Prof. Kurt Marquart. Lutheran Confessions - II “Лютеранское
Вероисповедание - часть 2” Евхаристическая община Преподаватель:
Проф. Курт Маркварт. Автор работы: Сергей Глушков. feos@mail. ru
Concordia Theological Seminary Fort Wayne 1999 План План 2
Предисловие 3 1. Верую.... 4 2. Тело Христово 7 3. Собрание
верующих 9 3. Евхаристическая община 12 5. Служение и служения 17
6. Миссия 22 Заключение 24 Предисловие “Церковь - это собрание
святых, в котором верно проповедуется Евангелие,
и правильно распределяются Таинства” [1 Аугсбургское
Вероисповедание, Артикул VII ].
Церковь, как евхаристическая община в центре внимания этой работы.
Церковь, как община верующих, собранных вокруг Слова и Таинства.
Церковь, как общение веры, с одной стороны, и как Таинство Тела
Христова [2 Ефесянам 1: 23, Римлянам 12: 15, 1 Коринфянам 12: 27 и
др. ] - с другой. Евхаристическая сущность христианской общины
проявляется во всех вопросах ортодоксальной экклесиологии: и в
учении о служении церкви, и в сакраментологии, и в миссиологии, и в
эсхатологии.
Безусловно, на этих страницах, лишь несколько слов на такую
серьезную и сложную тему. Вероятно, больше вопросов. чем ответов.
Однако, для меня лично - это новый шаг к более глубокому пониманию
того, во что верит христианская Церковь. Я стал яснее понимать
слова третьего артикула Символа Веры:
“Верую .... в Духа Святого, в единую святую христианскую Церковь, в
общение святых, в отпущение грехов, в Воскресение тела и жизнь
вечную. Аминь”. 1. Верую.... “…я знаю, в Кого уверовал, и уверен,
что
Он силен сохранить залог мой на оный день…” [3 2 Тимофею 1: 12]
Первая часть Книги Согласия [4“Книга Согласия”. Фонд “Лютеранское
Наследие”, Некоторые фрагменты из Книги Согласия были даны на
лекциях в уточненном русском переводе. ]называется “Три Вселенских
Символа Веры”. Первый из них - Апостольский,
второй–Никео-Цареградский, третий - Афанасьевский. Отцы реформации
подтвердили свою веру в единую святую кафолическую апостольскую
Церковь и свою верность древней богословской традиции, той
традиции, которая идет от первых веков, которая формировалась в
борьбе с ересями, через противостояние внешним и внутренним
искушениям. В этом смысле, на самом деле, они не привнесли ни чего
нового. Эта традиция сохраняла действительную ортодоксию, защищая
христианскую Церковь от сектантства, от ересей и фанатизма внутри
общины и от давления извне, от влияния язычества, от секуляризации
[5Секулярный - т. е. мирской, светский. Секуляризация - это
стирание грани между миром и Церковью. Этот процесс иногда вызван
внешними факторами, например со стороны государства или когда
мирские традиции влияют на Церковь. Внутренние факторы можно
обнаружить в слабости церкви перед миром, в либеральности учений, в
ложной открытости - когда богословы сами стремятся привнести в
Церковь популярные философские, психологические или
социально-политические идеи. ]. Позже эта богословская линия нашла
свое продолжение и развитие в период лютеранской ортодоксии
[6Период лютеранской ортодоксии - это 16-й - 17-й века. Важнейшие
имена: Хемниц, Герхард и др. Завершение этого периода исторически
связано с появлением пиетизма (Шпенер), который был своеобразной
реакцией на сухую схоластику, повторяющую ошибки католической
школы. ], а сегодня мы находим приемников этой традиции в
конфессиональном лютеранстве.
Слова Символа Веры - “верую.... в Церковь” - трудно вместить,
трудно понять правильно, особенно, если мыслить о церкви, лишь с
человеческой стороны, или с позиции современного
постпротестантизма.
Несомненны утверждения - “Верую в Бога Отца... верую в Иисуса
Христа...”. Но, эта странная вера в Церковь ни как не вмещается в
рамки нового “свободного” “независимого” христианства. Почему? Одна
из причин тому– популярный субъективизм, нашедший свое особое
выражение и в современном христианстве. В центре такого
индивидуально-религиозного мировоззрения – “Я сам”, человек,
персона. Что этот “Я” чувствует, что думает, чем живет, во что
верит, в какую Церковь ходит.... Вера привычно стала восприниматься
как нечто только внутреннего, нечто сугубо личное.
Верую в Церковь [7Важно пояснить, что мы верим в не просто
абстрактно “в Церковь”, но под такой краткой фразой в этой работе
всегда подразумевается третий артикул Символа Веры, с полным
определением, где мы исповедуем, что Церковь -единая святая
кафолическая. ]. Что это значит? Возможно ли верить в Церковь, если
она лишь собрание верующих людей, лишь группа единомышленников?
