Лекции.ИНФО


Акмеизм и футуризм: как постсимволические течения: общая характеристика, основные эстетические принципы (Н. Гумилев, О. Мандельштам, В. Маяковский, В. Хлебников и др.).



Кризис символизма активизировал творческие поиски группы молодых поэтов, которые занимались в «Поэтической академии», организованной Вяч. Ивановым. В 1909 году они создали свой кружок под названием «Цех поэтов». Во главе его встали Н.Гумилев и С. Городецкий. Название кружка соответствовало его задачам: члены «Цеха поэтов» стремились преодолеть свойственный символизму мистицизм и в первую очередь развивать свое поэтическое мастерство. К 1912 г. в недрах кружка созрела новая поэтическая школа – акмеизм ( от греч. «акме» - расцвет, высшая степень). Собственно акмеистов было шестеро: Н. Гумилев,С. Городецкий, А. Ахматова, О. Мандельштам, В. Нарбут, М. Зенкевич.Основными теоретиками акмеизма стали Н. Гумилев и С. Городецкий. Они выступили с программными статьями (соответственно) «Наследие символизма и акмеизм» и «О некоторых течениях в современной русской поэзии» на страницах журнала «Аполлон» за 1913 год. Статья-манифест О. Мандельштама «Утро акмеизма» была написана тогда же, но по ряду причин опубликована только в 1919 году.Акмеисты отвергают стремление символистов к познанию «иного мира». Для акмеистов бытие целостно, и материальный мир для них – это доступное человеческому восприятию проявление мира идеального, не менее ценное, чем он. Отсюда и первая особенность поэзии акмеистов – обращение к земному миру, стремление воспеть его красоту и жизненную силу. Символисты в слове ценили прежде всего звучание, смысл слов «размывался», образы были зыбкими и неопределенными. Поэзия должна была уподобиться музыке. Для акмеистов слово было точным, «материальным», представало во всей полноте его значений и культурных смыслов. Слова для поэта-акмеиста – это «кирпичи», из которых он возводит прекрасное здание. Акмеизм как единая школа просуществовал недолго: слишком разными были его представители. Но необычайная строгость стиха и развитие вкуса, важное для «Цеха поэтов» и для акмеистов, способствовало развитию всей русской поэзии. А.Ахматова и О.Мандельштам до конца жизни считали себя акмеистами.Лидер акмеистов-Николай Степанович Гумелев-уже в первом сборнике Путь конквистадоров-1905 намечены идеалы поэта: воспевание опасности борьбы,мужества и любви. Лирический герой Гумелева –первооткрыватель ,путешественник, стремящийся уйти от пошлой обыденщины в экзотический мир индии,Китая,Африки. Поэт любуется окружающей природой,создает поэтические образы изяшного жирафа,злой гиены,носорога. Особенностью мироощущения поэта явл.романтика и героизм,которые ярко выявились в сборнике Романтические цветы-1908-посвященный буд.жене Анне Горенко(Ахматовой).Жизненное кредо Гумилева более позднего периода выражено в стих. Фра Беато Анджелико: есть Бог.есть мир,они живут вовек, а жизнь людей мгновенна и убога, но все в себя вмещает человек,который любит мир и верит в бога. Эстетика акмеизма:-мир надо воспринимать в его зримой конкретности, ценить его реалии, а не отрываться от земли;-надо возродить любовь к своему телу, биологическому началу в человеке, ценить человека, природу;- источник поэтических ценностей находится на земле, а не в ирреальном мире;- в поэзии должно быть слито воедино 4 начала:1) традиции Шекспира в изображении внутреннего мира человека;2) традиции Рабле в воспевании тела;3) традиции Вийона в воспевании радостей жизни;4) традиции Готье в воспевании силы искусства.Основные принципы акмеизма:- освобождение поэзии от символистских призывов к идеальному, возвращение ей ясности;- отказ от мистической туманности, принятие земного мира в его многообразии, зримой конкретности, звучности, красочности;- стремление придать слову определенное, точное значение;- предметность и четкость образов, отточенность деталей;-обращение к человеку, к «подлинности» его чувств;-поэтизация мира первозданных эмоций, первобытно-биологического природного начала;Отличительные черты акмеизма:-гедонизм (наслаждение жизнью), адамизм (звериная сущность), кларизм (простота и ясность языка);- лирический сюжет и изображение психологии переживания;-разговорные элементы языка, диалоги, повествования. О.Мандельштам. Начинал поэтическую карьеру как символист, последователь прежде всего Поля Верлена и Фёдора Сологуба, а также предтечи символистов — Фёдора Ивановича Тютчева. В конце 1912 года вошёл в группу акмеистов. В акмеизме он увидел, в первую очередь, апологию органического единения хаоса (природа) и жёстко организованного космоса (архитектура) в противовес размытости и иррациональности символизма. Дружбу с акмеистами (Анной Ахматовой и Николаем Гумилевым) считал одной из главных удач своей жизни. Поэтические поиски этого периода отразила дебютная книга стихов «Камень» (три издания: 1913, 1916 и 1922).Еще одно направление в модернизме постсимволистского времени составил футуризм. Первоначально футуризм заявил о себе в Италии в 1909 году, когда появился первый футуристический манифест, написанный Ф. Маринетти. В нем были сформулированы эстетические основы «литературы будущего».Русским футуристам был не свойствен милитаризм и политизация итальянцев. Для русских футуристов главными оказались вопросы формального эксперимента над стихом. Первый футуристический сборник «Садок судей» вышел в 1910 году: это было одно из первых выступлений «будетлян», или кубофутуристов. Однако он прошел почти незамеченным.В 1911 году заявили о себе эго-футуристы. Это название впервые встречается в брошюре Игоря-Северянина «Ручьи в лилиях», выпущенной в 1911 году; тогда же был создан кружок «ЭГО», куда вошли Игорь-Северянин, К.Олимпов, Павел Широков, Г.Иванов.Позже к ним присоединился Иван Игнатьев, который предоставил эго-футуристам арену для выступлений – газету «Петербургский глашатай» и одноименное издательство, которое организовал на собственные средства. Кроме того, в группу входили Дмитрий Крючков, Василиск Гнедов, Грааль-Апрельский (Стефан Стефанович Петров). Программа кружка «Академия Эгопоэзии (Вселенский футуризм)» была разработана в 1912 году. Основой поэзии эго-футуризма является интуиция и эгоизм. Современность привлекала эго-футуристов преимущественно в бытовом плане: этопрежде всего новые моды, последние марки машин; Игорь-Северянин, «забегая вперед»,создает собственные рецепты модных экзотических блюд (мороженое из сирени, ананасы в шампанском).Эго-футуристам было не чуждо словотворчество – создание авторских неологизмов(например, у Северянина: ветропросвист экспрессов, крылолёт буеров... я трагедию жизни претворю в грёзофарс... («Увертюра»); по аллее олуненной, вы проходите морево (Кензели») и т.п.Группа эго-футуристов распалась в 1913 году, когда из нее ушел Игорь-Северянин. А в 1914 году, после самоубийства Ивана Игнатьева, она прекратила свое существование. В группу «Гилея», они же будетляне, они же кубофутуристы, входили Д.Бурлюк, В.Хлебников, В.Каменский, Е.Гуро, А.Крученых, Б.Лившиц, Вл. Маяковский и некоторые другие авторы. Первое программное выступление кубофутуристов – манифест «Пощечина общественному вкусу» (1912) – примечательно нигилизмом по отношению к русской

