- Lektsia - бесплатные рефераты, доклады, курсовые работы, контрольные и дипломы для студентов - https://lektsia.info -

Архитектура Эгейского (Крито-микенского) мира



(IV-III тыс. – XII в. до н.э.)

 

Наиболее выдающиеся памятники архитектуры Эгейского мира находятся на о. Крит и в материковой Греции (рисунок 001). Самым развитым государством были Микены.

рисунок 001

 

С неолитического периода до начала II тысячелетия до н.э. наибольшего развития достигла культура города Трои, островов Лемнос, Лесбос, Кипр. Затем ведущая роль перешла к острову Криту, пока на рубеже XV и XIV вв. до н.э. не возвысилась микенская Греция.

Архитектура Трои. Троя была исследована во время раскопок 1871 - 1894 гг., которые велись под руководством немецких ученых Шлимана и Дёрпфельда, и 1932 - 1938 гг. под руководством американского ученого Бледжена. Дёрпфельд определил 9 культурных слоев. Вплоть до римского периода (слой IX) Троя много раз перестраивалась, особенно в годы Александра Македонского. Сохранились развалины храма Афины, построенного в период эллинизма. Второе название Трои Илион (отсюда название гомеровского эпоса «Илиада»).

На рубеже IV и III тысячелетий до н.э. на холме Гиссарлык, на реке Скамандр (ныне Мендерессу, берущая начало в горах Иды и впадающая в Эгейское море) возникла первая цитадель - Троя I (рисунок 002), которая примерно одновременна поселениям на островах Лесбос и Лемнос и мегарону Димини. В этом древнейшем периоде, при первом появлении здесь металла, строительство не было примитивным. Мегарон имел ясную прямоугольную форму и сильно выступающие анты. Закрытое помещение достигало значительных размеров (5.4 ´ 12.8 м) и обогревалось неподвижным очагом. Эта первая постройка на холме уже носит черты, характерные для зданий последующих поселений Гиссарлыка. Наружные стены мегарона (внутренние опоры не сохранились) сложены из необработанного камня на глине. Покрытие, вероятно, было плоским. Оборонная стена цитадели сохранилась лишь частично; в южной части был вход, фланкированный башнями.

рисунок 002

 

Второе поселение - так называемая Троя II (2400 – 2200 г. до н.э.) занимало несколько большую площадку, образовавшуюся при засыпке и выравнивании холма после гибели первого поселения. Второе поселение на протяжении веков расширялось, о чем свидетельствуют остатки трех последовательных крепостных стен. В последний период, примерно к концу III тысячелетия до н.э. Троя II достигла наивысшего расцвета; ее постройки грандиозны и тщательно выполнены. Все здания и крепостные стены построены из сырца на фундаментах и субструкциях (лат.- подстилка, основа) из камня на глиняном растворе. Субструкции уширялись книзу. Стены высотой более 3 м были вертикальные. По верху стены, вероятно, проходил защищенный деревянный ход. Пространство между оборонительной стеной и стеной цитадели, где жили правители, было плотно застроено домами рядовых жителей Трои II. В цитадели был устроен вход - пропилон. Вдоль внутренней стены со стороны цитадели проходила колоннада - первая известная колоннада Эгейского и Греческого мира. Сырцовые стены мегаронов усиливались деревянным каркасом; углы стен и анты были обшиты деревом, а основания ант тщательно вытесаны в камне.

При всем величии и тщательном исполнении построек Трои II в них наличествует некоторая примитивность. Вместе с тем в них, уже на рубеже III и II тысячелетий до н.э. заложены элементы, которые позднее развивались в пропилеях и мегаронах микенской Греции, а затем легли в основу монументальной архитектуры классической Греции. Троя II погибла в последней четверти III тысячелетия до н.э. от пожара, который оказался особенно разрушительным из-за обилия в постройках дерева.