Очевидно, что слова Символа Веры говорят не о людях, не о человеке
прежде всего - но о Боге. Каждый артикул - это исповедание о Боге:
Он сотворил мир и продолжает творить, даруя нам жизнь. Сын Божий,
Иисус Христос - умер за нас и воскрес. Через Него, теперь - этонаша
смерть, это нашевоскресение и жизнь. Дух Святой - призывает нас
через Евангелие к истинной христианской вере, к евхаристической
церковной жизни.
“Я верую, что не могу ни по собственному разумению, ни какими
своими силами уверовать в Иисуса Христа, моего Господа, или прийти
к Нему, но Святой Дух призвал меня через Евангелие, просветил меня
дарами Своими, освятил и сохранил меня в истинной вере. Точно так
же он призывает, собирает, просвещает, освящает всю христианскую
Церковь на земле и сохраняет ее через единую, истинную веру в
Иисусе Христе. В Своей Церкви Он ежедневно щедро прощает все грехи
мне и всем верующим, и в последний день Он воскресит меня и всех
мертвых и дарует мне и всем верующим во Христа вечную жизнь. Это
непреложная истина” [8 Краткий Катехизис Мартина Лютера. ].
Так Лютер поясняет третий артикул Символа Веры в Кратком
Катехизисе. Так мы начинаем исповедовать свою веру в Церковь еще в
катехизационном классе. Верую в Церковь, единую святую
кафолическую....
Трудно найти видимые основания для такой веры. Ведь, в церковном
собрании мы видим не только верных, но и лицемеров и неверующих.
Иногда, и священник не верит в то, что говорит. Иногда, и прихожане
воспринимают христианство лишь как старую добрую традицию или
возможность встретиться и пообщаться с людьми. Несколько лет назад
именно по этой причине я решил уйти из церкви [9 С 1991-го года,
семь лет я был членом “Библейской церкви”, похожей на “свободную
евангелическую”. ]. Стало не интересно [10 Сначала я хотел
вычеркнуть эту фразу, но - это честно, мне на самом деле стало не
интересно. Сегодня в постротестантских общинах заинтересованность,
полезность - один из основных критериев. ]. Стало как-то не во что
верить, потому что надежды не оправдались и наступило разочарование
в людях, которые казались по началу “настоящими любящими
христианами”. Но, я не ушёл. Хотя это была не лютеранская община.
После летних лекций в семинарии “Конкордия” 1994 и 1995 года я
увидел Церковь с другой стороны, иначе.
Важность и значимость Церкви по существу - не в людях, которые
приходят в собрание, но в Личности Христа. Он дарует благодать,
прощает грехи Своим Словом в Своей Церкви. Именно Им едина Церковь.
Поэтому, Павел говорит в послании Ефесянам:
“.... умоляю вас поступать достойно звания, в которое вы призваны,
со всяким смиренномудрием, снисходя друг ко другу любовью, стараясь
сохранять единство духа в союзе мира. Одно тело и один Дух, как вы
призваны к одной надежде вашего звания; один Господь, одна вера,
одно крещение, один Бог и Отец всех, Который над всеми, и через
всех, и во всех нас” [11 Послание Ефесянам 4: 1-5 “Единство веры и
Церкви”. ]. 2. Тело Христово
Осознание церкви, как Тела Христова стало для меня новым шагом в
изучении экклесиологии в патристике первых веков христианства. На
основании Священного Писания отцы ранней Церкви написали много книг
на эту тему. С одной стороны, они находили в Библии очень яркий
образ Церкви, как Невесты Христа [12 Ефесянам 5: 32 и др. ]. Это
образ брачных отношений, образ семьи, образ любви, как в Книге
Песнь Песней [13Книга Песнь Песней. Подобно “святая святых” Ветхого
Завета, об отношении Бога и его народа. Эту книгу отцы Церкви часто
цитировали, говоря об отношениях Христа и Церкви. ]. С другой
стороны - Тело Христово - образ глубокий и таинственный. Это Тело
едино во Христе. В этом Теле - особое значение приобретает
христианское общение верующих. Жизнь этого его - в Крови Иисуса
Христа. Господь дает жизнь, поддерживает и сохраняет Свой народ. В
этом Теле мы собраны, прежде всего, не вокруг наших человеческих
достоинств или недостатков, но именно вокруг Его Слова и вокруг
Таинства– в евхаристическом общении.
Говоря о Церкви, как о Теле Христа, мы с одной стороны подчеркиваем
единство верующих [14 В данном контексте выражение “единство
верующих” и “единство крещеных” имеет то же значение], где каждый
друг другу близок, как часть тела, как единый организм, а с другой
стороны - мы видим Церковь собранную у Алтаря, вокруг Причастия.
Этих людей собрал Господь, чтобы соделать их причастными Телу Его и
Крови Его. Таким образом, для нас, в образе Тела Христова
открывается глубокая истина и о евхаристическом собрании, и об
общении людей и о Таинстве Причастия. “Христос живет в нас не
только духовно, но и телесно - через переданное нам в Таинстве Тело
и Кровь Христа” [15 Василий Великий].
