Перед началом утрени священнослужители облачаются в священные одежды: священник вепитрахиль, поручи (согласно установившейся повсеместной практике) и фелонь[36], а диакон, предварительно испросив у священника благословение, в стихарь, орарь и поручи. Став вместе перед святым престолом, они дважды крестятся, целуют край престола (а священник и святое Евангелие), снова крестятся и кланяются друг другу. Диакон (а если его нет, то сам священник), отверзает завесу царских врат, принимает от пономарякадило с южной стороны святого алтаря и, испросив у священника благословение, подаёт ему кадило с южной стороны престола.
Примечание. Подавая и принимая кадило, диакон всегда целует руку священника.
Священник, благословив и приняв кадило, трижды кадит переднюю сторону святого престола и произносит возглас: «Благословен Бог наш…»[37].
Чтец: «Аминь». «Приидите, поклонимся…», псалмы 19-й и 20-й, Трисвятое по «Отче наш...».
Примечание. Если на утрени вместо«Бог Господь…»поётся «Аллилуиа», тогда чтец начинает читать с Трисвятого по «Отче наш...».
Во время чтения псалмов и тропарейсвященник (даже если есть диакон) совершает полное каждениеалтаря и всего храма (см.: II. Вечернее богослужение, Последование Вседневной вечерни). Поэтому читать псалмы нужно неспешно и с тем расчётом, чтобы после окончания молитвы: «Отче наш...» священник уже на амвоне пред царскими вратами смог произнести возглас:«Яко Твое есть Царство…».
После возгласа священника: «Яко Твое есть Царство…», чтец: тропарь – «Спаси, Господи, люди Твоя…», «Слава» – кондак: «Вознесыйся на Крест волею…», «И ныне» – богородичен: «Предстательство страшное…».
В это время чтец, назначенный для чтения шестопсалмия, держа Часослов в обеих руках перед собой, приходит на южную сторону алтаря, трижды крестится, кланяется святому престолу и священнику, и, приклонив главу, испрашивает благословение на чтение со словами:«Благослови отче шестопсалмие прочести». Священник крестообразно благословляет десницею (имясловными перстами) чтеца и полагает руку на книгу. Чтец целует десницу священника. Затем, перекрестившись и поклонившись святому престолу, держа книгу в обеих руках и воздвигнув над собой, он выходит через горнее место северной дверью на солею и спускается по ступеням амвона в храм. Далее, предварительно перекрестившись и поклонившись в сторону святого алтаря, он становится перед аналоем с праздничной иконой лицом на восток.
Примечание. Если в алтаре присутствуетнастоятель или старший священник храмаилиархиерей,то чтец испрашивает благословение на чтение шестопсалмия у него, а не у служащего священника.
После тропарейсвященник, стоя перед престолом и совершая его каждение, произносит краткую сугубую ектению: «Помилуй нас, Боже…»,которая заканчивается возгласом: «Яко милостив…» (см.:Служебник, Последование утрени).
Хор: «Аминь. Именем Господним благослови, отче».
Священникпроизносит возглас: «Слава Святей, и Единосущней, и Животворящей и Нераздельней Троице всегда, ныне и присно и во веки веков» совершая кадильницей знамение Креста перед святым престолом. На словах: «Слава Святей»кадильница поднимается вверх, на словах: «и Единосущней»– опускается вниз,на словах: «и Животворящей»–поднимается до серединыипростирается вправо,а на словах:«и Нераздельней Троице»–простирается влево. Далее на словах: «всегда, ныне и присно и во веки веков» священник трижды кадит переднюю часть престола и отдаёт кадило диакону, который отдаёт его пономарю, ожидающему с правой стороны престола. Затем священник и диакон вместе крестятся, целуют край святого престола (а священник и Евангелие), снова крестятся, кланяются друг другу и благоговейно внимают читаемому стоя перед святым престолом.
