- Lektsia - бесплатные рефераты, доклады, курсовые работы, контрольные и дипломы для студентов - https://lektsia.info -

Динамика проявлений этапов горя.



 

  шок переживание принятие

 

Первым этапом является шоковое состояние.Человек не осознает потери, не в состоянии осмыслить случившееся, происходящее воспринимается как в тумане или во сне. Оно развивается сразу после утраты и длиться от нескольких дней до месяца, сосуществуя с признаками следующего этапа—переживания.

К концу этапа шока после психической анестезии начинается страдание, свидетельствующее о начале переживания, то есть «работы горя». Страдание обычно достигает наибольшей силы и отличается разнообразием проявлений.

На стадии принятия начинается освоение своего нового места в мире, а энергия переключается на отношения и занятия, не связанные с утратой.

 

 

Вместе со студентами попытаться определить временные рамки в проявлении этапов горя и связать эти рамки со временем похорон и поминок и поминаний (3, 9, 40 день, 1 год и т.д.)


Приложение №1 Проблема №7.

 

Психологическое и изотерическое значение ритуалов.

Первобытные религии мира:

Большинство первобытных племен верят, что души умерших продолжают жить. Эти живые мертвые» общаются с теми, кто продолжает жить в этом мире. Живым следует почитать духов предков, полагаться на их защиту и указания, а также возносить молитвы верховным духам-покровителям.

 

Те, кто умер, никуда не ушли:

Они здесь, в густых сумерках.

Мертвые не живут под землей:

Они в шорохе листьев,

Они в скрипе стволов,

Они в бегущей воде,

Они в хижине,

Они в толпе,

Мертвые не мертвы.

 

Те, кто умер, никуда не ушли,

Они в груди женщины,

Они в ребенке, который плачет,

Они в поленьях, которые горят.

Мертвые не живут под землей:

Они в умирающем пламени,

Они в плачущих травах,

Они в стонущих скалах,

Они в лесу, они в доме,

Мертвые не мертвы.

Ости Нуар «Песни теней».

 

Зороастризм (парсы). Из всех ритуалов в большинстве религий меньше всего подвержены изменениям с течением времени похоронные обряды. Так как для зороастрийцев смерть означает временную победу зла, то в месте смерти всегда присутствуют темные силы. Целью похоронной церемонии является ограничение возможности распространения этого зла. Тело должно быть убрано из дома как можно скорее. Его обмывают и одевают в чистую, но старую одежду – старую, потому что расточительность считается грехом. По возможности похороны должны пройти в день смерти. После произнесения надлежащих молитв, когда оплакивающие уже бросили последний взгляд на усопшего, тело относят в дакхму, или, как назвали ее британцы, «Башню молчания». Она представляет собой деревянную конструкцию круглой формы, окруженную высокими стенами, чтобы люди не могли видеть, что происходит внутри, или зайти туда. В башню ведут несколько ступенек, по которым поднимаются носильщики. Сверху башня открыта небу, и в ней тело раздевают, чтобы стервятники и вороны могли склевать с костей мясо. Замечено, что Стервятнику достаточно для этого тридцати минут, в течении которых родственники молятся в расположенном неподалеку строении. Возвратившись домой, они умываются и на протяжении трех дней, пока душа ожидает страшного суда, проводят специальные обряды. На третий день родственники по мере возможности обычно совершают благотворительное денежное пожертвование в честь умершего, что, по мнению парсов, является лучшей памятью, чем сооружение могильного камня. Выбеленные солнцем кости позднее сбрасывают в яму. Парсы избавляются от тела таким образом потому, что считают землю и воду священным творением Бога. Их не следует загрязнять смертью, последствием зла. Огонь тоже священное творение, поэтому вариант кремации отпадает. Бог, по их мнению, для того и создал стервятников, чтобы пожирать трупы. Парсы упорно настаивают на том, что их форма погребения намного естественнее, чем любая другая, и считают христианские кладбища ужасными и отвратительными.

 

Религии Китая (конфуцианство и даосизм).

Почитание предков было введено в Китае в начале династии Чжоу (1122 – 325 гг. до н.э.). Популяризации этой практики способствовало учение Конфуция о сыновей почтительности, провозглашавшее необходимость уважения к родителям и старшим при их жизни и после смерти.

Китайцы верят, что после смерти душа предка проживает в трех местах. Одна ее часть отправляется на небо, другая остается в могиле, чтобы принимать приношения, а третья поселяется в семейном святилище. На пути к небу душе требуется помощь. Поэтому китайские похороны проводятся с соблюдением сложных процедур, обеспечивающих душу всем необходимым снаряжением в дольний путь. С помощью даосских жрецов члены семьи произносят молитвы, делают подношения еды, жгут бумажные деньги – а в некоторых случаях даже бумажные автомобили, самолеты и слуг – чтобы душа ни в чем не нуждалась по дороге. Противостоящих усопшему злых духов задабривают жертвами и громкими причитаниями. Очень важно правильно выбрать место для могилы. По этому поводу консультируются у гадателя-геоманта. Могила должна содержаться в полном порядке, и проживающей в ней душе следует периодически приносить еду. Потомки должны посещать могилу, особенно в дни весеннего праздника (тзинь-мень). На протяжении ста дней старшего наследника мужского пола проводятся поминальные службы. Буддийский или даосский жрец освещает памятную дощечку предков, в которую обычно вписывают имя усопшего и его послужной список и наклеивают фотографию. Над дощечкой жгут благовонные палочки и в определенные праздничные дни ставиться еда. Молодожены, проходя мимо, обязаны каждый раз перед ней кланяться. Ее присутствие сплачивает семью и обеспечивает покровительство и благословение всем родственникам.

 

Иудаизм. Кончина и воскрешение.

Последние слова умирающего еврея либо произносимые другими, если он слишком немощен – это слова Шма, те самые, которые первыми учатся детьми: «Слушай, Израиль: Господь, Бог наш, Господь един…». На похоронах в знак глубокой скорби близкие слегка разрывают на себе одежду, выражая горе. Похоронный ритуал, которому присуща простота даже и в богатых семьях, проводится как можно скорее, желательно в пределах двадцати четырех часов после кончины. Молебнов по усопшему не бывает, но присутствующие читают на память кадиш, молитву о величии Бога. Произносить кадиш, поминая усопших родителей, - особая обязанность детей.

После похорон близкие родственники возвращаются домой для недельного траура в семейном кругу. Этот период известен как «Шива», или семь дней, все это время скорбящие сидят на низком табурете либо даже на полу. В годовщину кончины родителей их дети зажигают поминальную свечу и читают кадиш, завершая синагогальную службу.

Доктрина воскрешения в торе отсутствует, и некоторые рассматривают ее как заимствование из христианства. В иудаизме мысль о жизни после смерти выражена в известных Тринадцати Догматах Веры: «Я с совершенной убежденностью верю, что наступит воскрешение умерших в то время, которое должно быть избрано Создателем». Но все же истина в том, что иудаизм отдает преимущество не загробной, а прежде всего настоящей жизни и соблюдению Закона Божьего сейчас, а не в будущем.


Приложение №2

Заповеди хосписа.

1) Хоспис – не дом смерти. Это качественная жизнь до конца. Мы работаем с живыми людьми. Только они умирают раньше нас.

2) Основная идея хосписа – облегчить боль и страдания как физические, так и душевные. Мы мало можем сами по себе, и только с пациентом и его близкими мы находим огромные силы и почти неиссякаемые возможности.

3) Нельзя торопить смерть и нельзя тормозить смерть. Каждый человек живёт свою жизнь. Время её не знает никто. Мы лишь попутчики на этом этапе жизни человека.

4) За смерть нельзя платить. Как и за рождение.

5) Если пациента нельзя вылечить, это не значит, что для него ничего нельзя сделать. То, что кажется мелочью, пустяком в нашей жизни, - для пациента имеет огромный смысл.

6) Пациент и его близкие – единое целое. Будь деликатен, входя в семью. Не суди, а помогай.

7) Пациент всегда прав. Он мудр, он ближе к смерти.

8) Каждый индивидуален. Нельзя навязывать пациенту своих убеждений. Пациент даёт больше, чем мы можем дать ему.

9) Репутация хосписа – превыше всего.

10) Не спеши, приходя к пациенту. Не стой над пациентом – посиди рядом. Как бы мало времени не было, его достаточно, чтобы сделать всё возможное. Если думаешь, что не всё успел, то общение с близкими ушедшего успокоит тебя.

11) Ты должен принять от пациента все, вплоть до агрессии. Прежде, чем что-нибудь делать – пойми человека, прежде, чем понять – прими его.

12) Говори правду, если пациент этого желает. Будь готов к правде и искренности, но не спеши.

13) «Незапланированный» визит не менее ценен, чем визит «по графику». Чаще заходи к пациенту. Не можешь зайти – позвони; не можешь позвонить – вспомни и всё-таки… позвони.

14) Хоспис – дом для пациентов. Мы – хозяева этого дома, поэтому: переобуйся и вымой за собой чашку.

15) Не оставляй свою доброту, честность и искренность у пациента – всегда носи их с собой.

16) Главное, что ты должен знать, что ты знаешь очень мало.

 

«Лицом к лицу со смертью человек вырастает в такую меру, какой он не знал раньше»


Приложение №3