Слово и Таинство - это важнейшие понятия в определении церкви.
Чистая проповедь Евангелия и совершение Таинств, в соответствии с
Божественным установлением вот что определяет Церковь, которая есть
Тело Христово [16 Апология Аугсбургского Вероисповедания, Артикулы
VII - VIII “О Церкви”]. Христос обновляет Свою Церковь, являясь ее
Главой. Он правит этой Церковью в Духе Святом.
“Посему и я, услышав о вашей вере во Христа Иисуса и о любви ко
всем святым, непрестанно благодарю за вас Бога, вспоминая о вас в
молитвах моих, чтобы Бог Господа нашего Иисуса Христа, Отец славы,
дал вам духа премудрости и откровения к познанию Его, и просветил
очи сердца вашего, дабы вы познали, в чем состоит надежда призвания
Его, и какое богатство славного наследия Его для святых, и как
безмерно величие могущества Его в вас, верующих по державной силе
Его, которою Он воздействовал во Христе, воскресив Его из мертвых и
посадив одесную Себя на небесах, превыше всякого начальства, и
власти, и силы, и господства, и всякого имени, именуемого не только
в сем веке, но и в будущем, и все покорил под ноги Его, и поставил
Его выше всего, главою Церкви, которая есть Тело Его, полнота
Наполняющего все во всем. ” [17Ефесянам 1: 15-23. - именно это
послание Апостола Павла цитируется и в Апологии. Мы вновь видим,
что отцы реформации не говорили о Церкви ни чего принципиально
нового. ]
Что же нас делает живыми членами этого Тела Христова? Среди
страданий этого мира и человеческих заблуждений, вопреки неверию
многих, Господь собирает Свою Церковь, и Сам делает нас ужездесь и
теперьпричастниками вечных благословений, вечного утешения, вечной
жизни и Святого Духа, и праведности, которая исходит от Бога - и
сегодня, и вплоть до грядущего Пришествия Его.
Он Сам причащает нас Телу Его. Он предстоит перед нами в лице
священника. Его голос мы слышим в церковной проповеди. Его Кровь и
Плоть мы вкушаем в Таинстве Евхаристии. Он Сам творит нас живыми
членами Его Тела. 3. Собрание верующих
Церковь - это собрание святых и истинно верующих [18Аугсбургское
Вероисповедание. Артикулы VII - VIII. 1530 г. Дополнительно:
Апология А. В. ]....
Артикул VII Аугсбургского Вероисповедания фактически является
первым официальным догматическим определением церкви и ее единства,
идущим дальше, чем Никейский Символ Веры. Древние споры о Церкви
часто не касались догматической стороны экклесиологии. Много
говорилось о структурах и об авторитетах. При этом, хотя и не было
Соборных определений, отцы Церкви все же неоднократно говорили о
верных признаках, определяющих христианскую общину. Во время же
Реформации этот вопрос был одним из важнейших, учитывая
противостояние католической иерархии с одной стороны и радикального
[19 Здесь имеется ввиду крайние проявления - на примере
анабаптистов и др. ] учения о Церкви –с другой. Именно в такой
обстановке формируются определения Аугсбургского Вероисповедания и
появляются особые учения со стороны оппонентов. Таким образом,
после никейской [20Никео-Цареградский Символ Веры. Первый и Второй
Вселенские Соборы - 325, 381 г. г. от Р. Х. ]экклесиологии первое
официальное определение о Церкви дано лютеранами, после этого
последовал ответ римо-католиков и ответ реформатов. Так что, теперь
многие из существующих различных догматических определений о Церкви
берут начало от времён Реформации, с 16-го века.
Аугсбургское определение Церкви, безусловно шире, чем “собрании
верующих”. Оно говорит и о верной проповеди Евангелия и о
совершении Таинств - как о признаках Церкви. В этой части моей
работы я бы хотел внимательнее взглянуть на Церковь, именно как
насобрание, потому что это видимая сторона.
Современные [21 В этом случае имеются ввиду постротестантские
общины. ]формы церковности, внешне уже мало похожи на эти
евхаристические собрания и мало отличаются от любых других
социальных, общественных встреч. Мне довелось это пережить изнутри.
Семь лет я был в такой “современной” церкви. Что было в той общине
и чего не было? Было ли это собраниемверующих? Да, безусловно, это
искренне верующие люди, читающие Библию и поддерживающие друг
друга, как в вопросах веры, так и вообще, в делах окружающей жизни.
Вы знаете, во время учебы в Семинарии мне пришлось многое
переосмыслить в моем понимании церкви. Зачем я ходил в Церковь
раньше? Честно говоря, для того, чтобы услышать проповедь, полезную
для жизни и чтобы поговорить с людьми, которые уже стали как
родные, подобно одной христианской семье. А теперь, в американской
обстановке совершенно иначе осуществляется моя церковность. Ввиду
недостаточного знания английского языка - проповеди во многом
остаются не понятыми и далёкими. В общение с людьми–трудно. Другая
культура, другой язык. Что говорить, я тут чужой человек. Что же
осталось? Святое Причастие.
