1. Основные проблемы немецкой классической философии. Философия И.Канта: теория познания, этика.
2. Философия И.Фихте и Ф.Шеллинга.
3.Философия Гегеля: система и метод; диалектика; философия истории.
4. Антропологический материализм Л.Фейербаха. Его значение и ограниченность.
Основные понятия: классики, космогоническая теория, эволюционная модель мироздания, априори, апостериорное знание, рассудок, чувственность, формальная логика, "вещь в себе", явление, трансцидентальный идеализм, ноумен, тезис - антитезис - синтез, антиномия, категорический императив, самосознание, Мировой дух, "чистое бытие", сущность, субъективный и объективный дух, абсолютный дух,
диалектика, категории, антропология, "отчуждение", антропология.
Немецкая классическая философия представляет собой влиятельное течение философской мысли. К этому течению относится философские учения И.Канта, И.Фихте, Г.Гегеля, Ф. Шеллинга, Л.Фейербаха. Они по-новому поставили многие философские и мировоззренческие проблемы, которые не в состоянии были решить ни рационализм, ни эмпиризм, ни просвещение. Но Вы должны помнить, что этих мыслителей сближают общие идейно-теоретические корни, преемственность в постановке и разрешении проблем. Часто встречающееся понятие "классическое", означает высочайший уровень ее представителей и значимость решаемых этой философий проблем. С немецкой классической философии начинается смешение акцентов с анализа природы на исследование человека, человеческого мира и истории. Впервые представители немецкой классики осознают, что человек живет не в мире природы, а в мире культуры. Изучая эту тему, Вы должны будете познакомиться с характерными особенностями немецкой классической философии, к которым относятся: во-первых, особое понимание роли философии в истории человечества, в развитии мировой культуры. Классические немецкие философы полагали, что философия призвана быть критической совестью культуры, "душой" культуры. Во-вторых, исследовались не только человеческая история, но и человеческая сущность. В- третьих, все представители классической немецкой философии относились к философии как к специальной системе философских идей. В-четвертых, классическая немецкая философия разрабатывала целостную концепцию диалектики. В-пятых, классическая немецкая философия подчеркивала роль философии в разработке проблем гуманизма и предприняла попытки осмыслить человеческую жизнедеятельность.
Знакомясь с этой темой, Вы увидите, что представители классической немецкой философии пошли вслед за просветителями ХУШ в., провозгласив человека господином природы и духа, утверждая могущество разума. Одновременно они явились и выразителями той социально-экономической, политической и духовной атмосферы, которая их окружала: феодальная раздробленность Германии, отсутствие национального единства, ориентация развивающейся буржуазии на различные компромиссы; желание иметь сильную монархическую власть и военную мощь. Вы узнаете великого философа своего времени И.Канта, основные вопросы его философии "Что я могу знать?", "Что я должен делать?" и "На что я могу надеяться?" А также концепцию познаваемости мира им разработанную. Узнаете не менее великого и своеобразного Георга Вильгельма Фридриха Гегеля, его учение об Абсолютном Духе и его диалектику. Среди представителей немецкой классической философии был материалист Л.Фейербах, субъективный идеалист И.Фихте. Вам предстоит встретиться с новым категориальным аппаратом, новыми принципами и новыми идеями, что не обещает легкого восприятия этой темы. Но, кантовское "Две вещи всегда будут удивлять человечество: звездное небо над головой и нравственный закон внутри нас", говорит о том, что Вы прикоснетесь к чему-то вечному и удивительному.
Темы докладов
1. Теория познания И.Канта: основные понятия и принципы.
2. "Категорический императив" И.Канта.
3. Соотношение системы и метода в философии Гегеля.
4. Суть антропологического принципа в философии Л.Фейербаха.
Контрольные вопросы и контрольные задания
1. В чем состоял "коперниканский переворот" в философии, совершенный Кантом?
2. Чем отличается этика долга Канта от этики добродетелей Аристотеля?
3. В чем заключается принципиальная новизна философских идей Г.В.Ф. Гегеля?
4. В чем смысл знаменитой гегелевской метафоры: "+ Сова Минервы начинает свой полет лишь с наступлением сумерек"?
5. В чем видел сущность религии Л. Фейербах?
6. Чем классическая философия отличается от неклассической философии?
7. Что такое триада Гегеля? Нарисуйте схему. Сводится ли диалектика Гегеля к принципу триадичности развития?
8. В чем смысл кантовской трансцендентальной философии?
9. Раскройте сущность кантовской политической теории?
10. Найдите отличительные черты идеализма Фихте и Гегеля.
11. Что общего в понимании человека у Фихте и Шеллинга?
12. Дайте краткое описание диалектической системы Гегеля?
13. Назовите противоречия между системой и методом Гегеля?
14. Что нового внес в философию Фейербах?
15. Среди данных ниже выражений укажите наиболее важные этические принципы философии Канта:
1) Поступай согласно правилам, которые могут стать всеобщим законом;
2) Поступай так, как считаешь нужным;
3) Все поступки должны быть направлены на общее благо;
4) Все поступки должны быть целесообразными;
5) Основанием поступков человека должно быть осознание того, что сам человек есть высшая ценность, а не средство достижения цели;
6) Каждый поступок должен быть направлен на достижение личного благополучия.
16. Среди перечисленных ниже понятий укажите те, которые являются категориями диалектики Гегеля:
1) Тождество
2) Противоречие
3) Количество
4) Качество
5) Мера
6) Абсолютная идея
7) Относительная идея
8) Пространство
9)Различие
10) Материя.
17. "Вещь в себе" у Канта означает:
1) закрытую для других личность;
2) скрытый смысл вещи;
3) закон
4) сущность.
18. Абсолютная идея Гегеля начинает развитие:
1) с мышления;
2) со свободы;
3) с природы;
4) с общества.
19. Решающую роль Абсолюта в природе утверждал в своей философии:
1) Ньютон;
2)Фейербах;
3) Шеллинг;
4) Гегель.
20. Согласно Фейербаху общественное развитие определяет категория:
1) мышление;
2) любовь;
3) самосознание нации;
4) долг.
21. Немецкая классическая философия видела свою задачу:
а) в определении границ человеческого разума;
б) в поиске путей компромисса веры и разума, религии и науки;
в) в рациональном обосновании религиозных догматов.
22. На первом, так называемом докритическом этапе (до 1770 г.) внимание Канта сосредоточивалось на проблемах:
а) гносеологии;
б) антропологии;
в) социологии;
г) онтологии.
23. Солнечная система, считал Кант, образовалась:
а) благодаря акту божественного творения;
б) из огромного облака мельчайших частиц вещества;
в) в результате гигантского космического взрыва.
24. Кант называл существующий независимо от сознания людей внешний мир:
а) Вселенной;
б) природой;
в) миром "вещей в себе";
25. Под априорными формами чувственного познания Кант понимал:
а) пространство и время;
б) категории "качество" и "количество";
в) интуицию.
26.Третьей познавательной способностью человека, наряду с чувственным познанием и рассудком, Кант считал:
а) опыт;
б) разум.
27."Поступай так, чтобы правила твоего поведения могли стать всеобщим законом, т.е. так, как ты хотел бы, чтобы другие поступали по отношению к тебе и твоим близким". Это высказывание Канта называется:
а) поучение;
б) категорический императив;
в) благое пожелание.
28. Фихте попытался преодолеть кантовский дуализм между:
а) природой и обществом;
б) разумом и чувствами;
в) между миром природы, миром "вещей в себе" и миром явлений в человеке.
29. Исходное понятие философии Фихте:
а) понятие "Я" - "Я есть";
б) понятие "мировой разум";
в) понятие "абсолютная идея".
30. Философия Фихте - это:
а) абсолютный идеализм;
б) диалектический материализм;
в) субъективный идеализм.
31. В философии Шеллинга изначальным источником всего сущего считается:
а) сознание;
б) абсолютный вечный разум или абсолютное "Я";
в) материя.
32. В отличие от Фихте, утверждавшего, что "Я есть все", говорил Шеллинг, его философия доказывает, что:
а) в мире нет ничего, кроме материи и движения;
б) "все есть Я";
в) в процессе познания человек имеет дело только
со своими ощущениями.
33. Главной способностью познания, которой обладают немногие, Шеллинг считал:
а) интеллектуальную интуицию;
б) разум;
в) рассудок;
г) ощущения.
34. Кто из ниже перечисленных философов был создателем, систематизатором диалектики как метода?
а) Кант;
б) Фихте;
в) Шеллинг;
г) Гегель;
д) Фейербах.
35. Из каких трех частей состоит философская система Гегеля?
а) логики;
б) философии природы;
в) философии человека;
г) философии духа;
д) философии мышления.
36. Гегель сформулировал законы:
а) перехода количественных изменений в качественные;
б) закон всемирного тяготения;
в) закон сохранения вещества;
г) закон единства и борьбы противоположностей;
д) закон отрицания отрицания.
37. В центр своей философии Фейербах ставит проблему:
а) познаваемости мира;
б) происхождения Солнечной системы;
в) проблему человека, антропологический принцип.
38. Какой ориентации придерживался Фейербах в своих взглядах на природу человека?
а) материалистической;
б) идеалистической.
39. В чем суть антропологического принципа Фейербаха?
а) в отрицании дуализма души и тела;
б) в констатации дуализма души и тела;
в) в утверждении, что природа - базис человека;
г) в утверждении, что общество - базис человека.
40. Кто из немецких философов сказал: "Человек существует, чтобы познавать, любить и хотеть"?
а) Кант;
б) Гегель;
в) Фихте;
г) Шеллинг;
д) Фейербах.
41. Критерием истины Фейербах считал:
а) соответствие знаний действительности;
б) практику;
в) согласие всех людей с тем или иным положением.
Библиографический список
Основной
1. Философия: учебник для вузов / под ред. В.П. Лавриненко. М., 2004, 2005, 2007.
2. Историко-философское введение (от Конфуция до Бодрийара) / под ред. Л.Я. Курочкиной. Воронеж, 2008.
3. Спиркин А.Г. Философия: учебник для технических вузов / А.Г. Спиркин. М., 2005.
4. Антология мировой философии. Т. 1-4. М., Мысль, 1969-1972.
5. История философии. Запад - Россия - Восток. Кн. 1-4. М., 1995-1999.
Дополнительный
1. Асмус В.Ф. Кант / В.Ф. Асмус. М., 1975.
2. Быховский Б.Э. Фейербах / Б.Э. Быховский. М., 1987.
3. Гулыга А.В. Немецкая классическая философия / А.В. Гулыга. М., 1986.
4. Матрошилова Н.В. Социально-исторические корни немецкой классической философии / Н.В. Матрошилова. М.,