11. (1) Чудо устраняет необходимость в заботах низшего порядка. 2Поскольку оно представляет неординарный интервал времени, обычные понятия пространства и времени к нему неприменимы. 3Когда ты станешь творить чудо, Я приведу пространство и время в соответствие с ним.
12. (2) Четкое разграничение между созданным и сотворенным весьма существенно. 2Все формы исцеления основаны на этом главном исправлении в уровне восприятия.
13. (3) Не нужно путать правильное мышленье с ложным. Ответ на любую форму ошибки чем угодно, кроме желания исцелить, есть выражение этой путаницы.
14. (4) Чудо всегда есть отрицание такой ошибки и подтверждение истины. 2Лишь верное мышление придает эффективность исправлению. Практически всё, не имеющее реальных следствий, не имеет реального бытия. 4И тогда следствие его есть пустота. 5Лишенное существенного содержания, оно предоставляет себя проекции.
15. (5) Способность чуда перестраивать уровни восприятия порождает восприятие, способствующее исцелению. 2Покуда этого не произойдет, понять исцеление невозможно. 3Прощение остается пустым жестом, если оно не влечет за собою исправления. Оно скорее будет осуждающим, нежели исцеляющим.
16. (6) Чудотворное прощение есть единственное исправление. 2В нем полностью отсутствуют суждение. 3В выражении: "Отче! Прости им, ибо не знают, что делают", — ни в коей мере нет оценки того, что они делают. 4Это обращение к Богу с призывом исцелить их разумы. 5Нет ссылок на исход ошибки. Он не имеет значения.
17. (7) Наказ "будьте единомысленны" есть утверждение готовности к откровению. 2А моя просьба "сие творите в мое воспоминание"— это призыв чудотворцев к взаимодействию. 3Эти два утверждения не принадлежат к одному и тому же порядку реальности. 4Только последнее включает осознание времени, ибо помнить — значит вносить прошлое в настоящее. 5Время находится в моем ведении, но вечность принадлежит Богу. 6Во времени мы существуем друг с другом и друг для друга. 7В вечности мы сосуществуем с Богом.
18. (8) Ты сможешь много сделать во имя собственного исцеления и исцеления других, если в ситуации, взывающей о помощи, помыслишь таким образом:
2Я здесь лишь для того, чтоб быть воистину полезным.
3Я представляю здесь Пославшего меня.
4Мне ни к чему заботиться о том, что делать или говорить, ведь Тот, Кто меня послал, станет и направлять меня.
5Я буду там, где Он мне пожелает быть, зная, что Он идет туда со мною.
6Я исцелюсь, как только позволю Ему учить меня исцелению.
VI. Страх и конфликт
1. Страх видится непроизвольным и неподконтрольным. 2Но я уже упоминал, что только созидательные действия должны происходить непроизвольно. 3Мой контроль может распространиться на всё малозначимое в то время, как моим водительством будет направляться всё важное, если таким окажется твой выбор. 4Страх не контролируется мною, однако он поддается самоконтролю. 5Страх препятствует передаче тебе моего контроля. Присутствие страха показывает, что мысли тела ты возвысил до уровня разума. 7Это выводит их из-под моего контроля, и заставляет тебя чувствовать личную ответственность за них. 8Что есть явное смешение уровней.
2. Я не оберегаю путаницы в уровнях, но ты сам должен выбрать избавление от нее. 2Не станешь же ты оправдывать свои безумные поступки тем, что ничего не мог с собой поделать? 3Так почему же ты терпим к безумному мышлению? 43десь существует такая путаница, которую необходимо увидеть с предельной ясностью. 5Возможно, ты считаешь, что несешь ответственность лишь за свои дела, но не за мысли. 6На самом деле ты в ответе за свое мышление, ибо только на этом уровне возможен выбор. 7Всё, что ты делаешь, диктуется твоими мыслями. 8Тебе не отделить себя от истины, "дав" автономию своим поступкам. 9Это автоматически подпадает под мой контроль, как только ты поручаешь свои мысли моей опеке. 10Ко-гда тобой завладевает страх, это всегда верный знак того, что ты позволил разуму лжетворить и не позволил мне тебя направить.
