Древнегреческая цивилизация разрушилась: в IV веке уничтожен центр Александрии, к началу VI века император Юстиниан закрыл Афинскую школу – последний очаг античной философии, который существовал более тысячи лет.
Естественнонаучные исследования сменились религиозными спекуляциями, но в недрах другой культуры, арабоязычной, в VIII – XII вв. н.э. активно шло сближение философии с естественнонаучными исследованиями.
На территории Халифата, объединившей арабские племена (от Средней Азии до Испании) возникает новая религия – Ислам, невозбранявшая не только естественно научные исследования, но даже другие верования.
Таким образом, на арабском Востоке кипела интеллектуальная жизнь. На арабский язык переводились труды Аристотеля, Платона. Активно развивались физика, математика, медицина, астрономия, ботаника, география, химия. Медицинская психология Ибн Сина (Авиценна) (IX – X вв.) до сих пор вызывает активный интерес, тем более его открытия были важны для Средних веков.
В труде «Канон медицинской науки» он рассуждает о роли аффектов в регуляции поведения и развитии организма. Его физиологический подход включал предположение о возможности управления организмом и его процессами. Идея взаимосвязи психического и физиологического базировалась на медицинском опыте Ибн Сина. Он был одним из первых исследователей возрастной психологии, т.к. указал на связь физического развития организма с психическим в разных возрастах. Особое внимание он уделял чувствам, аффектам ребенка, считая, что родители формируют натуру ребенка и всю систему его физиологических функций. Ибн Сину приписывает опыт изучения «экспериментального невроза» (два барана получали одинаковую пищу, но возле одного держали на привязи волка, он похудел и погиб). Схема его опыта показывает, что при столкновении противоположных эмоций результатом их становятся соматические сдвиги, приводящие к гибели. Принято говорить о начатой Авиценной экспериментальной психофизиологии эмоциональных состояний.
Известны случаи в психотерапевтической практике Авиценны на основе ассоциативного эксперимента: по частоте пульса юноши, называя продукты, Авиценна определил, что любит юноша, и излечил его от истощения.
Он был энциклопедистом и в философских трактатах разработал теорию двух истин, которая помогла ему найти предмет изучения психологии из предмета богословия. Он доказал, что существуют две независимые, как параллельные прямые, истины – вера и знание. Поэтому истина знания не противоречит истине, и решил, она имеет право на собственные исследования. Соответственно складывалось два учения о душе – религиозно-философское и естественнонаучное.
Как и Ибн Сина арабские натуралисты исследовали орган зрения. Особенно выделялся Ибн-аль Хайсам (Альгазен) (965 – 1039), ему удалось изучить такие феномены как бинокулярное зрение, смешение цветов, контраст, именно он установил, что для полного восприятия объекта нужно движение зрительных осей, т.е. движение глаз. Он проанализировал зависимость зрительного восприятия от его длительности: усилителем возникновения зрительного образа является не только непосредственные воздействия световых раздражителей, но и сохраняющиеся в нервной системе следы прежних впечатлений. Таким образом, схема Ибн-аль Хайсама вводила новое объяснение восприятия, когда исходная сенсорная структура зрительного восприятия считалась производной от законов оптики.
Еще одним арабским философом и врачом был Ибн Рушд (Рушд Аверрой), занимавшийся зрительным восприятием. Им было сделано открытие, что, чувствующей частью глаза является не хрусталик, а сетчатая оболочка. Он отрицал бессмертие индивидуальной души, писал о разделении души и разума. Ибн Рушд выдвинул парадоксальное мнение: универсальный для всех разум сохраняется после распада тела, и это свидетельствует о богоподобии человека. Это положение концепции Ибн Рушда критиковали теологи (теология [< греч. theos бог + logos учение]. Систематизированное изложение вероучения, обосновывающее его истинность и необходимость для человека.
8. Психологические идеи средневековой Европы
В эпоху Средневековья в интеллектуальной жизни Европы царила схоластика ([< греч. scholastikos ученый, школьный < scholē школа]. 1. Средневековая философия, создавшая систему искусственных, чисто формальных логических аргументов для теоретического оправдания догматов церкви. 2. Знания, оторванные от жизни, основывающиеся на отвлеченных рассуждениях, не проверяемых опытом).
Это тип философии, который рационально логично обосновывал христианское вероучение. В схоластике было принято комментирование известных текстов. Например, церковники трактовали учение Аристотеля, но прежде католическая церковь запретила его. Церковные трактовки отличались тем, что были адаптированы к нуждам церкви. С этой задачей справился Фома Аквинский (VIII в.), учение которого было названо томизмом (в наше время неотомизм) но начинал средневековую психологию римлянин Августин Аврелий (Августин Блаженный) (354 - 430). Он был основоположником волюнтаризма (направление в идеалистической философии, приписывающее божественной или человеческой воле основную роль в развитии природы и общества, отрицающее объективную закономерность и необходимость. В настоящее время в политике и общественной жизни: произвольные решения, игнорирующие объективно существующие условия и закономерности). Индивидуальная воля, по Августину, зависит от божественной воли и действует в двух направлениях: управляет движением души и обращает ее к себе самой. Все изменения с телом становятся психическими, благодаря волевой активности субъекта. В нашем сознании существует мера истинности. Воля же дана Богом, именно воля источник активности человека. Августин создал в европейской культуре традицию исповедей, т.е. сочинений о самосовершенствовании и самопознании человекам самого себя.
Следует назвать французского ученого Пьера Абеляра (1079 – 1142), преподавателя Парижского университета, который стал аббатом крупного монастыря. Он смог соединить в теории концептуализма (направление в средневековой философии, отрицавшее реальное существование общих понятий независимо от единичных вещей, но признававшее (в отличие от номинализма) существование в уме концептов как особых форм познания действительности) достижения светской и религиозной мысли своего времени. В значении слова он разделял физическую сущность (звук) и значение, которое сохраняется в мыслях людей. А Фома Аквинский в томизме утверждал истину веры, но не знания.
Работу души Фома Аквинский представлял в виде такой схемы: сначала душа совершает акт познания – ей является образ объекта (это ощущение или понятие) затем она осознает, что этот акт уже произведен ею. Потом она возвращается к себе, но уже познает не образ и не акт, а себя саму как уникальную сущность. Из замкнутого сознания нет выхода ни к организму, ни к внешнему миру. Он переделал и теорию Ибн Рушда, и учение Аристотеля, хотя главным путем познания считал, как и Аристотель, сенсуализм. Образы осознаются в качестве собственных с помощью специальных операций сознания, которые называются интенция, т.е. направленность сознания на какой-либо предмет.
А вот Роджер Бэкон (1214 – 1292) , прославившийся своим изречением «Знание - сила», доказал, что ощущение – ведущий психический процесс, из которого раздается знание, а потому вербальные методы и схоластические рассуждения интеллекта развивать не могут.
В Англии против концепции души томизма выступил номиналист (номинализм – направление в средневековой философии, считавшее общие понятия лишь именами единичных предметов) профессор Оксфорда У.Оккам (1285 – 1349). Он изучал соотношение общего и частного в предметах, отвергая томизм, он отстаивал учение о двойственной истине: религиозные догматы не могут быть основаны на разуме. Все знания он делил на наглядные и отвлеченные. Ему принадлежит правило, названное «бритвой Оккама», оно гласит: не следует умножать сущности без надобности, т.е. не надо объяснять явления многими факторами, когда можно обойтись их меньшим числом. Эта «бритва Оккама» стала основой закона экономии в психологии (например, изучая животных, не надо наделять их разумом человека, если есть более простой способ объяснения).