Последование всенощного бдениядополиелеясовершается чередным священникомидиаконами (см.:IV. Всенощное бдение, Последование праздничного всенощного бдения, Великая вечерня),за исключением: вечернего входа,который может совершаться соборно, а также литии, которая практически всегда совершается соборно.
Вечерний вход
Во время пениястихир на«Господи воззвах…» священники, которым укажет старший священник, облачаются в священные одежды: епитрахиль, поручи, фелонь и надевают головные уборы. После окончания каждения все они становятся в порядке старшинства в два ряда по сторонам престола. Предстоятельстановится перед передней частью престола, а старший диакон по правую сторону отнего против переднего угла престола.
В начале пения на «И ныне» догматика или стихиры праздникастарший диаконоткрывает царские врата, и затем все священнослужители дважды крестятся, целуют святой престол, (а предстоятель иЕвангелие) крестятся третий раз и кланяются предстоятелю (предстоятельотвечает поклоном на обе стороны). Затем старший диаконпринимает кадилоу пономаря с правой стороны святого престола и испрашивает благословение у предстоятеля.Предстоятель благословляет кадило с молитвой:«Кадило Тебе приносим…» (см.:Служебник, Чин священныя литургии, Последование проскомидии) и все священнослужители, не спеша, через горнее место выходят из алтаря северной дверью на солею. Впереди идёт старший диаконс кадилом и в предшествии свещеносцев, за ним священникипо старшинству (младшие впереди) и завершает шествие предстоятель.
На солее священники становятся в том же порядке, как стояли у престола: справа и слева от предстоятеля в порядке старшинства(младшие впереди, ближе к царским вратам).
Когда все станут на свои места, священники истарший диаконповорачиваются лицом к алтарю, крестятся один раз и совершают поклон предстоятелю (предстоятельтакже отвечает поклоном на обе стороны). Старший диакон, покадив местные иконы Спасителя и Божией Матери,предстоятеляи затем священников, становится немного правее предстоятеля, вполуоборот по отношению к нему. Далее взяв кадило в левую руку, а правой тремя перстами держа орарь, он приклоняет голову и обращается к предстоятелю,тихо говоря:«Господу помолимся». Предстоятель, приклонив голову,читает (в полголоса) молитву входа: «Вечер, и заутра, и полудне...»(см.:Служебник,Последование вечерни). Старший диаконотвечает:«Аминь»и указуя орарем на восток, говорит в полголоса: «Благослови, владыко, святый вход». На что предстоятель крестообразно благословляет десницею (имясловными перстами) к востоку, произнося тихо:«Благословен вход святых Твоих, всегда, ныне и присно, и во веки веков».Старший диаконтихо отвечает:«Аминь»,взяв в правую руку кадило, и отступив немного в сторону, кадитпредстоятеля,истановится на прежне место, ожидая окончания пения хора.Когда заканчивается пение догматика или стихиры, он становится вцарских вратах, лицом к престолу впереди предстоятеля и, начертав кадильницей крест, возглашает: «Премудрость, прости».
Хор поет:«Свете Тихий...».
Старший диаконвходит в алтарь, кадит святой престол с четырёх сторон, горнее место и становится у северной стороны святого престола, откуда кадит предстоятеля и священников при их входе в алтарь.
Священникикрестятся и целуют только одну икону каждый на своей стороне, или Спасителя или Божией Матери, входят в алтарь царскими вратами и становятся на свои прежние места предстояния у престола. Предстоятель, сотворив поклон по направлению к святому престолу, дважды крестится, целует икону Спасителя на правой стороне царских врат и снова крестится. Затем он поворачивается лицом на запад, благословляет крестообразно десницею свещеносцев, снова дважды крестится, целует икону Божией Матери на левой стороне царских врат, опять крестится и входит в алтарь. Здесь все священнослужители вместе крестятся, целуют святой престол и восходят на горнее место: диакон– северной, а предстоятель южной стороной алтаря, священники – каждый со своей стороны (старшие впереди). Там они ещё раз крестятся, кланяются предстоятелю иповорачиваются: предстоятель истарший диаконлицом к молящимся в храме, а священникистановятся в том же порядке, как стояли у престола: справа и слева от предстоятеля по старшинству (старшие ближе к предстоятелю) лицом друг другу.
Старший диакон возглашает: «Вонмем».
