- Lektsia - бесплатные рефераты, доклады, курсовые работы, контрольные и дипломы для студентов - https://lektsia.info -

Антропоцентризм итальянских гуманистов XIV-XV вв.



Открытие Ренессансом человека как главного объекта истории и культуры привело к гуманизму – новому мировоззрению, новому социальному идеалу, новому методу. Гуманизмкак философское направление получил распространение в Европе в XIV - середине XV вв. Его центром была Италия.

К основным чертам гуманизма относились:

- антицерковная и антисхоластическая направленность;

- стремление уменьшить всемогущество Бога и доказать самоценность человека;

- антропоцентризм - воззрение, согласно которому человек есть центр Вселенной и цель всех совершающихся в мире событий. В философии под антропоцентризмом понимается сосредоточие философских исследований на проблематике человека. Антропоцентризм ставится в оппозицию теоцентризму, господствовавшему в Средние века, где центром всего является Бог, а также античной философии (космоцентризму), где в центре всего находится космос. В эпоху Возрождения происходит превращение философии в антропоцентрическую по своей направленности.

- жизнеутверждающий характер и оптимизм;

- внимание к наследию античности.

По своему жанру гуманистическая философия сливалась с литературой, излагалась иносказательно и в художественной форме. Наиболее известные философы-гуманисты одновременно были писателями. К ним прежде всего относились Данте Алигьери, Франческо Петрарка, Лоренцо Балла.

Свое гуманистическое мировоззрение Данте изложил прежде всего в бессмертной «Комедии», затем в трактатах «Пир» и «Монархия». Его литературное и идейное творчество составляют единство. Элементы нового, нарождающегося мировоззрения Ренессанса содержатся в его поэтическом творчестве. Христианскую догматику Данте принимает как неизменную истину, однако дает новое изложение отношения божественного и человеческого. Он не противопоставляет эти начала, но видит их во взаимном единстве. Бога нельзя противопоставлять творческим силам человека. Человек детерминирован двояким способом: с одной стороны, богом, с другой — природой. К блаженству, таким образом, ведут два пути: философское поучение, т. е. человеческий разум, и «духовное поучение», исходящее от святого духа. Гуманизм Данте антиаскетичен, он полон веры в силы человека.

Петрарка считался первым гуманистом. Он вносит в литературу, философию, культуры чуждые схоластике идеи:

• человеческая жизнь дается один раз и уникальна;

• человек должен жить не для Бога, а для самого себя;

• человеческая личность должна быть свободной — как физически, так и духовно;

• человеку принадлежит свобода выбора и право выражать себя в соответствии с этим;

• человек может добиться счастья, опираясь только на себя и свои силы, имеет для этого достаточный потенциал;

• загробной жизни, скорее всего, не существует и бессмертия можно добиться лишь в памяти людей;

• человек не должен приносить себя в жертву Богу, а должен наслаждаться жизнью и любить;

• внешний облик и внутренний мир человека прекрасны.

Лоренцо Валла (1507 - 1557), автор трактата "О наслаждении как об истинном благе":

• ниспровергал церковные авторитеты;

• критиковал схоластику за искусственность, надуманность и неистинность;

• в центр мироздания ставил человека;

• верил в возможности человека и его разум;

• отвергал аскетизм и самоотрешение;

• призывал к активному действию, борьбе, смелости в изме­нении мира;

• был сторонником равенства мужчины и женщины; • высшим благом считал наслаждение, которое понимал как удовлетворение материальных и моральных запросов человека

13. Натурфилософия эпохи Возрождения: пантеизм Н.Кузанского и Дж.Бруно.

ПАНТЕИЗМ – филос. учение о тождестве Бога и мира.
Как четкая мировоззренческая установка формируется в позднем средневековье и в эпоху Ренессанса. Включает в себя два направления: натуралистическое, с акцентом на природе, в кот-й растворено Божественное начало (Бруно,Спиноза) и мистическое, растворяющее природу в Боге (Экхарт, Николай Кузанский, Беме).

