- Lektsia - бесплатные рефераты, доклады, курсовые работы, контрольные и дипломы для студентов - https://lektsia.info -

Авторский текст // Практикум по философии: Социальная философия. – Минск, 2007. – С. 130–140, 260–263.



1. Какую роль в смене парадигм социального знания играет философия?

Появление философии в Древней Греции, Древней Индии, Древнем Китае свидетельствовало о кризисе мифологического мышления. Новые социальные ориентиры формировались с позиций рассмотрения общества как части мирового целого с неизменными законами бытия. Так сформировалась космоцентрическая парадигма. Антропологический поворот в античной философии, совершенный Сократом, а затем Платоном и Аристотелем, привел к выдвижению идей, выводящих за рамки космоцентрической парадигмы и создающих основание для христианской теологии. Платоновское противопоставление мира подлинного (мира идей) и мира неподлинного (мира вещей) легло в основу теоцентрической парадигмы эпохи Средневековья, когда христианство определяло все формы духовной жизни общества.

Философия, рассмат­риваемая как рефлексия над универсалиями культуры, эксплицирует смыслы этих универсалий, господствующие в данном историческом типе парадигмы социального знания. В ней дается критический анализ этих смыслов и фор­мируются новые смыслы, соответствующие новым социальным реалиям развивающегося общества. Но эти универсалии являются теоретическим основанием социального знания в целом. Поэтому в формировании каждой новой парадигмы социального знания (естественно, за исключением мифо­логической парадигмы) философия играет ключевую роль.

В смене парадигм социального знания главную и определяющую роль играет философия. Философия, рассматриваемая как рефлексия над универсалиями культуры, выявляет смыслы этих универсалий, критически их анализирует, формирует новые смыслы в соответствии с новыми социальными реалиями общества.

Революция в области философии, совершенная мыслителями ХVII в. (Декарт, Бэкон, Спиноза, Гоббс, Лейбниц, Локк), предшествовала формированию естественно-правовой парадигмы во второй половине ХVIII в. На основе естественно-правовой парадигмы формировались лозунги великих революций, изменивших социально-политическую жизнь Западной Европы. Коперниканский переворот в философии, осуществленный И. Кантом, выросшая на его основе немецкая классическая философия, марксизм, позитивистская социология. О. Конта, предшествовали доминированию во второй половине XIX в. культурно-исторической парадигмы. Наконец, критика европейской метафизики Ф. Ницше и М. Хайдеггером, идеи русского космизма, критическая философия франкфуртской школы, постмодернистская философия и концепция синергетики И. Пригожина являются теоретической основой эколого-футурологической современной парадигмы.

2. Какие этапы развития общества можно выделить с точки зрения коэволюции природы и общества? Что такое техногенное общество?\

Всю историю человечества, с точки зрения концепции эволюции природы и общества, можно охарактеризовать как процесс постепенного превращения сил природы в силы самого человеческого общества. Так, на начальных фазах развития человечества (архаическое общество) человек со­циализирует, превращает в социальные силы биологическую и психическую энергию своего собственного, данного природой, организма. В результате это­го процесса возникает и общество, и сам социальный индивид. Второй этап развития человечества (традиционно-аграрное общество) характеризуется тем, что человек начинает контролировать и превращать в социальные силы энергию живой природы - биосферы Земли. В результате возникают такие виды хозяйственной деятельности человека как земледелие и скотоводство, появляется прибавочный продукт и формируются первые цивилизации и государства. Но поскольку контролировать силы живой природы можно было, только подчиняясь циклам и как бы вторя ритмам биосферы Земли, данный тип общества характеризуется и повторяющимися циклами своей хозяйственной и социальной жизни, приверженностью к традиционализму в своем духовном развитии. Классическим выражением духовной жизни такого типа общества является восточная философия.

Выделяют следующие этапы развития общества:

Архаическое общество характеризуется тем, что человек социализирует, превращая в социальные силы биологическую и психическую энергию своего организма. В результате возникает и общество, и сам социальный индивид.

Традиционно-аграрное общество характеризуется тем, что человек начинает контролировать и превращать в социальные силы энергию живой природы – биосферы Земли. В результате возникают земледелие и скотоводство, появляется прибавочный продукт, формируются первые цивилизации и государства. Характерна цикличность хозяйственной и социальной жизни, традиционализмом духовного развития.

Техногенное общество характеризуется тем, что человек с помощью техники осваивает космические силы природы, т.е. такие силы, которые связаны не только с функционированием биосферы Земли, а определяются закономерностями Вселенной (силы пара, электричество, химические реакции, ядерная энергия). Сопровождается научной и социальной революциями.

3. Почему именно Европа явилась колыбелью техногенной цивилизации?

Социальные и культурные предпосылки возникновения так называемого техногенного общества закладываются в Европе XIV-XVIII вв. Этому способствовали следующие обстоятельства:

- как известно, вплоть до XV в. Западная Европа являлась как бы задвор­ками великих мировых цивилизаций. Неудача крестовых походов и аграрное перенаселение, с одной стороны, обрекало Западную Европу на стагнацию в условиях традиционно-аграрного производства, а с другой - толкало ее к созданию новых форм взаимосвязи природы и общества для успешной хозяйственной деятельности;

- социальные условия европейского феодализма не создавали необхо­димых предпосылок для централизации Западной Европы под скипетром императора. Этому противилась и католическая церковь. В свою очередь, наличие социальной децентрализация способствовало конкуренции соци­альных групп средневековой Европы в поиске выхода из тупика традиционно-аграрного общества.

