- Lektsia - бесплатные рефераты, доклады, курсовые работы, контрольные и дипломы для студентов - https://lektsia.info -

Богослужебные особенности каждой Недели от праздника Святой Пасхи до отдания его



Всего Недель до отдания Пасхи - шесть, а до Пятидесят­ницы - семь.

1-я Неделя - Пасхальная, 2-я - Фомина, 3-я - свв. жен-мироносиц, 4-я - о расслабленном, 5-я - о самаряныни, 6-я - о слепом, 7-я - святых отчев Первого Вселенского Собора.

По своим воспоминаниям эти Недели (воскресенья) и сед­мицы относятся к Божественному прославлению Воскресшего Христа.

Третья Неделя по Пасхе носит название свв. жен-мироносиц. Святая Церковь в своем богослужении в 3-ю неделю побуждает нас перенестись мысленно от Голгофы ко гробу Хрис­тову и Его славному Воскресению, весть о котором удостои­лись воспринять первыми жены-мироносицы.

На утрени, на "Бог Господь", поются три тропаря Вели­кой Субботы: "Егда снизшел еси..." (дважды), на "Слава" -"Благообразный Иосиф...", "И ныне" - "Мироносицам женам..."

Евангелие, читаемое на утрени (Мк., зач. 71-е) и на литургии (Мк., зач. 69-е), повествует о погребении Господа, Его Воскресении и явлении мироносицам.

Четвертая Неделя - о расслабленном.

В эту Неделю Церковь воспоминает чудесное исцеление расслабленного Иисусом Христом во второй год Его евангель­ской проповеди, в день иудейской Пятидесятницы.

В среду 4-Й седмицы празднуется Преполовение Пятидесят­ницы. В этот день воспоминается событие из жизни Спасителя, когда Он в преполовение ветхозаветного праздника Кущей учил в храме о Своем Божественном посланничестве и таинственной воде, под которой разумеется благодатное учение Христово и благодатные дары Святого Духа. Об этой воде говорится и в тропаре Преполовения: "Преполовившуся празднику, жаждущую душу мою благо­честия напой водами, яко всем. Спасе, возопил еси: жаждай да грядет ко Мне и да пиет, Источниче жизни нашея Христе Боже, слава Тебе".

Вся служба Преполовения совершается по Триоди. Накану­не праздника совершается великая вечерня. Но стихословится не "Блажен муж", а рядовая кафизма; бывает вход с кадилом и читаются три паремии. На утрени полиелея нет. Канон -Триоди, но не Пасхи. Катавасия: "Море сгустил еси...". "Честнейшую" не поется, после 8-й песни - сразу ирмос 9-й песни. Поется великое славословие. На литургии вместо "До­стойно" поется ирмос: "Чужде матерем девство...". После ли­тургии бывает по обычаю водоосвящение в воспоминание Боже­ственного учения о живой воде Св. Духа.

Преполовение празднуется 8 дней. Отдание в среду 5-й седмицы. В отдание на литургии поется Задостойник: "Чужде матерем девство...". В дни между Преполовением и его отда­нием - Задостойник Пасхи: "Ангел вопияше... Светися, свети-ся...".

Пятая Неделя - о самаряныне.

В эту неделю Святая Церковь воспоминает евангельскую беседу Господа Иисуса Христа с женщиной - самарянкой (еван­гелие на утреня - от Иоанна, зач. 63-е).

Служба Недели о самаряныне поется четыре дня: в вос­кресенье, четверг, пятницу и субботу. В понедельник же и вторник - служба попразднства Преполовения, в среду - отда­ние его.

Шестая Неделя - о слепом.

В эту Неделю воспоминается дарование Христом Спасите­лем зрения слепорожденному в Иерусалиме в третий год Его общественного служения, в праздник обновление храма (Мф., зач. 67-е).

ОТДАНИЕ ПАСХИ совершается в среду 6-й седмицы. Одно­временно поются песнопения Недели о слепом и предпразднст-ва Вознесения Господня (предпразднство - только один день).

Служба отдания совершается подобно тому, как и в от­дание прочих Господских двунадесятых праздников. Последний раз поются пасхальные песнопения. Начало вечерни, утрени в литургии - то же, что и в Светлую седмицу. Священник с Крестом, пасхальным трисвечником и кадилом творит началь--ный возглас и затем поет стихи: "Да воскреснет Бог..." и прочее. Но отпуст пасхальный бывает только после литургии: "Христос, воскресый из мертвых, смертию смерть поправый..." с вспоминанием святого дня, а в конце других служб - обыч­ный воскресный отпуст.

На утрени, после кафизмы, поется обычное во все дни святой Пасхи "Воскресение Христово видевше...". Канонов три: Пасхи, Недели о слепом и предпразднства Вознесения.

На 9-й песни "Честнейшую" не поется, но поется ирмос 9-й песни пасхального канона с припевами (как на Пасхальной седмице) и после канона - светилен Пасхи: "Плотию уснув..." (дважды) и экзапостиларий Недели о слепом.

Часы читаются обычные, трипсалмные (а не пасхальные).

После литургии священнослужители снимают Плащаницу с престола и полагают в устроенный для нее ковчег (так называ­емую гробницу). Особого чина для этого в Уставе нет.

ВОЗНЕСЕНИЕ ГОСПОДНЕ

Праздник Вознесения Господня совершается в сороковой день по Воскресении Иисуса Христа, в день, в который Гос­подь вознесся на небо (Деян. 1, 1-12; Мк. 16, 12-19; Лк. 24, 50-52). Этот праздник всегда приходится на четверг 6-й седми цы после Пасхи.

История праздника

Празднование Вознесения восходит к самой глубокой древ­ности. Так, уже Апостольские Постановление предписывают со­вершать его в сороковой день по Пасхе (книга 5, гл. 18). Особенно важны в этом отношении свидетельства св. Иоанна Зла тоуста и блаж. Августина. Первый называет этот праздник важ­нейшим и великим и относит его к разряду праздников, которые подобно Пасхе и Пятидесятнице, несомненно, установлены Апос­толами. Последний, упоминая о повсеместном чествовании праз­дника по преданию, прямо усвояет ему апостольское установлен

Каноны праздника написаны св. Иоанном Дамаскиным и св. Иосифом Песнопевцем. Кондак и икос принадлежат св. Роману Сладкопевцу.

Особенности богослужения.

Праздник Вознесения Господня относится к числу под­вижных Господских праздников. Он имеет один день предпраз-днства, совпадающий с отданием Пасхи, и восемь дней поп-разднства. Отдание праздника бывает в пятницу 7-й седмицы по Пасхе.

На великой вечерни "Блажен муж" не поется. По "Ныне отпущаеши...", на "Бог Господь" и в конце ут­рени поется тропарь праздника, глас 4-й:

"Вознеслся еси во славе, Христе Боже наш, радость сотворивый учеником обетованием святаго Духа, изве­щенным им бывшим благословением, яко Ты еси Сын Божий, Избавитель мира". На утрени - полиелей и величание:

"Величаем Тя, Живодавче Христе, и почитаем еже на небеса с пречистою Твоею Плотию Божественное Воз­несение".

Степенна 4-го гласа, 1-й антифон. Прокимен: "Взыде Бог в вос-кликновении. Господь во гласе трубне". Евангелие от Мф., зач. 71-е. После Евангелия поется: "Воскресение Христово видев-ше..." (один раз). Канона два. Ирмосы по дважды. Тропари на 12. Каноны составлены Иоанном Дамаскиным и Иосифом Студитом. Катавасия - св. Пятидесятницы: "Божественным покровен...".

"Честнейшую" не поется, но поются припевы праздника. Первый припев: "Величай, душе моя, вознесшагося от земли на небо Христа Жизнодавца".

И хор поет ирмос: "Тя паче ума и словесе Матерь Божию в лето Безлетнаго неизреченно рождшую, вернии, единомудренно величаем".

Ко второму канону - свой припев: "Ангели восхождение Владыки зряще, ужасахуся, како со славою взятся от земли на горняя".

Во все седмичные дни попразднства до отдания праздника включительно на утреннем каноне поется катавасия - ирмосы Вознесения: "Спасителю Богу...".

На литургии - антифоны праздника. Входный стих (он же и причастный): "Взыде Бог в воскликновении, Господь во гласе трубне".

После малого входа - тропарь и кондак: "Еже от нас исполнив смотрение и яже на земли соединив небесным, вознеслся еси во

славе, Христе Боже наш, никакоже отлучался, но пребывая неотступный и вопия любящим Тя: Аз есмь с Вами, и никтоже на вы".

Прокимен: "Вознесися на небеса, Боже, и по всей земли слава Твоя".

Апостол - Деяний, зач. 1-е, Евангелие - Лк., зач. 114-е. Задостойник (и до отдания) - ирмос: "Тя паче ума и словесе Матерь Божию..." с первым припевом.

Вместо "Видехом свет истинный..." поется тропарь Вознесения. Отпуст праздника: "Иже во славе вознесыйся от нас на небо и одесную седый Бога и Отца, Христос, истинный Бог наш..."[218].

Вечером в день праздника - великая вечерня. Вход с ка­дилом и великий прокимен: "Бог наш на небеси и на земли, вся елика восхоте, сотвори".

Во все седмичные дни попразднства (до отдания празд­ника включительно) на утреннем каноне - катавасия праздника Вознесения: "Спасителю Богу...".

На Литургии, после малого входа, поется: "Приидите, пок­лонимся..." с праздничным припевом: "Спаси ны, Сыне Божий, вознесыйся во славе, поющия Ти: "Аллилуиа".

Во все дни от Вознесения до дня Святой Троицы в начале часов и других служб "Царю Небесный..." не читается, но пос­ле начального возгласа сразу "Святый Боже..." и прочее. В конце литургии вместо "Видехом свет истинный..." поется тропарь праздника, а в Троицкую родительскую субботу - тро­парь "Глубиною мудрости...". Такая замена делается по ана­логии с периодом от Пасхи до Вознесения.