- Lektsia - бесплатные рефераты, доклады, курсовые работы, контрольные и дипломы для студентов - https://lektsia.info -

Башкиры - народы Южного Урала



Ольстерский конфликт

Как известно, 6 ирландских графств еще в начале века после длительных столкновений вошли в состав Соединенного королевства, а 26 графств образовали собственно Ирландию. Население Ольстера четко разделено не только по этническому признаку (ирландцы - англичане), но и по религиозному (католики - протестанты). Вплоть до сегодняшнего дня вопрос Ольстера остается открытым, так как католическая община страдает от неравенства, созданного правительством. Хотя в последние 20 лет улучшилось положение с жильем, образованием и другими сферами, но сохраняется неравенство в сфере работы. У католиков больше шансов остаться без работы, чем у протестантов.

Поэтому лишь в 1994 г. прекратились вооруженные столкновения между Ирландской республиканской армией и полувоенными организациями

под названием «Британская армия». Жертвами столкновений стало более 3800 человек; притом, что население острова составляет примерно 5 миллионов человек, а Северной Ирландии - 1,6 миллиона человек, это значительная цифра.

Брожение умов отнюдь не прекращается и на сегодняшний день, и еще один фактор - гражданская полиция, которая до сих пор на 97% состоит из протестантов. Взрыв, прогремевший в 1996 году вблизи одной из военных баз, вновь усилил недоверие и подозрительность у членов двух общин. Да и общественное мнение не готово пока окончательно к тому, чтобы покончить с образом врага. Католические и протестантские кварталы разделены кирпичными «стенами мира». В католических кварталах на стенах домов можно увидеть огромные картины, свидетельствующие о насилии со стороны англичан.

Кипрский конфликт

На сегодняшний день на острове Кипр проживает около 80 процентов греков и 20 процентов турок. После образования Республики Кипр сформировалось смешанное правительство, однако в результате разночтений положений Конституции ни одна сторона не повиновались указаниям, исходившим от министров противостоящей общины. В 1963 году вспышки насилия с обеих сторон стали реальностью. С 1964 по 1974 гг. на острове для предотвращения конфликта был размещен контингент ООН. Однако в 1974 году была предпринята попытка правительственного переворота, в результате чего Президент Макариос был принужден к ссылке. В ответ на попытку переворота Турция направила на Кипр 30-тысячный военный корпус. Сотни тысяч греческих киприотов бежали на юг острова под жестким наступлением турецкой армии. Насилие продолжалось несколько месяцев. К 1975 году остров был разделен. В результате раздела одну треть острова на севере контролируют турецкие войска, а южную часть - греческие. Под наблюдением ООН был осуществлен обмен населением: турки-киприоты были перемещены на север, а греки-киприоты - на юг. «Зеленая линия» развела конфликтующие стороны, и в 1983 году была провозглашена Турецкая Республика Северного Кипра; однако ее признала только Турция. Греческая сторона требует возвращения территории, греки-киприоты, жившие на севере, надеются вернуться в свои дома и считают, что север оккупирован турецкими захватчиками. С другой стороны, контингент турецких войск на севере Кипра постоянно увеличивается, и ни те, ни другие киприоты не отказываются от «образа врага». Фактически контакты между севером и югом острова сведены на нет.

До окончательного решения конфликта еще далеко, поскольку ни одна сторона не готова идти на уступки.

Положение в Украинe и Крыму

Состав населения Украины едва ли не самый пестрый в мире - более 127 национальностей. По переписи 1989г. В УССР проживало 37,4 млн. украинцев, 11,4 млн. русских, около 500 тыс. евреев, белорусов, молдаван, болгар, поляков, венгров, румынов, греков. Нашлось несколько енцев, итильменов, юкагиров;4000 человек просто указало графу «iнша нацiональнiсть» и 177 человек не ответили на этот вопрос. В условиях социально-экономического и духовного кризиса общество в целом испытывает дезинтеграцию, недоверие ко многим социальным институтам, уже малоэффективным. Соответственно напряжение возникает и в этнополитической ситуации, и для украинцев это конечно же вопрос взаимоотношений с «великим западным соседом». В настоящее время межнациональные конфликты не приобрели массового характера и ни одна сколько-нибудь серьезная политическая организация не выдвигает лозунги, провоцирующие национальную нетерпимость, тем не менее межэтнические отношения значительно осложнились.


