (Япония, Китай). Более сложным оказывается путь Индии с ее религиозной системой индуизма. Самые же большие сложности ожидают на пути модернизации страны мусульманской культуры.
Бинарность Русской культуры
- в истории русской философии проблема «судьбы России» (Н. А. Бердяев)
славянофилы | западники |
- Россия идет по западному пути, но с некоторым отставанием - Россия цивилизация христианская - общинный быт - самодержавие как форма власти - самобытность культуры и истории: начиная с истоков и заканчивая возможностью осуществления христианского идеала соборности в самой жизни - проблема русского национального характера (Н. А. Бердяев) | - Россия - особая цивилизация - российский народ = европейскому - русская культура развивается в общеевропейском русле, но идет своим несколько замедленным путем |
ПР: Н. Я. Данилевский рассматривал Россию и Европу как два разных культурно-исторических типа
Н. А. Бердяев ----> «в национальном характере русского народа сочетаются противоположные черты: доброта с жестокостью, душевность с грубостью, альтруизм с эгоизмом, самоуничижение с гордыней, свободолюбие с деспотизмом, смиренность с бунтарством» => наличие противоположностей получило название «бинарность» русской культуры
- бинарность русской культуры - ее двойственность, противоречивость, наличие противоположных характеристик
- (!)в России сталкиваются и приходят во взаимодействие два потока мировой истории — Восток и Запад
Сравнительный анализ формационного и цивилизационного
Подходов к изучению истории