Предстоятель,предварительно сотворив поклонсослужащим священникам: «Мир всем».
Хор: «И духови Твоему».
Старший диакон: «Премудрость, вонмем» – и затем произносит прокимен дня со стихами.
После прокимна следует чтение паримий.
Священнослужители крестятся, делают поклонение горнему месту и предстоятелю. Далеестарший диаконзакрывает царские врата, а священники отходят на приготовленные им места с южной и северной стороны горнего места и садятся лицом на запад, вставая перед началом каждой паримии.В конце чтения последней паримии священники крестятся, кланяются горнему месту, предстоятелюи друг другу, и отходят на свои места. Служащий священник становится на свое место перед передней стороной святого престола.
Лития
Во времяпросительной ектении все священники, которым указано выходить налитию,облачаются вепитрахиль, поручи и скуфьи (монашествующие в клобук) или камилавки (если имеют как награду) и становятся в порядке старшинства по сторонам престола. Предстоятель становится перед передней стороной престола, диаконы по правую и левую сторону от предстоятеляпротив передних углов престола.
В начале пениястихир на литии все священнослужители крестятся дважды, целуют святой престол, крестятся третий раз, кланяются предстоятелю, который также отвечает поклоном на обе стороны.Второй диакон принимает на горнем месте у пономаря кадило и испрашивает у предстоятеля благословение на каждение. Предстоятель, благословляет кадило, с молитвой:«Кадило Тебе приносим…» и все священнослужители, не спеша, выходят из алтаря северной и южной дверями и идут в предшествии свещеносцев в притвор. Впереди идёт предстоятель, за ним попарно священники(старшие впереди), а за ними диаконы (старшие впереди). Предстоятельидёт в притвор, обходя аналой с правой стороны, и становится на приготовленное для него место (ковёр) лицом к алтарю. Справа и слева от него (по чину) становятся остальные священнослужители(старшие ближе к предстоятелю).Когда все станут на свои места, священникии диаконы поворачиваются лицом к алтарю, крестятся один раз и совершают поклон предстоятелю (предстоятель также отвечает поклоном на обе стороны).
Второй диакон выходит вместе со всеми из алтаряна солею и совершаетмалое каждение. Сначала он кадит царские врата, правую сторону иконостаса, затем левую сторону иконостаса, далее спускается на середину храма и кадит там праздничную икону на аналое. Затем идёт в притвор и кадит там предстоятеля исослужащихему священников. Далее он снова возвращается на солею к царским вратам, поворачивается лицом на запад и кадит главный клирос с находящимся на нем хором, затем, повернувшись на юг правый клирос. Опять повернувшись к народу, он кадит молящийся в храме народ слева направо (с юга на запад, а затем на север), поворачивается через правое плечо на восток, кадит царские врата, местные иконы Спасителя и Божией Матери. После этого он идёт в притвор, кадит там предстоятеля, поворачивается на восток, крестится, кланяется предстоятелю и отдаёт кадило пономарю.
Диаконы становятся впереди священников в одну линию лицом к алтарю и после окончания пения стихир впорядке старшинства произносят четыре особые литийные прошения.
Примечание. Все возгласы при соборном служении произносятся священниками по очереди в порядке старшинства и после предварительного благословения (поклона) предстоятеля, на которыйсвященникотвечает также поклоном. При произнесении возгласанасловах: «Отца и Сына и Святого Духа», священник крестится в сторону алтаря, а насловах: «ныне и присно»кланяется предстоятелю. Предстоятельотвечает на поклонсвященникаответным поклоном.
После последнегопрошения второй священникпосле предварительного поклонапредстоятеляпроизносит возглас:«Услыши ны, Боже…». Диаконы на словах возгласа: «Отцу и Сыну и Святому Духу» крестятся, кланяются предстоятелю и становятся позади него с правой и левой стороны.
Хор: «Аминь».
Предстоятель: «Мир всем».
Хор: «И духови твоему».
Старший диакон: «Главы наша Господеви приклоним».
Священнослужители снимают головные уборы и все молящиеся приклоняют головы.
Хор: «Тебе, Господи».
Предстоятель, стоялицом на восток, велегласно читает молитву: «Владыко многомилостиве, Господи Иисусе Христе Боже наш…»(см.:Служебник,Последование вечерни).
