- Lektsia - бесплатные рефераты, доклады, курсовые работы, контрольные и дипломы для студентов - https://lektsia.info -

Ампиру или «высокому классицизму» начало было положено в первые три десятилетия 19-го века.



Этот архитектурный стиль вывел на передний план возведение больших общественных зданий, выполненных подчеркнуто монументально и с большой долей торжественной парадности. Монументальная скульптура, как символ, подчеркивающий и раскрывающий идею и образ сооружения, органично слилась в этом стиле с зодчеством, и это взаимодействие достигло кульминации. Новый стиль отлично послужил прославлению российского государственного могущества и выражению патриотических чувств.

Первым шедевральным произведением в стиле ампир можно назвать Казанский собор А. Н. Воронихина, обращенный к Невскому проспекту, с прилегающими площадями и колоннадами, боковые части которых имеют пространство для проезда. Прекрасно вписывается в архитектурную композицию сооружения скульптура, в работе над которой принимали участие И.П.Прокофьев, И.П.Мартос, В.И.Демут-Малиновский и С.С.Пименов.

Ярким представителем русской ветви высокого классицизма стало, преобразованное согласно проекту А.Д.Захарова, Адмиралтейство. Этот культурный памятник оказал колоссальное влияние на этап завершения эволюции этого торжественного стиля. Его идейно-эмоциональное содержание особо подчеркнуло скульптурное убранство, над которым основательно потрудились русские мастера И.И.Теребенев, Ф.Ф.Щедрин и другие.

Основным звеном архитектурной панорамы акватории Невы, в результате ее окончательной застройки, стала Стрелка Васильевского острова. Свои нынешние очертания она приобрела, когда была осуществлена искусственная подсыпка ее берегов в процессе сооружения здесь архитектурного ансамбля Биржи, работы Тома де Томона. В нем, как и в, сооруженном Воронихиным, корпусе Горного института, весьма заметны изыскания творческой мысли архитекторов, ищущих новые формы для выражения идейного содержания античной архитектуры.

Война с французами 1812 года и победа в ней поспособствовали возрождению национального самосознания и патриотическому настрою общества, которое нашло отражение и в архитектуре. Появились действительно триумфальные сооружения, одно из которых – Нарвские ворота, спроектированные Д.Кваренги, впоследствии работу над ними продолжил В.П.Стасов, а их скульптурным оформлением занимались В.И.Демут-Малиновский, С.С.Пименов, П.К.Клодт.

Своеобразными знаками Победы можно назвать и Александрийскую колонну на Дворцовой площади работы О. Монферрана, и памятники М.Б. Барклаю-де-Толли и М. И. Кутузову, вписавшиеся в оформление Казанского собора, скульптора Б.И.Орловского, и триумфальные Московские ворота, созданные В. П. Стасовым.

Заключительным шедевром классицизма в Петербурге стал Исаакиевский собор, ставший одной из самых значительных фигур городского силуэта.

 

 

Билет № 16

 

Казанский кафедральный собор (Собор Казанской иконы Божией Матери) — один из крупнейших храмов Санкт-Петербурга. Является памятником архитектуры русского классицизма. Построен в 1801—1811 годах архитектором А. Н. Воронихиным по указу императора Александра I

Впоследствии А. Н. Воронихин принял участие в переделке Строгановского дворца,но преимущественно на половине Павла Строганова. Следующими работами Воронихина явились перестройка дачи А. С. Строганова и благоустройство парка между Большой Невкой и Черной речкой в Новой деревне(1795-1796).

Воронихин создал множество проектов, в которых его талант сверкал яркими гранями. В 1806 1811 годах по замыслу Воронихина были полностью перестроены здания, занятые Горным кадетским корпусом — одним из старейших учебных заведений Петербурга,позже получившим название Горного института.

В результате перестройки на берегу Васильевского острова появилось монументальное здание с колоссальной дорической колоннадой в центре.

В 1800 х годах Воронихин много работал в пригородах столицы: Петергофе, Стрельне, но более всего в Павловске. Павловский парк украсился мостами, поэтичным Розовым Павильоном,спроектированным и построенным по его проекту.

Во дворце, пострадавшем в 1803 году от пожара, Воронихин восстанавливал анфилады великолепных залов,а в южной галерее создал «Фонарик» — интерьер, в котором дворцовая роскошь естественно сочетается с уютом жилых покоев.

