4 глава Апокалипсиса содержит очень важное в литургическом
отношении видение, из которого явствует, что богослужение,
совершаемое на земле есть лишь прорыв сквозь время к тому
вневременному богослужению, которое Вселенская Церковь (в том числе
и все силы бесплотные!) совершает на небе:
"И тотчас я был в духе (т.е. в состоянии духовного экстаза) и вот
престол стоял на небе, и на престоле был Сидящий..." Сидящий не
назван по имени и никак не описан, т.к. это Первое Лицо Св. Троицы,
Личность всецело трансцендентная, которая может только указываться
бессловесным мистическим жестом апофатического богословия. Или
обозначаться сравнением с драгоценными камнями: "И Сей Сидящий
видом был подобен камню яспису и сардису; и радуга вокруг престола,
видом подобная смарагду". Камни эти в иудео-христианской символике
— всё те же "Урим и Туммим" (Исх. 28:30); буквально — "Свет и
Совершенство", а радуга является знамением милости Божьей, как это
было после Потопа при заключении Общего Завета с Ноем.
"И вокруг Престола двадцать четыре престола; а на престолах видел я
сидевших двадцать четыре старца, которые облечены были в белые
одежды и имели на головах своих золотые венцы". Несомненно, что
белые одежды есть знак чистоты и святости, а венцы — знак победы
над искушениями. Сами же 24 старца в контексте иудео-христианских
представлений могут быть только образами всего прославленного
человечества, как В-Заветного (по числу 12-ти колен израилевых),
так и Н-Заветного (по числу 12-ти апостолов). Но в контексте самого
Апокалипсиса эти старцы в коронах суть ещё и "Царственное
священство" (Ср. Апок. 1:6: "И соделавшему нас царями и
священниками Богу и Отцу...").
А так как земная Церковь рассматривается отныне в качестве иконы
небесной Церкви, то мы обязаны спросить: Кто соответствует в земной
Церкви конца Апостольской эпохи небесным священнодействующим
старцам?
Само слово "старец" по-гречески читается "пресвитер". Прот. Николай
Афанасьев так и пишет: Троны старцев — пресвитеров Апокалипсиса
соответствуют седалищам пресвитеров, как предстоятелей
Евхаристического собрания... В Евхаристическом собрании престолы
старцев занимали пресвитеры, а престол Сидящего занимал старейший
или первый пресвитер". ("Церковь Духа Святого" стр. 182; 235).
Вспомним, кто по апостолу Павлу совершает богослужение (1 Кор.
12:28-30; Еф. 4:11)?
Совершителями богослужения являются:
Апостолы, но главная функция их служения — основание Церквей. Кроме
того после гонения Нерона (67) большинство из них погибло.
Остались:
Пророки, т.е. "говорящие в Духе", имеющие особый дар откровения.
("Дидахи" прямо пишет: "Пророки суть ваши архиереи").
Учители, т.е. имеющие харизму благодатного учительства (ср. с
последующими "старцами"). Ещё Ориген ставит их наравне с
пресвитерами. И вполне вероятно, что пресвитеры, как таковые
произошли именно от учителей.
Они имели дар слова, они учительствовали во время синаксиса
(Литургии оглашенных) и вполне логично, что они же возглавляли
народ Божий приносящий благодарение. Ибо в Апостольский век
благодарение приносил весь Народ Божий, как имеющий священническое
достоинство. Преломлял же хлеб и подавал чашу старейший —
пресвитер.
Итак, мы можем воочию представить себе теперь Евхаристическое
собрание конца I века: Агапа уже завершилась.
Первенствует старейший пресвитер (в то время еще не было четкой
терминологии: пресвитер могу быть епископом, и епископ мог
называться пресвитером), который сидит на тронном возвышении (и с
него же учительствует). Справа и слева от него "седалища", т.е.
места сослужащих пресвитеров, которые располагаются полукругом.
Перед ним уже оформившийся "Жертвенный престол" и семисвечник:
"И семь светильников огненных горели перед престолом, которые суть
семь духов Божьих" (указание на третью ипостась Св. Троицы и семь
даров Духа. Ср. Ис. 11:2).
"И перед престолом море стеклянное, подобное кристаллу..." так
преобразилась в небесах небес Ветхозаветная по происхождению
умывальница для священников (и сейчас ещё православный архиерей и
католический священник умывают руки перед Евхаристическим
служением).
Далее описаны ангельские животные в виде шестикрылых серафимов
"исполненных очей", которые являются также эмблемами 4-х
евангелистов (Телец — Луки; Лев — Марка; Орёл — Иоанна; Человек
Матфея). И животные и старцы "Воздают благодарение", т.е. совершают
Евхаристию. Но самое замечательное, что они при этом поют:
"Свят, свят, свят Господь Бог Вседержитель..." Вот вам и будущая
Трисвятая песнь или как говорят католики Sanctus. Около 120 г.
шестой папа римский Сикст I введёт эту песнь в состав
Евхаристической молитвы. И ныне она существует во всех чинах
литургии, отделяя т.н. Префацию (благодарение) от Анамнесиса
(Воспоминания).
Таким образом к концу I века уже начинает складываться т.н.
Евхаристический канон.