Примечание. Согласно современной богослужебной практике утреня обычно не совершается отдельно утром, как этого требует Устав(см.:Типикон, гл. 7 и 9), а совершается вечером, присоединяясь к вечерне, которая в свою очередь заканчивается неотпустом, а возгласом священника: «Сый благословен…».
Далее хор поет: «Аминь»и«Утверди, Боже...».
Диакон, после возглашения на солее возгласа: «Премудрость» входит в алтарь южной дверью и, сотворив поклон святому престолу, принимает у пономарякадило с южной стороны алтаря. Далее, предварительно испросив у священника благословение, он подаёт ему кадило с южной стороны престола.
Священникблагословляет ипринимает кадило и произносит возглас: «Слава Святей...» совершая кадильницей знамение Креста перед святым престолом. Далее, трижды покадив переднюю часть престола, он отдаёт кадило диакону,который отдаёт его пономарю.
Чтец: «Аминь. Слава в вышних Богу…»и шестопсалмие.
Во время чтения второй части шестопсалмия, на «Слава, и ныне» священник крестится, целует край престола и святое Евангелие, снова крестится и выходит со Служебником в руках (а в зимний период и со свечой) северной дверью на солею. Здесь он совершает один поясной поклон перед царскими вратами и читает с непокрытой головой 12 утренних молитв (см.:Служебник,Последование утрени).
Примечание. Еслисвященнику затруднительно прочитать все молитвыво время чтения второй части шестопсалмия, то он может начинать их читать в алтаре перед святым престолом на первой части шестопсалмия.
В конце чтения последнего 142 псалмадиакон выходит из алтаря северной дверью на амвон для произнесения великой ектении. При выходе диакона из алтаря священник становится перед иконой Спасителя, а диакон перед иконой Божией Матери, затем они трижды крестятся с поклонами алтарю, и кланяются друг другу. Священник возвращается в алтарь через южную дверь, крестится, целует край престола и Евангелие, снова крестится и становится на своё место перед престолом.
Чтец после прочтения шестопсалмия, крестится, кланяется в сторону святого алтаря и возвращается в алтарь южной дверью. Здесь он снова крестится, кланяется престолу и подходит с южной стороны престола к священнику на благословение. Священник крестообразно благословляет десницею (имясловными перстами) чтеца и полагает руку на книгу. Чтец целует десницу священника и отходит на своё место.
Диакон после окончания шестопсалмия на амвоне перед царскими вратами произноситвеликую ектению (см.:Служебник,Последование утрени).
Священник после последнего прошения ектении перед престолом произноситвозглас: «Яко подобает Тебе...».
Хор: «Аминь».
Диакон, воздвигнув орарь и обратившись к иконе Спасителя,возглашает на амвоне: «Бог Господь…» вместе с 1-м стихом: «Исповедайтеся Господеви…».
Хор поет: «Бог Господь...».
Далее диакон произносит остальные три стиха: «Обышедше обыдоша мя…», «Не умру, но жив буду…» и «Камень, его же небрегоша…».
Хор после каждого стиха повторяет: «Бог Господь...».
Примечание. Произносить стихи нужно только после окончания пения хором:«Бог Господь...»; также и хор должен дожидаться произнесения диаконом целого стиха, а не перебивать его пением.
При служении одним священником без диакона.Великую ектению с возгласом и «Бог Господь…» священник произносит на солее перед царскими вратами[38].
В дни поста, а также, когда совершается поминовение усопших, вместо «Бог Господь...»поётся «Аллилуиа»со стихами. Как и «Бог Господь...» «Аллилуиа»в дни постапоётсячетырежды, по числу стихов (см.:Служебник,Последование утрени). На заупокойной же службе «Аллилуиа»поётся три раза, также по числу стихов (см.:Требник,Последование панихиды).
Далее диакон возвращается в алтарь южной дверью, а хор поет тропари по Уставу.
