- Lektsia - бесплатные рефераты, доклады, курсовые работы, контрольные и дипломы для студентов - https://lektsia.info -

Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное.



Рис. Икона Нагорная проповедь.

2.2.2.1 Дар видения своих грехов — это первый дар христианину от Господа. Он является началом пути крестоношения и возрастания в надежде с помощью Господа Иисуса Христа и всех членов Церкви Божией. На этом уровне духовного устроения христианин начинает развивать в себе добродетель смирения, воздержания в первую очередь в мыслях, а затем и в посте (телесное воздержание). В противном случае из-за не хранения помыслов страсть чревоугодия, не воздержания проявляется в плотских удовольствиях (сластолюбия).

 

Начало добродетели смирения, воздержания, самоотречения страсть чревоугодия (сластолюбия)

 

2.2.2.2 Осознание внутреннего закона противоборства.

Духовная жизнь христианина - путь крестоношения, начинается не с видения ангелов, не с обнаружившихся сверхъестественных способностей (экстрасенсорных), не с говорения на разных языках, а с познания своей немощи духовной, ощущения своей греховности. Этого дара и должен, в первую очередь, просить христианин и, получив его, сохранить до конца жизни.

Кто же такие нищие духом? – Те, кто осознает и видит свое нравственное бессилие в достижении спасения собственными силами, в угождении Богу. Не видеть за собою никаких заслуг перед Богом и никаких добродетелей, а постоянно считать себя духовно немощными, грешными и не имеющими никаких добродетелей, которыми бы мы могли оправдаться перед Богом, - это и значит быть нищими духом. Нищий духом, поэтому, тот, кто постоянно видит только свои грехи, осознает свое духовное бессилие в борьбе с ними и в стремлении к добру не видит никаких своих добродетелей.

2.2.2.3 Сравнение с младенцем

Сам по себе человек в делании добра и достижении спасения подобен беспомощному младенцу. Младенец ничего не может сделать сам для себя: он не может сам достать себе пищи, не может даже просить, чего ему требуется, ибо и сам не осознает ясно, что ему нужно; не может встать на ноги, чтобы прийти к матери, - но он кричит, плачет, призывая к себе мать, движется, бьется, как бы ища ее. Тогда мать сама подходит к дитяти нему, побуждаемая материнскою любовью, берет его на руки, прижимает к груди с любовью кормит его. Так бессильны и мы; чтобы воспрянуть к деланию добра, к богоугождению, часто не знаем даже, с чего нам начать и как приняться за добро, а когда и начнем, то не находим в себе силы воли, чтобы продолжать делать его, а потому ослабеваем и оставляем его. Но когда мы взываем ко Господу и неотступно молимся, чтобы Он Сам помог нам Своею благодатью, научил нас делать добро и угождать Ему, подкрепил нашу волю, поддержал наши силы, - то человеколюбивый Господь не оставляет нас Своею помощью.

 

2.2.2.4 Пример: "… мой кувшин совсем не давал мне есть"

Вот подвиг усиленного постничества. Преподобный Макарий Александрийский был великий постник. Услышав раз, что один инок вкушает хлеба не более одной литры в сутки, т.е. менее восьмой части фунта, он и сам стал подражать ему. Переломав все свои сухари и опустив их в кувшин с водою, он положил съедать в сутки не более того, сколько достанет рука, а горло у кувшина было узкое. Велико было изнурение тела, рассказывал потом сам преподобный. "Захвачу, бывало, больше кусков рукою, а узкое горло не дает мне их вынуть: мой кувшин совсем не давал мне есть". Так питался он три года. Но, не довольствуясь и этим подвигом, он перешел к другому, еще более строгому. Узнав, что иноки Тавеннисского Антониева монастыря во всю четыредесятницу употребляют пищу невареную, он и сам не стал вкушать ничего приготовленного на огне, а питался одними сырыми овощами. Так подвизался он непрерывно семь лет. Не довольствуясь, однако же, и этим подвигом, он сам решился идти в Тавеннисский монастырь. Переодевшись в мирское одеяние, он явился к его настоятелю преподобному Пахомию Великому и, принятый им как мирянин, вступил в его обитель. Спустя немного времени наступила четыредесятница. Старец видит, что каждый инок возлагает на себя различный подвиг: один принимает пищу вечером, другой через пять дней; иной всю ночь стоит на молитве, а днем сидит за рукодельем, - а всех иноков в обители было более тысячи четырехсот, - тогда и Макарий избрал себе подвиг. Наломавши большое количество пальмовых ветвей, он стал в углу и в продолжение всей четыредесятницы, до самой Пасхи, не принимал хлеба, не касался воды, не садился, не ложился и ничего не вкушал, занимаясь только молитвою сердечною и плетением корзин из пальмовых ветвей. Видя такой подвиг, смутились духом даже самые строгие иноки и говорили своему настоятелю: "Откуда ты привел к нам сего бесплотнаго человека на осуждение наше?" - и научились смирению - не превозноситься своими подвигами.

2.2.2.5Пример:"… стал обнимать их, лобызать их ноги…"

Святый мученик Вонифатий, будучи рабом и сожителем одной знатной римлянки, проводил сначала беспечную и не трезвую жизнь и был христианином только по имени. Но вот однажды госпожа отправила его из Рима на восток, где производилось в то время сильное гонение на христиан, с тем, чтобы он привез ей тело какого-нибудь мученика за веру. Путь был дальний, и Вонифатий стал размышлять на пути о подвигах святых мучеников, о благочестивой жизни истинных христиан, их высоте и святости. В сердце его стало закрадываться сожаление о своей греховной жизни. Стал он припоминать и разбирать эту свою жизнь, стал заглядывать в свою совесть и увидел всю свою греховность. Содрогнулся Вонифатий, увидев все свои грехи, и в душе его стал пробуждаться страх Господень. Всю дорогу он, таким образом, размышлял, и чем больше размышлял, тем больше пробуждалось в нем раскаяние о грехах, и разгоралось желание и решимость исправить свою жизнь. Стал он каяться в грехах своих перед Богом, стал молиться и поститься во время пути. В таком состоянии духа прибыл он в Киликийский город Тарс. В это время народ толпился на одной из площадей и смотрел на казнь христиан ( Рис.). Вонифатий, отпустив своих спутников, сам поспешил сюда же.

Рис.

Тут множество христиан терпели истязания самые жестокие и самые разнообразные. Но все они, одушевленные пламенем веры, являли изумительное мужество и терпение. Вонифатий смотрел на их подвиги с изумлением, и сердце его разгоралось пламенным желанием разделить их участь. Чем долее он смотрел, тем сильнее воспламенялась в нем вера, и возбуждалась жажда мученического подвига. Наконец, она охватила его всецело и увлекла. Он бросился вдруг в середину мучеников, стал обнимать их, лобызать их ноги и громко исповедовать Христа. Тут его схватили воины, и он, подвергнутый страшным мучениям, принял венец мучеников. Его мощи слуги привезли госпоже. Она, узнав тело Вонифатия, покаялась и изменила образ жизни. Так иногда постепенно возникает и растет в душе жажда спасения, которая неудержимо влечет к добродетельным делам и высоким духовным подвигам.

 

2.2.2.6 Высота добродетели смирения

В одно время диавол, многократно, но безуспешно возбуждавший в преподобном Макарии Египетском дух гордости, принужден был сам признать его победителем над собою через высоту его смирения и кротости, и сказал ему: "Макарий! Все, что ты делаешь, делаю и я. Ты постишься, а я совсем не ем; ты бодрствуешь, а я совсем не сплю. Одним только ты побеждаешь меня - кротостью и смирением, которых я не имею". Так, братья, высока добродетель кротости, ибо она отличает существо доброе от существа злого. Утрата этой кротости послужила причиною падения добрых духов и превращения их в злых. Они сделались в мире источником зла, почему и "Бог гордым противится, а смиренным же, напротив, дает благодать".

 

2.2.2.7 Выводы

Поэтому желающим достигнуть спасения, в борьбе со страстями и искушениями, в делании всякого добра никогда не должно полагаться только на себя, но, прежде всего, неотступно просить Бога о благодатной помощи, на нее только надеяться и призывать. Не своими только силами, а этою благодатною силою и помощью Божьею, не видимо посылаемою нам, спаслись все праведники, подвижники, пустынники, отшельники, явив удивительные и нечеловеческие дела и подвиги борьбы со страстями, умерщвления плоти и высоких евангельских добродетелей. Подкрепляемые этою невидимою благодатною помощью, подвизались мученики и исповедники, перенося терпеливо бичевания и раны, мучения и истязания плоти, невозможные для одних сил человеческих, но возможные только при содействии благодатной помощи Божией. Призвав на помощь эту благодать Божию, они оставались невредимыми в огне, исцелялись от ран, укрощали ярость диких зверей, ходили по водам и творили многоразличные и удивительные чудеса, являя необыкновенную твердость духа и мужество среди мучений и обнаруживая нечеловеческие силы в терпении и перенесении этих мучений. Но те, которые полагались на свои только силы и не призывали в помощь благодати Божией, изнемогали от легких ран, обессиливали от одного только вида мучений и падали, отрекались от Христа, не испытав даже мучения. Так и во всяком добром деле, доколе мы надеемся на благодать Божию и с твердою верою просим у Бога Его благодатной помощи, мы стоим в добре, проявляем иногда великую твердость духа и силу воли в борьбе с препятствиями и побеждаем их, потому что благодать Божия помогает нам ( Рис.).

Рис. Икона Спаситель благословляющий

Но коль скоро мы начинаем рассчитывать только на свои собственные силы и забываем о благодатной помощи, то даже и в легких и незначительных подвигах добродетели изнемогаем и падаем, оставляем подвиг часто из-за одного только страха перед его трудностью, перестаем творить добро иногда по одному только предубеждению против его непосильности.