3. Хозяйственно-культурная классификация этносов

М. Г. Левин и Н. Н. Чебоксаров классифицировали способы производства на три последовательных хозяйственно-культурных типа:

§ Охота, собирательство и рыболовство (К ним относятся австралийские аборигены, некоторые народы Южной Америки, а также бушмены (Ю. З. Африка). К ним относят этносы или изолированные части этносов, живущие в тропической и субтропической полосе земного шара — индейцы р. Амазонки, пигмеи р. Конго, некоторые народы народы Индостана, ведда (Шри-Ланка) и др.)

§ Ручное земледелие (в том числе и мотыжное, без участия тягловой силы) и скотоводство (Данный вид был распространен у части индейцев р. Амазонки, банту и других народов тропической Африки (например, часть пигмеев), меланезийцы Океании и др.)

§ Пашенное земледелие (Самой важной характеристикой этой группы является использование домашних животных в качестве тягловой силы. Производительность труда резко возрастает, именно эта форма являлась главной экономической базой стран Европы, Китая, колонизированной Америки.)

 

Определяющими признаками хозяйственно-культурного типа являются характер, облик и уровень развития хозяйства и хозяйственной деятельно­сти людей. Различия между хозяйственно-культурными ти­пами касаются, в первую очередь, основных занятий боль­шинства населения — промыслов, сельского хозяйства, ре­месел, а также орудий труда, пищи, жилища, средств передвижения, утвари, одежды и других элементов матери­альной культуры. В области духовной культуры различия между хозяйственно-культурными типами проявляются, главным образом, в тех обычаях и обрядах, особенностях изобразительного искусства, верований, культов и фолькло­ра, которые наиболее ярко отражают формы труда и быта при тех или иных ландшафтно-климатических условиях.
4. Индейцы Северной Америки (этнологическая характеристика)

Индейцы — общее название коренного населения Америки (за исключением эскимосов и алеутов). Название возникло от ошибочного представления первых европейских мореплавателей (Христофора Колумба и др.) конца XV века, считавших открытые ими заатлантические земли Индией. По антропологическому типу индейцы принадлежат к американоидной расе. По данным на начало XXI века их общая численность превышает 60 млн чел., а с учётом так называемых детрибализованных индейцев (утративших племенную принадлежность) — около 75 млн чел. Ныне существует около 1 тысячи индейских народов, а в конце XV века было около 2200.

 

В Северной Америке проживало около 400 племён индейцев. Все они говорили на разных языках и не имели письменности. Степные индейцы пользовались пиктографическим письмом. Также существовали межплеменные жаргоны, к которым относят общий торговый язык чикасо — «мобиле». Некоторые племена широко пользовались «языком сигналов» или «языком жестов». Основными инструментами языка сигналов являлись условные передвижения пешком или верхом, зеркала. Для общения использовались и вампумы, которые служили им при необходимости как деньги.

Традиция изготовления керамики у индейцев как Северной, так и Центральной и Южной Америки возникла задолго до контакта с европейцами, а местные стили керамики были весьма разнообразны. Индейцы выращивали сельскохозяйственные культуры и разводили домашних животных (в первую очередь это характерно для цивилизаций Мексики и Южной Америки).

Индейские языки чрезвычайно раздроблены, количество известных языковых семей достигает 200. Народы мира восприняли от индейцев возделывание кукурузы (маиса), картофеля, томата, подсолнечника, маниока, какао, хлопчатника (также был известен в Индии, но индийские виды сейчас намного менее распространены), табака, перца, фасоли, арахиса, агавы, бобовых, кабачков и других культур.

В то же время индейцы Северной Америки имеют свои характерные черты. У них высокий рост, отличающийся от монголоидов разрез глаз, «орлиный нос». Коренное население Северной Америки говорит на многих языках.
5. Основные этносы Африки. Общая характеристика

На территории Африки расположены 55 государств, 5[источник не указан 149 дней] непризнанных государств и 5 зависимых территорий (островных).

Население Африки составляет около миллиарда человек. Африка считается прародиной человечества: именно здесь нашли самые древние останки ранних гоминид и их вероятных предков включая Sahelanthropus tchadensis, Australopithecus africanus, A. afarensis, Homo erectus, H. habilis и H. ergaster.