После пения тропарейи богородична стихословятсядве (а иногда три) рядовые кафизмы, согласно указаниям Устава. В пятницу и субботу вне зависимости от периода на утрени всегда читаются только две кафизмы (см.:Типикон,гл. 17).
Малые ектении после кафизм на вседневной утрене произносятся: по субботам, в дни предпразднства и попразднства двунадесятых праздников, а также в период пения Цветной Триоди; в будни же дни ектении не произносятся. Малые ектении произносятся диаконом или священником после каждой кафизмы на амвоне перед царскими вратами. Возгласы на ектениях: после 1-ой кафизмы – «Яко твоя держава…», а после 2-ой: «Яко благ и человеколюбец…»(см.:Служебник,Последование утрени).
После каждой кафизмы читаются седальны с богородичнами.
В субботу во время чтения второй кафизмы (на 17-й кафизме) священник совершает полное каждениехрама, так же как в начале утрени(см.выше); царские врата при этом остаются закрытыми (см.: Типикон,гл. 12).
После седальновхор поет: «Господи помилуй» (трижды), «Слава».
Чтец: «И ныне» и читает 50 псалом: «Помилуй мя Боже…».
Затем поётся канон.
По 3-й и 6-й песни канона во время пения катавасиидиакон (а если его нет, то священник) на амвоне перед царскими вратами возглашает малые ектении: «Паки и паки…». Возгласы на ектениях: по 3-й песни – «Яко ты еси Бог наш…», а по 6-й – «Ты бо еси Царь мира…»(см.:Служебник,Последование утрени).
На 8-ой песни канона диакон (а если его нет, то священник) совершает полное каждение храма. Каждение святого престола и алтаря совершается также, как и на стихирах на «Господи воззвах…»(см.: II. Вечернее богослужение, Последование Вседневной вечерни). Во время пения хором: «Хвалим, благословим, покланяемся Господеви…»икатавасии 8-ой песни диаконс кадилом выходит северной дверью из алтаря на солею. Здесь он совершает каждение царских врат, правой стороны иконостаса и становится перед иконой Божьей Матери левой стороны иконостаса. Затем после окончания пения катавасии он возглашает: «Богородицу и Матерь света в песнех возвеличим»и при этом совершает каждение иконы Богородицы (трижды по трижды).
Хор поет песнь Пресвятой Богородицы:«Величит душа Моя Господа»с припевами: «Честнейшую Херувим», а диаконв это времякадит левую сторону иконостаса, клирос, народ и весь храм.
После 9-й песни канона хор поет катавасию и«Достойно есть…».
Примечание. В дни предпразднства и попразднства двунадесятых праздников, а также в период пения Цветной Триоди на вседневной утрене «Достойно есть…»не поётся.
Диакон перед царскими вратами произносит малую ектению: «Паки и паки…».
Священник в алтаре произносит возглас: «Яко тя хвалят вся силы небесныя…».
При служении одним священником без диакона.Малую ектению после 9-й песнии возглас после неё священник произносит перед престолом «внутрь святаго алтаря»(см.:Типикон,гл.9).
Чтец читает экзапостиларий или светилен, а затем: «Хвалите Господа с Небес...» и хвалитные псалмы.
Если на вседневной утрене положены стихиры на хвалитех, тогда после стихир на «Слава, и ныне» поётся богородичен Минеи или стихира праздника. Если же стихиры не положены, тогда чтец сразучитает: «Тебе слава подобает…».
Священникв алтаре перед святым престолом возглашает: «Слава Тебе показавшему нам свет».
Чтец читает вседневное славословие.
Далее диакон (а если его нет, то священник) произносит на амвоне просительную ектению: «Исполним утреннюю молитву нашу Господеви»(см.:Служебник,Последование утрени).
Священник возглас: «Яко Бог милости и щедрот и человеколюбия еси…»(см.:Служебник, Последование утрени).
Хор: «Аминь».
