- Lektsia - бесплатные рефераты, доклады, курсовые работы, контрольные и дипломы для студентов - https://lektsia.info -

ЦЕРКОВНЫЕ СОБОРЫ и иконописный канон



 

Что слово сообщает через слух,

то живопись показывает молча,

через изображение.

Деяния Седьмого Вселенского Собора

 

Иконопочитание утверждено определением 7-го Вселенского собора, бывшего в 787 году в Никее. Приводим изложение догмата о иконопочитании.

 

ДОГМАТ

Трех сот шестидесяти семи святых отец

Седьмого Вселенского Собора, Никейского

 

Храним не нововводно все, писанием, или без писания установленные для нас церковные предания, одно из которых есть иконного живописания изображение, как согласное евангельской проповеди и служащее нам к уверению истинного, а не воображаемого воплощения Бога Слова, и к подобной пользе, потому что такие вещи, которые друг на друга указывают, несомненно друг друга уясняют.

На таком основании, шествуя царским путем и следуя Божественному учению святых Отцов наших и преданию Кафолической Церкви, мы со всяким тщанием и осмотрительностью определяем:

Подобно изображению Честного и Животворящего Креста, полагать во святых Божиих Церквах, на священных сосудах и одеждах, на стенах и на досках, в домах и на путях, честные и святые иконы, написанные красками и сделанные из дробных камней или из другого соответствующего цели вещества, будь то иконы Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, или Непорочной Владычицы нашей Пресвятой Богородицы, или святых Ангелов, и всех святых и преподобных мужей. Ибо чем чаще они бывают нам видимы через изображение на иконе, тем чаще, созерцая их, мы подвизаемся вспоминать и любить первообраз, чествовать их лобзанием и почитательным поклонением, не истинным служением Богопочитания, которое по вере вашей приличествует только одному Божественному Естеству, но таким же почитанием, которое мы воздаем изображению Честного и Животворящего Креста, Святому Евангелию и прочим святыням, через приношение фимиама и поставление свечей честь согласно благочестивому обычаю древних. Ибочесть, воздаваемая иконе (образу), относится к ее Первообразу, и поклоняющийся иконе поклоняется ипостаси изображенного на ней.Такое учение содержится у святых Отцов наших, то есть в Предании Кафолической Церкви, проповедующей Евангелие от конца в конец Вселенной [цит.по:18, с.102], [ср.с:10, с.7-8].

 

Догмат об иконопочитании был принят в 8 веке, а почти 800 лет спустя, в 1551 году, в Москве под председательством митрополита Макария состоялся Собор, вошедший в историю под именем Стоглава. На этом Соборе тоже рассматривались вопросы, касающиеся иконописания. Стоглавым он называется потому, что принятые им постановления разделены на 100 глав [17, с.243]. Приведем фрагмент главы 43, где говорится об иконописцах и иконах [цит.по:12, с.22-23].

 

Стоглав

Собор, бывший в Москве

При Великом Государе Царе и Великом Князе Иване Васильевиче

В лето 7059

Глава сорок третья

Соборной ответ о живописцех и о честных иконах

Подобает быти живописцу смирену, кротку, благоговейну, не празднословцу, не смехотворцу, не сварливу, не завистливу, не пияницы, ни грабежнику, не убийцы; наиаче же хранить чистоту душевную и телесную, со всяким опасением. Не могущим же до конца тако пребыти, по закону женитися и браком сочетатися, и приходити ко отцем духовным часто и во всем совещатися, и по их наказанию и учению жити в посте и молитвах и в воздержании, со смиренномудрием, кроме всякаго зазора (греха, позора) и безчинства, и с превеликим тщанием писати Образ Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, и Пречистыя Его Богоматере, и святых Пророк и Апостол, и Священномученик, и святых Мученик, и Преподобных жен, и Святителей, и Преподобных отец, по образу и по подобию и по существу, смотря на образ древних живописцов, и знаменати с добрых образцов…

 

Собор требует писать иконы по старым образцам, смотря на образы древних иконописцев, копировать «с добрых образцов». Это требование повторяется неоднократно. Было вынесено решение о введении лицевых иконописных подлинников. Они представляют собою сборники рисунков и дают схематическую характеристику святого или события, облегчая этим работу иконописца, ограждая его от исторически неверного представления о том или ином лице и в конечном счете от искажения памяти и Предания Церкви [17, с.247-248].