3. Нет смысла верить, будто контроль за результатом неверной мысли приводит к исцелению. 2Когда ты ощущаешь страх, ты сделал ложный выбор. 3Вот почему ты чувствуешь ответственность за это. 4Вовсе не поведение следует изменить, а собственное мышление, а это целиком зависит от твоего желания. 5Только на уровне мышления тебе необходимо руководство. Исправление принадлежит только тому уровню, на котором изменение возможно. 7Изменение бессмысленно на уровне симптомов, где оно неэффективно.
4. Коррекция страха — твоя ответственность. 2Когда же ты просишь освободить себя от страха, ты это отрицаешь. 3Твои просьбы о помощи должны относиться к условиям, вызвавшим страх. 4Эти условия всегда порождают желание оставаться в разобщении. 5На этом уровне ты можешь помочь. 6Ты слишком терпим к блужданиям разума, мирясь пассивно с его лжетворениями. 7Конкретный результат не важен, важна принципиальная ошибка. 8Коррекция всегда одна и та же. 9Прежде чем выбрать как поступить, спроси меня, согласен ли твой выбор с моим. 10И если ты уверен, что согласен, страх не появится.
5. Страх всегда — признак напряжения, возникшего в результате конфликта между тем, что ты делаешь и чего желаешь. 2Этот конфликт может сказаться двояко: во-первых, ты можешь принимать противоречивые решения одновременно или последовательно. 3Это вызовет конфликт в поведении, невыносимый для тебя, так как часть разума, желающая поступать иначе, — в ярости. 4И во-вторых, ты можешь вести себя так, как считаешь подобающим, но без особого к тому желания. 5Это вносит последовательность в поведение, но вызывает неимоверное напряжение. 6И в том, и в другом случае между мышлением и поведением есть разлад, который заставляет тебя делать то, чего ты не желаешь полностью. 7А в результате возникнет чувство подневольности, которое обычно вызывает ярость и вслед за этим, скорей всего, последует проекция. Присутствие страха говорит о том, что окончательное решение еще не принято. Следовательно, твой разум расщеплён, а поведение, неизбежно, становится неуравновешенным. 10Коррек-ция на уровне поведения может переместить ошибку из первого типа во второй, но страха она не уничтожит.
6. Вполне возможно достигнуть такого состояния, когда ты без сознательных усилий препоручишь свой разум моей опеке, но это предполагает желание, которого ты еще не развил в себе. 2Святой Дух не спрашивает с тебя более того, что ты согласен сделать. 3Сила свершения приходит от твоего единого решения. Осуществление Божьей Воли не вызывает напряжения, как только ты признаешь, что она и есть твоя собственная воля. 5Этим весьма простым уроком часто пренебрегают. 6Поэтому я буду его повторять, убеждая тебя слушать. 7Только твой разум рождает страх. 8Так происходит, когда желания разума находятся в конфликте, и создается напряжение из-за разлада между желаниями и поступками. 9Такое положение можно исправить только принятием объединенной цели.
7. Первый шаг к устранению ошибки — понять, что конфликт есть выражение страха. 2Скажи себе, что ты, должно быть, каким-то образом выбрал не любить, иначе страху было бы неоткуда взяться. 3Тогда весь процесс исправления сведется просто к серии практических шагов в более емком процессе приятия Искупления как средства исцеления. 4Эти шаги можно суммировать следующим образом:
5Прежде всего пойми, что это — страх.
6Страх возникает там, где нет любви. Единственное средство исцеления отсутствия любви есть совершенная любовь. Совершенная любовь есть Искупление.