Изначально словом «афри» жители древнего Карфагена называли людей, обитавших недалеко от города. Это название обычно относят к финикийскому afar, что значит «пыль». После завоевания Карфагена римляне назвали провинцию Африкой (лат. Africa)[2]. Позднее Африкой стали называть и все известные регионы этого континента, а потом и сам континент. Другая теория гласит, что название народа «афри» происходит от берберского ifri, «пещера», имея в виду пещерных жителей. Возникшая позже на этом месте мусульманская провинция Ифрикия также сохранила этот корень в своём названии. По мнению историка и археолога И. Ефремова, слово «Африка» пришло из древнего языка Та-Кем (Египет. «Афрос» — пенная страна. Это связано со столкновением нескольких видов течений, которые образуют пену при приближении к континенту в Средиземном море.

Африка считается родиной человека. Здесь найдены останки древнейших видов рода Homo. Из восьми видов этого рода выжил только один — человек разумный, и в небольшом количестве (ок. 1000 особей) начал расселяться по территории Африки около 100 000 лет назад. А уже из Африки люди мигрировали в Азию (около 60 000—40 000 лет назад), и оттуда вЕвропу (40 000 лет), Австралию и Америку (35 000—15 000 лет).

Население состоит в основном из представителей двух рас: негроидной южнее Сахары, и европеоидной в северной Африке (арабы) и ЮАР (буры и англоюжноафриканцы). Наиболее многочисленным народом являются арабы Северной Африки.

Автохтонные языки Африки разделяются на 32 семьи, из которых 3 (семитская, индоевропейская и австронезийская) «проникли» на континент из других регионов.

Индоевропейские языки получили распространение, вследствие эпохи колониального управления: английский, португальский, французский языки являются официальными во многих странах. В Намибии с начала XX в. компактно проживает община, говорящая на немецком языке в качестве основного. Единственный язык, относящийся к индоевропейской семье, возникший на континенте — это африкаанс, один из 11 официальных языковЮАР.

 

Религия в Африке

Основная статья: Религии Африки

Среди мировых религий преобладают ислам и христианство (наиболее распространены конфессии католицизм, протестантство, в меньшей степени православие,монофизитство). В Восточной Африке также живут буддисты и индуисты (многие из них являются выходцами из Индии). Также в Африке проживают последователииудаизма и бахаизма. Привнесенные в Африку извне религии встречаются как в чистом виде, так и синкретизированные с местными традиционными религиями. Среди «крупных» традиционных африканских религий можно указать ифа или бвити.

Внутренние конфликты

За Африкой достаточно прочно утвердилась репутация наиболее конфликтного места планеты, причем уровень стабильности со временем здесь не только не повышается, но и имеет тенденцию к понижению. За постколониальный период на континенте было зафиксировано 35 вооруженных конфликтов, в ходе которых погибло около 10 млн человек, большая часть из которых (92 %) — гражданское население. В Африке насчитывается почти 50 % от общемирового количества беженцев (более 7 млн чел.) и 60 % перемещенных лиц (20 млн человек). Многим из них судьба уготовила трагическую участь ежедневной борьбы за существование.


6. Языковая (лингвистическая) классификация этносов

Одной из самых распространенных языковых семей, представленной на всех континентах Земли, является индоевропейская, время формирования которой ученые относят к эпохе бронзы. Она включает в себя все славянские, балтийские, германские, кельтские, романские, иранские, ин до арийские языки, что говорит о родстве и Динстве происхождения этих народов.

Также объединение языков одну финно-угорскую группу свидетельствует о родстве таких народов, как финны, карелы, эстонцы, венгры, ханты, манси.
В то же время есть языки, не причисленные ни к какой группе Или семье: баскский, кетский, ннвекнй, айнский и др.

 

Языковая семья - самая крупная единица классификации народов (этносов) по признаку их языкового родства - общего происхождения их языков от предполагаемого языка-основы. Языковые семьи подразделяются на языковые группы.
Наибольшей по численности является индоевропейская языковая семья, в которую входят языковые группы:
- романская: французы, итальянцы, испанцы, португальцы, молдаване, румыны и др.;
- германская: немцы, англичане, скандинавы и др.;
- славянская: русские, украинцы, белорусы, поляки, чехи, словаки, болгары, сербы, хорваты и др.
Второй по численности является китайско-тибетская языковая семья с крупнейшей китайской языковой группой.
К алтайской языковой семье относится крупная тюркская языковая группа: турки, азербайджанцы, татары, казахи, туркмены, узбеки, киргизы, якуты и др.
К уральской языковой семье относится финно-угорская группа: финны, эстонцы, венгры, коми и др.
К семито-хамитской языковой семье относится семитская группа: арабы, евреи, эфиопы и др.
7. Народы Северного Кавказа (этнологическая характеристика).

