Авторское право
Развитие интернет-технологий привело к трансформации понятия ин теллектуальной собствен-
ности и интеллектуального продукта. В отличие от материальной, цифровая среда не просто
снимает все физические ограничения по копированию, тиражировани ю и распространению циф -
ровых объектов, но и радикально демократизирует этот процесс дл я производства. Чтобы скопи -
ровать файл, не требуется ни высокой квалификации, ни времени, ни затрат. Глубокое проникно -
вение компьютеров в образ жизни современного человека формирует соответствующие привычки
поведения в цифровой среде, когда копирование, передача и распр остранение информации
является столь же естественным, как совместное прослушивание му зыки, просмотр кино и обмен
книгами. Сегодня отмечается обмен информацией всех со всеми, а схема передачи знаний от уз -
конаправленных специалистов к потребителям отходит на второй пл ан.
Тем не менее, неизменным остается стремление автора признавать результаты своей интел -
лектуальной деятельности, желание контролировать доступ к своим произведениям и получать
доход от их использования. Так, если раньше авторское право защ ищало издателей от пиратов, то
сегодня издателю приходится бороться с самими пользователями. З десь сталкиваются два кон -
ституционных права человека: право обладать собственностью и пр аво свободно распространять
информацию. В то время как правообладатели борются с сетевым пи ратством, в частности с со -
циальными сетями, где происходит массовое распространение защищ енного законом контента,
крупные интернет-проекты типа «Википедии» борются за свободу сл ова в Интернете и за возмож -
ность свободно делиться со всем миром информацией самого разног о содержания. В рамках тра -
диционного авторского права использование произведения законным образом возможно только
на основании лицензии, то есть разрешения, выдаваемого правообл адателем и содержащего
ограничения по способам использования произведения с учетом отд ельно предусмотренных
законом случаев свободного использования произведений. Лицензии , выдаваемые в отношении
произведений, защищенных традиционным авторским правом, обычно называются «проприетар-
ными» лицензиями (от англ. proprietary — собственнический).
В качестве альтернативы проприетарным лицензиям предлагается це лый ряд лицензий, позво -
ляющих свободное некоммерческое использование произведений. Нап ример, в wiki-средах
(то есть сообществах и веб-сайтах, созданных по образцу популяр ной интернет-энциклопедии
«Википедия») действует лицензия копилефт (англ. copyleft, калам бур, основанный
на противопоставлении англ. copyright). Автором этой лицензии я вляется американский
программист и организатор движения свободного программного обес печения Ричард
Столлмэн. В противоположность традиционному подходу к авторском у праву, в рамках которого
ограничивается свобода копирования произведений, копилефт испол ьзует законы об авторском
праве для обеспечения свободы права использовать, изменять и ра спространять всем желающим
как само произведение, так и его производные. Идея копилефта со стоит в том, что каждый, кто
распространяет программу (как с изменениями, так и без), не впр аве ограничивать свободу
ее дальнейшего распространения или ее модификации. Копилефт гар антирует, что каждый
пользователь свободен в своих действиях.
Существует также альтернативная версия радикальным подходам тра диционного авторского
права и копилефта — Creative Commons (или СС, «Творческие общины», http://creativecommons.org/).
Под СС понимают набор лицензий, защищающих «некоторые права». О дним из провозвестников
Creative Commons был Лев Николаевич Толстой. 9 марта 1891 года он сообщил жене о решении
отречься от авторских прав. Новость вызвала у нее лишь раздраже ние и слезы. Мысль Толстого
о том, что писателю лучше, когда его творения служат народу, ук репил философ Николай Федоров.
Creative Commons разработали сетевое применение лицензии, котор ая помогает людям пере -
давать их творческие работы в общественное достояние или сохран ять свое авторское право,
лицензируя работы как свободные для определенных целей на опред еленных условиях. Лицензии
предназначены для творческих работ, они служат ученым и авторам веб-сайтов, музыки, фильмов,
фотографий, литературы и т. д.