8. Я уже подчеркивал, что чудо или выражение Искупления, всегда есть дань уважения достойных к достойным. Признание взаимного достоинства заново учреждается Искуплением. Объятый страхом ты, совершенно очевидно, поместил себя в такую ситуацию, где Искупление необходимо. 4Ты сделал что-то без любви, приняв решение без любви. 5А это в точности та ситуация, для которой и предложено Искупление. Потребность в средстве исцеления вызвала его появление. 7Пока ты только признаёшь необходимость такого средства, ты остаешься в страхе. 8Как только ты приемлешь это средство, страх исчезает. 9Та-ким путем приходит подлинное исцеление. 9. Всякий испытывает страх. 2Но нужно совсем немного верного мышления, чтобы понять причину его возникновения. Очень немногие осознают реальную мощь разума, а постоянно о ней никто не помнит. Однако если ты надеешься избавится от страха, то ряд вещей необходимо осознать и осознать их до конца. 5Разум могуч, он не теряет своей способности творить. Он никогда не спит. 7Разум творит всегда. 8Трудно понять, что мысль и убеждение объединяются в такую силу, которая в буквальном смысле способна "горы переставлять". 9На первый взгляд, вера в подобное могущество покажется гордыней, однако, вовсе не в этом реальная причина твоего неверия в него. 10Ты предпочитаешь верить в недееспособность собственных мыслей лишь потому, что на самом деле, боишься их. возможно так слабеет ощущение вины, но лишь ценою восприятия разума недееспособным. 12Поверив в неэффективность собственных мыслей, ты, вероятно, перестанешь их бояться, но вряд ли станешь уважать. 13Нет тщетных мыслей. 14Всякая мысль рождает форму на том или ином уровне.
VII. Причина и следствие
1. Возможно ты всё еще сетуешь на страх, но, тем не менее, упорно вызываешь его в себе. 2Я уже отмечал, что не следует просить меня освободить тебя от страха. 3Я знаю, что страха не существует, но ты о том не знаешь. 4Вклинившись между твоими мыслями и их результатом, я нарушил бы основной закон причины и следствия, самый существенный из всех законов. 5Я вряд ли помог бы тебе, умалив силу твоего собственного разума. 6Подобное противоречило бы цели данного курса. 7Много полезнее напоминать тебе, что ты недостаточно бдителен в отношении своих мыслей. 8Ты вероятно чувствуешь, что в данный момент лишь чудо сделает тебя к тому способным, и это — истинная правда. 9Ты не приучен к чудотворному мышлению, но тебя можно подготовить к нему. 10Такая тренировка необходима всем чудотворцам.
2. Я не могу тебе позволить оставить неохраняемыми твои мысли, иначе ты не сможешь мне помочь. 2Творение чудес приводит к полному осознанию могущества мысли, дабы избегнуть лжетворения. 3В противном случае понадобится чудо, чтобы сам разум наставить на верный путь, т.е. создастся замкнутый круг, не способствующий сокращению времени, для коего и предназначалось чудо. 4Чудотворец должен иметь неподдельное уважение к истинным причине и следствию; только при этом условии и происходит чудо.
3. Как чудо, так и страх — продукты мыслей. 2Если ты не свободен выбрать одно, ты не свободен выбрать и другое, выбрав чудо, ты отвергаешь страх, хотя бы временно. 4Тебя страшили все и вся. 5Ты в страхе перед Богом, передо мною и собой. 6Ты ложно нас воспринял или же ложно сотворил и веришь в то, что создал. 7Ты бы не сделал этого, когда бы не был в страхе перед собственными мыслями. 8Исполненные страха должны лжесоздавать, поскольку они воспринимают творение превратно. 9Творя превратно, ты испытываешь боль. 10Принцип причины и следствия теперь становится реальным ускорителем, хотя и временным. 11По сути, "Причина" — термин, по праву принадлежащий Богу, а Его "Следствие" есть Его Сын.12 Это предполагает ряд Причинно-Следственных отношений, полностью отличающихся от тех, которые ты ввел в свое ложное творение. 13Тогда коренной конфликт этого мира — конфликт между творением и лжетворением. 14Все страхи принадлежат последнему, а первому — вся любовь. 15И следовательно всякий конфликт сводится к конфликту между страхом и любовью.
4. Уже упоминалось, что ты не веришь в свою способность контролировать страх, поскольку создал его сам и вера твоя в него, видимо, сделала его тебе неподконтрольным. 2Но всякая попытка исправить ошибку покорением страха бесполезна. 3По сути она лишь подтвердит его могущество уже одним предположением, что страхом нужно овладеть. 4Истинное решение зиждется целиком на овладении страхом через любовь. 5Тем временем ощущение конфликта неизбежно, поскольку ты веришь во власть того, чего не существует.
