- Lektsia - бесплатные рефераты, доклады, курсовые работы, контрольные и дипломы для студентов - https://lektsia.info -

Будничное богослужение: особенности вседневной вечерни и утрени с пением «Бог Господь» согласно 9-й главе Типикона.



Вопросы к зачету/экзамену в конце 2-семестрового курса литургики.

(с промежуточным зачетом после 1-го семестра).

19 вопросов. Лукашевич А.А. 2016 г., май.

 

Вопросы с пояснениями к ним, для улучшения понимания смысла вопросов и требуемого содержания ответов. Это только НАБРОСКИ ответов! Обязательно обращайтесь к главам Типикона и к богослужебным книгам и смотрите службы в оригинале.

 

Будничное богослужение: особенности вседневной вечерни и утрени с пением «Бог Господь» согласно 9-й главе Типикона.

Будничное богослужение противоположно праздничному и не имеет праздничных особенностей: нет входа, нет паремий, нет ектений после кафизм на утрене, не открываются царские врата, нет полиелея с величанием и чтения Евангелия, великое славословие не поется, а читается, в конце утрени есть стихиры на стиховне, которых нет в праздничном богослужении..

Будничное богослужение указывает на службы с понедельника по пятницу, описано в 9-й главе Типикона. В этой главе описано и богослужение с «Бог Господь», и богослужение с пением «Аллилуия» вместо «Бог Господь» (с «Аллилуия» — это богослужение с такими особенностями, которые мы видим только Великим постом — поклоны, служба без литургии). Такое смешение указаний указывает на определенную проблему и эволюцию понятия «будничного богослужения» — в древности под будничным богослужением понималась служба с «Аллилуия», похожая на великопостную, а служба с «Бог Господь» была службой малых праздников. В нашей современной практике именно служба с «Бог Господь» стала обычной, будничной, а служба с «Аллилуия» осталась только в Великом посту.

2. «Средние» праздники годового круга: праздничные знаки, примеры праздников, особенности богослужения.

Средние праздники — полиелейные и бденные, со знаками креста и креста в полукруге. Например, ап. Иоанн Богослов 26 сентября — бденный, ап. Фома 6 октября — полиелейный праздник (найдите ещё). Имеют праздничные особенности, которые во многом напоминают воскресное бдение — пение 103 псалма (только если бдение), «Блажен муж», «Господи, воззвах» на 8 (хотя бывает и на 6, как в будничном богослужении), вход, паремии, может быть лития (при бдении обязательно), на утрене полиелей, величание, чтение Евангелия, стихиры на хвалитех и затем пение великого славословия. Из Октоиха при такой службе почти ничего не поется. Конечно, если такой праздник попадет на воскресный день, служба Октоиха и Минеи будет соединяться.

Праздники Рождества Христова и Богоявления, богослужебные особенности по сравнению с другими двунадесятыми праздниками: предпразднество, служба сочельника (навечерия), служба праздника.

Отличаются от других двунадесятых. Бдение состоит из великого повечерия, второй половины вечерни (начиная с литии) и утрени. Предпразднство длинное, 4–5 дней, а не 1 день, как у других двунадесятых. В предпразднстве есть особые стихиры на хвалитех и особые каноны на повечериях, которых нет в другие предпразднства, эти каноны подражают канонам Страстной седмицы. Накануне праздника особенная служба с царскими часами (как в Великую пятницу), вечерня соединяется с литургией, читается большое количество паремий (как в Великую субботу) — опять же, много особенностей, копирующих службы Страстной седмицы.

Накануне и в сам праздник Богоявления бывает великое освящение воды — его последование есть в Минее. Молитвы этого чина частично совпадают с аналогичными молитвами в чине таинства крещения.

Служба 1-го, 3-го, 6-го и 9-го часов: чинопоследование, время совершения, разновидности (обычные, великопостные, царские, пасхальные).

