Серапион епископ Тмунтский из нижнего Египта известен нам как
выдающийся церковный деятель и писатель середины 4 века, подвижник
и защитник Православия от арианской ереси. Сам "отец Православия"
Афанасий Великий адресовал ему свои послания и книги о Св.
Духе.
"Евхологий" Серапиона был обнаружен сравнительно недавно, в 1894 г.
проф. Дмитриевским в рукописи 10 века, хранившейся в библиотеке
Великой Лавры на Афоне. Он состоит из 30 молитв, в том числе
литургических, по которым уже в начале нашего века Брайтман
восстановил ещё одну древнюю Александрийскую Литургию. Всех очень
заинтересовала её анафора, которая выглядит следующим образом:
В начале епископ читает весьма краткую молитву Префации, в которой
благодарит Бога за творение и искупление мира. Затем поётся
Санктус. Далее следует очень необычный Анамнесис, т.е. молитвенное
воспоминание Тайной Вечери (с цитатой из "Дидахе" о разбросанных по
горам зернах хлеба, но без упоминания Крестной смерти, Воскресения
и Вознесения). И, наконец, — ещё более необычный Эпиклесис, который
выглядит следующим образом:
"Да приидет, Боже Истины, Твой Святой Логос на хлеб сей, чтобы
сделался он телом Логоса, и на чашу сию, чтобы сделалась она кровью
Истины. И устрой так, чтобы все причащающиеся получили врачество
жизни во исцеление всякого недуга и для успеха в добродетели, а не
во осуждение, обличение и посрамление". (Это совершенно уникальная
эпиклеза Логоса!).
Только после этого читаются ходатайственные молитвы (т.е.
Интерцессия).
Легко увидеть, что структура этой анафоры ещё не Александрийская
(PJSAE), а скорее, Иерусалимская (PSAEJ)! Вместе с тем, призывание
Логоса вместо Св. Духа отсылает нас к первохристианским временам
"Пастыря" Ермы (в котором Сын также называется Духом). Во всяком
случае такая анафора могла сложиться только до эпохи Вселенских
Соборов.
Естественно, возникло предположение, что анафора Евхалогия
Серапиона первоначальна в отношении Александрийских анафор типа
PJSAE (Литургия ап. Марка) и PSEA (анафора папируса из
Дэйр-Бализе).
Что последние структуры возникли в результате
каких-то таинственных процессов только в начале 4 века и каким-то
образом оказали влияние на эволюцию Римского евхаристического
канона.
Но что это за таинственные процессы шли в начале 4 века? Время было
чрезвычайно бурное: перенос столицы империи на Восток, гонения
Диоклетиана, переход к государственной парадигме. А в Египте:
мелитианский раскол и догматистская смута. На этом смутном и
тревожном фоне возможны самые разные предположения.
Может быть, анафора из Дэйр-Бализе принадлежала раскольничьей
общине и поэтому в ней нет элемента J (ходатайственной молитвы за
всю Церковь)? Может быть (и даже наверняка) Александрия и Рим в это
время усиленно противопоставляли себя раскольникам (и растущей на
императорских амбициях Византии!). Т.е. они ощущали себя центрами
Вселенской Церкви и именно поэтому элемент J (молитвы за всю
Церковь) мог выйти у них на первый план — впереди даже
Санктуса.
Ведь что, собственно, представлял собой элемент J? Мы только что
видели (на примере Литургии ап. Марка) как он осуществлялся: диакон
читал диптих и Александрийский папа возглавлял соборную молитву за
всех упоминаемых лиц. То же самое, очевидно, делал и Римский папа.
Папы и патриархи взаимно ставили друг друга в известность о своём
избрании посредством т.н. "Соборного послания" (в котором
содержалось также их исповедание веры). И молитва друг за друга по
диптихам в момент совершения анафоры была впечатляющим обозначением
церковного общения. А вычеркивание из диптихов — знаком разрыва
отношений (т.е. расколом). Очень рано Рим стал считать себя центром
церковного общения ("communio"). Это означало, что те, за которыми
Рим признавал членство в общении, принадлежали ко Вселенской
Церкви, а те, которым Рим отказывал в этом — нет. В 4 веке Рим еще
делил эту ответственность с сильной Александрийской Церковью (своим
естественным союзником против растущей Византии). Вспомним союз
папы Юлия и Афанасия Великого! Но после отпадения Александрийского
патриархата в монофизитскую ересь и попрания Византийской Церкви
императорами-еретиками, единственным верховным хранителем истинной
веры остался папа Римский.
Анафоры Евхология Серапиона и Дэйр Бализе
69
0
2 минуты
Темы:
Понравилась работу? Лайкни ее и оставь свой комментарий!
Для автора это очень важно, это стимулирует его на новое творчество!