Последующие поселения (Троя III, Троя IV и Троя V (2200-1900 гг. до н.э.) постепенно расширялись и повышали холм своими отложениями и руинами и оставались неукрепленными городами. К середине II тысячелетия до н.э. на холме возникла и процветала Троя VI. Для того чтобы увеличить площадь застройки, склоны холма превратили в террасы. При нивелировке, произведенной в римское время, верх центральной площадки исчез вместе с главными зданиями. Но подпорных и оборонительных стен, а также остатков зданий на кольцевых террасах достаточно, чтобы оценить величие крупнейшего и богатейшего поселения - Трои VI, которая, вероятно, была основана греческими племенами

Оборонительная стена усилена башнями и прорезана воротами и потайными ходами. Высота стен превышала 9 м; ее мощные каменные субструкции толщиной 4 - 5 м сложены из тщательно обработанных блоков. Для погашения распора им придано, так же как и стенам Трои II, сильное уширение книзу. К воротам в оборонительной стене уже не было прямого доступа. К ним можно было подойти, только пройдя некоторое расстояние вдоль стены, под ударами защитников крепости. Этот прием позднее был разработан в крепостях материковой Греции.

Троя VI погибла в XIV в. до н.э. от землетрясения. Следующее поселение Троя VII –значительно уступало Трое VI по площади и по качеству строительства. Троя VIII – период перестроек Александра Македонского. Троя IX – римский период.

Архитектура Крита. В то время как в Трое I уже появилась бронза, а ее строители создали прямоугольный в плане мегарон, на острове Кипр и Крит металл был неизвестен, а строительство было более примитивным. Для Кипра характерны круглые дома. На Крите преобладание прямоугольного, хотя еще неправильного в плане жилища наблюдается уже на рубеже IV и III тысячелетий до н.э. Период ранней бронзы занимает на Крите все III тысячелетие до н.э. Это было время перехода от примитивного строительства неолита к весьма развитой архитектуре расцвета.

Период расцвета критской (минойской) культуры, именуемый иногда «периодом дворцов», охватывает примерно первые шесть веков II тысячелетия до н.э. (2000 – 1400 гг. до н.э.). На протяжении этих шести веков поселения и дворцы на Крите многократно разрушались вследствие землетрясений или же в результате социальных катастроф. С начала периода расцвета на Крите развивались приемы, сложившиеся в переходном периоде. О них дают представление не только руины зданий, но и так называемая «Мозаика города» с изображениями построек раннего периода расцвета. Вертикальные и горизонтальные связи, продольные и выходящие торцами на фасад, определяют значительную роль дерева в конструкции стен, особенно стен верхних этажей. Деревянные связи, усиливающие сейсмостойкость, вводились в стены, как из сырца, так и из тесаного камня (во дворцах и богатых домах). Как те, так и другие укладывались на глиняном растворе; известковый раствор употреблялся только для оштукатуренных стен и смазки полов. Плоские покрытия состояли из бревенчатого наката, слоя ветвей или тростника и битой глины с добавками.

Для критской архитектуры характерны жилые и общественные здания. Гробницы лишь изредка приобретали архитектурное значение. Отдельно стоящие храмы на Крите неизвестны: помещения культового назначения входили в состав дворцов и многих богатых жилых домов.

Отделение ремесла от земледелия привело к появлению огромного числа различных поселений городского типа. Планировки городов складывались стихийно. Улицы мостились и часто имели ступени. Главные улицы значительно шире остальных. Обычно дома вплотную примыкали друг к другу, образуя в пределах квартала общие стены. Только богатые дома иногда стояли изолированно.

Среди крупных центров Крита выделялись Кносс, Фест и Маллиа.

Критские дворцы представляют собой сложные комплексы, соединяющие разнообразные группы помещений (инсулы). Помещения для производства, для хранения припасов и ценностей, для жилья правителей, для парадных приемов и пиров, для культовых церемоний объединяются в каждом из дворцов вокруг центрального дворца. Прямоугольные большие дворы, ориентированные на север, выделяют дворец среди неправильной застройки окружающего поселения. Все дворы имеют одинаковую длину - 52 м, что, вероятно, объясняется тем, что они предназначались для одних и тех же церемоний.

Дворец в Маллии построен в начале II тысячелетия до н.э. (рисунок 003). После разрушения он был восстановлен примерно в XVI в до н.э. и уже не перестраивался, чем объясняется единство его архитектуры. Большой центральный двор (22 х 52 м) был частично замощен. В его центре сохранились остатки алтаря. Значительная часть первого этажа, в частности весь восточный корпус и большая часть западного, занята складами. К большому двору обращены парадные помещения западного и северного крыла - так называемый гипостильный зал с двумя рядами квадратных столбов и его аванзал. Судя по остаткам лестницы, над гипостильным располагался большой зал; нижние столбы служили опорами для его колонн. Объем хранилищ, огромная площадь всевозможных складских помещений придают дворцу характер скорее сельской, чем городской постройки, подчеркнутый также кладкой стен из блоков и отсутствием во внутренней отделке росписей.

рисунок 003

 

Дворец в Фесте занимает вершину высокого холма (рисунок 004). Дворцовые постройки относятся примерно к тем же главным периодам, что и дворец в Маллии. Но в отличие от него в Фесте постройки обоих периодов четко отделены друг от друга, так как ранний дворец был разрушен настолько сильно, что было восстановлено только его отдельное стоящее северо-восточное крыло. Другие части были засыпаны, и над ними был сооружен второй дворец.

рисунок 004

 

Руины дворца в Кноссе, реставрированные английским ученым Артуром Эвансом в 1900 г (рисунок 005), помогают представить себе древнюю архитектуру Крита более ощутимо, чем руины в Малии и Фесте. История его постройки гораздо сложнее, так она охватывает четыре этапа - сооружение протодворца и три периода строительства самого дворца. Последний период относится к XV в. до н.э.

рисунок 005

 

Кносский дворец построен на небольшой возвышенности, образовавшейся в результате непрерывного, начиная с неолита, заселения. Протодворец (начало II тысячелетия до н.э.) состоял из нескольких самостоятельных зданий (инсул). Одно из них занимало площадь западного корпуса, включая постройку именуемую «старая крепость». Сюда примыкал северный двор, место которого в последствии заняла так называемая театральная площадка. Вскоре протодворец был заменен ранним дворцом. Полную противоположность замкнутому западному фасаду представляла южная сторона дворца. Посетители, прибывавшие с юга, переходили ручей по виадуку и приближались к дворцу по двухмаршевой лестнице, ограниченной с наружи колоннами. Доступ к дворцу с севера шел через большой гипостильный зал, а затем поднимался к центральному двору узким проходом, по обеим сторонам которого поднимались высокие массивы. Западный фасад центрального двора построен в последнем периоде (XV в. до н.э.). Огромная колонна поддерживала перекрытие над портиком, который вел в парадные залы верхних этажей. К северу от ступенчатого портика расположен «Тронный зал» с подсобными помещениями. Вероятно, он имел культовое назначение, и каменный трон предназначался для главной жрицы. К тронному залу примыкает заглубленный на несколько ступеней очистительный бассейн. Описанные помещения размещались в нижнем этаже западного корпуса. Судя по найденным в них фрагментам богатой внутренней отделки, над корпусом существовал второй, а может быть и третий этаж. Верхние этажи должны были заключать обширные парадные залы для приемов и пиров, что подтверждается расположением стен и столбов в первом этаже. Роспись стен в этих залах многократно менялась.

Восточная часть дворца значительно заглублена по сравнению с уровнем центрального двора. Здесь было сосредоточено множество помещений, естественных в условиях натурального хозяйства. В бесчисленных полутемных помещениях изготовляли и хранили керамические изделия, камень для облицовки дворца, хранились запасы продовольствия. Особое место не только в Кносском дворце, но и в архитектуре Крита вообще занимает «жилой квартал», т.е. жилые помещения царской семьи, расположенные в восточном корпусе. Двухэтажный квартал врезан в холм. Еще до начала строительства вся площадь квартала была пронизана системой каменных сточных кварталов такого сечения, что их можно было прочищать, спустившись по трапам. Сточные каналы отводили воду не только от световых дворов и двориков, но также из ванной и, по-видимому, уборной.

Главное помещение квартала - «зал двухлезвииных секир» - представляет собой критский мегарон. Малый мегарон, вероятно, принадлежавший царице был более скромен по стеновой росписи. Схема и конструкция мегаронов отвечала условиям Крита: зал мог раскрываться в жару, полотнища дверей прятались в заплечики узких столбов. При закрытых дверях зал становился замкнутым и освещался через фрамуги.

Архитектура материковой Греции. В материковой Греции на рубеже III и II тысячелетия до н.э. не наблюдалось такого резкого повышения уровня строительства и архитектуры, которым этот рубеж отмечен на Крите. Не имеется никаких указаний на существование в материковой Греции в 1-й половине II тысячелетия организованного государства. Вплоть до XVII в. до н.э. здесь нет больших поселений - столиц. В поселениях обычно нет ни главной площади, ни главной улицы, ни главного здания, которое могло быть дворцом или местом собраний. Планировка случайна.

