Лекции.ИНФО


Проблематика и жанровое своеобразие драматургии I пол. XIX века («Горе от ума» А.С. Грибоедова, «Ревизор» Н.В. Гоголя и др.).



Ком. Грибоедова “Горе от ума” (1828) одно из лучших произв-й великого драматурга. Ком. стоит “каким-то особняком”, по словам Гончарова, среди ранних произведений Г., да и в целом среди комедий, составлявших тогдашний репертуар театров. Своеобразие комедии Г. в том, что эта “гениальнейшая русская драма” (Блок) явилась особым, рубежным произведением на стыке “века нынешнего” и “века минувшего”, века просветительского классицизма и нового, реалистического ис-ва. В этом состоит лит-рное своеобразие комедии. Но вместе с тем произв-е Г. - это новое слово не только в драматургии, но и воплощение нового мышления, нового понимания отношений личности и общества. Г. создал комедию с обширной проблематикой. Она затрагивает не только злободневные общественные проблемы, но и современные в любую эпоху нравственные вопросы. Пис-ль осмысляет те социальные и нравственно-психологические конфликты, которые делают пьесу истинно художественным произведением. Конфликт ком. Г. отличается психологической и философской новизной и глубиной. Своеобразие конфликта диктует и своеобразие жанра. Бытовая комедия, комедия нравов, сатира — всех этих определений явно недостаточно для определения жанра “Горя от ума”. В ком. также можно найти фарсовые элементы, кот-е в общем-то не являлись в те времена новшеством (Напр., реплики Скалозуба, княгини, явление Репетилова), но в пьесе Г. все это своеобразно сочетается с романтической возвышенностью Чацкого. Но это не трагедия и не романтическая драма для чтения. Чацкий не просто объект сочувствия автора и не просто герой-резонер, выражающий идеи Г.. Чацкий тоже смешон, смешна и Софья, и все фамусовское общество. Значит, это особая комедия, обличающая (устами Чацкого) нравы фамусовского общества, и в то же время комедия, в которой зрители смеются над своим обличителем. Стилевые особенности. В новаторской пьесе Г. сочетаются черты классицизма и реализма. Создавая пьесу, Г. вырабатывал особую, новую поэтику. Даже черты классицистического стиля нашли свое своеобразное преломление. Пресловутые числовые характеристики традиционной драмы (пять актов, три единства) вроде бы выдерживаются, монологи классицистических резонеров остаются таковыми, амплуа, принятые в драматургии того времени, присутствуют. Но все это насыщено каким-то новым, живым, реальным смыслом. Напр, “субретка” Лиза - это реалистически изображенная крепостная девушка, счастливая и бойкая, полная лукавства и проницательности. А ведь в характеристике реалистического героя имеется и типичное, обобщенное, и конкретное, индивидуализированное. Это было настоящим открытием гениального драматурга. Возьмем, например, совершенно новые речевые характеристики героев. Язык, на котором общаются герои комедии, способствует их индивидуализации и в то же время типизации. “Смесь французского с нижегородским”, насыщенность разговорными элементами языка, на котором общается фамусовское общество, ярко показывает нам, с кем мы имеем дело. Почти книжная речь Чацкого, насыщенная остротами, резко выделяет его среди всех героев комедии. Почти звукоподражательное изображение речи... светских барышень (например: “тюрлюрлю атласный” Натальи Дмитриевны), четкая сухая речь Скалозуба, меткие, хлесткие слова Хлестовой, афористическое высказывание Чацкого — все это позволяет нам согласиться со словами Пушкина: “...о стихах я не говорю: половина войдет в пословицы”. Стиху сообщается разговорный хар-р, непредсказуемость живой жизни выражена в вольности ямба, переходе реплики. Ярким примером может служить сон Софьи, который она придумывает на ходу. Т.о, комедия “переживет много эпох” и останется своеобразным, неповторимым произведением и для потомков.

Проблематика комедии: Комедия появилась накануне восстания дек-в. Она отразила общ-ю жизнь страны и те измен-я, кот-е произошли в России после Отеч.войны 1812г. «ГотУ»-комедия соц-полит-я. В ней поставлены злободневные вопросы того времени: о креп.праве, о гос.службе, о просвещении, о воспитании. В основе конфликта – столкновение м-у веком нынешним и минувшим. Отеч.война – истор.рубеж м-у ними. В комедии показано, что это столкн-ие было выражением борьбы 2-х полит.лагерей, сложившихся в рус общ-ве после Отеч.войны, - лагеря феод.реакции, защитников креп.строя в лице Фамусова, Скалозуба и др, и лагеря передовой двор.молодежи, облик кот-го воплщен в Чацком. Проблематика комедии «ГотУ» основ-ся на противоп-ии «века нынешнего и века минувшего». Лагерю крепостнической реакции, защитникам феод.старины, врагам свободомыслия и просвещения противопоставлен в комедии Чацкий. Он «в противуречии с обществом» - указывает сам Г. Г.первый в рл сумел создать реалистич-ий образ положит-го героя своего времени. Речи Ч. воспринимались как агитационные, как изложение общ-ой программы. В этом смысле еще совр.критика справедливо назвала ГотУ политич-й комедией.

