Лекции.ИНФО


Природа научной революции. Научные революции и смена типов рациональности



Для научного познания характерна тенденция к постоянному развитию. По вопросу о динамике научного знания существуют два противоположных подхода: кумулятивизм и антикумулятивизм. Кумулятивизм – модель развития научного знания, в соответствии с которой оно представляет собой непрерывный процесс прироста нового знания на основе имеющегося путем постепенного добавления новых положений к накопленной сумме знаний. Антикумулятивизм полагает, что в развитии знания нет сохраняющихся компонентов. Переход от одного этапа развития науки к другому связан с пересмотром фундаментальных идей и методов. История науки представляется как борьба и смена теорий и методов, между которыми нет ни логической, ни содержательной преемственности; отсюда – тезис о несоизмеримости научных теорий (Т. Кун, П. Фейерабенд).

С 60-х годов XX века в философии науки видную роль играет теория научных революций Томаса Куна. Он выделил в истории науки периоды «нормальной науки» и периоды научной революции. В период «нормальной науки» исследования подчиняются парадигме. Парадигмы (греч. παράδειγμα – образец, модель, пример) – это «признанные всеми научные достижения, которые в течение определенного времени дают научному сообществу модель постановки проблем и их решений». В период «нормальной науки» члены научного сообщества занимаются решением головоломок на основе парадигмы. Исключительные ситуации, в которых происходит смена профессиональных норм – это научные революции. Происходит смена понятийной сетки, через которую ученые рассматривают мир, устанавливается новая парадигма и снова начинается период нормальной науки.

В ходе научных революций менялись парадигмы (образцы) объяснения и описания результатов исследований в целых научных отраслях – физике, биологии и т.д. Одновременно, как доказывает В. С. Степин, происходило явление более глобального порядка – смена типов рациональности всей науки. Тип научной рациональностиэто господствующие на определенном этапе развития науки идеалы познавательной деятельности, другими словами, представления о том, как правильно построить отношение «субъект – средства исследования – объект», чтобы получить объективную истину. На разных этапах исторического развития науки, наступающих после научных революций, доминировал свой тип научной рациональности: классический, неклассический, постнеклассический.

Классическая рациональность характерна для науки XVII-XIX вв., которая стремилась обеспечить объективность и предметность научного знания. Господствовал объектный стиль мышления, стремление познать предмет сам по себе безотносительно к условиям его изучения. Объекты рассматривались в качестве малых систем (механических устройств), имеющих сравнительно небольшое количество элементов с их силовыми взаимодействиями; причинность истолковывалась в духе механистического детерминизма.

Неклассическая рациональность преобладала в науке в период с конца XIX до середины XX века. Произошли революционные перемены в физике (открытие делимости атома, релятивистская и квантовая теории), в космологии (концепция нестационарной Вселенной), в химии (квантовая химия), в биологии (становление генетики), возникли кибернетика и теория систем. Неклассическая рациональность отошла от объективизма классической науки, стала учитывать, что представления о реальности зависят от средств ее познания и от субъективных факторов исследования. При этом воспроизведение отношений между субъектом и объектом стало рассматриваться как условие объективно-истинного описания и объяснения реальности.

Постнеклассическая научная рациональность развивается в настоящее время, начиная со второй половины XX века. В ней учтен тот факт, что знания об объекте соотносятся не только с особенностями его взаимодействия со средствами (а значит, и с субъектом, использующим эти средства), но и с ценностно-целевыми установками субъекта. Признается, что субъект влияет на содержание знаний об объекте не только в силу применения особых исследовательских средств и процедур, но и в силу своих ценностно-нормативных установок, которые напрямую связаны с вненаучными, социальными ценностями и целями. Кроме того, в постнеклассической рациональности субъект, средства и объект познания рассматриваются как исторически изменяющиеся. Характерной чертой постнеклассической рациональности является также комплексный характер научной деятельности, привлечение к решению научных задач знаний и методов, присущих разным дисциплинам и отраслям науки (естественным, гуманитарным, техническим) и разным ее уровням (фундаментальному и прикладному).

 

 

Р а з д е л 2. Примерные тестовые задания

по дисциплине «ФИЛОСОФИЯ»

Вопрос 1. Какое суждение правильно характеризует такой феномен, как мировоззрение?

Варианты ответа:

1. Мировоззрение – это совокупность индивидуального опыта человека

2. Мировоззрение – это строгая непротиворечивая система суждений о природе

3. Мировоззрение – это система религиозных взглядов человека

4. Мировоззрение – это система устойчивых взглядов человека на мир и свое место в нем

5. Мировозрение – это мифологические представления человека

Вопрос 2. На самой ранней стадии общественного развития основным способом понимания мира была…

Варианты ответа:

1. Мифология

2. Религия

3. Философия

4. Наука

5. Астрология

Вопрос 3. Какая черта характеризует мифологическое мировоззрение?

Варианты ответа:

1. Стремление к целостности и системности знаний

2. Логическая аргументация выдвигаемых положений

3. Художественно-образное, фантастическое отражение мира, перенесение на природу человеческих качеств, одушевление объектов и сил природы

4. Раздвоение мира на земной и небесный (священный, потусторонний), и между ними устанавливается граница

5. Стремление к доказательности и обоснованности выдвигаемых положений

Вопрос 4. Что присуще религиозному мировоззрению?

Варианты ответа:

1. Стремление к целостности и системности знаний

2. Логическая аргументация выдвигаемых положений

3. Неразрывное единство человека и природы

4. Раздвоение мира на земной и небесный (священный, потусторонний), и между ними устанавливается граница

5. Отрицание существования единого Бога.

Вопрос 5. Когда возникло философское мировоззрение?

Варианты ответа:

1. VII – VI вв. до н.э.

2.III– I вв. до н.э.

3. XVII–XVIII вв.

4. Конец ХХ в.

5. Начало ХХI в.

Вопрос 6. Предмет философии - это …

Варианты ответа:

1. Происхождение мира

2. Красота мира

3. Счастье человека

4. Всеобщее в системе «мир-человек»

5. Поиск идеального общества

Вопрос 7. В каком из основных разделов философского знания изучается человеческая проблематика?

Варианты ответа:

1. Онтология

2. Гносеология

3. Философская антропология

4. Социальная философия

5. История философии

Вопрос 8. Какой раздел философии занимается исследованием принципов, закономерностей и механизмов познавательной деятельности?

Варианты ответа:

1. Онтология

2. Гносеология

3. Философская антропология

4. Социальная философия

5. Политология

Вопрос 9. Основной вопрос философии, согласно учению марксистской философии, – это вопрос о соотношении…

Варианты ответа:

1. Духа и души

2. Человека и общества

3. Бога и мира

4. Сознания и материи, идеального и материального

5. Бытия и небытия

Вопрос 10. Какой круг вопросов находится в центре внимания аксиологии?

Варианты ответа:

1. Учение о практической деятельности людей

2. Учение о ценностях, их структуре и роли в жизни людей

3. Учение о научном исследовании

4. Учение о человеке и модусах его бытия

5. Учение о нравственности

Вопрос 11. Какой тип философского мировоззрения характерен для периода Средневековья?

Варианты ответа:

1. Космоцентризм

2. Этноцентризм

3. Антропоцентризм

4. Наукоцентризм

5. Теоцентризм









Последнее изменение этой страницы: 2017-04-13; Просмотров: 13;


lektsia.info 2017 год. Все права принадлежат их авторам! Главная