Благословление хлебов на вечерне известно всем. Но оно, между
прочим, означает, что после вечернего богослужения некогда
полагалась трапеза — агапа. И напоминание о ней сохранилось в самой
молитве священника: "Господи Иисусе Христе. Боже наш, благословивый
пять хлебов и пять тысяч насытивый, Сам благослови и хлебы сия,
пшеницу, вино и елей и умножи сия во граде сем и во всем мире
Твоем, и вкушающие от них верныя освяти..."
3. "Чин о панагии"
"Чин о панагии" содержится в "Часослове" и совершается в
монастырских трапезных следующим образом:
старший: "Христе Боже, благослови ястие..." и благославляет
кушанья. Затем влагает в панагиар просфору и ставит во главе
стола.
После вкушения пищи: "Благословен Бог, милуяй и питаяй..." "Слава
Тебе, Господи..." "Господи помилуй" (трижды),
старший: "Благословите мя отцы святии и простите ми грешному".
все: "Бог простит ти и помилует тя",
Старший (вознося просфору перед образом Св. Троицы):
"Велико имя Св. Троицы" (знаменуя) "Пресвятая Богородица помоги
нам",
все: "Тоя молитвами, Боже, помилуй и спаси нас" и после пения
"Достойно есть" вкушают просфору.
Спрашивается: что это, если не прямое подражание Евхаристической
агапе?
P.S. Интересно, что и у католиков существует подобный панагиар (он
называется у них "монстранс"), куда влагается остия и совершается
усиленное поклонение ей в послепасхальный период.
А у православных сходный чин называется "Последование артоса".
4. "Последование артоса"
Пасхальный артос (т.е. хлеб) приносится в первый день Пасхи (после
заамвонной молитвы) в алтарь и освящается кроплением св. водой.
Затем, на всё время пасхальной седьмицы он занимает место панагии:
на панагиаре. А в Субботу Светлой седьмицы, по отпусте Литургии
несёт его в трапезную, читая молитву:
"... и якоже благословил еси пять хлебов в пустыне, и ныне
благослови хлеб сей, яко да вси вкушающе от него телесного и
душевного благословения и здравия сподобятся..."
После чего артос раздробляют и вкушают.
Надо ли добавлять, что православные миряне приготовляют собственный
"мирянский артос" (т.е. кулич), освящают его в храме и вкушают в
Пасхальную ночь вместе с творожной пасхой и крашенными яйцами? Т.е.
совершают самую настоящую Пасхальную агапу! (Напомню, что в
Пасхальную ночь все, говевшие и не говевшие, могут причащаться по
древнему обычаю, унаследованному от первых веков христианства).
И тем не менее эти реликтовые агапы оттеснены на периферию
богослужебной жизни. И это произошло не случайно. В них было
слишком много плотского.
А в 4 веке христианство (под влиянием зарождающегося монашества)
стремительно одухотворилось. В агапах было слишком много
ритуально-иудейского, а в 4 веке государственное христианство
обрушило на иудеев запоздалые акты мести (погромы в М. Азии и
Александрии).
Но самое главное: уничтожение агап ускорило формирование суточного
богослужение, вечерни и утрени. Но прежде чем перейти к ним,
рассмотрим наши источники.
2. "Паломничество в Святую Землю"
Главным источниками 4 века являются уже известные нам "Апостольские
постановления" и т.н. "Паломничество а Святую Землю", написанное
ок. 380 г. некой Сильвией или Этерией. Это вообще важнейший
памятник из области исторической литургики и эортологии (истории
праздников).
Он был обнаружен в 1884 г. историком и археологом Гамуррини в
библиотеке братства св. Марии в Ареццо. Памятник этот находился в
манускрипте 11 века, происходящем из знаменитого Монте-Кассинского
монастыря св. Бенедикта Нурсийского и представлял собой 22 листа
без начала. Гамуррини издал его в 1887 г. по названием
"Peregrinatio ad loca sancta". Он отождествил паломницу с Сильвией
Аквитанкой, которая сопровождала в Египет Палладия Еленопольского и
упомянута в его "Лавсаике".
В 1903 г. Дон Феротин опубликовал письмо монаха Валерия (ок. 650
г.), которое содержит схожие фрагменты, приписанные некой Этерии из
Испании.
С тех пор неизвестную паломницу стали именовать Сильвией-Этерией.
Это была вдумчивая и наблюдательная женщина. Она подробно описывает
свои путешествия на Синай, в Палестину и Сирию, а во второй части
своих путевых записок, с протокольной точностью фиксирует
драгоценные подробности иерусалимского богослужения при храме
Воскресения Христова.
Это — тот самый храм, который был построен в 335 г. Константином
Великим над Голгофой и Гробом Господним. Собственно, это был целый
комплекс, состоящий из 3 главных частей: храма Воскресения,
Мартириума и Креста.
Круглый храм Воскресения (Сильвия называет его "Anastasis") был
построен вокруг пещеры Гроба Господня, в которой горела неугосимая
лампада. К этому храму вёл внутренний двор ("Atrium interier"),
окружённый с трёх сторон колонадами. А с четвёртой, западной
стороны, внутренний двор упирался в скалу Голгофу. Здесь, на месте
обретения Креста, стоял крест. Сильвия выделяет это место, как
отдельную церковь ("Ad Crucem" — "У Креста").
Храм над самой Голгофой она называет "Martirium". Он был заложен
над местом мучений ещё царицей Еленой и имел от алтаря спуск в
подземную капеллу св. Елены ("Chapelle S. Helene"). С юга к этому
храмовому комплексу примыкал огромный баптистерий ("Baptistere")
для крещения обращаемых язычников.
Особенность богослужения здесь состояла в том, что процессии,
возглавляемые епископом Иерусалима, переходили из одного храма в
другой, стремясь посетить все святые места.