Акциденция ( лат. accidens - случайность) - случайная, преходящая,
временная, несущественная свойство.
Происхождение понятия акциденция
Это понятие впервые ввел Аристотель ( «Метафизика» , «Физика» ).
Оно широко употреблялось в средневековья. схоластике , а также в
философии 17-18 вв., где А. как меняющееся состояние
противопоставлялась субстанции - неизменной сущности вещей . С
точки зрения диалектического материализма такое противопоставление
неправомерно: все свойства (существенные и несущественные,
необходимые и случайные, постоянные и неустойчивые) являются
подвижными, изменчивыми, такими, которые переходят друг в друга; не
существует неизменной основы вещей. Поэтому в марксист. философии
термин «акциденция» обычно не употребляют.
Виды акциденций
Философская акциденция : символ - одна из форм познания мира. В
символе открывается сама сущность человеческого сознания, но эта
сущность никогда не теряет связи с первоначальными экспрессивными
переживаниями.
Психологическая акциденция : символ - одна из форм проявления
сознания, он в неразвернутой форме включает в себя все возможные
конкретизации предмета, многозначительную смысловую перспективу его
развертывания в действительности. Символические концепты возникают
еще до момента свободного владения языком, о чем свидетельствуют
исследования Ж. Пиаже [Пиаже 1983: 133-136], в процессе ассимиляции
между предметами, а также между предметами и схемой действий,
другими словами, одни предметы ассимилируют другие, что приводит
возникновения экстенсионал, или символа.
Психоаналитическая акциденция : символ - единственная
опосредованная возможность проявления подсознательных начал в
индивидуальной психике и в культуре . По К. Юнгу, во всех
трактовках архетипа есть нечто общее: все фундаментальные
образы-символы принципиально противостоят сознанию.
Лингвофилософская акциденция : символ - форма выражения смысла . По
Р.Дж. Коллингвуд, язык имеет двусторонний характер: с одной
стороны, она является средством выражения (например, собственных
чувств), а с другой - символическим аппаратом, или
интеллектуализированном языке. "Речь при этом
интеллектуализированной форме обладает как выразительностью, так и
смыслом. Как язык он выражает определенные эмоции. Как
символический аппарат он проникает за эмоции, к мысли, что несет
этот эмоциональный заряд. Такова знакома разница между тем,« что мы
говорим » и тем, «что мы имеем в виду» [Коллингвудом]. Назначение
символа - передать смысл, что может быть скрытым по определенной
форме.
Этнолингвистические акциденция : символ - часть ритуального
действия или реализация мифопоэтического представления. Ритуал
древнее даже за язык , ритуальная сак-рализована действие
постепенно формируется в символические формы, в частности, язык.
"Наряду с« видимой »структурой слова ( корень , суффикс , окончание
, перформаты и детерминативы) существует и «невидимая» его
структура, которая отражает основные категории магического мышления
и в значительной мере степени определяет механизм языка [Маковский:
2]. Поэтому слово навсегда остается символом, который достигает в
глубины сознания.
Герменевтическая-философская акциденция : символ - часть целого,
единство намека и утаивания этого целого. Символ, «опыт
символического подразумевает, что отдельное, особое предстает как
осколок бытия , способный соединиться с соответствующим ему
осколком в целостность, или также, что это - долгожданный частица,
дополняющая до целого, фрагмента жизни, который всегда ищут »
[Гадамер 2001: 79]. По Гадамером, символ не только указывает на
значение, но и представляет его, в том смысле, что не замещает
нечто иное, не выступает лишь представителем чего, а сохраняет в
своем представительстве то, что представляет. Например, «портрет,
висящий в зале ратуши, или в церковном помещении, или где еще,
должно быть элементом существующего существования этого лица. Лицо
на репрезентативном портрете здесь присутствует в той
репрезентативной роли, которую она имеет »[Гадамер 2001: 81].
Формально-логический акциденция : символ - условный знак, как
правило, графический, обозначающее логические операции,
формализованные понятия , алгоритмы процессов или действий. Их
особенность в том, что они представляют какую-то идею, понятие, но
без их «присутствия» в гадамеровськом понимании. Освещение концепта
символа в научной картине мира названными акциденция не
исчерпывается, мы не упомянули идеи А. Ф. Лосева, Ч. Пирса, Ю. М.
Лотмана, О. А. Потебни и других выдающихся ученых, которые пытались
раскрыть его сущность и найти определенный инвариант его
определения. Но, очевидно, это невозможно, поскольку каждая
отдельная научная отрасль имеет свою семиотическую систему и
позицию относительно исследуемого объекта. Что является
действительно инвариантным при подходе к символу в научной картине
мира - это терминологические рамки, понимание его как термина,
несмотря на размытость этого концепта. Здесь каждый вариант
употребления слова «символ» - это метаязычный вариант, который
функционирует как элемент определенной отраслевой
терминосистемы.
В языковой картине мира концепт символа наполняется опытным
функциональными смыслами. Для того, чтобы попытаться определить
характер этой функции, «удобнее не давать какого-либо общего
определения, а исходить из интуитивно дарованных нам нашим
культурным опытом представлений и в дальнейшем стараться их
обобщить» [Лотман 2002: 212].