Во время этого возгласа диакон отходит к местной иконе Спасителя.
Священник поворачивается лицом на запад через правое плечо и преподаёт благословение молящимся в храме, со словами: «Мир всем».
Хор: «И духови твоему».
Диакон поднимает также, как и на ектении орарь и возглашает: «Главы наша Господеви приклоним».
Хор поетпротяжно:«Тебе Господи».
Священник перед престолом, тайно читает молитву главоприклонения: «Господи Святый, в вышних живый…»с возглашением (велегласно) возгласа: «Твое бо есть еже миловати…»(см.:Служебник, Последование утрени).
Хор: «Аминь»и поет стихиры на стиховне.
После стихирчтец читает: «Благо есть…», Трисвятое по «Отче наш…».
Священник возглас: «Яко Твое есть Царство…».
Хор: «Аминь»ипоет тропари по Уставу, «Слава, и ныне» богородичен.
Во время пения богородичнадиакон (а если его нет, то священник) выходит северной дверью на амвон, и произносит здесь сугубую ектению: «Помилуй нас, Боже…»(см.:Служебник, Последование утрени).
Священник возглас: «Яко милостив и Человеколюбец Бог еси…» (см.:Служебник,Последование утрени).
Хор: «Аминь».
Диакон, стоя на амвоне, возглашает: «Премудрость» и уходит в алтарь.
Хор: «Благослови».
Священник: «Сый благословен…»(см.:Служебник,Последование утрени).
Хор: «Утверди, Боже…».
При служении одним священником без диакона.Священник уходит в алтарь после возгласа: «Сый благословен…».
Диакон (а если его нет, то священник) закрывает завесу.
Священнослужители крестятся, целуют святой престол (а священник и святое Евангелие), снова крестятся и кланяются друг другу. Диакон убирает лампаду и свечи, покрывает покрывалом святой престол и разоблачается, а священник снимает фелонь и становится на своём обычном месте перед престолом.
Первый час
Чтец читает: «Приидите, поклонимся…» (трижды) и далее псалмы: 5, 89 и 100. «Слава, и ныне», «Аллилуиа»(трижды),«Господи помилуй» (трижды).
Далее«Слава» – тропарьсвятому или празднику, «И ныне»– богородичен часа: «Что тя наречем…»и стихи часа: «Стопы моя направи…», «Избави мя от клеветы…»и«Да исполнятся уста…».
Трисвятое по «Отче наш…».
Священник в алтаре произносит обычный возглас: «Яко Твое есть Царство…».
Чтец: «Аминь»и кондак дневному святому или празднику, «Господи, помилуй» (40 раз) и молитву: «Иже на всякое время…». Во время чтения этой молитвысвященник крестится, целует край престола и Евангелие, снова крестится, выходит северной дверью на солею и становится перед царскими вратами.
Чтец: «Господи, помилуй»(трижды), «Слава, и ныне», «Честнейшую Херувим…», «Именем Господним благослови, отче».
Священник возглашает: «Боже, ущедри ны…».
Чтец: «Аминь».
Священник, обратившись к иконе Спасителя, читает вслух молитву: «Христе, Свете истинный…»(см.:Служебник,Последование утрени).
Затем священник обращается к иконе Божьей Матери, а хор поет(потрадиции, но не по Уставу) кондак: «Взбранной Воеводе…»иликондакпраздника.
Священник: «Слава Тебе, Христе Боже, Упование наше, слава тебе».
Хор: «Слава, и ныне», «Господи, помилуй»(трижды). «Благослови».
Священник на солее, обратившись лицом к народу, произносит отпуст (см.: Приложения, Отпусты).
Хор поет многолетие: «Великаго Господина...».
Священник возвращается через южную дверь в алтарь, крестится, целует край престола и Евангелие, снова крестится и затем разоблачается. При снятии священных одежд, каждая из них целуется, как и при облачении, но без крестного знамения.