- Lektsia - бесплатные рефераты, доклады, курсовые работы, контрольные и дипломы для студентов - https://lektsia.info -

Бороться с этими неприятностями можно несколькими способами.



По факту поломки оружия:

Разобрать рукоять, наварить сломанный фрагмент и собрать ручку заново.

Превентивно:

Завести в арсенале тренировочный (усиленный) клинок. В тренировочном клинке не обязателен глубокий дол, тонкое лезвие и узкий хвостовик рукояти, поэтому его можно сделать более мощным (особенно в области перехода клинка в рукоять). Такой клинок послужит долго даже при постоянном использовании его на твердой «балде» из грузовых покрышек, которые более жестко принимают удар и резко гасят его энергию.

Использовать для изготовления «балды» более мягкие и пластичные покрышки. Если же в вашем арсенале нет тренировочных (грубых) клинков, то лучше собрать «балду» из легковых покрышек. Они отличаются более тонкой резиной и большей мягкостью. Энергия ударов в них гасится достаточно плавно, без запредельных перегрузок в стыке клинок—рукоять. По таким покрышкам можно работать и сбалансированным боевым клинком.

Стоит добавить, что мы бы не советовали нарабатывать силу и резкость удара антуражными клинками, у которых дол уходит под перекрестье в рукоять. Ослабленный стык таких мечей гораздо хуже переносит ломающие нагрузки сильных ударов.

Это лишний раз подтверждает, что не все «историчные» вещи применимы при серьезных турнирных боях и тренировках.

НЕОБХОДИМО ПОМНИТЬ!

Данная методика достаточно эффективна, и многие замечают резкий прогресс уже через 1—3 недели. Однако руководителю следует придерживать прыть начинающих бойцов, пытающихся форсировать достижение высоких результатов, ибо:

Только ровный и стабильный тренировочный процесс способен, без срывов и серьезных травм, привести к вершинам мастерства. Мастерство поединщика способно формироваться лишь на фундаменте персонально отточенной базовой техники! 90% — шлифовка действий и 10% - спаррингов. Преждевременное же стремление слабо подготовленного спортсмена к настоящему жесткому спаррингу — прямая дорога к разочарованиям и травмам!

Суть этого предостережения не в том, чтобы удерживать учеников от реальных поединков, но в том, чтобы плавно и последовательно вводить новичков в полновесный тренировочный цикл.

Необходимо напомнить, что у опытных бойцов на соревнованиях травм почти не бывает. Если расположить ситуации по возрастающей уровня травмоопасности, то получится выразительный список:

Хотя это может показаться вам странным, но тренировки и показательные выступления наиболее травмоопасны. Находясь в кругу знакомых, любой человек, сам того не желая, несколько расслабляется. Появляется некоторое пренебрежение защитой, ослабляется внимание и осторожность. Удары же иной раз не уступают по силе турнирным, и как результат — травмы.

На турнирах наоборот — боец находится в состоянии повышенной алертности, собран и насторожен. Поэтому даже жесткие удары не застают врасплох и не причиняют особого вреда.

К сказанному следует добавить, что опытные бойцы с большой неохотой работают с новичками. Объясняется это тем, что начинающий боец не имеет достаточной техники и плохо контролирует движение клинка. Слишком велика опасность непредсказуемых попаданий кончика лезвия в область лица и схода режущей кромки ниже колена. — Прим. авт.

НЕМНОГО АЗБУКИ

ПОРЯДОК ИЗУЧЕНИЯ ОТДЕЛЬНОГО ПРИЕМА

1. Визуальное ознакомление с приемом.

2. Разучивание приема боевым клинком на «балде».

3. Наработка мышечной памяти с тренировочным (тяжелым) клинком на «балде».

4. Оттачивание скоростного исполнения приема в доспехе с боевым клинком на «балде».

5. Шлифовка приема боевым или облегченным клинком в парах.

Рассмотрим подробней каждый из этапов.

Показ приема начинается с четкого названия, в соответствии с терминологией. Затем прием демонстрируется 2-3 раза в боевом темпе с объяснением назначения приема и ситуаций для его применения. После того как спортсмен понял, о чем речь, прием повторяется по фазам в замедленном темпе с объяснением каждой фазы.

Сначала все внимание уделяется точной траектории приема, правильной постановке рук и корпуса. Прием выполняется по частям и слитно в медленном темпе с исправлением возможных ошибок. Клинок не должен быть очень тяжелым, чтобы боец не отвлекался лишними усилиями.

После освоения основной структуры удара, его закрепляют в «мышечной памяти». В процессе работы с «балдой» от статичной позиции переходят к выполнению ударов в движении. Приемы выполняются тяжелым клинком, многократно, в спокойном темпе.

По мере оттачивания элемента переходят к скоростным ударам в полном доспехе. Главное внимание обращается на точность и резкость.