Более глубоко и ярко теперь я вижу значимость Таинства Евхаристии.
Яснее становится и смысл слов“собрание верующих”. Не имея
практически ни чего общего в повседневной жизни, здесь - у Алтаря -
мы все вместе, мы собраны Господом, чтобы быть с Ним, чтобы быть
Причастным Его Телу. Здесь рушатся все преграды, все человеческие
разделения и распри. Здесь нет тех, кто ближе или дальше, но все мы
- нищие духом, пришедшие обрести прощение и жизнь. Он Сам
объединяет нас. Он Сам сохраняет это единство и дает нам благодать
с избытком [22 Иоанн. 10: 10, и далее: Втор. 30: 4, 9 “Хотя бы ты
был рассеян от края неба и до края неба, и от туда соберет тебя
Господь.... А ты обратишься и будешь слушать гласа Господа.... С
избытком даст тебе Господь.... ”].
“Церковь, по существу, является собранием святых и истинно
верующих.... ” В конце этой цитаты стоит многоточие, потому что эти
слова - лишь фрагмент из определения Аугсбургского Вероисповедания
о Церкви. Артикул VII далее поясняет - каково же место тех людей в
церкви, которые не являются верующими, но внешне неотличимо
прибывают вместе со всей христианской общиной. В своей догматике
лютеранские вероисповедания не разделяют Церковь на видимую и не
видимую, подобно кальвинистскому учению “о двух церквях”. С другой
стороны, и не отождествляет внешнюю церковную организацию с той
Церковью в которую мы верим. Что всё это значит? Дело в том, что мы
не видим единую святую христианскую Церковь, но мы верим в нее.
Подобно тому, как в Евхаристии, мы не видим физически Тело и Кровь
Христа, но мы верим, что сие есть истинная Кровь и истинное Тело.
Таким образом, с веройв единую святую Церковь мы ожидаем конца
истории, когда будет все явно и открыто. Ныне же, только Господь
знает сердца людей в церковном собрании и ведает о чем они
помышляют и какие цели преследуют. В Его руках - и суд и спасение.
Для нас же есть внешние признаки Церкви, открытые в Писании,
сохраненные Христом неизменно, действительные на протяжении веков,
до наших дней. В Апологиимы читаем, с одной стороны и о
церковной организации и о внешних обрядах и о различных институтах
управления, но с другой стороны– евхаристическая община единство в
христианской вере, исполненное Святым Духом. Где эта Церковь? Где
Слово Божие проповедуется чисто, и Таинства совершаются в
соответствии с Евангелием - это несомненно есть Церковь и христиане
[23 Апология Аугсбургского Вероисповедания, Артикулы VII - VIII ].
3. Евхаристическая община [24В основание этой главы положена моя
работа в семинарии по курсу “Лютеранское Богослужение”]
Природа самой Церкви - евхаристична [25“Евхаристия”. Архимандрит
Киприан. Профессор православной богословской семинарии в
Париже].
Евхаристический характер церкви открывается не только во внешнем
действии, но и внутренне, по существу. Одно из наиболее ёмких и
глубоких определений поместной церкви - этоевхаристическая община
[26 О евхаристической общине говорят такие православные богословы,
как Шмеман, Афанасьев и др. ]. Это община, собранная вокруг Слова и
Таинства. Это община, живущая литургической жизнью.
Как во времена апостольские, так и в последующие века - и на
Востоке и на Западе, жизнь христианина была связана с церковным
служением, вливалась в процесс Богослужения, концентрировалась в
Евхаристии. Святое Причастие в сознании христиан с самого начала
было центром всей богослужебной жизни. Все священнодействия
Литургии и различные обряды сосредотачивались именно вокруг
Евхаристии, которая и предназначена быть сакраментальным [27 Значит
- таинственным, в таинстве. ] насущным хлебом для всех верующих. Мы
находим не мало подтверждений этому и в ранней церкви. Дионисий [28
Псевдо-Дионисий Ареопагит. ] называет Евхаристию “таинством
таинств”. Семеон Солунский учит, что “завершение всякого
священнодействия и печать всякого божественного таинства есть
священное причащение”. Евхаристию, Святое Причастие, как основное
церковное священнодействие выделяет и св. Григорий Палама и многие
другие. Природа самой Церкви - евхаристична. Церковь есть Тело
Христово. Именно в Евхаристии нам предлагается Тело и Кровь Христа.
В Божественной Литургии мы причастны этому Телу Христа, мы
становимся живой частью Церкви, начиная в Крещении, а потом,
продолжая нашу христианскую жизнь в Причастии.
В Божественной Литургии Сам Бог обращается к нам со Словом
Примирения. Он прощает наши грехи, возрождает нас к новой жизни,
утешает, укрепляет нас в вере. Без этого Слова Примирения, без
Крещения и Причастия, без Божественного Служения нет ни какой
церковности, ни христианской жизни вообще. Также как невозможно
ограничить понимание церкви определением “собрание верующих”, так и
понятие “Литургия” нельзя сводить лишь к порядку религиозных
обрядов, к исторически сложившейся традиции и чинопоследованию.