Хор: «Аминь»илития на этом заканчивается.
Благословение хлебов
Священнослужители надевают головные уборы, крестятся, кланяются предстоятелю (на что предстоятель также отвечает поклоном), идут из притвора в храм в предшествии свещеносцев (они также вначале крестятся и кланяются предстоятелю), подходят к литийному столику с хлебами и становятся перед ним. Свещеносцы ставят свечи позади аналоя с праздничной иконой, а сами становятся несколько поодаль от свечей с правой и левой стороны аналоя лицом друг к другу. Придя на средину храма, священнослужители снова крестятся и кланяются предстоятелю (на что предстоятель также отвечает поклоном на обе стороны).
После стихир на стиховне, во время пения: «Ныне отпущаеши…» второй диакон выходит вперёд, становится слева от литийного столика, крестится, кланяется предстоятелю и затем читает:Трисвятое по «Отче наш…». После прочтения он снова крестится и кланяется предстоятелю.
Третий священник, после предварительного поклонапредстоятеля, произносит возглас: «Яко Твое есть Царство…».
Хор: «Аминь»ипоётся тропарь праздника (трижды)по Уставу. В начале пения тропарейпономари в алтаре открывают царские врата.
Примечание. По традиции в двунадесятые и храмовые праздники первый раз тропарь поют сами священнослужители.
Во время чтения молитвы «Отче наш» старший диакон подходит к правой стороне литийного стола и принимает кадило от пономаря. На возгласе: «Яко Твое есть Царство…»он крестится, кланяется предстоятелю и, испросив у негоблагословение, совершает каждениелитийного стола. Сначала он трижды кадит вокруг стола с четырёх его сторон (по одному разу на каждое пение тропаря), затем праздничную икону на аналое, далее предстоятеля исослужащихему священников. После этого он снова кадит хлебы на столике с передней стороны и, отдав кадило пономарю, становится рядом с предстоятелем, возглашая: «Господу помолимся».
Хор: «Господи, помилуй».
Священнослужители снимают головные уборы.
Предстоятель берет верхний хлеб и творит им знак креста над остальными хлебами и потом, не целуя его, полагает поверх других, и велегласно читает молитву на благословение хлебов: «Господи Иисусе Христе Боже наш…»(см.:Служебник,Последование вечерни).
Хор: «Аминь».
Священнослужители надевают головные уборы, второй диакон подходит к столу, кланяется предстоятелю, берет литийницу и торжественно высоко уносит её через амвон и северную дверь в алтарь.
Священнослужители входят в алтарь северной и южной дверями, и становятся на места своего прежнего предстояния перед престолом с правой и левой стороны престола.
Свещеносцы со свечами идут впереди диакона с литийницей и также входят в алтарь северной и южной дверями. Далее они идут на горнее место поворачиваются лицом на восток, крестятся и кланяются предстоятелю которыйстоит на солее, и отходят на свои места.
После благословения хлебов хор поет:«Буди имя Господне...» (трижды), и первую половину 33-го псалма: «Благословлю Господа на всякое время...» до слов: «... не лишатся всякого блага».
Предстоятель, во время пения псалма, поднимается на солею и становится перед царскими вратами лицом на восток, ожидая его окончания. Затем он поворачивается через правое плечо на запад, благословляет народ со словами: «Благословение Господне на вас...»и входит северной дверью в алтарь.
Примечание. Перед возгласом: «Благословение Господне на вас...»и благословением предстоятеля все сослужащие священники кланяются емучерез открытые царские врата, на что предстоятельтакже отвечает им поклоном.
Во время пениязаключительного:«Господи, устне мои отверзеши…», священнослужители дважды крестятся, целуют край престола (а предстоятель и святое Евангелие), снова крестятся и кланяются предстоятелю (на что предстоятель также отвечает поклоном на обе стороны) и отходят на свои места.
Старшийи второй диаконы закрывают царские врата.
Служащий священник становится на свое место перед передней стороной святого престола.
Полиелей
Во время чтения седальнов по кафизме свещеносцысо свечамии пономари с уготованными кадилом и свечами для духовенства идут на горнее место, трижды крестятся, кланяются предстоятелю, друг другу и выходят северной и южной дверями из алтаря. Свещеносцы становятся на солее перед царскими вратамилицом друг к другу, а пономари идут на середину храма и становятся справа от аналоя с праздничной иконой.