Параллельно с практической работой А. Н. Воронихин продолжал преподавать в Академии художеств и передавать свой опыт ученикам. Многие из них тоже в прошлом были крепостными: И. Н. Мичурин, П. А. Шаров, П. С. Садовников — впоследствии академик архитектуры. [ На иллюстрации: Никольская церковь,разрез ]

Помимо архитектуры и живописи, Андрей Никифорович тяготел к декоративно-прикладному искусству. Проектировались роскошные дворцы, беседки, фонтаны, фонари, светильники,мебель, сады и парки. Творчество А. Н. Воронихина в области декоративно-прикладного искусства оказало значительное влияние на художественную обработку камня на Урале в первой трети ХIХ века. Екатеринбургская гранильная фабрика работала по рисункам А. Н. Воронихина, К. Росси, И. Гальберга, А. Брюллова и других.

К вершинам декоративно-прикладного творчества великого зодчего относится ограда Казанского собора,отлитая по его проекту в Петрозаводске (1811 г.). Ее узоры звучат торжественно и празднично. Длина ограды — почти 153 метра. Это «лебединая песнь» А. Н. Воронихина.

 

Билет № 17

 

Брюллов Карл Павлович (Briullov Karl) (1799—1852), русский художник. Родился Брюллов в обрусевшей немецкой семье скульптора-резчика и живописца миниатюр в Петербурге 12 (23) декабря 1799. В 1809–1821 годах учился в Академии художеств, в частности у живописца исторического жанра Андрея Ивановича Иванова. В 1821 году Карл Брюллов был удостоен золотой медали Академии за картину: "Явление Аврааму трех ангелов у дуба Мамврийского" и права продолжения обучения живописи в Италии за казенный счет. В 1823–1835 годах Брюллов работал в Италии, испытав глубокое воздействие античного, равно как и итальянского ренессансно-барочного искусства. Итальянские картины Брюллова проникнуты чувственной эротичностью ("Итальянский полдень", 1827, Русский музей, Санкт-Петербург; "Вирсавия", 1832, Третьяковская галерея); в этот период окончательно формируется и его дар рисовальщика. Брюллов выступает и как мастер светского портрета, превращая свои образы в миры сияющей, «райской» красоты ("Всадница" или конный портрет Дж. и А.Паччини, 1832, Третьяковская галерея). Стремясь к большим историческим темам, в 1830 году, побывав на месте раскопок древнеримского города, разрушенного извержением Везувия, Брюллов начинает работу над картиной "Последний день Помпеи". Многофигурное трагическое полотно становится в ряд характерных для романтизма «картин-катастроф».

 

Картина "Последний день Помпеи" Брюллова (завершенная в 1833 и хранящаяся в Русском музее) производит сенсацию как в России (где о ней восторженно пишут А.С.Пушкин, Н.В.Гоголь, А.И.Герцен и другие писатели), так и за рубежом, где это произведение живописца приветствуют как первый большой международный успех русской живописной школы. На родину в 1835 художник возвращается уже как живой классик. Посетив по пути Грецию и Турцию, Брюллов создает целый ряд поэтических образов Восточного Средиземноморья. Обратившись по предложению императора Николая I к русской истории, Брюллов пишет "Осаду Пскова Стефаном Баторием" (1836–1843, Третьяковская галерея), не сумев, однако же, добиться (несмотря на ряд ярких живописных находок в эскизах) эпической цельности своего итальянского шедевра. По возвращении в Россию важную сферу творчества Брюллова стали составлять монументально-оформительские проекты, где ему удалось органически сочетать таланты декоратора и драматурга (эскизы росписей Пулковской обсерватории, 1839–1845; этюды и наброски ангелов и святых для Исаакиевского собора.

Полным хозяином своих образов Брюллов выступает в портретах. Даже в заказных вещах (вроде портрета "Графини Юлии Самойловой, удаляющейся с бала с приемной дочерью Паччини", около 1842, Русский музей) феерическая пышность колорита и мизансцен выглядит в первую очередь как триумф искусства. Еще более непринужденны, психологически-задушевны по краскам и светотени образы людей искусства (поэта Н.В.Кукольника, 1836; скульптора И.П.Витали, 1837; баснописца И.А.Крылова, 1839; писателя и критика А.Н.Струговщикова, 1840; все работы в Третьяковской галерее), в том числе известный меланхолический автопортрет (1848, там же). Все более слабея от болезни, с 1849 года Брюллов живет на острове Мадейра, а с 1850 – в Италии. Умер Карл Брюллов 23 июня 1852 года в местечке Мандзиана, близ Рима.