Чин обычного часа: начало, 3 псалма, Слава, тропари (из Октоиха или Минеи), стихи часа, Трисвятое по Отче наш, кондак, Г.п. 40 раз, молитва, возглас, ещё молитва — это можно посмотреть по Часослову. В Великий пост в будние дни после 3 псалмов может добавляться целая кафизма, тропари читаются из Часослова с пением и поклонами, а в конце молитва Ефрема Сирина с поклонами. На 6-м часе перед стихами часа добавляются тропарь пророчества, прокимен, паремия и ещё один прокимен (всё это берется из Триоди). Царские часы — 3 раза в год, на них каждение, часть псалмов заменяются на другие, поются особые стихиры после тропарей, есть чтения из Ветхого Завета, Апостола, Евангелия. Пасхальные часы — все по одному и тому же чину, все из пасхальных песнопений, есть аналогия с чином обычного часа: Христос воскресе — Приидите поклонимся, Воскресение Христово — 3 псалма, ипакои — тропари, ... Господи, помилуй 40 раз и там, и там. Эти пасх. часы заменяют вечерние и утренние молитвы.

Литургия в православном богослужении: виды литургий, время и дни и совершения; изменяемые части литургии.

Три литургии, свт. Иоанна Златоуста обычная, свт. Василия Великого 10 раз в году (1 января, накануне Рождества и Богоявления, в воскресные дни Вел. поста, в Великий четверг и субботу), Литургия Преждеосвященных даров минимум 16 раз в году (в среду и пятницу Вел. постом (1–6 седмицы), в другие будние дни поста при полиелейном святом, в четверг 5-й седмицы, в пон.—среду Страстной седмицы). Златоустова и Васильева похожи, отличаются некоторыми особенностями (более длинные молитвы, вставка слов «Даде святым своим учеником и апостолом рек», замена «Достойно есть» на «О Тебе радуется»). Преждеосвященная особенная, всегда соединена с вечерней, есть поклоны, другая «херувимская», нет анафоры. Изменяемые части литургии: изобразительны или антифоны, тропари на блаженнах, входное «Приидите поклонимся», тропари и кондаки по входе, Трисвятое, чтения, херувимская, «Достойно есть», причастен.

Система постов: многодневные посты, однодневные посты, сочельники, сплошные седмицы.

Четыре больших поста, их даты, устав поста (2 строгих и 2 менее строгих). Однодневные: Воздвижение Креста, Усекновение главы Иоанна Предтечи, сочельник Богоявления — пища с маслом. Среда и пятница всего года, кроме «святок» (от Рождества до Богоявленского сочельника) и сплошных седмиц: после недели мытаря и фарисея (причина — полемика с монофизитами, а не попытка быть не как фарисей!), сырной (без мяса), после Пасхи, после Пятидесятницы.

Пищевой пост, несколько уровней воздержания: пища без мяса, без молочного и яиц, без рыбы, без растительного масла, сухоядение (без вареной пищи), хлеб и вода, полное воздержание.

Литургический пост, невкушение пищи в определенные периоды суток, а именно: после повечерия (нарушение называется «поздноядением»), до литургии. С этим также связано количество трапез в день: в праздничные 2 трапезы (в большие праздники 3) — после литургии и после вечерни. В постные дни 1 трапеза (после 3 часов пополудни), причем в субботу и воскресенье всё равно 2 трапезы, поэтому суббота и воскресенье, строго говоря, постными днями не являются.

Годовой подвижный богослужебный круг, его богослужебная книга. Основные памяти воскресных дней подготовительного периода к Великому посту и самого Великого поста.

Наиболее очевидная часть этого круга — период от недели мытаря и фарисея до недели всех святых. Кроме того, день Пасхи обуславливает распределение пения гласов Октоиха и новозаветных чтений литургии на весь год до следующего Великого поста, поэтому последующий период Октоиха тоже может считаться частью подвижного годового круга.