В это время все священнослужители, которые выходят наполиелей,облачаются в священные одежды и становятся в порядке старшинства по сторонам престола. Предстоятельстановится перед передней частью престола, диаконы по правую и левую сторону от предстоятеля против передних углов престола.
В начале пенияполиелеястаршийивторой диаконыоткрывают царские врата,и затем все священнослужители крестятся дважды, целуют святой престол, крестятся третий раз, кланяются предстоятелю (на что предстоятель также отвечает поклоном) и не спеша, в предшествии свещеносцев,исходят из алтаря царскими вратами на середину храма. Впереди идёт предстоятель, за ним попарно священники, а за ними диаконы. Предстоятельидёт на середину храма, обходя аналой с левой стороны, и становится напротив аналоя с праздничной иконой на приготовленное для него место (ковёр) лицом к алтарю. Справа и слева от него (по чину) становятся остальные священнослужители.
Примечание. Также есть обычай в двунадесятые и храмовые праздники перед началом богослужения полагать икону праздника на святой престол, а не на аналой посредине храма. Затем во время выхода на полиелей она выносится впереди всехсвященнослужителей царскими вратами двумя старшими священниками и полагается ими нааналой посредине храма.
Когда все станут на свои места, священники и диаконы поворачиваются лицом к алтарю, крестятся один раз и совершают поклон предстоятелю.
Свещеносцы также крестятся и кланяются предстоятелю, затем ставят свечи позади аналоя, а сами становятся несколько поодаль от свечей с правой и левой стороны аналоя лицом друг к другу.
Старший диакон принимает у пономаря зажжённые свечи для священства и подаёт их предстоятелю. Предстоятель раздаёт свечи[61] священникам, которые подходят к нему по очереди в порядке старшинства, сначала с правой, а потом с левой стороны: при этом предстоятель и священник взаимно целуют друг у друга руку.Далеестарший диакон принимаету пономарязажжённую свечу и отдаёт её в левую руку предстоятеля. Затемон принимает от пономаря кадило и отдаёт его в правую руку предстоятеля,предварительноиспросив у него благословение:«Благослови, владыко, кадило».Предстоятель благословляет кадило и произносит положенную молитву:«Кадило Тебе приносим…». Далее старшийивторой диаконыберут зажжённые диаконские свечи, и становится позади аналоя лицом к предстоятелю. Остальные диаконы становятся на шаг позади предстоятеля, с правой и левой стороны от него.
После окончания пения последнего стиха полиелея священнослужители поют величание праздника или святому единожды, во время которого предстоятель непрерывно кадит со своего места праздничную икону на аналое.
Далее предстоятелькланяетсясослужащимему священникам и совершаетполное каждениеалтаря и всего храма.
Каждение совершается таким же порядком, как и при каждении одного священника (см.:IV. Всенощное бдение, Последование праздничного всенощного бдения, Полиелейная утреня, Полиелей),только с некоторыми особенностями:
1) прежде каждения клиросов совершается каждение духовенства: сначала стоящих справа, а затем слева;
2) при завершении каждения, прежде каждения диаконов предстоятельсначала кадит духовенство: сначала священников, стоящих от него по правую, а затем и по левую сторону.
Далее последование утрени до чтения Евангелия совершается в таком же порядке, как и при служении одного священника (см.: III. Утреннее богослужение, Особенности совершения полиелейной утрени). Все возгласы произносятся священниками по очереди в порядке старшинства и после предварительного благословения (поклона) предстоятеля, на который священник отвечает также поклоном.
После прочтения Евангелия предстоятель крестится, целует раскрытое Евангелие, отдаёт свечу, принимает головной убор и надевает его. Свечи, которые держали священнослужители, гасятся и забираются пономарями. Второй диакон, закрыв Евангелие, уносит его в алтарь и полагает на престоле. Затем он крестится, целует Евангелие и престол, кланяется предстоятелюи становится около престола на обычном диаконском месте. Вместе с ним кланяются и два священника, читающие канон.Когда диакон полагает Евангелие на престоле, они выходят из рядов служащих священников и, поклонившись (вместе с диаконом) предстоятелю, уходят в алтарь через царские врата. Там они целуют престол (по бокам), снимают фелони и ожидают выхода в конце молитвы: «Спаси, Боже, люди Твоя…»(илиесли совершалась литиянавозгласе:«Милостию и щедротами…»).