Экономический подъем и связанный с ним подъем архитектуры начинается на материке только с XVI в до н.э. Судя по фрагментам фресок, уже в XVI - XV вв. до н.э. создавались богато отделанные дворцы со стеновыми росписями. В материковой Греции до сих пор открыты лишь единичные дома в Микенах, которые приближались по отделке к дворцам. Дворцовые комнаты располагались в цитаделях.

Дворец в Пилосе состоит из двух частей с различной ориентацией (рисунок 006). Обе части многократно перестраивались. Дворец погиб в XII в. до н.э. Главное помещение дворца - большой мегарон (11 ´ 12 м), центром которого являлся круглый очаг, заключенный между четырьмя колоннами, несущими прогоны покрытия, а возможно, и фонарь для вытяжки дыма. Мегарон с большим очагом и с четырьмя опорами называется микенским. Мегарон имеет только один вход, расположенный по оси. Аванзал мегарона имеет по одному проему в каждой стене. Аванзал и антовый портик должны были составлять единый объем с мегароном. Их проемы стоят строго по оси, которая завершается и подчеркивается очагом. Двор перед мегароном относительно мал. Входной пропилон довольно сильно сдвинут с оси. Среди меньших помещений выделяется малый мегарон. Стены мегаронов были расписаны. Пол был покрыт стуком и расписан.

рисунок 006

 

В одном из малых помещений был архив правителя. В помещении позади большого мегарона большие пифосы заделанные наглухо в кладку, а в других терракотовые сосуды тысячами стояли на деревянных полках. К малому мегарону примыкает, не сообщаясь с ним, ванная комната. Дворец был снабжен системой подземных стоков.

Лишенный укреплений дворец Пилоса был исключением в материковой Греции. Сильно укрепленные цитадели имели Афины, Микены, Тиринф, Охромен.

Тиринф, вероятно, был крепостью оборонявшей Микены со стороны моря. Когда-то поселение находилось на холме, но позднее население было вытеснено на равнину. Это нижнее поселение страдало от паводков ручья, огибавшего соседний холм. Чтобы избежать затопления, холм был срыт, а ручей введен в новое русло. Это одно из крупнейших инженерных сооружений древнего мира. Акрополь Тиринфа занимает небольшой и невысокий холм, который был заселен уже на рубеже III и II тысячелетия до н.э. От этого времени сохранились следы огромного круглого здания. В середине II тысячелетия до н.э. здесь был дворец, во фресках которого заметно Критское влияние. После 1400 г. до н.э. построены крепостные стены и новый дворец (рисунок 007). Оборонительные сооружения Тиринфа поражают своей мощью. Они сложены из огромных, грубо околотых снаружи блоков (циклопическая кладка). Толщина стен до их усиления в XIII в до н.э. достигала 8 м. Пристроенные галереи и казематы, служившие для хранения продовольствия и оружия, перекрыты ложными сводами стрельчатого профиля.

рисунок 007

 

Вход в акрополь был возможен только по одному пути. После первых узких ворот в толстой внешней стене нужно было пройти двое мощных ворот, которые состояли из монолитных устоев и огромной цельной каменной балки, утолщающейся по середине.

Стремившийся в крепость неприятель был неизменно обращен к защитникам правым боком, не защищенным щитом. Под градом стрел, копий и камней он должен был преодолеть три мощных преграды. В мирное время ворота образовывали парадный, торжественный вход в резиденцию царя или его наместника.

Для цитадели Микен был выбран крутой, труднодоступный холм (рисунок 008). Первоначально цитадель занимала только вершину холма, где позднее был построен дворец. К западу от древнейшей цитадели разросся большой некрополь из шахтных могил XVII - XVI вв. до н.э., необыкновенно богатых оружием, украшениями, погребальными масками из драгоценных металлов. Полная перестройка цитадели относится к XIV - XIII вв. до н.э. Мощная стена опоясала холм гораздо ниже древней цитадели, место которой занял новый дворец, и перерезала древний некрополь. Помимо дворца внутри стены, на нижних террасах, построили зернохранилище и богатые дома. В стене было двое ворот - Львиные и малые. Оборонительная стена шириной около 6 м состоит из наружных слоев (из больших блоков конгломерата) и из внутренней забутовки. Поверх каменной стены высотой 10 м тянулся открытый деревянный ход. Стена во многих местах подпирала искусственные террасы. Около 1200 г. до н.э. к микенскому акрополю была добавлена восточная часть. Отсюда потайная лестница вела к подземному водохранилищу, снабжавшемуся водой из источника Персейн. Потайной ход представляет собой подземную лестницу; нижние части ее стен вытесаны в скале, а понижающиеся стрельчатые своды сложены из грубо околотых блоков.