Николай Кузанский – последовательный пантеист. Самое значительное произведение – «Об ученом незнании», в котором он рассматривает центральную проблему своей философии – проблему соотношения Бога и мира. Бог получает наименование абсолютного максимума, или Абсолюта. Он максимум, так как он то, более чего не может быть, но поскольку он не может быть и менее того, что он есть, то он и минимум. Следовательно, абсолютный максимум и минимум совпадают в Боге. Бог выявляется не в его потусторонности, трансцендентности миру, а в неразрывном единстве с миром.

Н. Кузанский отвергает дуалистическое понимание мира и Бога. Низводя бесконечность Бога в природу, открыл принцип совпадения противоположностей в природе: максимума и минимума, сформулировал идею бесконечности Вселенной. Единое тождественно беспредельному, бесконечному, и этот принцип дал толчок для развития математики и астрономии. Тем самым Н. Кузанский подготовил революцию Н. Коперника, устранившую геоцентризм .

Наиболее выдающимся натурфилософом эпохи Возрождения, разделявшим позиции пантеизма, является итальянский мыслитель Джордано Бруно (1548–1600). Он рассматривал окружающий мир как единый. Вселенная- единая, бесконечная и неподвижная. Разумеется, что в ней происходят постоянные изменения и движения, однако в целом она не двигается, так как наполняет все вокруг нас. Вселенная представляет собой совпадение Бога и природы, материи и формы, единства и множественности. Во Вселенной духовная и телесная субстанции имеют одно бытие, один корень. Материю он рассматривал как то начало, которое производит формы из самого себя. Тем самым отвергалась идея творения. Материя представлялась ему состоящей из атомов. В своих работах он развивал учение о монадах. Вся Вселенная, согласно Дж. Бруно, одушевлена. Ей присуще внутреннее жизненное начало, которое он называл «мировой душой». Признавая природу одушевленной, он занимал позиции гилозоизма.

В своем космологическом учении Дж. Бруно опирался на гелиоцентрическую теорию Н. Коперника. Он утверждал, что Вселенная бесконечна, что она одна вокруг нас и в ней присутствует бесчисленное кол-во миров. Тем самым он отвергал наличие внешнего Бога, сотворив якобы мир.

Следуя пантеизму, Дж. Бруно отождествлял Бога с природой и, более того, отождествлял Бога-природу с материей. Природа–это материя.
Т о, Бог в философии Дж. Бруно представляет другое обозначение окружающего нас мира. С пантеизмом у Дж. Бруно согласуется теория панпсихизма, в соответствии с которой духовная субстанция определяет все многообразие проявления вещей. Духовная субстанция представляет собой активное созидательное начало.

В своей теории познания Дж. Бруно отвергал учение о двух истинах,
т. е. истинах богословия и истинах философии. Он полагал, что существует только одна истина – истина, достигаемая философией.Критически относился к традиционной религии, считая, что она отрицательно влияет на жизнь людей, подменяя разум слепой верой. В будущем эта религия, согласно Дж. Бруно, будет заменена «религией разума». «Религия разума» – это совокупность философских воззрений и нравственных норм, свободных от суеверий и надуманных культов. Природа, Вселенная – живое, гармоничное произведение искусства, причем божественный творец объективирует сам себя → мир есть саморазвитие Бога.

Бруно опровергал идею главенствующого значения формы над материей как субстанциального начала, провозглашаемую Аристотелем. Доводы: форма не имеет бытия без материи; любая форма порождается из материи и, разрушаясь, возвращается в нее. Формы есть лишь акциденции материи, то есть её случайные или возможные проявления.

Материя, согласно Бруно, обладает абсолютной возможностью; ей одновременно даны возможность быть и бытие в действительности. Таким образом, материя является всем и может быть всем. Она едина и заключает в своем бытии всяческое бытие. Абсолютная потенция уничтожает категории величины материи: она не является большей, чтобы быть малейшей, не является малейшей, чтобы ей же быть наибольшей. Не применимо к материи и понятие возраста – материя есть первое и последнее.