(по Часослову с. 176)
Даже при поверхностном знакомстве со структурой православного богослужения можно заметить, что общий молебен ко Пресвятой Богородице, взятый литургической традицией за образец при совершении иных молебных чинопоследований и молебнов в честь святых, рассматривается Уставом в качестве ежедневно совершаемой службы суточного круга, наряду с вечерней, повечерием, полунощницей, часами и утреней. В Часослове, включающем в себя порядок и неизменные тексты служб суточного богослужебного цикла, помещается и молебен ко Пресвятой Богородице. Это обстоятельство свидетельствует об особом значении, какое придается Уставом молебному пению в системе православного богослужения. Отнесение молебна Пресвятой Богородице к службам суточного круга подтверждается общей для всех Афонских монастырей традицией, согласно которой ежедневно, кроме праздничных, субботних и воскресных дней, поется молебен Пресвятой Богородице. В разных монастырях в пении молебна Божией Матери имеются различные особенности, но все обители объединяет то, что молебен воспринимается как обязательная служба суточного круга. Молебен в монастырях Святой Горы Афон может петься в конце вечерни (после «Ныне отпущаеши...»), отдельно от нее (после отпуста), перед Литургией (после 6-го часа), на Литургии (после «Един Свят...» перед пением киноника и после заамвонной молитвы), а также самостоятельно после окончания Литургии.
Говоря о целесообразности рассмотрения порядка общего молебна, нельзя не отметить, что в прикладном отношении совершение всех прочих молебных чинов и молитвословий не вызывает особых сложностей у их совершителей, потому что необходимые уставные указания приводятся с исчерпывающей полнотой в богослужебных книгах. Общий же молебен Уставом излагается на примере Молебного пения ко Пресвятой Богородице, и оно используется в качестве образца, когда молебен совершается в честь какого-либо святого. Кроме того имеется несколько источников уставных указаний по совершению молебнов, что несколько затрудняет задачу для священнослужителей и участников богослужения, желающих совершить чинопоследование молебна в соответствии с литургическими нормами.
К сожалению, приходится констатировать, что из-за стремления к чрезмерному и неоправданному сокращению богослужения общий молебен, наравне с Таинством Крещения и чином отпевания, «пострадал» наиболее серьезно. В современном приходском обиходе молебен часто приобретает совершенно неузнаваемый вид. Будучи сокращаемым за счет важнейших элементов и молитвословий, он превращается в безликое, весьма примитивное чинопоследование, упрощенный вид которого противоречит всему строю православного богослужения, уникальному по богатству форм и внутреннему разнообразию. Такое неутешительное состояние дел в совершении чинопоследований молебных пений на приходах также является причиной подробного рассмотрения данного вопроса.
Устав общего молебна Пресвятой Богородице содержится в Часослове, Октоихе и Следованной Псалтири. В Требнике даются указания, адаптированные к пению молебна какому-либо святому, с приведением особых прошений и молитв для разных случаев. Указания Триоди Постной, содержащей порядок молебна вмч. Феодору Тирону в пяток вечера 1-й седмицы св. Четыредесятницы, также могут быть полезны при рассмотрении вопроса о пении молебнов.
По своей структуре чинопоследование общего молебна уподобляется утрене, от которой сохраняется псалом 142-й, последний в шестопсалмии, Бог Господь и тропари, псалом 50-й, канон, ектении сугубая и малая, и Евангелие со всем, что на утрене предшествует ему и сопровождает, начиная с прокимна и заканчивая возгласом: Милостию и щедротами... Аналогично утрене, молебен «от начала и до отпуста» совершается при открытой завесе царских врат (Типикон, глава 23). В приходской практике существует традиция совершения молебна в торжественных случаях при открытых царских вратах.
