Анализ стихотворения А.Ахматовой «И когдадруг друга
проклинали…»
Читая стихотворения Анны Андреевны Ахматовой, ячувствую некое
непонятное внутреннее понимание истинности того, что она говоритв
них. Кажется, что до тебя доносится её голос — тихий, ненавязчивый,
но в тоже время уверенный и твёрдый. Так делает свою работу мастер-
часовщик. Можно неувидеть всех его тонких, чуть заметных, но
уверенных действий, не услышать ходготовых часов, но, в конце
концов, эти часы будут чётко, точно и настойчивоотбивать каждую
следующую секунду, каждый раз стремясь донести до нас точноевремя.
И тот, кто захочет, не сможет е увидеть в этих часах той правды,
которуюони нам несут. Точно так А.Ахматова говорит с нами. Говорит
и мыслит, опираясьна тот фундамент, на котором построены все
чувства и размышления той женщины,которая люби, ненавидит, терпит,
выносит все испытания, уготованные ей жизнью,и, в конце концов,
смело и уверенно делает каждый следующий шаг к истине,спокойный и
уверенный, как стрелка часов двигается, не останавливаясь, так
жеравномерно, спокойно и уверенно.
А.Ахматова в своих произведениях общается снами от лица
именно такой женщины, именно такая женщина предстаёт перед нами,
иименно она общается с нами, так просто и убедительно высказывая
свои мысли.Почему поэтесса настолько хорошо понимает женщин, если
не все они подобно ейбезупречно понимают жизнь и не все так
уверенно идут по ней? Потому чтоизначально каждая женщина
формируется именно на том фундаменте тонкости иизящества
мироощущения. Но под влиянием всех жизненных перипетий не все
могутрасти, формируясь, строго и непоколебимо стремясь вверх, к
совершенству.Практически каждая женщина формирует свою
индивидуальную сущность, постоянно«преломляясь» под действием
окружающей действительности, в итоге представаяперед нами тем
прекрасным созданием, которое, хоть может, и не
являясьсовершенством обобщённого понятия высшего развития,
полностью состоит из тонкихи изящных штрихов, и является
совершенством с точки зрения реальности и такихже несовершенных
созданий, как она. Здесь прелесть заключается именно
внесовершенстве. Но А.Ахматова росла ровно вверх, ничто не сломило
её, и поэтомуона могла так точно передавать чувства и душевные
переживания женщины, как быиграя роль точки отсчёта, какого- либо
начала.
И когда другдруга проклинали
В страсти, раскалённойдо бела,
Оба мы ещё непонимали,
Как земля длядвух людей мала,
И что памятьяростная мучит,
Пытка сильных- огненный недуг»-
И в ночибездонной сердце учит
Спрашивать:о, где ушедший друг?
А когда,сквозь волны фимиама,
хор гремит, ликуя и грозя,
Смотрят вдушу строго и упрямо
Те женеизбежные глаза.
В этом стихотворении мы, как и во многихдругих, видим тут
тонкую истину, облачённую в одеяние неистовой страсти,«раскалённой
добела» и бесконечной, вечной любви. Такой любви и страсти,которые
могут быть только у женщин. Истина, как необыкновенно яркий
солнечныйлуч через туман, проходит через эти чувства, поглощаясь их
неудержимойэнергией, пытается проникнуть в наше сознание, и, в
конце концов, в силу своейбесподобной мощи и стремительности всё же
доходит чуть заметным, но всё жечётким, хорошо
различимым светом. Мы не видим полностью того, что естьтам,
за покровами её эмоций и чувств, но всё же улавливаем образ
емиропонимания.
В этомстихотворении А.Ахматова пытается донести до нас, как на
самом деле труднопо-настоящему любящим друг друга людям жить в
разлуке, поссорившись в страстномпорыве, осознавая, что между ними
лишь пространство, которое для людей,обладающих столь сильным
чувством, преодолеть легко. «Оба мы ещё не понимали,как земля для
людей мала». По- настоящему любящий человек открывает дверь всвом
сердце для любимого, ту дверь, где есть только они вдвоем. И это
место уженичем нельзя занять.
«Смотрят вдушу строго упрямо те же неизбежныеглаза».
«Неизбежные глаза» — так А.Ахматова описала того, кого любит. В
однуфразу она вложила всё то, что дорого для неё в этом человеке,
всё то, что оналюбит; здесь сам этот человек. Здесь всё глаза –
«зеркало души», её символ,олицетворение в материальном мире. Мире,
в котором живёт эта великая поэтесса.На нас давят быт, время, беды,
пошлость, неизбежное циничное отношение к жизни.Мы возвращаемся
назад, в реальность, а она всегда будет там, в своём храме
тонкой вечной души, идеала женскогомироощущения. Мы смотрим
на мир чувств А.Ахматовой, да и вообще на всюокружающую
действительность, находясь в реалиях временного потока, а
онасмотрит на всё, исходя из своего ощущения бытия, существуя
вне этого потока, там, где все границыреальности размываются и
теряют смысл. В этом и заключается истинность её
идеальногомиропонимания. Она берёт вечное и помещает в свои
стихотворения, как и мастер-часовщик время, а значит, вечность,
помещает в свои часы. Величие её именно впонимании вечного. Это
даёт ей способность видеть то, что дальше, как бы далекоона не
смотрела. То, что она видит,- в её стихотворениях, в её
вечныхстихотворениях.