Когда правильное выполнение не вызывает затруднений, прием «оттачивают» в паре с партнером. Начав с умеренного, темп постепенно наращивают. На этой стадии возможно применение легкого оружия (пластиковой трубки, Палки)

БАЗОВЫЕ УДАРЫ И ЗАЩИТЫ

Как правило, базовыми считают 5-6 наиболее распространенных ударов, на основе которых строится вся дальнейшая техника фехтовальщика. Прочие удары—это, в принципе, всего лишь разновидности основных. Каждая школа отличается своими терминами и нюансами Выполнения, однако все это будут варианты одних и тех же ударов.

(Колющие удары в данном случае не рассматриваются. - Прим. авт.)

Диагональный верхний удар справа вниз (уключный уровень).

Диагональный верхний удар слева вниз (уключный уровень).

Вертикальный удар (уключный уровень).

Горизонтальный удар справа-слева (уключный и подольный уровни).

Диагональный нижний удар справа вверх (подольный уровень).

Диагональный нижний удар слева вверх (подольный уровень).

Меч, как обоюдоострое оружие, позволяет использовать противоположную (лучевую) грань клинка. Отсюда добавляется еще два обратных удара.

Удар обратный уключный.

Удар обратный подольный.

В данной терминологии уключные—удары в верхнюю часть корпуса и голову, подольные — удары в нижнюю часть корпуса и бедро.

В оригинальной терминологии зареченской школы удары справа называют одесными (от десница - правая рука), соответственно удары слева — ошуйными (от шуйца — левая рука). Некоторые названия, как наиболее соответствующие сути, заимствованы из терминологии славяно-горицкой борьбы. В приводимом перечне даны термины, которые будут употребляться в видеоверсии зареченской школы.

На схеме даны основные направления базовых ударов (в скобках—названия приемов, описываемых ниже, с рисунками и схемами исполнения).

3(в)7(г)

2(6)

4 «(Д)

5(ж)

а) засечный одесный;

б) засечный ошуйный (накрут);

в) колун;

г) обратный колун (фортель);

д) обратный одесный;

е) обратный ошуйный (обратка);

ж) подъем одесный (подрез);

з) подъем ошуйный (подъем).

БЫСТРОТА И ТОЧНОСТЬ

Мелом на разных уровнях «балды», отмечаются «пятаки» (участки диаметром 10—20 см), являющи­еся основными зонами поражения.

На начальной стадии боец наносит одиночные удары, отслеживая точность поражения «пятаков». В процессе тренировок «пятаки» уменьшаются до 5—10 см, а «балде» придается вращательное и ма­ятниковое движение.

При этом зоны поражения то появляются, то пропадают, что имитирует реальную ситуацию, когда противник открывается на разной дистан­ции и непредсказуемо.

ФИНТЫ

Освоив базовые удары в движении, приступают к освоению атак с использованием ударов-финтов. Сначала удары отрабатываются на подвесном снаряде «балде», а затем во взаимодействии с партнером (тренер проводит попутную коррекцию движений).

На начальной стадии все приемы выполняют в безопасном темпе, акцентируя внимание на пра­вильности движений.

К финтам относятся обманные движения с целью дезориентации противника. Это может быть «восьмерка» с резким выходом на удар, или ложный замах с переводом направления удара, или другое действие, вводящее противника в заблуждение.

Не увлекайтесь «красивостью» приема. Замороченные арабески, выписываемые клинком, могут сбить с толку лишь зеленого новичка. Финт необходимо делать быстро, чтобы не дать противнику контратаковать или распознать в вашем движении сам финт.

Исключением из этого правила будут редкие случаи, когда замедление-пауза необходимо по замыслу финта (к примеру, когда после ложного замаха делается пауза, чтобы вытянуть противника на ответное движение, после чего проводится реальная атака). Но даже в этом случае сам финт для пущей убедительности должен быть быстрым.

При разучивании финтов сначала выполняются подводящие упражнения и «подоплеки». Затем при­ступают к выполнению финтов целиком и с ходу (с кругового движения или с места).

Характерными финтами являются:

а) спуск;

б) обманка;

в) восьмерка верхняя;

г) восьмерка нижняя;

д) петля-затрещина.

СБИВЫ (сливы)

Под этим подразумевается движение оружия (реже щита), когда удар противника отводится по скользя­щей траектории или сталкивается с линии атаки.

Характерными сбивами являются:

а) веерная защита;

в) слив внешний;

г) слив внутренний.

ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ТРЕНИРОВОК

По ряду причин существует объективная необходимость дифференцировать тренировки по нескольким аспектам. Как правило, все они имеют некоторые сходные моменты, но ставящиеся конкретные задачи максимально акцентируют ту или иную цель.