Форма и литургический чин может отличаться в зависимости от времени
и места, но сущность Богослужения остается прежней: Господь Иисус
Христос - дарует нам прощение и обновляет жизнь; мы - верующие в
Него, с благодарностью слушаем Слово Его и вкушаем Его Тело и
Кровь. Это - благодать Божьего Слова и наше благодарение в ответ.
“И вы - Тело Христово” [29 1 Коринфянам 12: 27]. Это значит, что
верующие уже теперь живут благодаря Крови Христовой жизнью во
Христе. Это - жизнь в Нем, в Его Слове и в Его Таинствах, в Его
Церкви и в Его Литургии.
Божественное Служение обнимает всю жизнь христианина, воспринимает
всю его скорбь и радость, освещает его творчество, его дела и
стремления. Наша Литургия не должна и не может быть сведена лишь к
пассивному потребительскому отношению или только к энтузиазму
нашего человеческого делания. Что это значит? Прежде всего,
Литургия - это Слово Благовестия и Таинство. Господь говорит. Его
Слово рождает в нас веру и совершает наше освещение. Он дает нам
дары, а мы с верой благодарим Его, через Иисуса Христа силою
Святого Духа. Литургическая жизнь не ограничивается только
присутствием и соблюдением богослужебного порядка, но мы молитвенно
живёмвсе происходящее, слушаем и отвечаем, принимаем прощение и
благодарим. Таким образом, Литургия - это диалог, в котором Бог
говорит, а мы слушаем и отвечаем. Он - дарует благодать и прощение,
а мы принимаем и благодарим Его. Слова о Церкви и слова о Литургии
- удивительно схожи. В Литургии находит свое выражение и
христианская теология и христианская доксология. Яркое описание
такой литургической жизни мы находим в Деяниях Апостолов. Жизнь
апостольской церкви вращалась вокруг: учения, общения, преломления
хлеба и молитвы [30 Деяния 2: 42 и 1 Кор. 10: 16]. Что это? Четыре
отдельные части или что-то иное? Попробуем взглянуть на эти слова
как бы сквозь призму литургического богословия: “они постоянно
пребывали в учении Апостолов” - о чем это учение? – о Иисусе Христе
– “общение” - что это значит? - это богослужение, литургия - в чем
же выражается это “общение”? – “в преломлении хлеба и в молитвах”.
Преломление хлеба - это Евхаристия, а молитвы, это возможное
указание на часть литургии, по существу - это вся молитвенная жизнь
апостольской общины, в соответствии с тем образцом, который
установлен Христом в молитве“Отче наш”.
Изучая внимательнее Деяния 2: 42 мы можем лучше понять - чем жила
апостольская Церковь, что для нее было важно и значимо.
О чем же учили Апостолы, о чем они рассказывали? Прежде всего, о
Личности Христа Распятого и Воскресшего. Это учение готовило,
предваряло участие в“общении”, т. е. в Божественной Литургии: Слово
готовит к Таинству. Что же такое “евхаристическая община”? - Это
община, собранная Христом вокруг Его Слова и Таинства. Читая
лютеранские конфессиональные определения, важно обратить внимание
на пассивную форму глаголов: вернопроповедуемое Слово, и правильно
совершаемые Таинства. Кто может верно проповедовать Евангелие? Кто
может правильносовершать Таинства? Об этом говорит Артикул XIV
Аугсбургского Вероисповедания. Публично учить в Церкви и совершать
Таинства может только тот, кто призван на это должным образом, т.
е. так, как это установлено в Церкви. Из этого следует, что говоря
о евхаристической общине и о Церкви вообще, мы всегда имеем ввиду и
священнослужителей, которые готовят и проводят Литургию. Именно из
их рук, как из рук Самого Христа мы принимаем Чашу Причастия. Через
их проповедь и через все Богослужение - Господь говорит к нам.
Благословение священника - мы воспринимаем, как благословение
Самого Христа. Именно поэтому древние христиане уделяли такое
особое внимание епископу, т. е. предстоятелю в церкви, предстоятелю
в Божественном Служении. Известна знаменитая формула Киприана
Карфагенского: “Церковь в епископе, и епископ в Церкви”. Так и
Игнатий Антиохский говорит - где епископ, там и Церковь.... За
многовековую историю, христианская Церковь обрела богатейшее
наследие - и в богословии и в литургических традициях. Вместе с
тем, таким студентам-семинаристам, как я, в этом многообразии -
становится все труднее и труднее разобраться в богословских
определениях и терминах. Одни богословские понятия дошли до наших
дней неизменно, а другие - отчасти обрели новое значение.