Порядок общего молебна ко Пресвятой Богородице | Комментарии |
Благословен Бог наш… | Если в молебне участвует диакон, то перед возгласом священника он произносит: Благослови, владыко. |
Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе. Царю Небесный… Трисвятое по Отче наш… Возглас: Яко Твое есть Царство… Господи, помилуй (12 раз), Слава, и ныне: | |
Приидите, поклонимся (трижды); Псалом 142-й; Слава, и ныне: Аллилуиа (трижды) | |
Бог Господь со стихами Тропари на Бог Господь: К Богородице прилежно… (дважды); Слава, и ныне: Не умолчим никогда, Богородице… | Если молебен совершается в честь святого, тропари поются следующим образом: тропарь святого (дважды), «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный по гласу тропаря (приложение 3-е). |
Псалом 50-й | |
Канон На общем молебне Пресвятой Богородице могут петься два канона: малый молебный, глас 8-й: Воду прошед... (см. в Часослове и Следованной Псалтири в последовании молебна) или великий молебный, глас тот же: Колесницегонителя фараона... (см. канон молебный ко Пресвятой Богородице изрядный в конце Октоиха[406])[407] | Канон на молебне поется на 4[408] (без ирмосов), с молебными припевами: Пресвятая Богородице, спаси нас, Преподобне отче (имя рек), моли Бога о нас[409], и т. п. Предпоследний тропарь в каждой песни поется на Славу, последний – на И ныне. По 8-й песни, согласно указанию Октоиха, поется Хвалим, благословим..., и ирмос 8-й песни[410]. На молебне ирмосы канона не поются, кроме ирмосов в 8-й и 9-й песнях (см. приложение Октоиха). Нечетные песни канона, согласно Уставу, начинает петь правый (т. е. 1-й) лик, четные – левый (2-й). Если молебен совершается в честь святого, то поется канон утрени из минейной службы святого с соответствующими припевами. |
По 3-й песни канона: катавасия: Спаси от бед... и Призри благосердием...; малая сугубая ектения с прошением «за нихже поется молебен»: Еще молимся о милости, жизни...; Господи, помилуй (15 раз); седален, глас 2-й: Моление теплое... | Если молебен совершается Спасителю, то по 3-й и 6-й песнях катавасия – Избави от бед рабы Твоя, Многомилостиве...; если молебен в честь святого, катавасия – Моли Бога о нас, (имя рек), яко мы усердно к тебе прибегаем… Ектения по 3-й песни, согласно Часослову, назначается малая сугубая: Помилуй нас, Боже (см. на утрене в составе двупсалмия) с добавлением особого прошения «за нихже поется молебен»: Еще молимся о милости, жизни..., на которое, в отличие от прочих прошений, хор поет Господи, помилуй (15 раз). Возглас сугубой ектении обычный – Яко Милостив... По указаниям Октоиха, ектения по 3-й песни начинается словами малой ектении: Паки и паки... (остальные прошения и возглас – как в Часослове). Если молебен совершается святому, то по 3-й песни – седален святого (см. в каноне, вслужбе Минеи). «Слава, и ныне» – Богородичен седальна (наряду). Если на молебне по 6-й песни канона поется акафист, возможно перенесение кондака (и икоса) с 6-й песни на 3-ю песнь и пение их перед седальнами. |
По 6-й песни канона: катавасия: Спаси от бед... и Призри благосердием...; малая обычная или малая сугубая ектения (см. по 3-й песни); кондак, глас 6-й: Предстательство христиан...; [Акафист] прокимен, глас 4-й: Помяну имя Твое...; стих: Слыши, Дщи, и виждь...; И о сподобитися нам...; Премудрость, прости, услышим... Мир всем, и т. д. Чтение Евангелия – Лк., зач. 4. Слава: Молитвами, Богородицы... И ныне: Молитвами, Богородицы... Помилуй мя, Боже... Стихира, глас 6-й: Не ввери мя человеческому предстательству... Молитва литии: Спаси, Боже, люди Твоя...; Господи, помилуй (12 раз); Милостию и щедротами... | По 6-й песни Часослов и Требник указывают произнесение обычной малой ектении: Паки и паки... Заступи, спаси... Пресвятую, Пречистую... с возгласом: Ты бо еси Царь мира... В Октоихе же оговаривается, что обычная малая ектения произносится, если молебен поется «во общую пользу». Если же молебен совершается специально о здравии кого-либо, возглашается малая сугубая ектения (как по 3-й песни). Следованная Псалтирь по 6-й песни также предписывает: «священник поминает, якоже изъявися» (т. е. произносит малую сугубую ектению с особым прошением; см. по 3-й песни). После возгласа ектении поется кондак, к которому может добавляться икос. В случае пения молебна святому, кондак и икос заимствуются из его службы в Минее. Далее, по желанию, может петься акафист Богородице или святому, которому совершается молебен. Акафист по 6-й песни может исполняться как после рядовых кондака и