Состав

На территории Северного Кавказа находятся субъекты Российской Федерации:

§ Краснодарский край

§ Ставропольский край

§ Ростовская область

§ Адыгея

§ Дагестан

§ Ингушетия

§ Кабардино-Балкария

§ Карачаево-Черкесия

§ Северная Осетия

§ Чечня

Антропология. Расы

Cеверокавказское этническое населения принадлежит в основном к северокавказской расе европеоидного типа. Расовый состав населения Кавказа был определен ещё в начале 20 века, например, в Энциклопедии Брокгауз-Ефрон указано[5] нижеследующее :

§ А. Белая раса

I. Арийцы.

а) славяне: 1) русские, 2) поляки, 3) чехи, 4) болгары.

б) иранцы: 1) осетины, 2) персы, 3) таты, 4) талыши, 5) курды.

в) армяне.

II. Семиты: 1) евреи, 2) айсоры и халдеи.

III. Кавказские народы:

а) Картвельская группа: 1) собственно грузины, 2) аджарцы, 4) хевсуры, 6) тушины, 7) имеретины, 9) лазы, 10) мингрельцы, 11) сванеты.

б) Западно-горская группа: 1) абхазцы, 2) черкесы (адыге): кабардинцы, абадзехи, бжедухи, шапсуги и т. п.

в) Восточно-горская группа: 1) чеченцы, 3) ингуши. г) лезгины: 1) аварцы, 2) андийцы, 3) даргинцы, 5) лакцы, 6) табасаранцы и т. п.

§ Б. ТЮРКСКАЯ ГРУППА'.

a) Тюркские народы: 1) азербайджанцы 2) турки-месхетинцы, 3) трухмены (туркмены Ствропольского края), 4) карапапахи, 5) ногайцы, 6) кумыки, 7) карачаевцы, 9) балкарцы

б) Монгольский народ: калмыки.

в) Финский народ: эсты.

Северного Кавказа заметна тенденция к образованию микрогрупп не только по национальному признаку, но и по принадлежности к коренным народам Кавказа вообще. Обладая достаточно хорошими организаторскими способностями, коммуникативными качествами, самостоятельностью, они стремятся стать неформальными лидерами в коллективах.

В данном случае проявляются особенности воспитания мальчиков в семьях на Кавказе. С детства они сориентированы на значимость социальной роли мужчины, отца, брата, их с малых лет приучают заботиться о сестрах, даже старших, о младших братьях. В семьях культивируется особая любовь к младшим, помощь им во всем, что превратилось, по сути дела, в национальную особенность и постоянную потребность. Дети на Кавказе (мальчики в особенности) почти не подвергаются наказаниям, растут самостоятельными в условиях минимума запретов. На Кавказе популярны у всех народов национальные виды борьбы, бокс. Занятия этими видами спорта, а также сложившаяся своеобразная народная педагогика с ранних лет формируют сильную волю, постоянную готовность к отпору, активность. Такие качества представителей различных народов Северного Кавказа позволяют им довольно быстро адаптироваться к разнообразным условиям жизни и деятельности.

Весьма своеобразно и понимание старшинства на Кавказе. Безоговорочное уважение и подчинение старшим вместе с тем проявляется дифференцированно. Если его жители считают, что те или иные распоряжения руководителей других национальностей в многонациональном коллективе задевают их достоинство и самолюбие, не учитывают их национальных традиций, то они способны воспротивиться выполнению их указаний. Встречая в подобных случаях жесткую требовательность, решительность и уверенность в действиях своего непосредственного начальства, представители народов Кавказа быстро осознают бесперспективность такого поведения, однако перестраиваются с трудом. Здесь большую роль играют терпение и последовательность в действиях руководителя, его способность найти пути продуктивного взаимодействия со своими подчиненными и сослуживцами.