классической литературе, а также к современникам-нефутуристам. Это знаменитый призыв «бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч. и проч. с Парохода современности», практически ругань в адрес Бальмонта, Брюсова, Горького, Куприна, Блока, Бунина и др. Одним из наиболее смелых экспериментаторов-словотворцев был Велимир Хлебников. Он устанавливал своеобразное родство слов на основе их созвучия (например, случаи так называемого «внутреннего склонения»: лес – покрытый растительностью, лыс – лишенный растительности; бык – тот, от кого можно ждать удара, бок- место, куда может быть нанесен удар) и т.п. Хлебников, наряду с А.Крученых, - создатель «зауми»: особого поэтического языка, лишенного логического смысла. Поэзия кубофутуристов тесно связана с живописью и графикой. Многие их них были художниками-профессионалами (Д.Бурлюк, В.Маяковский) или любителями. Часто они набирали свои произведения на особой бумаге, особым шрифтом. В некоторых случаях произведения кубофутуристов начинали напоминать картины, которые лучше не читать, а рассматривать («железобетонные поэмы» В.Каменского). В своих произведениях кубофутуристов использовали не только буквы и знаки препинания, но и математические знаки, ноты и т.п.3.Важной чертой художественного и жизненного поведения кубофутуристов был эпатаж. Он выражался и в шокирующей манере одеваться (знаменитая желтая кофта Маяковского), и в нарочито грубом поведении во время выступлений. В произведениях кубофутуристов эпатажная манера проявлялась прежде всего в виде антиэстетизма: использования намеренно грубых, отвратительных образов, которое сознательно противопоставлялось стремлению всех других модернистов организовывать поэзию и саму жизнь по законам красоты. Кубофутуристы исповедовали творческий анархизм, который проявлялся в демонстративном пренебрежении правилами орфографии и пунктуации, нарушении грамматического строения речи (так называемый телеграфный стиль). Несмотря на многие крайности, отдельные находки кубофутуристов оказались очень продуктивными и были развиты в поэзии более позднего времени.

 









Последнее изменение этой страницы: 2017-05-05; Просмотров: 38;


lektsia.info 2017 год. Все права принадлежат их авторам! Главная