- Lektsia - бесплатные рефераты, доклады, курсовые работы, контрольные и дипломы для студентов - https://lektsia.info -

Богослужения ВЕЛИКОЙ ПЯТНИЦЫ



В Великую Пятницу совершаются три основные службы: УТРЕНЯ, ВЕЛИКИЕ ЧАСЫ и ВЕЛИКАЯ ВЕЧЕРНЯ с МАЛЫМ ПОВЕЧЕРИЕМ. Литургия в этот день не совершается по причине глубокого сокрушения и сугубого поста в честь распятия и смерти Господа Иисуса Христа, а такие и потому, что в этот день Голгофская Жертва была принесена Самим Спасителем на Кресте.

УТРЕНЯ. "Последование святых и спасительных Страстей Господа нашего Иисуса Христе" должно начинаться, по Уставу, во 2-м часу ночи, потому что страдания Господа начались ночью с Четверга на Пятницу. Подобно ученикам, сопутствовавшим с пением ночью своему Учителю и Господу с Тайной Вечери в Гефсиманский сад, верующие также в ночь на Пятницу совершают утреню с пением антифонов и канона и назидаются слушанием евангельского повествования о страстях Христовых, так что главное содержание УТРЕНИ ВЕЛИКОГО ПЯТКА составляет чтение 12 Евангелий - избранных глав из благовествования всех четырех евангелистов. В этих Евангелиях подробно повествуется о последних часах земной жизни Спасителя, начиная с Его прощальной беседы с учениками после Тайной Вечери и кончая Его погребением во гробе Иосифа Аримафейского.

Начало утрени обычное. После шестопсалмия и великой ектении поется "Аллилуиа" со стихами великопостными и тропарь: "Егда славнии ученицы..." (трижды). Иерей в фелони выносит Евангелие на середину храма, после чего совершается полное каждение храма, которое бывает также и перед 12-м Евангелием, а перед остальными - малое каждение.

По скончании пения тропаря произносится малая ектения и сразу же (после возгласа диакона: "И сподобитися нам...") читается 1-е Евангелие св. Страстей.

Перед чтением каждого Евангелия поется: "Слава страстем Твоим, Господи" (По Уставу, петь: "Слава Тебе, Господи, слава Тебе") (а после Евангелия - "Слава долготерпению Твоему, Господи").

При чтении Евангелия священнослужители и народ стоят с зажженными свечами, выражая тем пламенную любовь к Божественному Страдальцу и уподобляясь мудрым девам, исшедшим со светильниками в сретение Жениху. В 1-м Евангелии (от Иоанна) излагается последняя прощальная беседа Господа Иисуса Христа с учениками и Его первосвященническая молитва.

Между первыми пятью Евангелиями (до 6-го) поется по три антифона (всего 15), произносится малая ектения и седален, во время которого совершается каждение. По окончании каждого седальна диакон возглашает: "И о сподобитися нам..." и читается Евангелие.

Содержание 15 антифонов весьма умилительно и назидательно для христианской души. В них изображаются страдания Богочеловека Иисуса Христа, Его любовь к роду человеческому, а также обличается законопреступный Иуда и восхваляется благоразумный разбойник.

После 6-го Евангелия поются (или читаются) "Блаженны" с тропарями, произносится малая ектения и поется прокимен: "Разделиша ризы Моя себе, и о одежде Моей меташа жребий", после чего читается 7-е Евангелие - о крестных страданиях Господа. По 7-м Евангелии читается 50-й псалом и следует 8-е Евангелие - о распятии Господа и исповедании благоразумного разбойника. Затем поется трипеснец Космы Маиумского: "К Тебе утреннюю..." (5-я, 8-я и 9-я песни). На 9-й песни "Честнейшую" не поем. Диакон запевает первые слова ирмоса 9-й песни: "Честнейшую херувим...", а хор продолжает: "И славнейшую..."[168]. Причем после 5-й песни произносится малая ектения, а по 9-й песни - малая ектения и поется краткий, но полный глубочайшего сердечного умиления светилен: "Разбойника благоразумнаго во едином часе раеви сподобил еси, Господи, и мене древом крестным просвети и спаси мя".

После светильна читается 9-е Евангелие - о словах Господа Спасителя, обращенных к Матери и возлюбленному ученику, о смерти Спасителя и прободении ребра. Затем читаются обычные хвалитные псалмы: "Хвалите Господа с небес..." и поются стихиры на хвалитех, после которых читается 10-е Евангелие - о снятии с Креста и погребении Господа. По окончании его читается славословие, произносится просительная ектения и читается 11-е Евангелие - о погребении тела Господа в новом гробе. Затем - стиховные стихиры (они же и на вечерни на "Господи, воззвах") и 12-е Евангелие - о приставлении стражи ко гробу и запечатании гроба. По окончании чтения Евангелие уносится в алтарь.