Книга этого круга — Триодь, называется так потому, что в ней много неполных канонов, «трипеснцев» (из трех «од», песней). Делится на Постную и Цветную, название «Цветная» связано с Неделей ваий (неделя цветоносная). Воскресные памяти подготовительного периода: мытаря и фарисея, о блудном сыне, мясопустная (о Страшном суде), сыропустная (изгнание Адама, прощенное воскресенье). Великопостного периода: неделя православия, свт. Григория Паламы, Крестопокл., прп. Иоанна Лествичн., прп. Марии Егип. Делятся на 2 группы — господские памяти и памяти святых. Воскресные службы этого периода имеют определенные богослужебные особенности, из которых самые заметные — пение «Покаяния отверзи ми двери» во все недели от мытаря и фарисея до 5-й недели поста, а также «На реках вавилонских» в 3 недели перед постом.

Великая пятница (утреня).

Имеет уникальные чтения и песнопения и весь устав богослужения. По Уставу, утреня Великой пятницы начинается в 8 часов вечера и продолжается всю ночь, на практике бывает в четверг вечером. Это служба с чтением 12 Евангелий, последование Страстей. Поется «Аллилуия» и тропарь «Егда славнии ученицы», читаются страстные Евангелия, после каждого чтения поется «Слава долготерпению Твоему Господи» (вместо «Слава Тебе, Господи, слава Тебе»), после первых 5 Евангелий поются особые антифоны (по 3 после каждого чтения, всего 15 антифонов). После 6-го Евангелия поются блаженны с особыми тропарями (редкий случай — блаженны на утрене, а где ещё такое бывает?). Перед 7-м Евангелием прокимен. Служба оканчивается по будничному чину, пением стихир на стиховне, чтением «Благо есть» (как раз перед «Благо есть» читается последнее, 12-е Евангелие).

В этот день совершается особое последование царских часов (на практике они совершаются в пятницу утром), все часы идут подряд, без перерыва, с чтениями (см. другой билет).

Вопросы к зачету/экзамену в конце 2-семестрового курса литургики.

(с промежуточным зачетом после 1-го семестра).

19 вопросов. Лукашевич А.А. 2016 г., май.

 

Вопросы с пояснениями к ним, для улучшения понимания смысла вопросов и требуемого содержания ответов. Это только НАБРОСКИ ответов! Обязательно обращайтесь к главам Типикона и к богослужебным книгам и смотрите службы в оригинале.

 

Будничное богослужение: особенности вседневной вечерни и утрени с пением «Бог Господь» согласно 9-й главе Типикона.

Будничное богослужение противоположно праздничному и не имеет праздничных особенностей: нет входа, нет паремий, нет ектений после кафизм на утрене, не открываются царские врата, нет полиелея с величанием и чтения Евангелия, великое славословие не поется, а читается, в конце утрени есть стихиры на стиховне, которых нет в праздничном богослужении..

Будничное богослужение указывает на службы с понедельника по пятницу, описано в 9-й главе Типикона. В этой главе описано и богослужение с «Бог Господь», и богослужение с пением «Аллилуия» вместо «Бог Господь» (с «Аллилуия» — это богослужение с такими особенностями, которые мы видим только Великим постом — поклоны, служба без литургии). Такое смешение указаний указывает на определенную проблему и эволюцию понятия «будничного богослужения» — в древности под будничным богослужением понималась служба с «Аллилуия», похожая на великопостную, а служба с «Бог Господь» была службой малых праздников. В нашей современной практике именно служба с «Бог Господь» стала обычной, будничной, а служба с «Аллилуия» осталась только в Великом посту.

2. «Средние» праздники годового круга: праздничные знаки, примеры праздников, особенности богослужения.

Средние праздники — полиелейные и бденные, со знаками креста и креста в полукруге. Например, ап. Иоанн Богослов 26 сентября — бденный, ап. Фома 6 октября — полиелейный праздник (найдите ещё). Имеют праздничные особенности, которые во многом напоминают воскресное бдение — пение 103 псалма (только если бдение), «Блажен муж», «Господи, воззвах» на 8 (хотя бывает и на 6, как в будничном богослужении), вход, паремии, может быть лития (при бдении обязательно), на утрене полиелей, величание, чтение Евангелия, стихиры на хвалитех и затем пение великого славословия. Из Октоиха при такой службе почти ничего не поется. Конечно, если такой праздник попадет на воскресный день, служба Октоиха и Минеи будет соединяться.