5. Ничто и всё не могут сосуществовать. 2Верить в одно -значит отречься от другого. 3На самом деле, любовь есть всё, а страх — ничто. 4Свет озаряет тьму и тьма уходит. 5Для тебя истинно то, во что ты веришь. 6И в этом смысле разделение имело место, а отрицать это значит просто неверно использовать отрицание. 7Однако сосредоточиться на ошибке было бы лишь еще одной ошибкой. 8Процесс исправления начинается с временного признания существования проблемы, но лишь как знак необходимости ее немедленного исправления. 9Это устанавливает такое состояние разума, в котором Искупление может быть принято без промедлений. 10Нужно однако подчеркнуть, что в конечном счете компромисс между ничем и всем невозможен. 11Время, по существу, и есть инструмент, с помощью которого можно отказаться от всех компромиссов в этом плане. 12Лишь кажется, что избавление от времени происходит постепенно, ибо время само по себе включает интервалы, которых не существует. 13Лжетворение сделало время необходимым корректирующим средством. 14Выражение "Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына своего Единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную" нуждается в одной незначительной поправке для осмысления в нашем контексте: Он отдал мир Своему Единородному Сыну.
6. Следует особо отметить, что у Бога есть только один Сын. 2Если все Божий творения — Его Сыновья, то каждый из них должен быть неотъемлемой частью всего Сыновства. 3Сыновство в своем единстве превосходит сумму его частей. Однако этот факт остается затененным, покуда какой-то части недостает. 5Вот почему до возвращения всех частей Сыновства конфликта полностью не разрешить. 6Только тогда станет понятен истинный смысл целокупности. 7Любая часть Сыновства вольна верить в ошибку или неполноценность, если таков будет ее выбор. 8Но это будет вера в существование ничто. Исправление этой ошибки и есть Искупление.
7. Я уже кратко говорил о готовности, но здесь нам могут пригодиться некоторые дополнительные сведения. Готовность есть лишь предпосылка к любому достижению. 3Два этих понятия не нужно путать. 4Едва состояние готовности достигнуто, обычно появляется некое желание свершения, но оно совсем не обязательно единое и неделимое. 5Само состояние готовности подразумевает не более чем потенциальную возможность изменить мышление. Уверенность же развивается вслед за достигнутым. 7Мы уже пытались исправить коренную ошибку мышления — убеждение, будто страхом можно овладеть, — и подчеркивали, что, воистину, страх покоряется любовью. 8С готовностью только зарождается уверенность. 9Ты вероятно думаешь, что между готовностью и истинным свершением лежит необозримый промежуток времени, однако, позволь тебе напомнить, что время и пространство — в моем ведении.
VIII. Смысл Страшного Суда
1. Один из способов устранить путаницу между магией и чудом — это напоминать себе о том, что ты себя не сотворил. 2Становясь эгоцентричным, ты склонен об этом забывать, и тогда вера в магию практически неизбежна. 3Воля творить была тебе дана твоим Творцом, Который выражал ту же самую Волю в Своем творении. 4Поскольку способность творить принадлежит разуму, всё, что ты творишь, есть дело твоей воли. Отсюда также следует, что созданное тобой одним, реально в твоих собственных глазах, но не в Разуме Божьем. 6Это основное различие и приводит непосредственно к истинному значению Судного Дня.
2. Судный День — одна из самых ужасающих концепций в твоем мышлении. 2Тому причина — непонимание ее. 3Богу не свойственно судить. 4Суждение появилось после разделения и наряду со многими средствами обучения, было введено в общий план. 5Как разделение длилось миллионы лет, так и Страшный Суд займет подобный, если не больший, период времени. 6Его продолжительность, однако, можно значительно сократить за счет чудес — средств сокращения времени, но не уничтожения его. 7Если значительное число людей станет воистину чудотворно разумом, процесс сокращения времени практически перестанет поддаваться измерению. 8Для тебя же важно как можно скорее избавиться от страха, ибо ты должен быть свободен от конфликта сам, чтобы нести покой другим.