Например, как называть церковнослужителя? Пастор, пресвитер,
старейшина, епископ, предстоятель, священник, диакон? Как различить
верно в работах разных авторов– что имеется ввиду, под определением
служения епископа или диакона? В рамках этой работы невозможно
сделать даже краткий анализ этого круга проблем. Однако, очевидно,
что как и в апостольской церкви и в ранние века христианства, так и
до сегодняшних дней - в евхаристическом собрании - Христа
представляет священнослужитель, предстоятель общины.
Но что мы имеем ввиду, когда говорим, что священнослужитель должен
быть поставлен на служение должным образом? [31 Аугсбургское
Вероисповедание. Артикул XIV]Этот вопрос актуален также и в
контексте спора о количестве Таинств и в вопросе “кто может
совершать Таинства? ”. Строго говоря, в соответствии с лютеранским
вероучением - Таинства в узком смысле - это только Крещение и
Причастие [32О количестве и употреблении Таинств говорит Артикул
XIII А. В. и, сответственно - Апология]. Однако, в широком смысле,
в соответствии с Апологией, рукоположение, т. е. ординацию мы можем
назвать таинством, в силу того, что в этом церковном обряде
осуществляется служение Слова. А там, где Слово - там говорит Сам
Господь. “.... слово Мое, которое исходит из уст Моих, - оно не
возвращается ко Мне тщетным,
но исполняет то, что Мне угодно, и совершает то, для чего Я послал
Его”. [33 Исаия 55: 11] 5. Служение и служения
“Он признал меня верным, определив на служение” [34 1Тим. 1: 12
Благодарю давшего мне силу, Христа Иисуса, Господа нашего, что Он
признал меня верным, определив на служение...]
Итак, мы говорим о евхаристической общине, в которой проповедуется
Слово и совершаются Таинства, служителями, призванными к этому
должным образом [35Уместно сделать замечание, что об ординации
особо говорится в “Шмалькальденских артикулах”. ].
В контексте утверждений предыдущей главы, закономерно возникает
вопрос: кто служит в церкви? И более широко: что такое христианское
служение? В этой теме вновь переплетаются вопросы и литургического
характера, и о жизни в христианской общине, и о личном благочестии,
и о миссионерском призвании. Интересно, как в одной современной
энциклопедии приводятся три основных типа понимания служения в
христианстве. Католическое учение о служении, прежде всего говорит
об иерархиях в церкви и об институтах ее управления. Реформатские
[36Под “реформатаством” я имею ввиду кальвинизм и множество его
современных разновидностей. ]теории учат о различных служениях,
имея ввиду, прежде всего, христианскую этику вообще и проявление
разного вида личного благочестия в христианской общине. И только
Лютеранство говорит о служении догматически, подчеркивая, что по
сути этоодно служение - Служение Христа.
Церковное служение, по существу - это Служение Христа, Который и
сегодня несёт Евангелие в мир, Который даёт Себя верующим, Который
Духом Святым утешает нас, научает, воспитывает и сохраняет нас в
истинной вере. Это совершает Он Сам. Термин “служение” используется
в богословии и в узком и в широком смысле. В широком смысле
это слово означает любое провозглашение Евангелия или преподавание
средств благодати, так, как это может быть осуществлено любым
верующим христианином. Христианское служение, в узком смысле [37
Вместо слов “в узком смысле” и “в широком смысле”– можно сказать
-“конкретно” и “абстрактно”. ], предполагает существование
поместных церквей, ибо оно осуществляется там, где существует
община и предстоятель.
“Шмалькальденские артикулы”так раскрывают библейское учение по
этому вопросу: Когда Апостол Павел основал христианские общины на
острове Крит, он велел Титу [38 Тит. 1: 5] в каждом городе [39
Вероятно, там где образовывались поместные церкви] рукополагать
пресвитеров, которых он также называет епископами [40 Тит. 1: 7].
Опять же, после того как Павел и Варнава основали поместные церкви
в Малой Азии, они рукоположили там“пресвитеров к каждой церкви....
” [41 Деяния. 14: 23]. Рукоположенным пресвитерам было заповедано
заботиться о Церкви Божией [42 1Тим. 3: 5], внимать “себе и всему
стаду, в котором Дух Святый поставил вас блюстителями, пасти
Церковь”, “бодрствовать” [43 Деяния. 20: 28-31], “подавать
пример...” [44 1Петр. 5: 3]и т. д. Эти пресвитеры, предстоятели
церквей должны были служить в своих общинах как верные
священнослужители, призванные Самим Господом.
Следовательно, у нас есть все основания говорить, что церковное
служение пресвитера [45 В протестантской терминологии, уместно
говорить о служении пастора, служение епископа. ] осуществляется по
Божьему установлению, по Божьей заповеди. “Достойно начальствующим
пресвитерам должно оказывать сугубую честь, особенно тем, которые
трудятся в слове и учении”. (1 Тимофею 5: 17)
Рассуждая о церковном служении, по существу, мы говорим о Служении
Слова. Именно поэтому Апология, цитируя Августина, утверждает, что
Таинство - это “видимое слово”, обозначающее и дарующее тоже самое
что и само Слово. Таким образом, действие обоих едино [46 Апология,
Артикул XIII].