8. Антропологическая характеристика этносов.

· Европейцы

· Африканоидная раса

· Монголоиднная

· автролоидная

Физические различия людей, конечно, бросались в глаза наблюдателю уже со времен

классической древности, но первые попытки классифицировать человека появляются лишь в

XVII столетии. В то время насчитывали две расы, различая их по цвету кожи, - раса белая и

раса черная, причем к последней отнесена была и, так называемая впоследствии, желтая

раса.

Следующий значительный шаг вперед делает ученый Линней, который находит уже

большее количество рас и вместе с тем различает три особых вида, а именно: 1) дикий

человек - homo ferus, к которому были отнесены преимущественно баснословные случаи

одичания и превращения в животное состояние оставленных без человеческого воспитания

детей; 2) уродливый человек - homo monstruosus, к которому были отнесены микроцефалы и

другие патологические явления и 3) homo diurnus, в который входят четыре расы, а именно:

американская, европейская, азиатская и африканская, различаемая рядом физических

особенностей. Линней указывает также и на признаки этнографические. По его мнению,

между прочим, американцы управляются обычаями, европейцы - законами, азиаты -

мнениями, а африканцы – произволом.

Обычно эти различия определяются визуально (цвет кожи, черты лица, строение скелета, тин волос и т.д.). ()собенноонп заметны между группами людей, территориально удаленными друг от друга и живущими в различных естественно-географических условиях. Наблюдаемое фенот иническое разнообразие отражает прежде всего способность любых форм жизни к эволюции, через механизм которой и возникает разнообразие человеческих типов. В повседневной жизни и в науке различия между физическими типами людей обычно называют расовыми. Они представляют собой адаптацию этносов к особому типу природных условий и всегда имеют групповой характер, выявляясь полностью только при сопоставлении человеческих коллективов. Расовые различия всегда наследственны: они передаются от родителей к детям на протяжении многих поколений. Поэтому для изучения этих различии огромное значение имеют данные науки о наследственности — генетики. Понятно, что сходство многих наследственных физических признаков у разных людей или целых групп служит веским доказательством общности их происхождения или генетического родства.

Расы

 

Негроидные Смешанная Европеоидные Монголоидные Японцы Австралоидные

африканцы форма евроазиатские азиатско-амер. (океанские)

 

 

1.Негры Эфиопская 1.Северные Америк. 1. Американская 1. Веддоиды

2.Негрилли раса мулаты 2.Переходные метисы 2. Азиатская ветвь 2. Австралийцы

3.Бушмены формы 3. Континентальные 3. Айны

4.Готентоты монголоиды 4.Папуасы

4. Арктическая раса 5.Меланизийцы

5. Тихоокеанская 6. Негритосы

 

 

Негроидная раса

Наглядными признаками являются:

1. темная пигментация кожи (за исключением готтентотов);

2. курчавые жесткие волосы;

3. слабое развитие третичного волосяного покрова;

4. альвеолярный прогнатизм (выступание вперед лицевого отдела че-

репа).

 

 

Монголоидная раса

Для этой расы характерны:

1. темные прямые тугие волосы;

2. слабое развитие третичного волосяного покрова;

3. уплощенный лицевой скелет с выступающей скуловой частью;

4. альвеолярный прогнатизм:

5. строение глаза, при котором слезный бугорок прикрыт складкой

 

 

среднего века;

6. лопатообразные резцы.

 

 

Европеоидная раса

Главные признаки в следующем:

1. светлая или смуглая кожа;

2. мягкие волнистые волосы;

3. среднее и сильное развитие третичного волосяного покрова;

4. значительная профилировка (выступление) лицевого скелета;

5. незначительное выступление челюстей;

6. узкий выступающий нос с высоким переносьем;

7. тонкие или средней толщины губы

 

 

Австралоиды

В подавляющем большинстве имеют:

1. темную окраску кожи;

2. широкий нос;

3. толстые губы;

4. сильное развитие третичного волосяного покрова;

5. очень велик генетический полиморфизм, который находит внешнее

выражение в огромном групповом разнообразии сочетаний расовых

признаков.


9. Конфессиональная классификация этносов.