рисунок 008

 

Замечательный памятник микенского искусства - Львиные ворота - находятся в глубине внешнего двора, образованного бастионом справа и выступом стены слева. Метровой высоты блоки кладки отделаны особенно тщательно. Квадратный просвет ворот (3 ´ 3 м) обрамлен четырьмя гигантскими блоками, их которых один составляет порог. Большой блок - перемычка над пролетом - повышается в середине; при длине 4.5 м он весит 20 т. Напуском блоков над перемычкой устроен разгрузочный треугольник (рисунок 009).

рисунок 009

 

Дворец XIV - ХШ вв. до н.э. сохранился плохо. Можно установить, что многие помещения частично вытесаны в скале. Дворец великолепно отделан. Полы помещений и даже двора покрыты стуком и расписаны орнаментальными узорами. По низу стен во многих местах проходили каменные фризы с критскими мотивами из полурозеток и триглифов, из спиралей в сочетании с волной, выполненных из привезенного с острова Крит плит мягкого камня.

Близ Микен хорошо сохранилась одна из купольных гробниц, которая носит название «Сокровищница Атрея», дотируемая XIII в. до н.э. Атрей, мифический микенский царь. Куполообразный свод имеет диаметр 14.5 м и высоту 13 м. Протяженность входного коридора (дромоса) 35 м, его ширина 6 м (рисунок 010).

рисунок 010

 

Эгейская культура - младшая из связанных между собой великих древних культур Переднего Востока. Некоторые общие с ними черты обусловливались общими культурно-бытовыми условиями раннерабовладельческого общества, а также сходными природными условиями. Вместе с тем последняя фаза эгейской архитектуры была первой в развитии архитектуры греческой.

Областью распространения древнегреческой (эллинской) культуры была не только Греция, т.е. Южная часть Балканского полуострова. От Кипра на востоке дорожной Италии и даже нынешних Франции и Испании на западе, от северного Причерноморья до побережья Африки были разбросаны по берегам Средиземноморского бассейна городами колонии эллинских племен. Однако основным районом, где сложилась эта великая культура, были берега Эгейского моря: восточное побережье Греции, крайняя западная оконечность Малой Азии и многочисленные острова между ними.

Материковая Греция и прилегающие к ней острова были заселены эллинам во второй половине II тысячелетия до н.э. Процесс расселения эллинов не вызвал полного вытеснения ранее обосновавшихся здесь племен, создавших культуру микенской эпохи. Происходила ассимиляция, эллинские племена усваивали более высокую культуру предшествующего периода.

В развитии античной греческой архитектуры выделяют следующие периоды:

- эпоха зарождения эллинского зодчества (от XII до середины VIII в. до н.э.). Для строительства этого времени характерны сооружения из дерева (с применением металлических обшивок) и сырцового кирпича. К концу периода появляется обожженная глиняная черепица. Помимо жилых домов в эту эпоху возводятся и первые греческие храмы;

- архаичный период (VIII - начало V в до н.э.), в который завершается переход от родового общества к классовому и окончательно складывается античное рабовладельческое государство - полис. Это время возникновения монументального зодчества, когда формируются различные типы храмов и других общественных зданий, а вместе с ними и основные варианты греческих архитектурных ордеров;

- классический период (480 - 400 гг. до н.э.). Это - время, когда после победоносных греко-персидских войн в восточной части Средиземноморья и победы городов Великой Греции над Карфагеном в греческом мире наступает период высокого экономического и культурного подъема. Ведущее место во всех областях общественной жизни принадлежит в эту пору Афинам. Появляются первые открытые каменные театры, одеоны (залы для музыки) и новые формы зданий для больших собраний;

- эпоха эллинизма (400г. - I в до н.э.) - время распада старых форм греческой государственности и возникновения греко-восточных монархий, а также эллинской экспансии, направленной на восток.