3. Страшный Суд обычно мыслится как процесс, осуществляемый Богом. 2В действительности он будет осуществлен моими братьями с моею помощью. 3Это, скорее, окончательное исцеление, нежели раздача наказаний, как бы глубока ни была твоя вера в заслуженность таковых. 4Наказание — концепция прямо противоположная правильному мышлению, а цель Последнего Суда — восстановить в тебе подобное мышление. 5Суд-ный День можно назвать процессом подлинной оценки. 6Под этим понимается, что каждый, наконец, поймет, что ценно, а что — нет. 7После этого способность выбирать может разумно направляться. 8Покамест это различие не установлено раз и навсегда, колебания в выборе между свободной и несвободной волей будут продолжаться.
4. Первый шаг к свободе включает в себя отделение истинного от ложного. 2Такое разделение конструктивно и выражает истинный смысл Апокалипсиса. 3Каждый в итоге посмотрит на
свои собственные творения и выберет сохранить только благое, подобно Богу, который глядя на сотворенное Им, знал, что это хорошо. 4С этого момента разум может начать глядеть с любовью на собственные творения, благодаря их ценности. 5В то же время, он неизбежно отречется от своих лжетворений, которые, лишившись его веры, перестанут существовать. 5. Термин "Судный День" пугает не только потому, что он был спроецирован на Бога, но также из-за ассоциации слова "судный" со смертью. 2Это замечательный пример опрокинутого восприятия. 3Если объективно проанализировать смысл Судного Дня, то станет совершенно ясно, что он, в действительности, отворяет дверь в жизнь. Объятый страхом не живет. 5Твой собственный последний суд не может быть направлен на самое себя, ибо ты — не свое собственное творение. 6Но ты способен в любое время осмысленно соотнести его со всем, что сделал сам, удерживая в памяти лишь творческое и благое. 7Лишь это и диктует тебе правильное мышление. Единственная цель времени — "дать тебе время", чтобы достичь подобного суждения. 9Вот каково будет твое совершенное суждение о твоих совершенных творениях. 10Если всё, остающееся с тобою, заслуживает любви, у страха более нет оснований оставаться с тобою. иТакова твоя роль в Искуплении.
Глава 3 НЕВИННОЕ ВОСПРИЯТИЕ
I. Искупление без жертвы
1. Прежде чем окончательно исчезнут остатки страха, всё еще ассоциируемого с чудесами, следующее положение должно всецело проясниться. 2Не распятие учредило Искупление, а воскресение. 3Многие искренние христиане поняли это превратно. 4Свободные от веры в недостаточность не совершили бы подобной ошибки. 5Если рассматривать распятие с точки зрения опрокинутого восприятия, то может показаться, будто и впрямь Господь позволил и даже поощрил страдания одного из Сыновей Своих, поскольку тот был благ. 6Подобная, особо несуразная интерпретация, рожденная проекцией, у многих породила глубокую, мучительную боязнь Бога. 7Данная антирелигиозная концепция вошла в состав многих религий. Однако, подлинный христианин должен остановиться и спросить: "Разве подобное возможно?" 9Возможно ли для Сущего мышление, по Его собственному утверждению, недостойное Его Сына?
2. Лучшей защитой всегда оказывается не нападение на позиции другого, а защита истины. 2Неразумно принимать концепцию, для оправдания которой приходится полностью менять собственную систему отсчета. 3Такая процедура, достаточно болезненная даже в ее ограниченном использовании, становится и впрямь трагичной в более широком применении. Жестокость часто выливается в попытку "оправдать" ужасную ошибку восприятия тем, что Бог Самолично покарал Своего Сына во имя спасения. 5Сами эти слова бессмысленны. 6Но данную ошибку восприятия невероятно трудно преодолеть, ибо, хотя исправить ее не труднее, чем любую другую, многие не желали отказаться от нее, в силу ее огромной ценности в качестве защиты. 7В более мягких формах, к примеру, родитель говорит: "Ведь я от этого страдаю более чем ты", — и с облегчением бьет свое дитя. 8Возможно ли поверить, будто Отец наш мыслит подобным образом? 9Рассеять эти убеждения очень важно, чтоб и следа подобных мыслей не оставалось в твоем разуме. 10Я не был "наказан" за то, что ты был плох. 11Благой урок, которому учит Искупление, • утрачен, запятнанный подобным искажением в какой угодно форме.