Наиболее влиятельная религия - Христианство. Подавляющеебольшинство христиан сосредоточено в Америке и Европе. Религиозная принадлежность Религия (religion - благочестие, набожность, святыня, предметкульта) - мировоззрение м мироощущение, а также соответствующееповедение специфического действия, основываются на вере в реаль-ное существование сверхъестественного. Она оказывает воздействиена элементы материальной культуры народа, на его общественный исемейный быт. Уже на стадии родового общества появляется ряд форм религиозных верований, многие из которых у народов и сейчас. Это магия, тотемизм, анимизм, шаманизм, культ предков, культ природы, фетишизм, культ племенных вождей. Отдельные религии древнего мира стали политеистическими, монотеистическими. Основой другой религии - зороастризма, которая возникла у иранцев начале Iтыс. до н.э. сохранилась в несколько измененном виде у парсов, гер-бов, азидов как дуализм, т.е. представление о противоборстве доброгои алого начал. В Японии на основе господствовавших в первобытности культовпредков и природа возникла религия - синтоизм.На востоке Азии в Китае соответственно в VI-V и IV-III вв. до н.э.появляются два философско-этических учения, постепенно перешедших религии - конфуцианство и даосизм.


10. Концепция этногенеза Л.Н.Гумилева

Гумилев определяет этнос как биофизическую реальность, и поэтому весь механизм этногенеза он ищет в реальных природных процессах. По его мнению, будучи составной частью биосферы, этносы должны подчиняться ее законам, быть составной частью протекающих в ней процессов.

Гипотеза Гумилева заключается в предположении, что несколько Раз за тысячелетие поверхность нашей планеты подвергается воздействию определенного типа космического излучения, которое вы-ь>вает пассионарный толчок, т.е. мутацию гена человека, отвечаю-ег° за восприятие организмом энергии из внешнего мира. Особен-
Ть этих толчков заключается в их кратковременности. За последние 3 тыс. лет было достоверно зафиксировано девять пассионарных толчков: четыре — до нашей эры и пять — за последние два тысячелетия.
Суть явления пассионарности состоит в том, что до мутационных изменений человек получает из окружающего мира энергии ровно столько, сколько ему необходимо для нормальной жизнедеятельности. При пассионарном толчке, вызывающем мутацию гена, человек становится способным воспринять энергии значительно больше. И, восприняв ее, будет обладать повышенной тягой к действию — пас-сионарностью. Эта избыточная энергия может быть направлена на организацию завоевательных походов или научных экспедиций, создание новой религии или научной теории. F.cnn же некоторое количество людей, обладающих этим признаком, соберется вместе, объединенные одной целью, если при этом они находятся в благоприятных географических условиях (необходим разнообразный ландшафт), появляется зародыш нового этноса, начинается бурный процесс этногенеза, завершающийся через 130—160 лет появлением нового народа. Наиболее существенным отличительным признаком нового этноса являются специфические стереотипы поведения, которые передаются последующим поколениям не генетически, а через механизм сигнальной наследственности, через культуру, когда потомство путем подражания и научения перенимает от родителей необходимые поведенческие стереотипы. Именно эти стереотипы и создают пассионарии.

Этногенез, по Гумилеву, — энергетический процесс получения однократного запаса энергии после вспышки космического излучения и дальнейшей его растраты в ходе развития этноса, пока этнос не придет в состояние гомеостаза — равновесия с природой, при котором уровень пассионарности равен нулю.

После пассионарного толчка наступает фаза подъема, которая продолжается 200-300 лет. Она связана с экспансией нового этноса, обязанной пассионариям. ста? вящпм перед собой задачу создания нового сильного государства и идущим ради этого на любые жертвы. Окружающие народы воспринимают новый этнос как общность крайне активных людей, появившуюся как бы вдруг, на месте нескольких незначительных племен, и активно отстаивающую свои интересы, часто за счет соседей.
11. Основные этносы Европы. Характеристика.

В Европе проживает восемь народов с населением более 30 миллионов:

1. русские (ок. 90 миллионов, живущие в европейской части России),[3]

2. немцы (ок. 82 миллионов),[4]

3. французы (ок. 65 миллионов[5])

4. британцы (55 - 61 миллионов)

5. итальянцы (ок. 59 миллионов)[6]

6. испанцы (ок. 46 миллионов),[7]

7. украинцы (ок. 46 миллионов),

8. поляки (ок. 38 миллионов).