После 12-го Евангелия утреня оканчивается обычным порядком: читается "Благо есть" - единожды, Трисвятое по "Отче наш", поется тропарь Великого Пятка: "Искупил ны еси от клятвы законныя.. ", затем сугубая ектения: "Помилуй нас, Боже...". Диакон: "Премудрость". Хор: "Благослови". Священник: "Сый благословен...". Хор: "Утверди, Боже...". Священник: "Пресвятая Богородице...". Хор: "Честнейшую..." Священник: "Слава Тебе, Христе Боже...". Хор: "Слава, и ныне" и "благослови", и бывает отпуст: "Иже оплевания, и биения, и заушения, и Крест, и смерть претерпевый за спасение мира, Христос истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере, святых славных и всехвальных апостол, святых праведных Богоотец Иоакима и Анны и всех святых помилует и спасет нас, яко благ и Человеколюбец"[169].

1-й час не соединяется с утреней (кроме праздника Благовещения), а бывает вместе с 3-м, 6-м и 9-м часами.

ВЕЛИКИЕ ЧАСЫ, совершаемые в Великую Пятницу вместо литургии, отправляются все вместе (1-й,3-й,6-й и 9-й с чином изобразительных), по чину великих часов в Навечерие Рождества Христа и Крещения, т.е. по одному псалму остается с обычных часов и вновь вводится по два. На каждом часе читаются особые псалмы, имеющие отношение к воспоминаемым событиям. На "Слава" на каждом часе поется особый свой тропарь; после Богородична часа поется три особых тропаря и прокимен, а также читаются паремии, Апостол и Евангелие (от каждого Евангелиста). В конце великих часов читаются изобразительны "поскору", начиная: "Во царствии Твоем помяни нас Господи" и т.д. и бывает особый отпуст (см.: Служебник): "Иже нас ради, человек, и нашего ради спасения страшныя страсти и животворящий Крест и вольное погребение плотию изволивый, Христос, истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере, святых славных и всехвальных апостол, святых праведных Богоотец Иоакима и Анны и всех святых, помилует и спасет нас, яко Благ и Человеколюбец".

(Этот же отпуст - в конце великой вечерни в Великий Пяток и в Великую Субботу на утрени).

Великие часы составлены св. Кириллом, архиепископом Александрийским (V в.) А По Уставу, их должно совершать во 2-м часу дня, т.е. в 8 часов утра по нашему времени.

На ВЕЛИКОЙ ВЕЧЕРНИ в Великую Пятницу, которая относится к Великой Субботе и совершается обычно в 2 часа дня -около того времени, когда Спаситель умер на Кресте (в 10-м часу дня, т.е. в 4-м по полудни), воспоминается снятие с Креста пречистого Тела Иисуса Христа и Его погребение.

Начало: "Благословен Бог..." Чтец: "Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе", "Царю Небесный..." и т.д. После мирной ектении, стихир на "Господи, воззвах..." и входа с Евангелием читаются три паремии (из книг: Исход, Иова и пророка Исаии), в которых пророчески изображаются страдания Искупителя мира, причем перед первой и второй паремиями и перед Апостолом поются прокимны[170].

После паремий читаются Апостол (Коринф., зач. 125 - о Божественной силе и премудрости, открывшихся в крестных страданиях Спасителя) и Евангелие (от Матфея, зач. 110), избранное из трех благовестий (кроме евангелиста Марка),-о страданиях и крестной смерти Господа.

После Евангелия - сугубая ектения, "Рцем вси...", "Сподоби, Господи...", просительная ектения и стиховные стихиры. На "Слава, и ныне" поется стихира: "Тебе одеющагося светом, яко ризою..."

В это время отверзаются царские врата, и настоятель совершает каждение вокруг Плащаницы (трижды). Затем читается "Ныне отпущаеши", Трисвятое по "Отче наш", и при пении тропарей: "Благообразный Иосиф с древа снем (сняв) Пречистое Тело Твое..." и "Слава, и ныне" - "Мироносицам женам..." Плащаница выносится на главах священнослужителей (обычно через северные двери алтаря) и полагается посреди храма, на особом столе или гробнице. Главою Спасителя к северу (по храму она не обносится). Сам этот обряд также изображает снятие с Креста Тела Господа Иисуса Христа и положение Его во гроб[171].