“Апология” [47 Апология, Артикул XIII] также говорит: “Служение
Слова совершается по заповеди Божьей и содержит в себе славные
обетования”. Герхард [48 Герхард - один из крупнейших богословов
периода лютеранской ортодоксии. ] пишет: “Служение Церкви является
священным публичным служением, осуществляемым по Божию
установлению”. Гуттер говорит о служении так: “Служение Церкви было
установлено.... Самим Богом” [49Эти цитаты из Герхарда и Гуттера
приводятся в “Христианской Догматике”. Мюллер. ].
Христианское служение названо “публичным” не по месту, где оно
совершается, но скорее, ввиду того, что оно осуществляется открыто,
от имени Церкви, от Имени Христа. А там, где Церковь, там, по воле
Божией, должны быть и официально поставлены, призваны на служение
пресвитеры, которые от имени Церкви проповедуют Евангелие,
отправляют Таинства, и осуществляют Служение Ключей [50 Имеется
ввиду власть отпускать грехи и отлучать от церкви. См. Иоанн. 20].
Так, постепенно, раскрывается более объемное и подробное
определение христианской церкви, в котором уже есть и
евхаристический характер общины, и особая роль служителей,
предстоятелей в евхаристическом собрании. Итак, служение одно - это
Служение Слова, которое мы слышим [51 “Вера от слышания, а слышание
от Сова Божьего” - Римлянам. 10: 17] и которое мы видим в Таинстве
[52 Апология, Артикул XIII]. Это Служение Христа для Церкви, в
Церкви и через Церковь. Важно сказать также несколько слов и о
лютеранском понимании священства. Действительно, слова о всеобщем
священстве: “Но вы - род избранный, царственное священство, народ
святый, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства
Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет” [53 1Петра 2: 9]-
относятся к каждому верующему. Но, все ли Апостолы [54 См.
1Коринфянам. 12: 27-31]? Все ли учителя? Все ли пророки? Все ли
епископы и пресвитеры? Нет. Один Бог, производящий все во всех, но
служения различны.... [55 См. 1Коринфянам. 12: 4-11] Не разделяя
Служение Слова, мы видим различияв служениях. У каждого из нас есть
свое призвание в жизни, свой индивидуальный путь. У каждого есть и
свое положение в Церкви, в Теле Христовом, в живой христианской
общине. При всём этом многообразии - мы едины во Христе. Это не
только абстрактное единство в идеях и в общих целях, но и
конкретное сакраментальноесо-причастиеТелу Христа. Это единство - и
в Таинствах и во всем церковном священнослужении.
Кто же служит в Церкви? Предстоятель? Христос? Община? - Это единое
служение. Кто является совершителем Таинств? Может ли епископ или
пресвитер совершать священнодействия без народа Божьего? Может ли
христианская община быть без предстоятеля? Нет, и не было, и не
может быть церкви без священника и священника без церкви. Есть одна
“Церковь Божия во Христе”, как единое целое. Невозможно разделить
на части тело Христово. “Да будут все едино: как Ты, Отче во Мне, и
Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино, - да уверует мир, что Ты
послал Меня”. [56 Иоанн 17: 21] Отвечая на поставленный выше
вопрос, кто является совершителем священнодействия в Церкви, важно
не смешивать и не отождествлять служение предстоятеля и общины [57
“Каждому из нас дана благодать по мере дара Христова” - Ефесянам 4:
7]. Хотя это служение и нераздельно, но все-таки различно, согласно
Писанию [58 Римлянам. 12: 3-8, Ефесянам. 4: 1-7, Евреям. 2: 4,
1Коринфянам. 12 гл. ]. На евхаристическом собрании, как мы видим,
каждый верный народа Божьего стоит перед Богом в своем
священническом достоинстве. Таинства и священнодействия совершаются
Церковью и в Церкви, т. е. это тоже Служение Христа, в котором
открывается и Его сакраментальное действие и наше причастие к этому
Служению, наше благодарение и жертва [59 Римлянам. 12: 1].
Воспринимая догматически христианское Служение, как единое
действие, как единое Со-бытие во Христе, становятся на должное
место учения о иерархиях и о наших различных призваниях. Становятся
на должное место все внутрицерковные структуры и функции и все
признаки внешней церковной деятельности в мире. “Для сего преклоняю
колени мои перед Отцем Господа нашего Иисуса Христа, от Которого
именуется всякое отечество на небесах и на земле, да даст вам, по
богатству славы Своей, крепко утвердиться Духом Его во внутреннем
человеке, верою вселиться Христу в сердца ваши, чтобы вы,
укорененные и утвержденные в любви, могли постигнуть со всеми
святыми, что широта и долгота, и глубина и высота, и уразуметь
превосходящую разумение любовь Христову, дабы вам исполниться всею
полнотою Божею. А Тому, Кто действующею в нас силою может сделать
несравненно больше всего, чего мы просим, или о чем помышляем, Тому
слава в Церкви во Христе Иисусе во все роды, от века до века.