3. Фраза "Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь", есть ложное восприятие; в нем некто приписывает Богу свое собственное "порочное" прошлое. 2К Богу оно не имеет никакого отношения. 3Бог это прошлое не сотворил и не стремится сохранить его. 4Господь не признает возмездия. 5Разум Его творит иным путем. 6Твоих "порочных" дел не ставит Он тебе в вину. 7Разве Он мне поставил бы их в вину? 8Ты должен быть уверен, что понимаешь и всю немыслимость подобного предположения, и что оно всецело рождено проекцией. 9Подобная ошибка ответственна за целый сонм родственных заблуждений, включая веру в то, что Бог отверг Адама, изгнав его из Эдемского Сада. 10Поэтому, ты веришь, что иногда и я веду тебя не тем путем. 11Я приложил много усилий в подборе слов, которые почти не поддаются искажению, однако, всегда имеется возможность исказить символы, была б охота их исказить.
4. Жертва — идея, неведомая Богу. Она рождается из страха, а побуждаемые страхом бывают весьма жестоки. 3Жертва любого рода есть нарушение моего тебе наказа: быть милосердным, как милосерд Отец наш в Царствии Небесном.4Для многих христиан неимоверно трудно осознать, что это применимо к ним самим. 5Хорошие учителя никогда не стращают своих учеников. Запугивать — значит нападать, а нападение приводит к неприятию всего, что предлагается учителем. 7Отсюда и не приносящее успеха обучение.
5. На меня правильно ссылались, как на "Агнца Божия, берущего на себя грехи мирские"; однако тот, кто представляет овцу запятнанною кровью, не понимает значения символа. Правильно понятый, он очень прост и говорит лишь о моей невинности. 3Лев и ягненок, вместе возлежащие, символизируют мирное и естественное сосуществование невинности и силы, а не их конфликт. 4"Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят" есть другой способ сказать то же самое. 5Чистый разум знает истину, и в этом его сила. 6Он не смешивает разрушения с невинностью, ибо невинность он ассоциирует с силой, а не со слабостью.
6. Невинность неспособна жертвовать, ибо невинный разум имеет всё и озабочен лишь сохранением своей полноты. Проекция ему несвойственна. 3Он чтит другие разумы, ибо с почетом привечают истинно любимые — себе подобных. 4Агнец "берет на себя грехи мирские" в том смысле, что состояние невинности или милосердия — это такое состояние, когда смысл Искупления очевиден. 5Искупление недвусмысленно. Оно предельно ясно, пребывая в свете. 7Только попытка окутать его тьмой сделала искупление недоступным для тех, кто не желает видеть.
7. Само по себе Искупление сияет одной лишь истиной. 2По-этому оно и олицетворяет невредимость и излучает только благо. 3Подобное было бы невозможным, не родись Искупление из самой невинности. 4Невинность — это мудрость, ибо она не знает зла, и зла не существует. Однако ей доподлинно известно всё, что истинно. 6Воскресение показало неуничтожимость истины. 7Добро способно выстоять против любой формы зла, подобно свету, изгоняющему любую форму тьмы. Следовательно, Искупление есть урок совершенный. 9Он — окончательное доказательство того, что и остальные мои уроки истинны. 10Если ты в состоянии принять такое обобщение сейчас, то отпадет нужда во многих, менее значительных уроках. 11Поверив в Искупление сейчас, ты освободишься от всех ошибок.
8. Невинность Божья — естественное умонастроение Божьего Сына. 2В подобном состоянии он знает Бога, ведь Бог — не символ, Бог есть Факт. 33ная Его Сына таким, каков он есть, ты понимаешь, что Искупление, а не жертва — единственный достойный алтаря Господня дар, которому принадлежит лишь совершенное. 4Понимание невинных и есть истина. 5Вот почему их алтари истинно лучезарны.