В Европе также есть ещё одно европейское население(родина которых находится за пределами Европы) — приблизительно с 2 миллиона этнических евреев.


12. Этническая характеристика башкир.
Башкиры (самоназвание башкорт) -- тюркоязычные кочевники, начавшие своё движение в нынешнюю Башкирию в IV в. со стороны южно - степной полосы. Этногенез башкир чрезвычайно сложен. Южный Урал и прилегающие степи, где произошло формирование народа, издавна были ареной активного взаимодействия разных культур и языков. Во 2-й пол. 1-го тыс. до н. э. на юге Башкирии жили ираноязычные скотоводы сарматы, на севере -- земледельческо-охотничьи племена ананьинскои культуры, предки финно-угорских народов.

Язык

Письменность

Религия

Районы Крайнего Севера

В соответствии с законами Российской Федерации к районам Крайнего Севера относят :

§ Все острова́ Северного Ледовитого океана и его морей, а также острова́ Берингова и Охотского морей.

§ Архангельская область — Ненецкий автономный округ, город Северодвинск; районы: Лешуконский, Мезенский, Пинежский.

§ Иркутская область — Катангский район.

§ Камчатский край.

§ Республика Карелия — город Костомукша; районы: Беломорский, Калевальский, Кемский, Лоухский.

§ Республика Коми — города Воркута, Инта, Усинск и Печора; районы: Ижемский, Троицко-Печорский, Усть-Вымский, Усть-Цилемский; село Усть-Лыжа.

§ Красноярский край — города: Игарка и Норильск; районы: Северо-Енисейский, Таймырский Долгано-Ненецкий, Туруханский, Эвенкийский.

§ Магаданская область.

§ Мурманская область.

§ Сахалинская область — город Оха; районы: Курильский, Ногликский, Охинский, Северо-Курильский и Южно-Курильский.

§ Республика Тыва — районы: Монгун-Тайгинский, Тоджинский; Шынаанская сельская администрация Кызылского района.

§ Тюменская область — Ямало-Ненецкий автономный округ.

§ Хабаровский край — Аяно-Майский и Охотский район.

§ Чукотский автономный округ.

§ Республика Саха (Якутия)

Коренное население — коренные малочисленные народы Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации. К коренному населению относятся потомки русских переселенцев — русскоустьинцы, якутяне, походчане и марковцы.
17. Этнические процессы в современном мире

В современных условиях особое влияние на ход этнических процессов оказывает научно-технический прогресс, в первую очередь развитие средств массовой коммуникации. Немалая роль принадлежит также политическому фактору, традиционному образу мышления и демографическим изменениям в структуре этносов. В Центральной Америке продолжается физическое смешение и социально-культурное сближение разнородных этнических групп. Несмотря на общую тенденцию к усилению аккультурационных процессов и ассимиляции индейского населения, крупнейшие этнические общности Мексики и Гватемалы продолжают сохранять свой этнокультурный облик. В других странах региона растворение негров и индейцев в испаноязычной среде протекает более интенсивно.
В большинстве латиноамериканских государств в настоящее время формируются новые потоки миграций между странами, идет взаимопроникновение культур разных этнических групп, их сближение, уменьшение пока еще очень существенных различий. Все этнические группы интенсивно втягиваются в этот объединительный процесс как на уровне аккультурации, так и на уровне ассимиляции.

В целом в Латинской Америке все больше обостряется проблема сохранения этнической самобытности, нарастает противостояние североамериканской культуре, основывающееся на общности исторического прошлого большинства латиноамериканских этносов и развитии общих латиноамериканских культурных черт. С другой стороны, разнообразие аборигенных этнических групп, их культур и этнорасового состава остального населения содействует размежеванию, дифференциации этнических культур.

Этнические npoi^eccu в Африке. Состояние этнических процессов на Африканском континенте сегодня можно характеризовать как противоречивое и запутанное. Это определяется исключительной сложностью этнического состава, контрастностью экономических условий стран, очень низким уровнем развития этнообъединитель-ных процессов. Этнологические наблюдения последних десятилетий убеждают, что этнические процессы развиваются в Африке зачастую в противоречивых и даже в противоположных направлениях: с одной стороны, консолидация родственных этнических групп в более крупные этнические общности, с другой - межэтническая интеграция в масштабах отдельных стран, а иногда - и регионов, с третьей - дивергенция этнических территорий, разделенных государственными границами.