Стоглавый Собор Русской Православной Церкви предписывает иконописцу быть смиренным и кротким, благоговейным, не завистливым, запрещает писать иконы пьяницам, ворам, и убийцам; предписывается особенно хранить душевную и телесную чистоту, часто ходить к духовным отцам и во всем с ними совещаться, исповедоваться и жить по их наставлению и учению в посте и воздержании со смирением.

Также Собор повелевает с превеликой тщательностью писать Образ Господа нашего Иисуса Христа и Пречистой Богоматери и всех святых по лучшим древним образцам, а по своим догадкам Божество не писать. Если же кто-либо из учеников начнет жить не по правилам этого завещания, то есть в нечистоте, пьянстве и бесчинстве, то их требуется вообще отлучать от дела иконного и даже касаться его запретить, помня изречение: проклят иконописец, творящий дело Господне с небрежением.

Также Стоглав строго повелевает, чтобы учились у добрых мастеров; и тем, кому Бог даст эту премудрость, следует писать иконы, а кому не даст, тот должен прекратить заниматься иконописью, чтобы имя Бога не хулилось ради плохого письма. А если они не перестанут этим заниматься, то да осудятся. Не всем людям быть иконописцами, много различных рукоделий даровано от Бога, о которых человек может пропитаться и этим жить, и кроме иконного письма.

А если какой-нибудь искусный мастер скроет талант, который ему Бог дал, и других не научит, то да будет он от Христа осужден со скрывшими талант в муку вечную [ср.с: 12, с.22-25].

Далее представим вниманию боголюбивого читателя выписку из нескольких глав Кормчей книги Исидора Пелусийского, где также говорится о канонах иконописания и бытия иконописца [цит.по: 12, с.25-27].

Книга Кормчая писменная

Глава сто двадцать четвертая

Сказание о иконописцах, каковым быти подобает

Подобает убо изуграфом, рекше иконописцам, чистым быти, житием духовным жити и благими нравы, смирением же и кротостию украшатися и о всем благое творити, а не сквернословцем, ни кощунником, ни блудником, не пияницам, не клеветником, не иным таковым, их же последуют обычаем скверным, понеже на таковое дело святое таковым не повелено есть. И был бы иконописец хитр о подобии древних переводов и первых мастеров богомудрых мужей, им же от начала предано бысть по объявлению коегождо где бывшаго чудеси или явления, а собою бы вново не прибавливали не единыя оты, аще убо и зело, и то мнится смыслити, а кроме святых отец предания не дерзати. Аще же кто и зело имать быти хитр святых икон воображению, а живый не благолепно, таковым писати не повелевати. И паки аще кто и духовное имать житие, а благолепно вообразити святыя иконы не может, таковым писати святых икон не повелевати же, но питатися иным рукоделием, им же хотят.

Здесь говорится о том, что иконописцам нужно иметь чистую духовную жизнь, быть смиренным и кротким, не сквернословить, не кощунствовать, не быть блудником или пьяницей, или клеветником. Иконописец должен быть искусным мастером в копировании древнего письма, и не прибавлять ничего нового от себя. Если же кто-нибудь искусен в написании икон, но живет непристойно, то им запретить писать иконы; и наоборот, если некто живет духовно, а иконы благолепно писать не может, то таких до иконописания не допускать.

О том, еже кроме святых икон правоверному иконописцу изуграфу ничтоже писати

Аще убо кто на таковое святое дело еже есть иконное воображение, всяко сподобится искусен быти, тогда не подобает ему кроме святых воображения ничтоже начертавати, рекше воображати, еже есть на глумление человеком: ни зверска образа, ни змиева, ниже ино что от плежущих, или рода гмышевеска, кроме где любо воприлучившихся деяниих, якоже есть удобно и подобно.

Здесь говорится о том, что иконописцу нельзя изображать ничего кроме святых икон: ни зверей, ни змей, ни других животных, кроме случаев, где требуется изобразить их в иконе.

Глава сто двадцать шестая