Обычно, недельный тренировочный график содержит различные виды тренировок, чередующиеся определенным образом. Привычная система может с течением времени изменяться или приобретать форму усредненных занятий, каждое из которых включает в себя этапы различных тренировок.

ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕНИРОВКИ

Направлены на оттачивание отдельных приемов и комбинаций, выработку автоматизма действий и расширение персонального технического арсенала бойца.

ОДИНОЧНАЯ

Боец занимает необходимую позицию перед «балдой» и медленно, с правильной траекторией, выполняет приемы и комбинации. Периодически (через каждые 5—7 повторений) боец увеличивает либо силу проведения приема, либо скорость движений.

ПАРНАЯ

Один из обучаемых отрабатывает прием, а другой «подыгрывает», т. е. создает необходимые условия для его проведения.

Бойцы получают противоположные боевые задачи. Один отрабатывает атакующие приемы, другой — защиты и ответы. Боевые упражнения в парах могут проводиться в разном темпе, как в движении, так и в статике.

ТАКТИЧЕСКИЕ ТРЕНИРОВКИ

Направлены на развитие мышления, способностей моделирования и ведения боя, навыков правильно распределить силы.

ВОЛЬНЫЙ БОЙ

Бойцы поочередно создают определенную тактическую ситуацию, позволяющую результативно атаковать соперника намеченным приемом. После каждой комбинации бойцы занимают исходную позицию.

Задача: тактически переиграть соперника. Грамотно войти в атаку и, по ее завершении, успеш­но уйти с линии контратаки. Провести максимальное количество результативных атак.

КЛИНЧЕВЫЕ БОИ

Один боец пытается «прилипнуть» к сопернику и навязать клинч. Второй старается быстро разорвать дистанцию или уйти с линии атаки. Упражнение выполняется в полном доспехе, но с облегченными мечами (палками).

Задача: грамотно перемещаться, не давая противнику «клинчевать».

ТРЕНИРОВКИ НА ВЫНОСЛИВОСТЬ

Направлены на повышение физического потен­циала и развитие способности сохранять высокий темп и мощность на максимально продолжитель­ное время.

ВЗРЫВНАЯ

Бойцы располагаются с противоположных сторон «балды» на расстоянии оптимального проведения удара или комбинации. Двигаясь вокруг «балды» они выполняют прием по голосовой команде трене­ра либо сами поочередно подают команду: «Хоп!»

Задача: выполнить прием быстрее соперника, отслеживая, чтобы противник находился строго на другой стороне «балды».

Направлены на повышение силового потенциала бойца.

МЕЧЕВАЯ(ударный марафон)

Бойцы располагаются по обе стороны «балды» и по команде начинают наносить удары на разных уровнях и направлениях. В процессе тренировки они перемещаются по кругу.

Упражнение выполняется тренировочным (утяжеленным) клинком.

Зачетное время постепенно увеличивается с двух до пяти-семи минут.

Задача: нанести большее количество ударов.

ЩИТОВАЯ(защитный марафон)

Боец вооруженный тяжелым тренировочным щитом выполняет только приемы защиты. Сопер­ник с легким мечом (палкой) атакует на разных уровнях и направлениях.

Упражнение длится сериями по одной минуте, с последующим увеличением времени до трех минут и нагрузки (вплоть до полного доспеха).

Задача: перемещаясь по кругу и меняя направление перемещения, не пропускать ударов.

По мере освоения, задача усложняется: отмеча­ется граница ристалища 8X8 метров, которая в процессе тренировок сужается до размера 5X5 метров. Боец защищается и маневрирует, не выходя за границы ристалища.

ТАКТИКА И КОНЦЕПЦИЯ БОЯ
(стойка, перемещение, подоплека, удар)

Тактика — это правильное применение умений: маневрировать, рассчитывать действия противника, защищаться, готовить и проводить атаку. Однако прежде чем обозначить специфику предлагаемой школы следует определиться с отдельными поняти­ями.

СУТЬ УДАРОВ (прицелился, замахнулся и... проиграл)

Казалось бы, чего проще, прицелься получше, замахнись пошире, да вдарь посильней - авось и победишь. Однако так может рассуждать скорее крестьянин-ополченец, но не воин. Существует несколько принципов, которые можно принять как аксиомы, однако любой из них легко обосновать или проверить на практике:

Замах — есть защита либо обманное действие.

Замах ради замаха — действие, работающее на противника.

Не допускайте пустых или одиночных ударов — они отнимают силы.

Не прицеливайтесь, все равно промажете — нарабатывайте удар навскидку.

Если не знаете, как бить — перемещайтесь либо вводите противника в заблуждение.

Удар должен быть как взрыв — максимальная сила и скорость в минимальное время.