Затем бывает обычное окончание великой вечерни. Диакон: "Премудрость", хор: "Благослови" и прочее. Отпуст на великой вечерни в Великую пятницу тот же, что и на великих часах.

Тотчас после вечерни совершается малое повечерие, на котором поется канон о распятии Господа и "На плач Пресвятой Богородицы". Этот трогательный канон составлен в Х веке Симеоном Логофетом. Канон полный, по уставу, читается - на малом повечерии, по прочтении Символа Веры. По окончании 9-й песни вместо "Достойно" поется ирмос 9-й песни. Затем Трисвятое по "Отче наш" и читается кондак: "Нас ради распятого..." Далее 40 раз "Господи, помилуй" и читается последование обычное. По прочтении молитвы: "Упование мое Отец..." священник произносит "Слава Тебе, Христе Боже...". Хор: "Слава, и ныне" и бывает малый обычный отпуст. После чего все прикладываются к Плащанице и лежащему на ней Евангелию[172]. (Елеем в это время не помазывают).

Согласно указу Святейшего Синода (в 1855 г.), вынос Плащаницы в праздник Благовещения, случившийся в Великую Пятницу[173], следует совершать на малом повечерии. Настоятель облачается в полное облачение, а прочие священнослужители - в малое. Повечерие начинается как обычно, но по прочтении "Верую" открываются царские врата и поется стихира: "Тебе одеющагося..." (каждение вокруг Плащаницы лежащей на престоле). Далее, при пении тропаря "Благообразный Иосиф", Плащаницу выносят (северными дверями) на приготовленное на середине храма место. Затем - проповедь, целование Плащаницы и положенный на повечерии канон о распятии Господа и "На плач Пресвятой Богородицы".

По распоряжению митрополита Филарета (в 1855 г.) и святейшего патриарха Алексия (в 1950 г.) чин выноса Плащаницы в Великую Пятницу, совпавшую с праздником Благовещения, совершается в конце литургии, после заамвонной молитвы: поются стиховные стихиры вечерни (в это время царские врата закрыты) и далее все совершается по обычному чину (приведенному на стр. 255-256). Затем - "Буди имя Господне", 33-й псалом и прочес литургийное окончание в отпуст (см. стр. 243)[174].

ВЕЛИКАЯ СУББОТА

В этот день Церковь воспоминает погребение Господа Иисуса Христа, пребывание Его тела во гробе, сошествие душею во ад для возвещения там победы над смертью и избавления душ, с верою ожидавших Его пришествия, введение разбойника в рай. Вместе с тем предсказывается и славное Воскресение Христово.

Основные воспоминания дня Великой Субботы выражены в тропаре часов следующего дня - Святой Пасхи:

"Во гробе плотски (т.е. телесно), во аде же с душею яко Бог, в рай же с разбойником, и на Престоле был еси, Христе, со Отцем и Духом, вся исполняяй (т.е. наполняяй) Неописанный".

Богослужения, совершаемые в этот день: утреня с 1-м часом, часы 3-й, 6-й и 9-й с чином изобразительных, литургия св. Василия Великого в соединении с вечерней.

УТРЕНЯ Великой Субботы начинается по обычаю с двухпсалмия. После шестопсалмия, великой ектении и "Бог Господь с обычными стихами поются три тропаря: "Благообразный Иосиф...", на "Славу" - "Егда снизшел еси и смерти..." и на "И ныне" - "Мироносицам женам...". Священнослужители в это время выходят из алтаря царскими вратами к Плащанице. Настоятель, раздав свечи сослужащим, совершает каждение вокруг Плащаницы, алтаря, народа и всего храма.

По окончании тропарей поются "непорочны", т.е. стихи 17-й кафизмы, и после каждого стиха - краткие песнопения, или "похвалы" в честь Господа, "в мертвецех вменившагося". В практике стихи кафизмы поются хором, а тропари читаются священником. В это время молящиеся стоят с зажженными свечами.

"... Похвалы представляют в своем содержании дивное соединение высоких догматических созерцаний и сердечных чувств плача и радости. В них то прославляется неизреченное долготерпение и человеколюбие Божие и Его спасительные страдания, то изображается ужас и изумление всей твари, неба и земли при виде Господа, почившего во гробе, то раздается плач Богородицы и погребавших Его, то проливается отрадный луч надежды на Его воскресение"[175].

"Непорочны" с "похвалами" разделяются на 3 статии, или "славы", из которых каждая заканчивается малой ектенией и особым возгласом. В начале 2-й и 3-й статии бывает малое каждение (Плащаницы, местных икон и иконостаса и молящихся). Начало и конец каждой статии по обычаю поется.

Сразу после 3-й статии поются воскресные тропари:

"Ангельский собор удивися..." и совершается каждение всего храма.

После малой ектении читается седален, 50-й псалом и поется канон Великой Субботы: "ВОЛНОЮ МОРСКОЮ", представляющий собой и по содержанию, и по напеву дивное и прекраснейшее творение христианского богословско-религиозного поснотворчества. Канон читается на 12-ть, ирмосы по дважды[176]. Припев к тропарям канона: "Слава Тебе Боже наш, слава Тебе". При пении канона священнослужители входят в алтарь. Здесь настоятель облачается во все священные одежды, а другие священники - только в фелонь и епитрахиль.

По 8-й песни вместо "Честнейшую" поется ирмос 9-й песни. Диакон поет начальные слова ирмоса 9-й песни: "Не рыдай Мене, Мати", хор продолжает[177]: "зрящи во гробе, Егоже во чреве без семене зачала еси Сына: востану бо и прославлюся, и вознесу со славою непрестанно, яко Бог, верою и любовию Тя величающия".

После канона и ектении поется: "Свят Господь Бог наш" и стихиры на хвалитех, (на "И ныне" - "Преблагословенна еси, Богородице Дево..."). В это время священнослужители выходят из алтаря к Плащанице. Далее поется великое славословие, во время которого совершается троекратное каждение вокруг Плащаницы. При пении заключительного "Святый Боже..." совершается торжественное обнесение Плащаницы и Евангелия вокруг храма, при пении "Святый Боже...", чем живо и наглядно воспоминается погребение Спасителя.

Это обнесение Плащаницы вокруг храма совершается священнослужителями в предшествии фонаря, светильников, запрестольного Креста и хоругвей, при печальном перезвоне колоколов. Настоятель или архиерей идет с Евангелием под Плащаницей, поддерживаемый другими священниками.

После обнесения Плащаницу снова вносят в храм и подносят к царским вратам в знак того, что Господь Иисус Христос и по Своей смерти, пребывая телом во гробе, по Божеству Своему неразлучно был "на престоле со Отцем и Святым Духом". Когда хор закончит пение Трисвятого, настоятель, стоя под Плащаницей, возглашает перед царскими вратами: "Премудрость, прости". Хор поет один раз тропарь: "Благообразный Иосиф...". В это время Плащаница полагается с Евангелием на прежнее место и совершается вокруг нее каждение (трижды)[178].

Затем следует тропарь пророчества, прокимен, читается паремия из книги пророка Иезекиила (37,1-14), созерцающего воскресение мертвых под образом сухих костей на поле, оживших по повелению Божию; затем поется второй прокимен, читаются Апостол (Коринф., зач. 183 - о плодах смерти Спасителя) и Евангелие (от Матфея, зач. 113 - о запечатании гроба Господня и приставлении к нему стражи).

Далее произносятся сугубая и просительная ектения. Диакон "Премудрость" и бывает особый отпуст - тот же, что на великих часах и на великой вечерни в Великую Пятницу.

После отпуста - целование Плащаницы при пении стихиры: "Приидите, ублажим Иосифа приснопамятнаго..." (в это время елеем не помазывают) и читается 1-й час. Отпуст 1-го часа - малый: "Христос, истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере, преподобных и богоносных отец наших и всех святых, помилует и спасет нас, яко благ и Человеколюбец" (См.: Службы на каждый день Страстной седмицы, стр. 271 об.).

Часы 3-й, 6-й и 9-й с изобразительными совершаются вместе "поскору", без пения. Отпуст в конце изобразительных также малый: "Христос, истинный Бог наш...".

После изобразительных совершается литургия св. Василия Великого в соединении с вечерней[179]. Она начинается возгласом: "Благословено Царство...". По Уставу, литургия начинается поздно, "о часе 10-м дне" (в 4-м часу дня по нашему времени), после вечерни, как бы входя этим в пределы наступающего радостнейшего дня Святой Пасхи, являясь предпразднством величайшего христианского торжества - Христова Воскресения.

На вечерни, после глубокосодержательных стихир на "Господи, воззвах" (воскресных и Триоди) и догматика 1-го гласа, совершается вход с Евангелием. По окончании пения "Свете тихий", диакон сразу произносит: "Премудрость" (а прокимна не бывает) и читаются 15 паремий (у Плащаницы), в которых заключаются прообразы страданий, смерти и воскресения Христа и пророчества о наступлении благодатного Царства Господа и славе новозаветной Церкви[180].