Ольстерский конфликт

Как известно, 6 ирландских графств еще в начале века после длительных столкновений вошли в состав Соединенного королевства, а 26 графств образовали собственно Ирландию. Население Ольстера четко разделено не только по этническому признаку (ирландцы - англичане), но и по религиозному (католики - протестанты). Вплоть до сегодняшнего дня вопрос Ольстера остается открытым, так как католическая община страдает от неравенства, созданного правительством. Хотя в последние 20 лет улучшилось положение с жильем, образованием и другими сферами, но сохраняется неравенство в сфере работы. У католиков больше шансов остаться без работы, чем у протестантов.

Поэтому лишь в 1994 г. прекратились вооруженные столкновения между Ирландской республиканской армией и полувоенными организациями

под названием «Британская армия». Жертвами столкновений стало более 3800 человек; притом, что население острова составляет примерно 5 миллионов человек, а Северной Ирландии - 1,6 миллиона человек, это значительная цифра.

Брожение умов отнюдь не прекращается и на сегодняшний день, и еще один фактор - гражданская полиция, которая до сих пор на 97% состоит из протестантов. Взрыв, прогремевший в 1996 году вблизи одной из военных баз, вновь усилил недоверие и подозрительность у членов двух общин. Да и общественное мнение не готово пока окончательно к тому, чтобы покончить с образом врага. Католические и протестантские кварталы разделены кирпичными «стенами мира». В католических кварталах на стенах домов можно увидеть огромные картины, свидетельствующие о насилии со стороны англичан.

Кипрский конфликт

На сегодняшний день на острове Кипр проживает около 80 процентов греков и 20 процентов турок. После образования Республики Кипр сформировалось смешанное правительство, однако в результате разночтений положений Конституции ни одна сторона не повиновались указаниям, исходившим от министров противостоящей общины. В 1963 году вспышки насилия с обеих сторон стали реальностью. С 1964 по 1974 гг. на острове для предотвращения конфликта был размещен контингент ООН. Однако в 1974 году была предпринята попытка правительственного переворота, в результате чего Президент Макариос был принужден к ссылке. В ответ на попытку переворота Турция направила на Кипр 30-тысячный военный корпус. Сотни тысяч греческих киприотов бежали на юг острова под жестким наступлением турецкой армии. Насилие продолжалось несколько месяцев. К 1975 году остров был разделен. В результате раздела одну треть острова на севере контролируют турецкие войска, а южную часть - греческие. Под наблюдением ООН был осуществлен обмен населением: турки-киприоты были перемещены на север, а греки-киприоты - на юг. «Зеленая линия» развела конфликтующие стороны, и в 1983 году была провозглашена Турецкая Республика Северного Кипра; однако ее признала только Турция. Греческая сторона требует возвращения территории, греки-киприоты, жившие на севере, надеются вернуться в свои дома и считают, что север оккупирован турецкими захватчиками. С другой стороны, контингент турецких войск на севере Кипра постоянно увеличивается, и ни те, ни другие киприоты не отказываются от «образа врага». Фактически контакты между севером и югом острова сведены на нет.

До окончательного решения конфликта еще далеко, поскольку ни одна сторона не готова идти на уступки.

Положение в Украинe и Крыму

Состав населения Украины едва ли не самый пестрый в мире - более 127 национальностей. По переписи 1989г. В УССР проживало 37,4 млн. украинцев, 11,4 млн. русских, около 500 тыс. евреев, белорусов, молдаван, болгар, поляков, венгров, румынов, греков. Нашлось несколько енцев, итильменов, юкагиров;4000 человек просто указало графу «iнша нацiональнiсть» и 177 человек не ответили на этот вопрос. В условиях социально-экономического и духовного кризиса общество в целом испытывает дезинтеграцию, недоверие ко многим социальным институтам, уже малоэффективным. Соответственно напряжение возникает и в этнополитической ситуации, и для украинцев это конечно же вопрос взаимоотношений с «великим западным соседом». В настоящее время межнациональные конфликты не приобрели массового характера и ни одна сколько-нибудь серьезная политическая организация не выдвигает лозунги, провоцирующие национальную нетерпимость, тем не менее межэтнические отношения значительно осложнились.


3. Хозяйственно-культурная классификация этносов