Удар не должен существовать в «одиночестве», за исключением тех ситуаций, где все зависит от единственного четкого попадания (как правило, это редкие турнирные ситуации, когда бой продлевается до первого убедительного удара). Концепция одного удара весьма своеобразна и будет рассмотрена отдельно.

В бою наиболее оптимальны серии из двух-трех ударов по различным секторам. Они увеличивают возможность достать противника, позволяют «раздергать» его защиту и не дают быстро сконцентрироваться и контратаковать.

Кроме всего прочего, серийный навык страхует и от так называемого «проваливания», когда рука и корпус после промаха пролетают вслед за мечом. В результате боец попадает в неустойчивое положение и тратит больше сил и времени на повторный замах или защиту.

СЕКТОР АТАКИ

Слабым местом любой догматизированной системы является обучение контрдействиям на конкретные, строго определенные атаки противника. Чаще всего это действия партнера, работающего в той же учебной схеме. Все происходит по формуле: вас бьют так — вы отвечаете эдак. В результате, действия носят скупо регламентированный характер. В реальном же бою атаки достаточно хаотичны, так как противники весьма разнообразны и по мышлению, и по стилю. Их действия вряд ли будут строиться исключительно по канонам, и удары будут наноситься не по известной вам точ­ной траектории, а из областей в 50—70 см. Поэто­му гораздо целесообразней строить свои действия, учитывая секторы возможной атаки.

Весь спектр направлений ударов можно разложить на четыре основных сектора: на схеме более жирными линиями обозначены чаще атакуемые зоны.

Не секрет, что предугадать сектор гораздо легче, нежели одну линию, по которой пройдет клинок. Следовательно, и защита значительно проще и эффективней, когда контролируются именно секторы.

АТАКА

Известно, что бой - это атака, когда начали вы, либо контратака, когда противник оказался шустрей или его вынудили действовать первым.

Задача же бойца состоит в том, чтобы гармонично совместить две цели:

Быстро и правильно определять атакующие возможности противника на текущий момент либо заставить противника атаковать себя в запланированном секторе, защита которого уже подготовлена.

Не дать предугадать свои действия и поразить противника в незащищенном секторе.

Именно в выполнении этих задач и проявляется мастерство бойца, его опыт и интуиция. Кто же переиграет соперника? Думается, что более по­движный! Подвижный как в физическом, так и в интеллектуальном плане.

Зная закономерности нанесения ударов, легко предугадать сектор удара противника и произвести неуязвимый вход в атаку или контратаку. Это вполне логично потому, что любые действия дик­туются анатомией человека и имеют скоростные и силовые закономерности.

На схеме, в зависимости от положения бойца, светлыми стрелками показаны векторы реально эффективных ударов, черными—нереализуемые направления.

Легко заметить зависимость между положением бойца и возможными направлениями ударов. В каждой отдельной позиции будут присутствовать свои реализуемые области и «мертвые зоны».

В данной ситуации не имеет смысла рассматри­вать киношные «хитровымудренные» приемы со сложной перекрученной траекторией, дважды меняющей свое направление. Такие удары невозможно нанести достаточно быстро и сильно, следовательно, в боевой ситуации они бесполезны и неэффективны.

Ни один серьезный боец не будет излишне финтить, чтобы не получить в ответ мощный прямолинейный удар. Он будет бить по наикратчайшей траектории, с максимальной силой и скоростью.

ЛИНИЯ АТАКИ, ДВИЖЕНИЕ (перемещение)

Обычно линей атаки называют наикратчайшую воображаемую линию, соединяющую соперников. Однако самая прямая дорожка не всегда приводит к успеху. Иногда выгодней «окучивать» противника, двигаясь по дуге либо по касательной. Атака, пост­роенная по прямой, слишком примитивна. Противодействовать такой атаке одно удовольствие — достаточно перекрыть сектор возможных ударов.

На схеме можно пошагово проследить запаздывание бойца, действующего по прямой линии.

1. Начало движения

2. Шаг—удар

(Расчет прост: каждый боец, за единицу времени, совершает перемещение и удар)

 
 

В то время как подвижный боец смещается с линии атаки и наносит удар, прямой атакует пустое место. Подвижный делает следующий шаг и удар, а прямой успевает развернуться, но снова попадает по пустому месту...

Иначе воспринимается атака по касательной или круговой траектории. Реагировать на нее очень трудно, так как соперник постоянно смещается с привычной «пристрелянной» позиции.

Прибавьте к этому внезапную смену направления движения и вы получите ситуацию, когда прямой занят только ловлей подвижного «в прицел». В это время прямой остается практически на месте, а подвижный постоянно смещается, со­храняя возможность атаковать.

Подвижная атака (контратака) может строиться по касательным линиям или по круговой траектории.

Атака по касательной

2. Атака по кругу

3. Атака со сменой направления

Основные виды движения: