- Lektsia - бесплатные рефераты, доклады, курсовые работы, контрольные и дипломы для студентов - https://lektsia.info -

Деятельность художественных галерей и роль куратора в создании художественных проектов



«Галерея является собирателем и хранителем художественных ценностей и в этом смысле она напоминает музей, основная функция последнего заключается в сохранении, классификации и научном изучении различных художественных артефактов».[31] Кроме временных выставок в галерее, как и в музее, может вестись исследовательская работа, связанная с изучением процессов, происходящих в современном искусстве, творчества художников и творческих объединений, изменениями на рынке художественной продукции, осмыслением результатов отечественных и международных аукционов, движением цен, каталогизацией произведений художников, подготовкой различных печатных изданий.

Галерея, кроме экспозиционной деятельности, может активно сотрудничать с художественными издательствами, помещая у себя в специальном помещении и продавая печатную продукцию. Например, в галерее «Борей» продаётся не только печатная продукция собственных выставок, но и новейшая поэзия, литература и художественная критика, но также функционируют фотостудия и кафе. Располагая иногда достаточно большим подбором произведений, галерист может создавать фонды хранения. Эти фонды образуются из приобретений некоторых произведений известных художников, как результат дарения художниками своих работ в знак благодарности за проведённые выставки. Фонды образуются из накопленных работ, подготовленных к предстоящим выставкам или оставшихся от проведённых экспозиций или временно не востребованных. Естественно, что произведениями, находящимися в собственности, галерея располагает по своему усмотрению, – они могут быть проданы, обменены или находиться в постоянном хранении как коллекция. Для хорошей сохранности произведений в фондах необходимо соблюдать правила хранения, принятые в музейной практике: графические листы должны храниться в горизонтально лежащих папках. Эти папки подбираются по формату хранимых в них листов, и должны лежать на специально сделанных столах или стеллажах. Живописные произведения расставляются по форматам в специальных стеллажах. Нужно следить, чтобы картины не царапали и не прогибали друг друга. Лучше всего помещать картины «лицо к лицу». Поверхность живописного холста очень чутка - легко сминается, рвётся и царапается. Багет с царапинами также становится негодным, – поэтому свободная и правильная расстановка картин в стеллажах убережёт их от порчи. Скульптура также должна бережно храниться. Она заворачивается в мягкие материалы и при необходимости покрывается полиэтиленовыми пакетами. Помещения для хранения фондов должны отвечать стандартным требованиям: быть сухими, затемнёнными, с хорошей циркуляцией воздуха, легкодоступными. В фондах должно быть исключено курение и зажигание огня.

«В отличие от музея, галерея, как правило, занимается активной коммерческой деятельностью. Для многих галерей продажа произведений искусства является основным условием существования. Но в то же время, полная коммерциализация становится признаком смерти галереи, поскольку при таком условии галерея утрачивает свои основные функции и превращается в обыкновенный салон по продаже сувениров».[32] Как известно, художественные салоны занимаются продажей востребованной сувенирной продукцией, поставленной на поточное изготовление, и не имеющей того уникального качества, отличающего серьёзное произведение искусства. Художники, прежде чем начинать работу с галереей и выставлять в ней произведения, получают о ней всю возможную информацию и изучают её экспозицию. Сувенирные произведения, если они представлены в галерее, способны «отпугнуть» серьёзных художников. Во-первых, они беспокоятся о своём творческом имидже, во-вторых, их не устроит ценовая политика такой галереи, склонной унифицировать цены на серьёзные и сувенирные работы.

Коммерческий успех является не самым главным признаком процветания галереи. Истинная ценность произведения искусства далеко не всегда может быть выражена в его цене. Денежный эквивалент для произведения искусства величина условная и зависит от многих, порой случайных причин. Поэтому престиж галереи основан не на количестве продаж, хотя забывать о них не следует, а от величины художественно-культурного резонанса, который она приобретает в поле современного искусства, от её авторитета.

В результате сравнительного анализа художественной галереи, с одной стороны, с музеем и, с другой стороны, с салоном, становится ясной природа самой галереи как такого художественно-культурного образования, которое совмещает в себе поиск, собирание и экспонирование ценных произведений современного изобразительного искусства. В галерее раскрываются перед публикой их культурная и художественная значимость. В галерее также осуществляется превращение произведения искусства в товар особого рода, в «символический капитал», то есть произведение, в силу своих художественных достоинств, приобретает адекватный условный ценовой эквивалент, может быть продано оказывается в поле искусства и оборота «символического капитала».

Галерея – основной элемент структуры рынка современного искусства, которое творится здесь и сейчас, в контексте данной эпохи. Именно в её пространстве репрезентируются новейшие тенденции, возникающие в искусстве. По мнению Шехтер Т.Е. условно (на уровне теоретического рассмотрения) можно выделить следующие направления деятельности галереи:

· Репрезентативная – демонстрирует произведения «своих» мастеров, организует выставки и проекты;

· Коммерческая – осуществляет продажи экспонируемых в её пространстве работ;

· Просветительская – публикует каталоги и буклеты проводимых выставок, выставляя «своих» мастеров, пропагандирует и актуализирует современное искусство;

· Коммуникативная – выступает посредником между художником и потребителем, музеем, критикой;

· Экспертная – оценивает эстетические качества произведений современного искусства в контексте экономических критериев, препятствует проникновению на рынок непрофессиональных работ и выступает своеобразным гарантом качества.

Таким образом галерея представляет собой социальный институт художественного рынка, сочетающий культурно-просветительские и экономические функции.

В настоящее время о бурном развитии галерейного дела свидетельствуют следующие факторы:

· Открытие новых художественных галерей, развитие уже организованных, расширение внешних связей отдельных галерей;

· Увеличение числа людей, посещающих выставки и интересующихся вопросами современного искусства;

· Усиление внимания прессы к деятельности галерей, освещающих вопросы и проблемы современного искусства и художественного рынка;

· Увеличение числа лиц, заинтересованных в приобретении произведений современного искусства, что находит отражение в объёме продаж.

· Увеличение числа меценатов и спонсоров, готовых помогать развитию галерейного дела или бескорыстно, или вкладывая деньги с целью. Получения прибыли;

· Увеличение числа и масштабности арт-ярморок, арт-форумов современного искусства: международные художественные ярмарки «Арт-Москва» и «Арт-Манеж».

«В результате развития галерейного дела в целом вырабатываются определённые критерии оценки произведений современных авторов, формируется ценовая политика, появляются новые любители искусства, коллекционеры, меценаты, определяются вкусовые предпочтения как зрителя, так и потребителя произведений искусства, создаётся определённое общественное мнение. Именно галереи занимаются рекламой и продвижение художников на арт-рынке, проводя их персональные выставки, издавая каталоги.»[33]

«Галерейная политика-инструмент налаживания социальных и культурных коммуникаций галерей со всеми субъектами «системы искусства», который обеспечивает ей стабильную и эффективную деятельность в этом пространстве, способствует продвижению её на арт-рынке».[34]

Стратегические направления галерейной политики:

· Имиджевое - создание имиджа арт-галереи и её субъектов в художественном пространстве. Ключевыми понятиями и субъектами здесь являются: художник, галерист, репутация, имя;

· Коммерческое – организация рентабельного предприятия и получение прибыли посредством формирования ценовой политики и клиентской среды, создания коллекции;

· Коммуникативное – продвижение образа арт-галереи и её проектов в информационном пространстве: журналы, газеты, телевидение, интернет, критика;

· Репрезентативное – организация выставок и реализация проектов, то есть репрезентация и актуализация искусства.

В практической галерейной деятельности эти аспекты взаимосвязаны. Сложный и многофункциональный механизм галереи современного искусства виден публике в основном с одной стороны – выставочной деятельности, посредством которой реализуется одна из главных функций художественной галереи – репрезентативная. Современная выставочная практика имеет две основные формы представления искусства: экспозиционные и художественные проекты.

Важной фигурой в деятельности художественных галерей и в создании художественных проектов является куратор. Куратор организует работу галереи, организует работу при оформлении экспозиций в галереях. В настоящее время происходит коммерциализация искусства, и каждое художественное произведение воспринимается как продукт. Таким образом, менеджером художественного проекта становится куратор, который должен обладать организационными, аналитическими и творческими способностями.

Точного определения понятия «куратор», «кураторство» применительно к сфере художественной культуры не существует. Как правило, под куратором в общем смысле понимается некто, кто отслеживает ход той или иной работы. Э.Фрай подчёркивает «Воздействие кураторской деятельности на общество, для которого куратор – это человек, отвечающий за поддержание ценностей национального культурного наследия; транслятор, владеющий знаниями о духовном наследии, а также идеолог, оперирующий продуктами массового сознания».

«Художественный проект – это акт репрезентации современного искусства, осуществляемый художником, как правило, вне пространства галереи и имеющий некоммерческий характер».[35] Художественный проект, как правило, представляют в нескольких формах:

· Перфоманс,– театрализованный художественный акт, имеющий заранее разработанный сценарный план. Участники(художники, статисты)заблаговременно знают последовательность всех действий, с чего следует начинать и чем заканчивать. Важным элементом перфоманса является вовлечение в художественный процесс публики;

· Хэппенинг, – художественное действие, лишённое, в отличие от перфоманса, драматургии и чёткой цели. Никто из участников не знает заранее как будет развиваться событие и когда она закончится. Всё происходит случайно и абсолютно непредсказуемо. Неотъемлемой частью хэппенинга также оказывается зрительское участие;

· Художественная акция – действие, направленное на достижение не только, а зачастую не столько художественных, сколько внехудожественных целей. Акция обходится без сценарной драматургии(в отличие от перфоманса) и подразумевает наличие определённой цели (в отличие от хэппенинга). То есть акционист далеко не всегда может предвидеть, как именно пройдёт его акция, но он непременно знает, зачем он её проводит и какого эффекта хочет добиться.

В зависимости от поставленных задач художественный проект может подразделяться на коммерческий или выставочный (эстетический), при реализации которых всё разнообразие кураторской деятельности находит воплощение в следующих социальных моделях:

1. Куратор – медиатор. На куратора возлагается ответственность за определение идейной содержательности художественного проекта и её донесения до аудитории. Акцентирует внимание на наиболее проблемных вопросах современности. Особое значение принимает устный или письменный комментарий куратора, реализованный через взаимодействие со средствами массовой информации.

2. Куратор-продюссер.

Главная цель – возведение имени придвигаемого куратором в бренд и обеспечение его призвания денежными знаками. В этой модели художественный проект оценивается с точки зрения коммерческой эффективности и качество продвигаемого художественного продукта уступает место таким факторам, как новизна, эпатажность, соответствие общественным вкусам, моде.

3. Куратор-экспозиционер. Куратор отслеживает реализацию проекта на всех этапах. Учувствует в разработке идейной направленности выставки, отличающейся новизной подхода и актуальностью, а также в выборе наиболее оригинального и доступного аудитории способа организации выставочного пространства. Куратор стремится к созданию единого художественного высказывания, являющегося результатом тесного сотрудничества художника и куратора, нацеленного на самовыражение, а не на представление завуалированного торгового предложения.

4. Куратор-творец. Превалирующий в стременном искусстве концептуальный тип творчества способствует тому, что куратор наравне с художником начинает восприниматься как активная творческая единица, обладающая самодостаточным художественным видением и способная на его воплощение. При этом куратору не нужно непосредственно создавать элементы выставочного проекта. Результат его художественных поисков – апеллирование к уже созданным художниками выразительным средствам: подбор произведений искусства, соответствующих реализации замысла, и их умелое распределение. Другими словами, куратор в данном случае варьирует отдельными художественными произведениями или целостными проектными структурами, делая саму вставку целостным художественным произведением в рамках понятия «кураторское искусство», а самого куратора его главным создателем.

Для каждой модели неизменным остаётся только одно – нацеленность куратора на реализацию проекта, а также достижение его успешного завершения. В отношении выставочного проекта определяющим фактором успешности становится институт критики (количество положительных отзывов); в отношении проекта коммерческого – уровень спроса на работы художника. То есть, конечной целью для куратора является получение со стороны выделенной целевой аудитории реакции, соответствующей направленности проекта.

Куратор в своей деятельности выполняет следующие функции:

· Аналитическую (анализ художественных и социальных процессов современной действительности и выделение на его основе основной проблематики будущих художественных высказываний);

· Коммуникационную (осуществление активной взаимосвязи со средствами массовой информации в целях донесения до общественности смысловых узлов, необходимых для понимания реализуемого художественного проекта);

· Социально-преобразовательную (определение ценностных доминант развития социума, их утверждение посредствам искусства, а, следовательно, перестройка или воссоздание окружающего мира в соответствии с новыми условиями);

· Оценочную (первичная и последующая оценка художественного творчества с точки зрения его возможной коммерческой эффективности или непосредственно его качественных характеристик);

· Концептуальную (определение тематической направленности реализуемого художественного проекта и точного подхода к рассмотрению выбранной проблематики);

· Творческую (выбор механизмов реализации и способов репрезентации художественного проекта в соответствии с его спецификой и их непосредственное использование); административную (выработка плана текущих работ по реализации художественного проекта, а также обеспечение их выполнения в соответствующий срок).

«При ведении галерейного дела куратор вынужден делать акцент на экономическую составляющую, поскольку наравне с художественной она является неотъемлемой частью этого рода деятельности. Задача куратора в данном случае уравновесить их, не давая понизить качество выставляемых произведений. Другая важная задача – определить в череде молодых художников тех, чьё творчество отличается высоким профессионализмом и нестандартным подходом. Те есть способствовать открытию новых имён, которые могли бы в последствии стать особо значимыми для искусства. Часто куратор и галерист объединены в одном лице. Если этого не происходит, то над реализацией художественных проектов работает штатный, приглашённый или независимый куратор, чья творческая позиция удовлетворяет политике галереи, поскольку кураторские амбиции могут приводить к внутренней конфронтации, что мешает продуктивной галерейной деятельности».[36]

Галерейный куратор оценивает произведение искусства, учитывая не только качественные характеристики художественного произведения, но и его предполагаемую коммерческую эффективность. Он стремится на основе правильно выработанной стратегии: интеллектуальной или шоково-эпатажной добиться всеобщего признания по отношению к продвигаемому художественному продукту, не утратив его эстетической составляющей. В данном случае деятельность куратора направлена на настоящее и его главной задачей является элективная, заключающаяся в выявлении в череде множества художественных явлений те, которые заслуживают особого внимания и их утверждение на арт-рынке. Художественный проект в данном случае требует интересного и запоминающегося выставочно-экспозиционного решения, чтобы наиболее полно и ярко выразить основу творчества выставляемого художника и сделать его узнаваемым. Концептуальная структура проекта при этом может оставаться достаточно узкой.

Художественное руководство проектом:

· Формулировка общей концепции или идеи мероприятия, решение образа проекта, при этом куратор руководствуется неожиданными, новаторскими решениями и не боится разрушить общепринятые стандартные нормы, что позволяет выделить данный проект из ряда других,

· Выделение главной темы «интриги, позволяющей сделать проект ярким и запоминающимся, выделить его отличительные качества,

· Подготовительная работа, система отбора материала и его дальнейшее определение в рамках проекта, составление экспозиционного плана,

· Объёмно-пространственное построение всех выставочных площадей,

· Инновационное решение экспонирования произведений,

· Отбор лучших произведений по качественным профессиональным принципам, неординарным и самобытным решениям и награждение авторов,

· Характеристика и анализ ситуации по окончанию проведения проекта с целью его продолжения в следующий период.

Какую же именно деятельность осуществляют художественные галереи, и как это влияет на развитие культурной жизни Санкт-Петербурга?

1. Организация групповых и персональных выставок для художников, давно работающих с галереей, а так же для молодых и "нераскрученных новых" художников

2. Участие в вернисажах. Вернисажи выступают как презентация экспертному сообществу (художники, искусствоведы, критики, пресса) и способствуют обеспечению публичного общения

3. Ярмарки организуются ради продвижения и увеличения количества продаж.

4. Работа с масс – медиа (публикации и статьи о разных вопросах касающихся искусства, обзоры состоявшихся мероприятий, анонсы предстоящих мероприятий, интервью с самими галеристами и художниками)

5. Работа с интернет сайтами: самих галерей, в которых рассказывается о истории ее создания, текущей работе галереи (анонсы и обзоры мероприятий), выставляющихся в ней художниках, организациях с которыми сотрудничает галерея, существует несколько полезных сайтов про художественную жизнь в целом, созданными самими галеристами и так же некоторые галереи создают на своих сайтах разделы, посвященные продаже каких-либо художественных творений

На рубеже ХХ-XXI веков в Петербурге появились десятки частных галерей. Местные галеристы признают: чтобы заработать, достаточно продавать сувениры и картинки с видами города. Большинство этим и занимаются. Петербург славится консерватизмом, работать с современным искусством тут сложно. Коллекционеров мало, покупательская активность невысока, многие предпочитают общаться с художником без посредников. Арт-критика практически отсутствует, издания, где регулярно печатались анонсы выставок, съел кризис.

«В Европе галерейный бизнес поддерживают крупные коллекционеры, фонды, иногда государство. У нас же галереи чаще всего существуют на доходы от какого-то другого занятия владельцев, и до самоокупаемости, которая во всем мире является нормой, им далеко. В Москве ситуация более благополучная, но в Петербурге арт-рынку никак не выйти из зачаточного состояния».[37] Коммерческие галереи, проявляющие творческую активность, можно пересчитать по пальцам, и проще всего это сделать на ежегодном российском смотре, выставке «Арт-Москва», – там регулярно появляются лишь четыре участника из Петербурга: галерея Anna Nova, Галерея Марины Гисич, Галерея Дмитрия Семенова и AL Gallery (бывшая галерея «Альбом»).

Самые яркие участники петербургской арт-среды, которые имеют тщательно подобранный круг авторов, активно их продвигают и успешно работают даже в условиях экономического спада, – Anna Nova и Галерея Марины Гисич. Anna Nova, открывшаяся в 2005-м, стабильно проводит авторские выставки раз в два месяца, показывая работы как харизматичных деятелей ленинградского андеграунда (Шинкарев, Кошелохов, Фигурина), так и неоакадемистов Виктора Кузнецова и Олега Маслова, любителя сильнодействующих инсталляций Петра Швецова, автора изысканных «костюмных драм» Наталью Першину-Якиманскую и других. Кураторами выставок обычно становятся заметные специалисты, например, Екатерина Андреева или Андрей Хлобыстин. Галерея Марины Гисич работает с актуальным искусством уже 10 лет, в последние годы больше предпочитая выставлять фотографию и концептуальные проекты. Среди постоянных авторов: Александр Черногривов, Петр Белый, Керим Рагимов, Григорий Майофис; время от времени бывают выставки зарубежных художников.

В городе есть и свои ветераны арт-бизнеса – галерея «Борей», которой уже 19 лет, и галерея «Д-137», основанная в 1996 году. «Борей», вероятно, самая демократичная арт-площадка Петербурга, здесь может выставиться буквально любой: был бы стоящий проект. У руководства есть любимые авторы, но с радостью они занимаются и зеленой молодежью. «Д-137» получила название по дебаркадеру на Средней Невке, где находилась первые годы своего существования. Начали с андеграунда, показывали неоакадемистов, в том числе Тимура Новикова, Ольгу Тобрелутс, Георгия Гурьянова, в середине 2000-х появились москвичи: Айдан Салахова, Олег Кулик, Константин Звездочетов, Владислав Мамышев-Монро. В кураторы тоже приглашают видных искусствоведов, тексты для каталогов нередко пишет завотделом новейших течений Русского музея Александр Боровский. В последние годы «Д-137» не теряла активности – по 6-8 выставок в год, – но стала скатываться к светскому глянцу: работы гитариста Rolling Stones Ронни Вуда, живопись Марины Федоровой, перерисовывающей див и денди с журнальных обложек.

AL Gallery существует с 2004 года и готова работать с разными техниками и жанрами, а в круг авторов входят как маститые (Андрей Рудьев и Виталий Пушницкий), так и малоизвестные имена. Художественная политика у галереи не очень внятная, зато они измышляют интересные способы привлечения покупателей: например, можно взять произведение в аренду, чтобы примерить на свой интерьер. Своеобразный имидж у галереи «100 своих» – она находится при баре «Дружба», и здесь есть шанс присмотреться к искусству, не отрываясь от коктейля. (Это, кстати, можно сделать даже в ночное время, когда другие выставочные площадки закрыты.) Галерея Дмитрия Семенова, обычно представляющая наш город на «Арт-Москве», громко заявляет о себе только в столичных гостях. Для Петербурга же это «темная лошадка», выставки здесь проводятся крайне редко. Да и негде: всех площадей – пара комнат в квартире галериста.

«На вернисажи в петербургские галереи ходят персонажи арт-тусовки – художники, их друзья и знакомые, – а также состоятельные люди из сфер бизнеса и моды, иностранцы. В дни работы выставок становится больше студентов и пенсионеров, обычно реакции этой публики варьируются от «Я тоже так могу» до «Господи, а как вообще это сделано?». У AL Gallery, как рассказывает хозяйка галереи Наталья Панкова, есть «несколько бабушек-фанов, которые приходят в первые дни открытия выставки и машут палками, сообщая, как они ненавидят всё, что здесь выставлено. И с завидной регулярностью посещают все выставки». Что до среднего числа посетителей, то, скажем, «Борей» не так давно насчитал 700 человек за две недели: туда некоторые вузы культурной направленности даже экскурсии водят. Правда, нужно учитывать, что площадка находится в самом центре города и работает уже 19 лет». [38]

Реакция на кризис у галерей неодинакова и, по-видимому, отчасти зависит от наличия стороннего бизнеса, способного поддержать работу площадки. В Anna Nova отметили повышение интереса коллекционеров и покупателей по сравнению с прошлым годом, когда всех испугал спад экономики. Марина Гисич сообщила «Фонтанке», что коллекционеры стали подходить к приобретению внимательней и щепетильней. Владелица AL Gallery Наталья Панкова особого влияния кризиса на свой бизнес не усматривает: «Количество проектов не уменьшилось, искусство продается примерно в том же режиме, что обычно». С другой стороны, некоторым галереям уже пришлось отказаться от ряда проектов или отложить их на неопределенное время. Директор «Борея» Татьяна Пономаренко рассказала: «Мы были вынуждены закрыть дизайн-студию и издательство, вычеркнуть из планов крупные проекты и издание буклета. Дело дошло до снижения зарплат, и ситуация остается нестабильной».

«По словам Марины Гисич, «важно выращивать вкус и чувство к современному искусству. Это полезно для общества в целом, поскольку выход за границы обыденного круга общения и взглядов развивает человека». Искусствовед из Anna Nova Марина Виноградова подчеркивает, что городу не хватает мест, где можно увидеть современное искусство, проектов, связывающих классическое и новое. Путь развития арт-рынка его участники видят в усилении интереса к современному искусству. Образно говоря, люди должны отойти от вкусов, сформированных школьным учебником по литературе и каталогом IKEA». [39]

Художественные галереи современного искусства играют важную роль в художественной и культурной жизни страны. Осуществляя практически все те функции, что и музеи, художественные галереи, занимаясь актуальными направлениями современного искусства и определяя вектор его развития, тем самым знакомят с ним зрителя, воспитывая художественный вкус, изучают и сохраняют для будущих поколений наиболее значимые произведения и в тоже время формируют рынок современного искусства России.