- культурным достоянием Европы являлось христианство как высшее достижение всех древнейших цивилизаций.

. Превращение космических сил природы в энергию техногенного общества ускоряет невиданными темпами экономическое, а значит, и социальное его развитие. Если научные революции подготавливают технологию освоения космической силы природы, то социальные революции изменяют социальные структуры общества таким образом, чтобы оно сумело включить данную технологию в систему общественного производства.

4. Почему социальные и научные революции являются сущностной характеристикой техногенного общества? Как они взаимосвязаны друг с другом?

Именно в период 16 – 19 вв. появляется феномен научной и социальной революции. Глобальные научные достижения меняют научную картину мира и нормы научного знания, побуждают к преобразованию социальных институтов общества. Прослеживается синхронность по времени протекания глобальных научных и великих социальных революций (европейская Реформация и коперниканская научная революция 16 – 17 вв., Великая французская революция и вторая глобальная научная революция конца 18 – первой половины 19 в., третья глобальная научная революция конца 19 – первой половины 20 в. и революционный подъем в странах Восточной Европы и Азии).

Техногенное общество характеризуется тем, что человек с помощью новой техники начинает осваивать космические силы природы, т.е. такие силы, которые связаны не только с функционированием биосферы Земли, а определяются закономерностями, действующими во всей Вселенной: силы пара, электричества, химических реакций, ядерной энергии. Каждый новый этап превращения космических сил природы в энергию развития общества связан, с одной стороны, с глобальной научной рево­люцией, меняющей научную картину мира и нормы научного знания, а с другой - с великой социальной революцией, радикально преобразующей социальные институты общества.

В сущности, всю европейскую философию Нового и Новейшего времени можно представить как идейную подготовку великих научных и социальных революций и как процесс переосмысления их последствий и результатов.

5. Какую роль в идейной подготовке революций и в осмыслении их итогов и последствий играет философия?

Социальные и научные революции идейно подготавли­ваются новыми философскими идеями, в которых синтезируются из всей совокупности гуманитарного и естественнонаучного знания смыслы уни­версалий культуры данной исторической эпохи, и на основе критики этих смыслов определяются новые пути развития культуры

Процесс все ускоряющегося развития, постоянные изменения социальной структуры и политической организации общества заставляют социальных теоретиков не полагаться на традиционные устои существующих социальных отношений и на мудрость предков, а создавать проекта социальных изменений, т.е. проекты модернизации экономических, социальных и политических отношений.

6. Что такое «великий проект модерна»?

Все великие проекты модерна (Реформация, Просвещение, марксизм) тесно связаны и возникают на основе господствующей в данную эпоху парадигмы социального знания. С точки зрения современного этапа развития техногенного общества, все три великих проекта модерна - Реформация, Просвещение, марксизм - явля­ются идейным обоснованием перехода от традиционно-аграрного к техногенному обществу. Но в то же время они являются и идейным отражением трех важнейших стадий развития техногенного общества.

Протестантизм отражает первую фазу его становления, связанную с крушением средневекового, феодального социального иерархизма, освобождения индивида от отношений и связей традиционно-аграрного общества, сковывающих его инициативу и предприимчивость. Важнейшей идеей протестантизма является идея духовной и социальной свободы.

Просвещение отражает фазу формирования социально-политических институтов техногенного общества, необходимых для функционирования того общества на его собственной основе: верховенства законодательной власти над исполнительной, развитого парламентаризма и др. Главный лозунг эпохи Просвещения - политическое равенство.

Марксизм отражает фазу промышленного переворота, ускоренного раз­вития производительных сил, основанного на превращении сил природы в силы самого общества, необходимости на этой основе перераспределения национального дохода между всеми гражданами той или иной страны, контроля общества (через экономические и политические институты) за процессом за производства во избежание экономических кризисов и социальных потрясений. Идейный пароль этого проекта - социальное братство.

7. Как взаимосвязаны этапы развития техногенного общества и великие проекты модерна?

Все три великих проекта модерна являются идейным обоснованием перехода от традиционно-аграрного к техногенному обществу. В то же время они являются и идейным отражением трех важнейших стадий развития техногенного общества.

Первый проект модерна – Реформация возник на основе теоцентрической парадигмы и способствовал утверждению техногенного общества. В основании Реформации лежат труды философов эпохи поздней схоластики (У. Оккама, И. Мейстера Экхарта, Д. Уиклифа, Я. Гуса) и мыслителей раннего Возрождения (Л. Валлы, флорентийских неоплатоников, Эразма Роттердамского). Основная идея Реформации – идея духовной и социальной свободы (протестантизм).

Просвещение возникает на основе естественно-правовой парадигмы, проект лежит в основании социальных и научной революций конца 18 – 19 в., отражает фазу формирования социально-политических институтов техногенного общества с верховенством законодательной власти над исполнительной. Возникновению проекта Просвещения способствовали труды мыслителей 17 в. (Р. Декарта, Ф. Бэкона, Т. Гоббса, Б. Спинозы, Г. Лейбница и Дж. Локка). Основная идея Просвещения – политическое равенство.

Марксизм отражает фазу промышленного переворота, ускоренного развития производственных сил, необходимости перераспределения национального дохода между всеми гражданами, контроля общества за процессом производства во избежание экономических кризисов и социальных потрясений. Идея марксизма – социальное братство.