Гоголь «Ревизор».Наряду с Фонвизиным и Грибоедовым Гоголь стоял у истоков создания репертуара русского национального театра. Его возмущали сплошь переводные пьесы, которые ставились на сценах театров России. "Русского мы просим! Своего давайте нам! Что нам французы и весь заморский люд?" - писал он в 1835 году.

"Ревизор" и был той комедией, где выведены на сцену "русские характеры". "Наши плуты" были высмеяны, но сверх того были вскрыты общественные пороки и социальные язвы, порожденные самодержавным строем. Взяточничество, казнокрадство, лихоимство, распространенные среди чиновников всех уровней, были с такой яркостью и правдивостью показаны Гоголем, что его "Ревизор" приобрел силу документа, обличающего существующий строй не только своего времени, но всей дореволюционной эпохи. Бесспорно, комедия "Ревизор" утвердила развитие критического направления драматургии, прежде всего Островского, Сухово-Кобылина, Салтыкова-Щедрина.

Гоголь обладал даром обобщать свои наблюдения и создавать художественные типы, в которых каждый мог найти черты знакомых им людей. Сюжет "Ревизора", взятый из жизни, действующие лица, чуть не каждому кого-то напоминавшие, а то позволявшие в них узнавать себя, делали комедию современной. Вся пьеса наполнена намеками, позволявшими зрителям ощущать современную Гоголю действительность. Гоголь говорил, что ничего не выдумывал в своей комедии. По его собственному признанию, только то ему удавалось, что он брал из жизни. Говоря о "Ревизоре", автор признавался: "Я решил собрать все дурное, какое я только знал, и за один раз над всем посмеяться". Смеясь над отрицательными явлениямижизни, Гоголь заставляет задуматься над ними, понять всю их зловредность и постараться от них избавиться.

В замечаниях для господ актеров Гоголь лаконично и точно дает характеристики своим персонажам. Говорящие фамилии: Сквозник-Дмухановский, Ляпкин-Тяпкин, лекарь Гибнер и откровенные реплики персонажей позволили Гоголю "сорвать маску" благопристойности, ханжества и показать всю неприглядность нечистоплотного на руку российского чиновничества.

Среди чиновничества, составляющую основную группу персонажей, нет ни одного сколько-нибудь положительного. (Городничий – постаревший на службе и очень не глупый человек, взяточник, но ведет себя очень солидно. Тяпкин-Ляпкин – судья, человек прочитавший пять или шесть книг, и потому несколько вольнодумен. Берет взятки борзыми щенками. Земляника – попечитель богоугодных заведений, проныра и плут. Очень услужлив и суетлив.) При этом в пьесе идет речь не об отдельных недостатках некоторых представителей чиновничества. Гоголь изображает их порочными в целом. В комедии отрицательно рисуется и дворянство, его представители Бобчинский Добчинский – бездельники, переносчики городских вестей, сплетники и лгуны. Хлестаков – «ревизор» - типичное порождение Петербурга - совершенно безответственный ,он сам за себя не отвечает. Он болтает что угодно (правда, в границах, определенных его петербургскими наблюдениями и впечатлениями), поэтому круг его вранья ограничен: чин, богатство, … По давней традиции сюжет обычно строился на любовной интриге, а в «Ревизоре» о любви вообще нет речи. Чрезвычайно интересны Анна Андреевна (жена городничего, провинциальная кокетка, любобытна и тщеславна) и Марья Антоновна (дочь), очень комичны сцены, когда Хлестаков ухаживает то за маменькой, то за дочкой.Гоголя упрекали за то, что нет положительного персонажа. На что он отвечал: «…мне жаль, что никто не заметил честного лица, бывшего в моей пьесе…. Это лицо был – смех…». Смех в данном случае – это сам автор. Вот он-то и является честным лицом в комедии.

 









Последнее изменение этой страницы: 2017-05-05; Просмотров: 29;


lektsia.info 2017 год. Все права принадлежат их авторам! Главная