икоса, так и сразу после возгласа ектении (в этом случае рядовые кондак и икос переносятся на 3-ю песнь и поются перед седальнами). После кондака и икоса (или после акафиста, если он пелся) произносится прокимен Евангелия. Прокимен и Евангелие выбираются в соответствии с тем, кому служится молебен. Текст прокимнов и Евангельские зачала приводятся после чина общего молебна в Требнике[411]. Если молебен совершается в честь святого, после прочтения Евангелия на Славу поется: Молитвами (имя рек), Милостиве, очисти... Стихира после чтения Евангелия заимствуется из службы святого (по 50-м псалме); если служба в Минее не полиелейная, стихира берется из любого цикла стихир по усмотрению уставщика. На молитве литии непременно поминается святой, которому совершается молебен, также могут поминаться и святые дня. |
По 9-й песни канона – Достойно есть... | Пение Достойно есть в периоды попразднств заменяется задостойником праздника (ср.: Триодь Цветная, «Подобает ведати, како поется молебен на Святую Пасху»). |
Тропари: Вышшую Небес... («и кадит священник жертвенник [т. е. алтарь. – С. В.] и люди») | Тропари Вышшую Небес поются только на молебне в честь Пресвятой Богородицы. Во время пения тропарей совершается каждение. Если молебен совершается какому-либо святому, сразу после Достойно есть читается Трисвятое. |
Трисвятое по Отче наш... Возглас: Яко Твое есть Царство… | |
Тропари, глас 6-й: Помилуй нас, Господи, помилуй нас... Слава: Господи, помилуй нас... И ныне: Милосердия двери... | На общем молебне в честь Пресвятой Богородицы по Трисвятом поются покаянные тропари, на других молебнах (напр., какому-либо святому) поются следующие тексты: тропарь святого; Слава: кондак святого; И ныне: Богородичен воскресный по гласу кондака (приложение 3-е). |
Ектения: Помилуй нас, Боже... Возглас: Услыши ны, Боже... | В последовании молебна в Часослове ектения после тропарей указывается малая сугубая (как по 3-й песни). Согласно Октоиху, после прошения Еще молимся о милости, жизни... добавляется прошение: Еще молимся и о еже сохранитися граду сему... (см. 3-е прошение на литии в Служебнике), на которое хор поет: Господи, помилуй (40 раз). Возглас ектении – Услыши ны, Боже... (см. на литии в Служебнике). Требник в последовании молебна содержит в составе сугубой ектении еще дополнительные прошения (напр., о болящих), произносящиеся в случае необходимости. |
Молитва ко Пресвятой Богородице: О, Пресвятая Госпоже…[412] | В случае совершения молебна в честь святого, читается молитва святому. После молитвы может петься величание. |
Окончание: Премудрость. Пресвятая Богородице, спаси нас. Честнейшую Херувим... Слава Тебе, Христе Боже... Слава, и ныне. Господи, помилуй (трижды) Благослови. Отпуст. | Отпуст на молебне должен произноситься великий[413], подобно отпусту утрени, с поминовением святого, которому совершался молебен (ср.: Триодь Цветная, «Подобает ведати, како поется молебен на Святую Пасху»). |
Заключение
Завершая обзор существующих в богослужебной практике Русской Церкви молебных пений, а также рассмотрение порядка общего молебна, необходимо заметить, что эти чинопоследования своим содержанием и формой приобщают каждого верующего к бесценному сокровищу Православия – опыту живого Богообщения, каким является наше богослужение. Ведь за содержанием служб, за уставными, зачастую чисто практическими, указаниями богослужебных книг обнаруживаются сокровища догматического, нравственного и литургического богословия. Вот почему для православного христианина естественно благоговейное отношение к богослужению, как к многоценной жемчужине (Мф. 13:45-46), которую необходимо трепетно хранить и оберегать. Пример именно такого возвышенного отношения к богослужению нам являет видный литургист XX века и великий молитвенник священноисповедник Афанасий (Сахаров): «Неисчислимые богатства духовные, заключающиеся в нашем богослужении, в наших книгах церковных, в своем сочетании представляют дивную гармонию, заключены в чудную оправу священной поэзии. Здесь и величественные хвалебные гимны дивному и высокому, паче всех царей земных, Творцу и Промыслителю Богу. Здесь же за сердце хватающие, способные заставить плакать и зачерствелую душу скорбные элегии, покаянные вопли грешного человечества, на стране далече тоскующего об утраченном отечестве. Богатство смысла и разнообразие содержания наших церковных песнопений облечено в изящные формы изложения, и сила мысли соединяется со стройностью и звучностью слова, с легкостью и красотой выражений»[414].