Ценности в широком смысле - это социально значимые объекты.
В просветительской философии ценность понимается как регулятивные идеи.
Предел человеческого совершенства – благо.
Духовный аспект свободы – способность самому создавать духовные ценности
Эгоизм – учение, согласно которому жить нужно «для себя».
Гедонизм – учение, согласно которому смысл жизни –в наслаждениях.
Альтруизм – позиция, которая выражается в признании блага других людей более важным, чем своё благо.
Аскетизм– ограничение материального потребления только самым необходимым.
В религии смыслом жизни является спасение души.
Социальная философия.
6.1 Общество и его структура.
Общество – это надприродная, надиндивидуальная общность людей, являющаяся результатом их совместной деятельности.
Сферы общества: материально-производственная, социальная, политическая, духовная.
Производительные силы и производственные отношения – элементы материально –производственной сферы.
Классы – большие группы людей, различающиеся своим местом в общественном производстве (собственники и несобственники).
Географический детерминизм – признание определяющей роли географической среды в существовании общества.
Демографический детерминизм – признание определяющей роли народонаселения в существовании общества (Мальтус).
Технологический детерминизм – признание определяющей роли техники в развитии общества.
Теория факторов признаёт равнозначность экономических, технических, природных и др. условий в развитии общества.
Развитие общества
«Осевое время»- время, с которого началась история человечества(Ясперс)
Концепции общественного развития: формационная (Маркс) и цивилизационная (Шпенглер, Тойнби,)
Формационнаяконцепция существует в рамках марксистской философии общества– исторического материализма.
Формация – конкретно-исторический тип общества,выделяемый по способу материального производства.
Труд– целесообразная деятельность людей, направленная на преобразование природы и общества.
Мыслитель, утверждавший, что способ производства обуславливает социальные, политические и духовные процессы – Маркс.
В формационной концепции выделяют следующие ступени общественного развития: первобытную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую и коммунистическую.
Цивилизационный подход к историипредполагает признание множества равноценных по уровню зрелости культур.
Теория стадий роста существует в рамках цивилизационного подхода (Белл, Тоффлер). В этой теории выделяют: доиндустриальную, индустриальную и постиндустриальную цивилизации.
Для доиндустриальнойцивилизации характерно аграрное производство,примитивные орудия труда.
Для индустриальной цивилизации характерно индустриальное производство, его механизация;
Для постиндустриального (информационного) общества характерны автоматизация и информатизация.
Главной особенностью постиндустриального производства является то, что наука становится определяющим фактором развития всех сфер общественной жизни.(Белл)
Главными социальными институтами постиндустриального общества стали университеты и научно-исследовательские организации.
Противопоставление культуры и цивилизациихарактернодля неклассической философии 19-20 вв.(Шпенглер)
Данилевский– создательтеории культурно-исторических типов.Автор книги«Россия и Европа».
Шпенглер – автор «Заката Европы», и он же считал цивилизацию завершающей ступенью культуры.
Понимание цивилизациикак стадии общественного развития, сменившей дикость и варварство, характерно для Энгельса.
Тойнби – философ, считавший, что развитие цивилизации обусловлено действием «вызова-ответа».
Гумилев – автор пассионарной теории этногенеза.
Сорокин – автор стратификационного подхода
Парсонс– представитель структурно-функционального подхода.
Философская школа, считающая, что глобализация – завершающая стадия капитализма, - транснационализм.
Главным признаком циклического развития являются волнообразные циклы.
С точки зрения аксиологического подхода, культура – это система ценностей.
Культура становится специальным предметом исследования в философии Просвещения (Гердер)
Культура – часть окружения, созданная самими людьми.
Культура– система надбиологических программ жизнедеятельности человека.
Культура–деятельность людей по воспроизводству и обновлению социального бытия, а также продукты и результаты этой деятельности,
В отличие от материальной, духовная культура направлена на совершенствование общественного сознания.
Бжезинский назвал современное общество технотронным
.
Человек и общество
Глобальные проблемы и будущее человечества
.Глобальные проблемы: экологическая, третьей мировой войны, неизлечимых болезней.
Главная глобальная проблема – третьей мировой войны.
Глобальные проблемы обострились в связи с глобализацией.
Глобализация в экономической сфере выражается в выходе экономики за национальные (государственные) рамки.
Глобализация в политической сфере выражается в создании международных (межгосударственных) организаций и союзов.
Принцип коэволюции – принцип согласованного развития общества и природы.
К культурно-цивилизационной стороне глобализации относится расширение информационного пространства.
Философ, считавший, что либерально-демократические идеи одержали победу в глобальном масштабе – Фукуяма.
Положительное значение социальных последствий перехода к постиндустриализму – это гуманизация технологий, и многоуровневое демократическое участие народа в политике.
Для разрешения глобальных проблем необходимо изменить потребительское отношение человека к природе.
История философии
Этапы исторического развития философии:
Древняя философия (7 в. до н.э. – 3 в. н.э.)
Картина мира – космоцентризм, человек как микрокосм.
Древневосточная философия имела практическую направленность, а античная – теоретическую.
Философия Древнего Китая – даосизм, конфуцианство. Основойдревнекитайской философии является«Книга перемен». Конфуцианство – это этическоеучение, учение о нормах существования человека в семье и государстве.
Философия Древней Индии – буддизм.В буддизме человек предстаёт каксущество страдающее.
Философия Древней Греции:
Демокрит – материалист, автор атомистической концепции.
Платон– идеалист, автор учений об идеях (эйдосах), об идеальном государстве.
Парменид–древнегреческий философ, в его философии впервые содержится онтология - учение о бытии.
Пифагорпопытался постичь количественную сторону мироздания. Ему же принадлежит высказывание: «Я не философ , а любомудр».
Сократпонимал диалектику как искусство спора.
Противоположность между материализмом и идеализмом – Демокрит и Платон.
Зенон Элейский впервые поставил вопрос о логических противоречиях. Автор апорий «Ахилл и черепаха» . «Стрела».
В учениях элеатовбыла поставлена проблема бытия и небытия.
Главная проблема – вопрос о первоначале, вопрос о том, что лежит в основе всего.
Первым греческим и европейским философом был Фалес.
Философия средних веков. (3-14 вв.н.э)
Церковь – главный институт.
Философия подчинена религии.
Картина мира – теоцентризм.
Два этапа – патристика (3-8 вв.) и схоластика(9-14 вв.)
Представитель патристики – Августин Блаженный, схоластики – Фома Аквинский.
Номинализм и реализм спорили по вопросу об универсалиях.
Главная проблема средневековой философии – доказательство бытия Бога.
Учение о божественном предначертании исторического процесса – провиденциализм.
Главный способ познания – откровение.
Для средневековой философии характерны религиозный догматизм и признание веры способом постижения истины.