По прочтении 6-й паремии (о чудесном переходе евреев через Чермное море) поется при открытых царских вратах песнь Моисея: "Поим Господеви, славно бо прославися". Священнослужители в алтаре и хор поют многократно припев:

"Славно бо прославися", а чтец читает стихи этой песни.

По прочтении последней паремии (о чудесном избавлении от огня трех отроков в пещи Вавилонской, прообразовавших невредимое исшествие Христа из гроба и ада) поется песнь трех отроков: "Господа пойте и превозносите Его во веки", а чтец читает стихи этой песни. Царские врата при этом открыты.

После паремии следует малая ектения, возглас: "Яко свят еси..." Вместо Трисвятого поется: "Елицы во Христа крестистеся..." - в воспоминание древнего обычая Крещения оглашенных в субботу перед Пасхой, Затем прокимен и чтение Апостола (Рим., зач. 91-е), в котором раскрывается значение и таинственная сила Крещения.

Чтением Апостола как бы оканчивается погребальный день субботний и начинает уже светить денница Воскресения, а потому с этого момента в храме отлагается все, что напоминало скорбь предыдущих дней. После Апостола вместо "Аллилуиа" поются стихи 81-го псалма с припевом: "Воскресни, Боже, суди земли, яко Ты наследиши во всех языцех".

Во время пения этого припева великопостные, черные одежды священнослужителей, а также облачения престола и жертвенника меняются на белые - в знак небесного света и славы воскресшего Господа и в напоминание о светлых ангелах, возвестивших мироносицам о Воскресении Христовом.

В Евангелии (Мф., зач. 115) возвещается о Воскресении Иисуса Христа. Далее литургия св. Василия Великого совершается обычным порядком.

Вместо Херувимской песни поется тропарь:

"Да молчит всякая плоть человека, и да стоит со страхом и трепетом, и ничтоже земное в себе да помышляет: "Царь бо царствующих и Господь господствующих приходит заклатися и датися в снедь верным. Предходят же Сему лица ангельстии со всяким началом и властию, многоочитии херувими и шестокрилатии серафими, лица закрывающе (в благоговении) и вопиюще песнь: аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа". Вместо "Достойно есть..." - ирмос 9-й песни канона: "Не рыдай Мене, Мати...". Отпуст воскресный: "Воскресый из мертвых, Христос истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере, иже во святых отца нашего Василия Великого, архиепископа Кесарии Каппадокийския, и всех святых помилует и спасет нас, яко благ и Человеколюбец"[181].

После отпуста бывает благословение пяти хлебов и вина[182] - в память того, что древние христиане, оставаясь в храмах от субботней литургии до пасхальной утрени, вкушением освященного хлеба и вина укрепляли свои ослабевшие силы на подвиг бдения в эту священную и спасительную ночь, предвозвестницу светозарного дня Воскресения.

ТРИОДЬ ЦВЕТНАЯ

Ее содержание и происхождение

Цветная Триодь охватывает период от первого дня Пасхи до Недели всех святых, т.е. 50 дней, отсюда и ее греческое название "ПЕНТИКОСТАРИОН" (Пятидесятница).

Название же Триоди "Цветная" объясняется тем, что начало употребления ее совпадает с началом весны - временем цветов, которые могут служить прекрасным символом для обозначения духовной красоты и изящества самих песнопений Цветной Триоди.

По своему построению эта Триодь подобна Постной Триоди. Содержание Цветной Триоди в основном посвящено: Воскресению, Вознесению Господню и сошествию Святого Духа на апостолов. Все дни от Пасхи до Пятидесятницы (период пения Цветной Триоди) можно разделить на три отрезка времени:

I) Пасхальная седмица; 2) от Недели апостола Фомы до отдания Пасхи; 3) от отдания Пасхи до Недели всех святых.

Песнопения Цветной Триоди, так же как и Постной, составлены святыми отцами, отдельные имена которых остались неизвестными. Многие песнопения Цветной Триоди принадлежат св. Иоанну Дамаскину, в том числе и одно из самых возвышенных и вдохновенных его творений - канон на Святую Пасху.

Собрание песнопений в одну книгу приписывается тем же лицам, которые составили и Постную Триодь, т.е. св. Феодору и Иосифу Студитам. Однако и после них содержание Цветной Триоди пополнялось вплоть до ХIV века, т.е. ее дополнил синаксариями Никифор Каллист.