Аминь. ”(Ефесянам 3: 14-20) 6. Миссия Служение Церкви - это
Служение Слова, это Служение Христа.
Однажды, в воскресной проповеди я услышал историю о том, как в
одной церкви был крест с изображением распятия Христа, но .... у
Христа не было рук. На вопрос об этом странном изображении,
священник ответил, что это распятие было найдено после войны в
руинах разрушенной церкви. Сначала хотели отреставрировать его, но
позже решили оставить так. Священник сказал, что в современном мире
мы, как призванная Господом Церковь, являемся руками Христа. Мы –
Его руки. Поэтому такое распятие, пострадавшее во время войны,
теперь напоминает общине о христианском миссионерском призвании -
идти в мир, осуществлять Христово служение Благовестия, служение
Примирения. [60 2Коринфянам. 5: 16-20]
Так, мы подошли к заключительной части определения церкви. Мы
говорили о церкви, как о евхаристическом собрании верующих, как о
Теле Христа, как о единстве предстоятеля и общины, как о церкви
Слова и Таинства. Теперь же, продолжая тему Служение - важно
сказать о христианской миссии. Христианская миссия начинается в
Богослужении. Мы приходим в Церковь для Причастия Телу Христа, для
исцеления нашей жизни, для возрастания [61 2 Коринфянам 10: 15] в
познании [62 Филимону 1: 6, 1Тимофею. 2: 4, Колосянам 3: 10 ] и в
учении [63 1 Тимофею 4-я, 6-я главы], но для себя ли только мы
обретаем эту благодать Евангелия? Нет. Наше призвание - идти к
людям, совершать Служение Слова во спасение мира [64 “Ибо явилась
благодать Божия спасительная для всех человеков, научающая нас....
” - Тит. 2: 11-12].
В богословском понимании “субъект” Богослужения - Сам Бог, а всякий
приходящий становится “объектом” Божественной милости. При этом
происходит не только утоление личной духовной жажды, не только
удовлетворение личной “религиозной нужды”. Господь посылает нас в
мир. Мы получаем призвание нести Благую Весть дальше - в свою
семью, к своим соседям и друзьям, по всей Земле. Это и называется
-“литургия после литургии”.
Таким образом, богослужение не уводит человека на время от мира, но
посылает в мир с Евангелием и миссией. Богослужение - это проповедь
Христа Распятого и Воскресшего, это свидетельство о Царстве Божием,
о Благой Вести, о спасении и о новой жизни. В таком понимании, оно
само уже является присутствием и откровением Христа, откровением
Спасения.
Христианская миссия - это служение Церкви в мире, это служение
Христа, Который, как и две тысячи лет назад идет в города, в дома к
людям, приходит в жизнь общества и в жизнь каждого человека и
приносит Евангелие, несет прощение грехов и Жизнь Вечную.
Слово Божие растет и распространяется [65 Деяния. 6: 7, 12: 24, 19:
20, дополнительно: 9: 31, 16: 5 и 28: 31 ]- в Книге Деяний
Апостолов трижды упоминается эта фраза. Так характеризуется миссия
апостольской церкви. Так мы говорим и о миссии современной церкви,
потому что, по существу - как во времена Апостолов, так и сегодня
-это Деяния Христа, это Служение Его Слова. “И церкви утверждались
верою и ежедневно увеличивались числом” (Деяния. 16: 5)
Заключение
Исследуя вопросы евхаристической экклесиологии мы посмотрели на
Церковь и богословски, с догматической стороны, - и с практической,
так сказать “снизу”. Мы видим, чтоевхаристическая община- это и
собрание верующих и Тело Христово, здесь и общение святых и
миссионерское призвание, и единство Служения и различение служений.
Мы видим в церкви и паству, т. е. верующих, собранных во Имя
Христа, - и пастыря, в лице предстоятеля евхаристического собрания.
Хотя и не полагается в заключении начинать новую тему, все-таки, я
хотел бы сказатьо эсхатологической перспективе христианской общины.
Евхаристия - это Небо на земле, но при этом, Евхаристия - это и
вознесение к Престолу благодати, к Небесному Алтарю. Здесь
соединяется действие божественной благодати и человеческий отклик,
молитвенный, жертвенный ответ. Церковь - это осуществление
эсхатологииздесь и теперь. Хотя и отчасти, но уже в этой жизни в
Церкви нам доступны вечные дары благодати и спасения.
Богочеловечество Христа не было лишь историческим событием,
свершившимся две тысячи лет назад, но Он -в Евхаристии, в Своей
Церкви - остался с нами во все дни до скончания века [66 Матфей 28:
20 б]. В этом наша жизнь в настоящем, в этом наша надежда - в
будущее. В этом - наша вера, какосуществление ожидаемого и
уверенность в невидимом [67 Евреям 11: 1]. Так, в Церкви Христовой,
совершается наше спасение [68 См. Филиппийцам 2: 12-13 ]....