 

Билет № 18

 

Росси Карл Иванович [18(29).12.1775, Петербург, - 6(18).4.1849, там же], русский архитектор, представительпозднего классицизма. В 1804 назначен художником на стекольный и фарфоровый заводы в Петербурге, в 1806 - архитектором Кабинета его величества, в 1809 направлен в Экспедицию Кремлёвского строения в Москву (московские постройки Росси не сохранились).

Среди ранних работ - перестройка Путевого дворца в Твери (1809). Здесь же (в Твери) он начал сплачивать вокруг себя творческий коллектив, на который постоянно опирался в дальнейшем. Ликвидация комитета по благоустройству города прервала плодотворную работу Карла Ивановича Росси в Твери. В 1815 году он возвратился в Петербург.

В Петербурге задачи, поставленные перед Росси, решались совершенно по новому. До него никто из современных ему архитекторов так не планировал. Создавая проекты, он представлял себе не отдельное здание, а сразу полный квартал города с широким и смелым раскрытием новых городских перспектив.

 

В 1816 г. Росси был назначен главным архитектором петербургского Комитета для строений и гидравлических работ и вместе со Стасовым и Михайловым встал во главе обширных работ по застройке столицы. В Петербурге Росси переделывал Аничков дворец и его сад, создал ансамбль Елагиного дворца. С этого времени начался период расцвета творчества Росси.

Росси осуществил строительство величественного Михайловского дворца (1819-25; ныне здание Русского музея), торжественного ансамбля Михайловской площади (ныне Искусств площадь), и Михайловской улицы (ныне улица Бродского).

1819-29 Росси возвёл ансамбль Главного штаба, смело решив трудную композиционную и планировочную задачу и создав триумфальный въезд на Дворцовую площадь: Росси изменил направление Морской улицы (ныне улица Герцена), ориентировал её на центр Зимнего дворца и перекрыл мощной двойной аркой.

Росси наметил грандиозный план строительных работ, охватывая им площадь перед театром, усадьбу Аничкова дворца. Публичную библиотеку и дорогу на Чернышеву площадь с проложением новой улицы.

Более широкий размах трудно себе представить. Город получал классически распланированный район от Невского проспекта до Чернышева моста на Фонтанке. Не многие архитекторы в мире имели смелость даже мечтать о таком строительстве.

. Росси в 1829-34 завершил формирование Сенатской площади (ныне площадь Декабристов). Отличающиеся грандиозным размахом, ясностью объёмно-пространственной композиции, разнообразием и органичностью решений, петербургские ансамбли Росси составили вершину градостроительного искусства русского классицизма.

Для творчества Росси, одного из создателей русского варианта ампира, характерны широта в охвате архитектурных задач

 

Градостроительные идеи Росси, воплощённые им в величавых городских ансамблях, явились качественно новым вкладом в архитектуру русского классицизма.

 

Билет № 19

 

Ряд этих наших художников романтического периода начинает Кипренский - сын крепостного и, несмотря на это, по художественной своей натуре один из самых удивительных аристократов русского искусства.

Учился в Академии художеств в Петербурге, с 1788 года в Воспитательном училище Академии, затем в классе исторической живописи у Г.-Ф.Дуайена и Г.И.Угрюмова. В 1803 году окончил Академию и был оставлен при ней пенсионером. В 1805-м за картину «Дмитрий Донской по одержании победы над Мамаем» (ГРМ) получил большую золотую медаль и право поездки за границу. В 1809–1810 годах жил в Москве, в 1811-м в Твери. В марте 1812 года возвратился в Петербург, в том же году за живописные и графические

Кипренский более обращал внимание на древних колористов, нежели на холодные белые гипсы. Для него краска была главным, рисунок, линии - второстепенным.

О. Кипренский — первый по времени русский портретист XIX века. Его кисти принадлежит «Портрет А. К. Швальбе» (1804), которым он дебютировал как портретист. В Италии работу приняли за творение Рембрандта. В 1809 году Кипренский создает «Портрет Е. В. Давыдова».