В Creative Commons существует пять видов условий, на которых ав тор может распространять
свою работу:
• каждая лицензия обозначена знаком, обведенным в кружок, как коп ирайт;
• указано авторство объекта — attribution (BY:);
• предусматривается только некоммерческое использование — non com mercial (перечеркну-
тый знак $);
• не разрешается создавать производные, то есть условие не изменя ть оригинал — no
derivative works (знак =);
• распространяется далее на тех же условиях СС — share alike (зак ольцованная стрелка).
Российское законодательство пока не признает подобных форм своб одных лицензий, хотя
многие крупные интернет-издания самостоятельно переходят на лиц ензии Creative Commons
и сообщают об этом своим читателям. По мнению Кори Доктороу, из вестного канадского блогера,
журналиста и писателя, закон об авторском праве представляет ко пирование как редкий и значи -
тельный акт. В Интернете же оно совершается автоматически, моме нтально, бесплатно и постоян -
но. Современное законодательство об авторском праве заботится о защите правообладателя и ра -
тует о запрете копирования. В то же время не существует правовы х условий для действительно
свободного распространения контента. Очевидно, что новые технол огии требуют новых подходов
к законодательству об авторских правах.
Нарушителями авторских и смежных прав формально являются сами п ользователи. Бо́льшая
доля из них — школьники. Они выросли в реальности, где все дост упно, для них Интернет — это
место, где можно найти все, и они владеют различными способами добычи самой разной инфор -
мации. Для любого подростка, считающего себя уверенным пользова телем, не составит труда най -
ти готовый реферат, собрать досье на нового знакомого, отыскать в Сети редкий фильм, скачать
новый альбом любимого исполнителя или помочь бабушке загрузить пару десятков книжек в ее
планшет. Привыкнув к подобной реальности, многие не задумываютс я о том, что копируя чью-
то информацию без указания авторства, слушая музыку или скачива я фильмы в Интернете, они
делают это нелегально. В последнее время все чаще можно встрети ть сообщения о случаях, когда
пользователи подвергаются административным наказаниям и даже ли шению свободы за деятель -
ность в Интернете, связанную с нелегальным распространением кон тента. Нередко жертвами
подобных ситуаций — чаще всего по незнанию — становятся школьни ки.
С чем связано потребление и распространение пользователями неле гального контента? В пер -
вую очередь, это отсутствие доступной качественной легальной пр одукции. Основные сложности
у пользователей возникают с программным обеспечением, аудио- и видеоматериалами. Часто
контрафактные версии, в том числе адаптированные сообществами ф анатов, появляются значи -
тельно быстрее, чем их лицензионные аналоги. Тем временем много численные исследования
подтверждают, что пользователи готовы играть по правилам, если им предложить высококаче -
ственный контент по разумной цене, который легко и удобно приоб рести. Например, в Швеции
с момента появления сервиса Spotify, который предоставляет поль зователям возможность легаль -
ного дешевого доступа к контенту, музыкальное пиратство в Сети сократилось на 25 %. В России
успешно развиваются проекты типа Ivi.ru, основанные на рекламно й модели: пользователи могут
абсолютно бесплатно смотреть высококачественные фильмы, просмот рев перед этим короткий
рекламный ролик.
Сегодня можно только строить предположения о том, как в дальней шем будет регулировать -
ся распространение информации в Интернете. Однако каждый раз, д елая что-либо в Интернете,
школьникам стоит задумываться о том, чьи права они могут наруши ть и кому они могут навре -
дить своими действиями, а также помнить, что у любого произведе ния есть автор, не забывать
о том, что в Интернете существуют свои правила обмена и использ ования информации. Напри -
мер, сегодня пользователи сами устанавливают негласный сетевой этикет, при котором ссылаются
на источники и авторов гораздо тщательнее, чем того требует зак он, ориентируясь на простое
человеческое чувство: желание знать, кому сказать спасибо за ин тересные материалы, найденные
в Сети. Воспитывая будущих цифровых граждан, важно научить дете й осознанно и ответственно
относиться к использованию информации в Интернете, научить их п равилам сетевого этикета
и возможностям для защиты собственного творчества в Сети.