После прочтения, примерно, половины этой молитвы старшим диаконом (или если не совершаласьлития, тов началепения праздничной стихиры) находящиеся в алтаре священники, читающиеканон, ивторой диаконподходят к престолу с двух сторон. Затем они крестятся, целуют престол, крестятся ещё раз, выходят через боковые двери на солею и становятся лицом к иконостасу, впереди пономаря с елеем, ожидая конца диаконской молитвы илипения праздничной стихиры.Далее все, стоящие на солее, вместе со старшим диаконом крестятся и кланяются предстоятелю. Старший диаконивторой диаконидут на свои места (рядом с предстоятелем), а священники,читающиеканон, поклонившись друг другу, становятся у аналоев с книгами.
После возгласа:«Милостию и щедротами…» предстоятель кланяется сослужащим священникам и идёт к аналою с иконой праздника. Здесь он совершает два поясных поклона, снимает головной убор, целует икону, берет у пономарякисть и помазует себя святым елеем. Затем он отдаёт кисть пономарю, надевает головной убор, крестится третий раз и становится на свое место. Справа от него становится пономарь с сосудом со святым елеем и кисточкой.
Священникипопарно подходят к праздничной иконе для помазания. Сначала они дважды крестятся, кланяются предстоятелю и другому священнику, стоящему с ним в паре. Затем снимают головные уборы, целуют икону, снова крестятся и подходят по очереди к предстоятелю для помазания. Предстоятель погружает кисть в святой елей и подаёт её священнику. Священникпринимает кисть у предстоятеля (при этом они взаимно целуют друг у друга руку),поворачивается лицом к алтарю, помазует себя святым елеем, поворачивается к предстоятелю и отдаёт ему кисть (снова целуя друг у друга руку) и отходит на свое место. После помазания священника, стоящего с ним в паре, он вместе с ним поворачивается на восток, крестится, кланяется предстоятелю и друг другу. За священниками к предстоятелюдля помазания также попарно подходят диаконы, совершая те же поклоны, что и священникипри целовании иконыи целуя правую руку предстоятеляпосле помазания.
Священники, читающиеканон, подходят к помазанию обычно после6-й песни (это наиболее удобный момент).
После помазания священники и диаконыповорачиваются лицом на восток, крестятся, кланяются предстоятелю и уходят в алтарь через царские врата (диаконы позади священников).В алтаре:второйи третий священникистановятся спереди престола, диаконы по правую и левую сторону от них против передних углов престола, остальные священникипо сторонам престола. Далее все крестятся один раз, целуют престол, крестятся снова, кланяются предстоятелючерез открытые царские врата, затем другдругу,отходят на свои места и снимают священные одежды.Служащий священникостаётся в облачении и стоит с правой стороны святого престола, пока предстоятель не войдёт в алтарь после окончания помазания.
Диакон(если предстоятельпомазывает на средине храма)перед произнесениеммалой ектении, творит поклон святому престолу ислужащему священнику и выходит северной дверью из алтаря. На солее он становится слева от царских врат, затем крестится, кланяется предстоятелю, поворачивается на восток и возглашает ектению.Служащий священник произносит возглас возле святого престола, кланяясь к горнему месту и предстоятелючерез открытые царские врата. Диакон на возгласе священникакрестится, кланяется вместе ним предстоятелю, и возвращается в алтарь северной дверью.
Если помазывает младший священник, а не предстоятель, тогда диакон поклоныперед и после произнесения ектений совершаетслужащему священнику в алтаре.
После окончания помазания предстоятельпередаёт кисть пономарю, совершает поклонение перед иконой и уходит в алтарь. Диаконы закрывают царские врата, а предстоятель поклонившись престолу ислужащему священнику, отходит на свое место и снимает священные одежды.Служащий священникзанимает свое место перед престолом и заканчивает всенощное бдениепо обычному порядку (см.:IV. Всенощное бдение, Последование праздничного всенощного бдения, Полиелейная утреня).
Священники, читающиеканон, после окончания чтения крестятся, кланяются друг другу и идут боковыми дверями в алтарь. Здесь они крестятся, кланяютсясвятому престолу, предстоятелюидруг другу и отходят на свои места.