Наиболее известные произведения — портрет мальчика А. А. Челищева (1810—1811), портреты супругов Ростопчиных (1809) и Хвостовых (1814), хранящиеся вТретьяковской галерее, а также автопортрет (1808), изображения поэтов К. Н. Батюшкова (1815), Музей института русской литературы Российской Академии наук, Петербург), В. А. Жуковского (1816). В 1827 году О. А. Кипренским по заказу А.А. Дельвига был выполнен портрет А. С. Пушкина (весной того же года Пушкин стал моделью В. Тропинина)

 

 

Билет № 20

Первые работы художника относят к романтизму. Будучи в Санкт-Петербурге, он находился в среде горожан, мелких и средних помещиков, с которых позже и стал писать портреты, что привело его к реализму.

Автор, в отличие от романтических портретистов, старался подчеркнуть типичность героев. Но в то же время он симпатизировал им, что выливалось в изображении внутренней привлекательности. С этой же целью Тропинин пытался не показывать явную социальную принадлежность людей.

Такие работы художника, как «Кружевница», «Гитарист» и др. относятся к «портрету-типу». Тропинин изображал конкретного человека, а через него старался показать все типичное для данного круга людей.

 

 

Билет № 21

Творчество И.К.Айвазовского

Иван Константинович Айвазовский - один из крупнейших русских живописцев XIX века.

Учился в петербургской Академии художеств у М.Н.Воробьева (1833–1839). Работал в Крыму, Италии, посетил также Францию, Англию и ряд других стран. Любил путешествовать, но с 1845 работал преимущественно в родном городе. Испытал особое влияние французской марины классицизма. Избавляясь от слишком резких контрастов классицистической композиции, Айвазовский со временем добивается подлинной живописной свободы. Бравурно - катастрофический "Девятый вал" (1850, Русский музей, Петербург), где достигнуто впечатление «безбрежного» морского пространства, может служить итогом его раннего периода. В самых хрестоматийных и по праву особо популярных своих картинах (таких, как "Черное море", 1881 и др.) Айвазовский, как никто другой сумел показать живую, пронизанную светом, вечно подвижную водную стихию. Живописец Главного морского штаба (с 1844), Айвазовский принимает участие в ряде военных кампаний (в том числе в Крымской войне 1853–1856), создав немало патетических батальных полотен (Чесменский бой, 1848, Феодосийская картинная галерея). Хотя он исполнил немало «чисто земных» пейзажей, среди которых выделяются украинские и кавказские виды, именно море обычно предстает у него универсальной основой природы и истории, особенно в сюжетах с сотворением мира и потопом; впрочем, образы религиозной, библейской или евангельской, иконографии, равно как и античной мифологии, нельзя причислить к самым большим его удачам.

 

Билет № 22

 

Алекса?ндр Андре?евич Ива?нов (1806—1858) — русский художник, создатель произведений на библейские и антично-мифологические сюжеты, представительакадемизма, автор грандиозного полотна «Явление Христа народу».

Поступает в Петербургскую Академию Художеств в качестве вольноприходящего ученика и, в отличие от воспитанников Академии, продолжает жить в семье. С юных лет он обнаруживал поразительные успехи, его работы давали повод подозревать, что он выполнял их с помощью отца. Первый свой успех художник переживает в восемнадцать лет; за картину на сюжет "Илиады" Гомера "Приам, испрашивающий у Ахиллеса тело Гектора" (1824, Государственная Третьяковская галерея) ему присуждают Малую золотую медаль.

Жизненным подвигом художника стала 20-летняя работа над огромной картиной "Явление Христа народу" (1837-1857, Третьяковская галерея). Евангельский сюжет Иванов трактовал как реальное историческое событие, основное содержание которого - духовный переворот в жизни угнетённого человечества, начало его освобождения и нравственного возрождения. Сложная, подчинённая идейному замыслу картины многофигурная композиция объединяет людей различных сословий и характеров, по-разному воспринимающих событие; каждый персонаж получил глубокий идейно-психологический смысл.

В последнее десятилетие жизни А.А. Иванов работал над циклом "Библейских эскизов" (акварель, Третьяковская галерея и Русский музей), явившимся новым выдающимся достижением в его творчестве.

 

Билет № 23